Arado Ar.234 Blitz
Страна: Германия
Год: 1943


Одноместный многоцелевой боевой самолет
Описание:
Ar.234 Blitz
Arado Ar 234
Фотографии

Ar.234 Blitz

Реактивный двухмоторный (или четырехмоторный) разведчик и бомбардировщик, цельнометаллический моноплан. Трехколесное убирающееся шасси с носовой стойкой. Экипаж - 1 чел. Самолет был создан в КБ фирмы "Арадо флюгцойгверке" под руководством инженеров Блюма и Рабески. Первый опытный образец самолета, Ar 234V1 (проект Е.370), впервые взлетел 15 июня 1943 г. Отдельные элементы конструкции разведчика-бомбардировщика Ar 234B отрабатывались на опытных самолетах V9 и V10. Опытный Ar 234V11, являвшийся образцом разведчика-бомбардировщика, впервые взлетел 10 мая 1944 г.
Серийное производство начали на заводе "Арадо" в Альт-Ленневице с июня 1944 г., выпустив малую серию самолетов Ar 234B-0. Узлы поставлялись туда с других предприятий. Всего изготовили 234 экз. (бомбардировщиков и разведчиков вместе), из них в войска поступили около 150.
Вооружение 2x20. Количество и тип двигателей, бомбовая нагрузка - в зависимости от модификации.
Ar 234 состоял на вооружении только в Германии, с июля 1944 г.
В качестве разведчиков строились следующие модификации:
  - Ar 234B-1 - дальний разведчик с двумя двигателями Jumo 004B-1, бомбового вооружения нет;
  - Ar 234B-2/b - разведчик-бомбардировщик с двумя двигателями Jumo 004B-1 и бомбовой нагрузкой до 1700 кг;
  - Ar 234C-1 - дальний разведчик с гермокабиной и четырьмя двигателями BMW003A-1, бомбового вооружения нет.
Во время войны выпускались две основные модификации бомбардировщика:
  - Ar 234B-2 с двумя двигателями Jumo 004B-1;
  - Ar 234C-2 с четырьмя двигателями BMW 003A-1.
Первая разведывательная часть, оснащенная реактивной техникой, была сформирована в мае 1944 г. С сентября того же года самолеты Ar 234B-1 начали разведку портов и аэродромов в Южной Англии. Фактически это были войсковые испытания нового разведчика. Большинство Ar 234 эксплуатировалось на Западном фронте в северных районах Франции, Бельгии и Нидерландов. Эти машины начали активно применяться там с ноября 1944 г., в том числе участвовали в подготовке немецкого контрнаступления в Арденнах. В декабре 1944 г. Ar 234B участвовали в налетах на войска союзников во время контрнаступления. С января 1945 г. одна эскадрилья стала действовать в Южной Германии, другая - из Ставангера (в северной части Норвегии). С весны того же года зондеркоманда "Зоммер" начала фотографировать Северную Италию из района Триеста. Самолеты типа C-2 проходили войсковые испытания на фронте в феврале 1945 г. Тогда же непосредственно на фронте проводилась модернизация фотооборудования Ar 234.
В апреле 1945 г. Люфтваффе располагали тремя эскадрильями и одной отдельной командой реактивных разведчиков, дислоцировавшимися в Германии, Дании и Норвегии. К фотографированию объектов противника и разведке погоды привлекались также самолеты-бомбардировщики.
Производство Ar 234 продолжалось вплоть до захвата союзниками завода весной 1945 г. С вооружения самолет не снимался до конца войны.
Один самолет типа Ar 234B-2 был захвачен советскими войсками в апреле 1945 г. на аэродроме Путних в Германии. Позднее он облетывался в НИИ ВВС. Несколько трофейных машин испытывались после войны также в Великобритании и США.


