RU

/

EN
burger-menu

Поиск по сайту:

airplane photo

Страна : Россия

Год : 1915

Летающая лодка

Одномоторная летающая лодка разведчик/бомбардировщик прибрежного действия

Варианты

М-9 Д. П. Григоровича

   Прототипы М-6, М-7 и М-8 стали попытками Д.П. Григоровича построить лодку, более крупную, чем М-5, и с более мощным мотором. Первый гидроплан М-9 успешно прошел испытания в Баку с декабря 1915 года по январь 1916 года.Экипаж летающей лодки состоял из двух или трех человек. Летчик и наблюдатель размещались бок о бок в передней части корпуса, в носовой оконечности корпуса была оборудована кабина стрелка. Площадь рулей гидросамолета М-9, в сравнении с М-5, увеличена.
   Основной вариант М-9 оснащался звездообразным мотором водяного охлаждения Salmson Canton-Unne мощностью 150 л. с., хотя в качестве альтернативы ставились 220-сильные моторы Renault или 140-сильные Hispano-Suiza. М-9, известная также как ЩМ-9 и "Гидросамолет 9", стала одной из самых удачных одномоторных летающих лодок Первой мировой войны; построено более 500 таких машин. Самолеты использовались как разведчики и бомбардировщики на Балтике против Германии, а на Черном море воевали с турецким и другими, союзными Германии, флотами.
   В начале 1915 года в состав Черноморского флота вошли гидроавиатранспорты "Александр I" и "Николай I", из которых была сформирована дивизия гидрокрейсеров. На каждом гидроавиатранспорте базировались по восемь гидропланов, сначала это были Curtiss F и М-5 Григоровича, а с середины 1916 года - М-9. Лодки опускали и поднимали с воды большим корабельным краном. Позже в гидроавиатранспорты перестроили несколько захваченных румынских судов, на которых стали базироваться по нескольку М-9. Лодки М-9, действуя с кораблей и гидродромов, интенсивно принимали участие в боевых действиях. Летом 1916 года на нескольких М-9 для борьбы с надводными целями установили по одной 37-мм пушке Oerlikon или Hotchkiss.
   Лодки М-9 активно применялись на Балтийском море, в том числе с гидрокрейсера "Орлица", с баз на острове Сааремаа и в Таллине. В июне 1916 года девятка самолетов М-9 с береговой базы Кильконд, ведомая пионером полярной авиации Яном Нагурским, нанесла удар по германской авиабазе в Ангерне. На перехват российских самолетов поднялись германские истребители. Уходя от преследователя, Ян Нагурский впервые в истории авиации выполнил "петлю" на гидросамолете. Повторно "петлю" Нагурский выполнил над своей базой 17 сентября 1916 года.
   М-9 применялись и в годы гражданской войны. Именно М-9 с наибольшим успехом применялись в Красной Армии. Специальные баржи, на которых базировались гидросамолеты, действовали на Дону и Волге. Летающие лодки спускались и поднимались по откидным слипам.
   М-9 эксплуатировались до середины 1920-х годов. Финляндии в 1918 году достались девять М-9 и одна М-5, последнюю лодку М-9 финны списали в 1918 году.


Варианты

   М-19: Д.П. Григорович работал на заводе Щетинина до марта 1918 года. В этот период был построен прототип М-19, разработанный на основе М-9, но с размахом крыла 13,00 м, длиной 8,50 м и площадью крыла 48,00 м2, с мотором Salmson мощностью 160 л.с.
   М-23бис: в 1923 году Д. П. Григорович спроектировал на основе М-9 лодку М-23 с мотором Fiat. Небольшое количество доработанных лодок М-23бис были построены в 1924 году авиазаводом № 3 в Ленинграде. На М-23бис установили мотор Fiat мощностью 280 л.с.; размах крыла составлял 12,50 м, площадь крыла - 45,80 м2, взлетная масса - 1650 кг


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   М-9

   Тип: одномоторная летающая лодка разведчик/бомбардировщик прибрежного действия
   Силовая установка: 9-цилиндровый звездообразный мотор Salmson Canton-Unne мощностью 150 л. с.
   Летные характеристики: максимальная скорость 110 км/ч; практический потолок 3000 м; продолжительность полета 3 ч 30 мин
   Масса: пустого 1060 кг; максимальная взлетная 1540 кг
   Размеры: размах крыла 16,00 м; длина 9,00 м; площадь крыла 54,80 м!
   Вооружение: один 7,62-мм пулемет или одна 37-мм пушка, до 100 кг бомб

Показать полностью
  • Описание
  • Фотографии