Ar 234B-2||
Размах:||14,1 м
Длина:||12,6 м
Моторы, количество х тяга:||2x900 кг
Взлетная масса, максимальная:||9858 кг
Максимальная скорость:||740 км/ч
Практический потолок:||10000 м
Дальность:||1620 км

Arado Ar 234

Ar 234 компании "Arado" был первым бомбардировщиком, оснащенным турбореактивными двигателями, хотя изначально его сконструировали по заданию германского Министерства авиации как скоростной разведчик. Работа над Ar 234 началась в конце 1940 года. В начале следующего года конструкторская группа "Arado" закончила проект под обозначением Е.370. Это было началом процесса, результатом которого в 1943 году стал прототип самолета Ar 234. Это был высокоплан с двигателями в гондолах, крепившихся к нижней части крыла. Его фюзеляж имел столь малое поперечное сечение, что не мог вместить обычное убираемое шасси. Проблему решили с помощью специальной тележки, сбрасываемой после взлета, и посадочной лыжи на телескопических стойках.
  Из-за задержки разработки турбореактивных двигателей первый готовый комплект двигателей Jumo 004B-0 появился только в феврале 1943 года. В марте начались их оценочные испытания. К маю на прототип установили два испытанных двигателя, а его первый полет состоялся 15 июня. Оригинальная техника взлета состояла в том, что на высоте 60 метров стартовая тележка сбрасывалась и приземлялась на пяти парашютах. Парашютная система, однако, вызывала проблемы, и после поломки первых двух тележек было решено сбрасывать колеса сразу после взлета.
  Оснащенная тележкой модификация получила обозначение Ar 234A. Третий прототип, совершивший первый полет 22 августа 1943 года, был оснащен ракетным ускорителем взлета (RATO) и герметичной кабиной с катапультируемым сиденьем. Четвертый и пятый прототипы совершили свои первые полеты 15 сентября и 20 декабря. Следующим поднялся в воздух восьмой прототип, оснащенный четырьмя двигателями BMW 003A-1 тягой по 7.85 кН, установленными попарно в двух гондолах. Та же силовая установка, но размещенная в четырех отдельных гондолах, использовалась на шестом прототипе, впервые поднявшемся в воздух 8 апреля 1944 года. К этому времени тяга двигателей Junkers 004B была увеличена с 8,24 кН до 8,73 кН. Два таких двигателя были установлены на седьмом и последнем прототипах серии A.
  Использование колесных тележек в боевой обстановке было весьма проблематичным, поэтому самолеты серии B (получившие название Blitz - "Молния") имели чуть более широкий фюзеляж. позволяющий разместить обычное трехколесное шасси, хотя и с очень узкой колеей. Восьмой прототип был первенцем новой модификации, он впервые поднялся в воздух 10 марта 1944 года. За ним 2 апреля последовала десятая машина с негерметизированной кабиной без катапультируемого сиденья, но с бомбодержателями под гондолами двигателей. Самолет использовался для испытания вычислительного устройства для прицельного бомбометания (бомбового вычислителя) BZA. Самыми примечательными прототипами серии B были 13-й экземпляр (с четырьмя двигателями BMW 003A-1), а также 15-й и 17-й (с двумя двигателями BMW). Они использовались для испытаний силовых установок.
  Несмотря на затруднения с буксировкой по земле на лыжах, пятый и седьмой прототипы были в июле 1944 года представлены для эксплуатационной оценки в качестве разведывательных самолетов. Эти машины, оснащенные ракетными ускорителями взлета Walter, всегда избегали перехвата в многочисленных разведывательных полетах над территорией противника, осуществляемых с базы в Реймсе (Франция). Позже, наряду с небольшим количеством Ar 234B-1, их включили в состав двух экспериментальных разведывательных подразделений, которые несли службу до конца войны.
  Бомбардировочная модификация прошла боевое крещение в 76-й бомбардировочной эскадре, а специально оборудованные Ar 234 использовались в "Коммандо Бонов" - экспериментальном подразделении ночных истребителей.


Модификации

  Ar 234B-0: 20 опытных самолетов, большинство из которых использовалось для дальнейших разработок; без катапультируемого кресла или герметичной кабины
  Ar 234B-1: разведывательная модификация
  Ar 234B-2: бомбардировочная модификация с максимальной бомбовой нагрузкой 2000 кг
  Ar 234C: серийная четырехмоторная модификация с двигателями BMW 003A-1; 19-й прототип соответствовал этому стандарту и впервые поднялся в воздух 30 сентября 1944 года
  Ar 234C-1: четырехмоторный эквивалент B-1 с гермокабиной и двумя 20-мм пушками, стреляющими назад
  Ar 234C-2: четырехмоторный эквивалент B-2
  Ar 234C-3: многоцелевая модификация; с 21 -го по 25-й прототип были построены с поднятыми и переделанными кабинами; вооружение такое же, как на C-1, но с двумя дополнительными 20-мм пушками внизу носовой части; различная бомбовая нагрузка на трех пилонах ETC
  Ar 234C-3/N: проект двухместного ночного истребителя с двумя 30-мм и двумя 20-мм пушками, а также РЛС FuG 218 Neptun V
  Ar 234C-4: разведывательная модификация с двумя фотокамерами и четырьмя 20-мм пушками
  Ar 234C-5: 28-й прототип, оснащенный расположенными в ряд сиденьями пилота и штурмана-бомбардира
  Ar 234C-6: проект двухместного разведывательного самолета, должен был стать 29-м прототипом
  Ar 234C-7: ночной истребитель, схожий с C-3/N, но с расположенными в ряд сиденьями экипажа и РЛС FuG 245 Bremen сантиметрового диапазона
  Ar 234C-8: проект одноместного бомбардировщика с двумя двигателями Jumo 004D тягой по 10.59 кН
  Ar 234D: с 31-го по 40-й прототип, построенные в конце войны, должны были представлять эту модификацию с силовой установкой из двух двигателей Heinkel-Hirth HeS 011A тягой по 12,75 кН
  Ar 234D-1: проект разведчика с двигателями Heinkel-Hirth HeS 011A
  Ar 234D-2: проект бомбардировщика с двигателями Heinkel-Hirth HeS 011A
  Ar 234P: проект ночного истребителя
  Ar 234P-1: двухместный самолет с четырьмя двигателями BMW 003A-1, вооруженный одной 20-мм и одной 30-мм пушками
  Ar 234P-2: двухместный самолет с переделанной кабиной, защищенной 13-мм броневым листом
  Ar 234P-3: эквивалент P-2, оснащенный двигателем HeS 011A, но с двумя 20-мм и двумя 30-мм пушками
  Ar 234P-4: аналогичен P-3. но с двигателями Jumo 004D
  Ar 234P-5: трехместная модификация с двигателями HeS 011A а также с четырьмя 30-мм и двумя 20-мм пушками


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Arado Ar 234B-2 Blitz

  Тип: одноместный многоцелевой боевой самолет
  Силовая установка: два турбореактивных двигателя Junkers Jumo 004B тягой no 8.73 кН
  Летные данные: максимальная скорость 740 км/ч на высоте 6000 м; подъем на высоту 6000 м и 17 мин 30с с бомбовой нагрузкой в 1500 кг; практический потолок 10000м;дальность полета 1630км
  Масса: пустого 5200 кг; максимальная взлетная 9850 кг
  Размеры: размах крыла 14,10 м; длина 12,64 м; высота 4,30 м; площадь крыла 26.40 м:
Этот ранний Ar 234B-1 из подразделения особого назначения "Sperling" ("Воробей"), базировавшегося в Рейне в конце 1944 года, несет подкрыльевые ракетные ускорители взлета Walter HWK 500A-1 Rauchgerate.
Ar 234B-2. В октябре 1944 года первые реактивные бомбардировщики получила штабная эскадрилья 76-й эскадры. Изображен самолет из II./KG-76. II группа начала перевооружение на новую технику в ноябре 1944-го, накануне наступления немецких войск в Арденнах, которое началось в декабре.
Бомбардировщик Арадо Ar 234B-2
Разведчик Ar 234B, отреставрированный для Национального аэрокосмического музея США, 2003г.
Опытный образец реактивного разведчика, Ar 234V1, на стартовой тележке
Для взлета Ar 234A ставился на тележку, передняя опора которой могла поворачиваться, а колеса основных опор были снабжены тормозами. Тележку сбрасывали вскоре после отрыва от ВПП, чтобы избежать ее повреждения.
Первый вариант Ar 234A с тележкой, оснащенной колесами большого диаметра. Разворот самолета осуществлялся поворотом носовой опоры тележки, на основных колесах установлены тормоза. После взлета тележка сбрасывалась и могла использоваться повторно. «Лыжно-тележечное» шасси не отличалось надежностью, поэтому на серийном Ar 234B использовали обычное убираемое колесное шасси.
15 июня 1943г. Стартовал первый в мире турбореактивный разведчик-бомбардировщик Arado Ar 234V-1 Blitz (GK+IV).
Подобно Me-262, ставшему первым в мире реактивным истребителем, Ar 234 (на снимке предположительно V5) является первым в мире реактивным бомбардировщиком, хотя самолет проектировался как разведчик.
The Arado Ar 234A, which has a skid undercarriage, taking off on an auxillary wheeled chassis.
Одной из особенностей Ar 234 являлось шасси очень необычной конструкции. В заполненном топливом фюзеляже небольшого сечения, равно как в крыле и гондолах двигателей, не оставалось места для размещения шасси, поэтому конструкторы выбрали схему шасси со сбрасываемой колесной тележкой. В первых полетах прототипа Ar 234 V1 сброс тележки выполнялся после набора самолетом высоты, но затем тележку стали сбрасывать сразу после отрыва от ВПП, как на снимке.
Ракетные ускорители Ar 234 оставляли за собой шлейфы черного дыма. Они предназначались для сокращения длины разбега. Пробег после посадки уменьшал тормозной парашют.
Ранний Ar 234 в полете с выпущенной посадочной лыжей. Максимальная скорость Ar 234 без внешних подвесок ограничивалась значением М=0,78, этого вполне хватало, чтобы уйти от любого истребителя союзников. Несмотря на высокие скоростные и высотные характеристики, Ar 234 не являлся неуязвимым самолетом - несколько Ar 234 стали жертвами пушек менее скоростных истребителей союзников.
Посадка Ar 234 на грунтовый аэродром, выпущены основная лыжа под фюзеляжем и две поддерживающие под гондолами двигателей. Центральная лыжа использовалась как шасси при взлете, однако к ней крепилась сбрасываемая колесная тележка.
Разведчик Ar 234B-0
Серийный разведчик Ar 234B-1/b
Трофейный представитель самого многочисленного варианта этого самолета - Ar 234B-2. Над кабиной возвышается обтекатель перископа, предназначенного для обзора задней полусферы.
Реактивный бомбардировщик Ar 234B-2
Трофейный Ar 234B, получивший собственное имя "Snafu 1",
Ar 234B-2 получился более пригодным к боевому применению, чем его предшественник Ar 234B-1. Он был способен вести разведку и бомбометание, а также использовался в качестве самолета-лидера групп бомбардировщиков. Для ускорения взлета он оснащался ракетными ускорителями Rauchgerate, которые монтировались под крылом с внешних сторон мотогондол.
Ar 234B-2 WNr 140311, formerly of II./KG 76, was handed over to the RAF at Stavanger in Norway in May 1945. Becoming USA 40, then No 404, it was transported to the USA aboard HMS Reaper and delivered to Freeman Field, where it is seen here.
Captured at Grove in Denmark in 1945, this Arado Ar 234B was brought to the USA to become No 202, named Jane I. It was flown from Newark to the US Navy Flight Test Division at NAS Patuxent River, Maryland, but remained grounded owing to a lack of spares. It was struck off charge in December 1946 and dumped into the Patuxent in the early 1970s.
Ar 234B-2, захваченный советскими войсками в Рехлине, 1945 г.
Линейка самолетов Ar 234 в ожидании приказа на боевой вылет во время арденнского наступления, декабрь 1944-го - январь 1945 года. Самолеты Arado тогда применялись для нанесения ударов по передовым позициям союзников.
На аэродроме бомбардировщики Ar 234
Заправка Ar 234 топливом
Ar 234 выруливает на старт, на заднем плане - бомбардировщик Ju 188. Первый в мире реактивный бомбардировщик Ar 234 также выполнял разведывательные полеты в небе Европы.
Ar 234 действовали, главным образом, с аэродрома Рейне, хотя в ограниченных масштабах они работали и с баз во Франции и Италии. На взлет выруливает первый прототип B-серии Ar 234 V9 (WerkNr 130009, PH+SQ); самолет оснащен стартовыми ускорителями Rauchgerate, под фюзеляжем и гондолами двигателей подвешены 500-кг бомбы SC 500J.
Ar 234 использовался в испытаниях "воздушного прицепа" - Deichselschlepp. "Прицеп" позволял увеличить дальность полета, он представлял собой оснащенный крылом, шасси и килем топливный бак емкостью 2800 л. Жесткая сцепка одновременно являлась топливопроводом.
Буксируемый топливный бак Deichselschlepp являлся кардинально переделанным самолетом-снарядом Fiesler Fi 103 (V-1). С V-1 демонтировали двигатель, боеголовку и систему управления, а взамен добавили примитивное шасси.
Самолет Ar 234 V13, построенный как прототип для серии "В", позже переделали для испытаний серии "С".
The Arado Ar 234C fitted with four BMW 003 jet units in two paired units.
С целью увеличения мощности силовой установки на Ar 234 поставили четыре двигателя BMW 003A вместо двух Junkers Jumo 004B. Четырехдвигательная машина получила обозначение Ar 234C.
Высотные разведчики Ar 234 оставались практически неуязвимыми для истребителей союзников, они беспрепятственно летали и над Англией. На фотографии: техники устанавливают фотокамеру в фюзеляжный отсек Ar 234.
Кабина Arado Ar 234
An ignominious ending for the Airabonita, seen here inverted, and one of the Ar 234Bs, in a photo taken at Pax River at low tide in 1976.
Sharing the same section of shoreline in this photo taken by Chris Koberg in 1976 are one of the Ar 234Bs and the Bell XFL-1 Airabonita, both slowly becoming obscured as soil is dumped over the escarpment in attempts to stabilise the riverbank.
LEFT The remains of one of the Ar 234’s Junkers Jumo 004B axiai-fiow turbojet engines at Pax River in the spring of 1976. The photographs show that despite their rough treatment, the airframes were in relatively good condition. RIGHT The empennage of one of the Ar 234s. The swastika on the fin has been “souvenired”.
One of the Ar 234s looking as though it is trying to claw its way back to the top of the riverbank. The jet bomber’s back was broken as a result of having been pushed backwards off the escarpment. To view the exact location of the site, enter the following coordinates in the “Fly to” box in Google Earth: 38.304301, -76.41621.
Ar 234B-2/1pr. Изображены Arado Ar 234 из 9-й эскадрильи III группы KG 76 (III/KG 76), единственного бомбардировочного авиаполка Люфтваффе, вооруженного реактивными бомбардировщиками. II группу перевооружили на Ar 234 в ноябре, ее самолеты наносили удары по войскам союзников во время наступления в Арденнах. В январе 1945 года Ar 234 получили подразделения I/KG 76 и II/KG 76, но по штату их укомплектовать самолетами не успели. Некомплектная III группа после февраля, когда полеты не выполнялись из-за отсутствия топлива, стала самым активным подразделением, вооруженным Ar 234. Она сыграла видную роль в налетах на мост в Ремагене. Ar 234 бомбили мост, а Me 262 из сопровождения штурмовали зенитки.
Ar 234B-2
Arado Ar 234b-2/1r Blitz
Ar 234C с Fi 103, Ar 234B с Fi 103
The Arado Ar 234B Bomber-Reconnaissance Monoplane.
Ar 234 V1
Arado Ar 234B-1/b
Arado Ar 234B-2
Ar 234B-2
Ar 234 V6
Ar 234 V8
Ar 234C-3
Ar 234 V16