
Ar.234 Blitz
Реактивный двухмоторный (или четырехмоторный) разведчик и бомбардировщик, цельнометаллический моноплан. Трехколесное убирающееся шасси с носовой стойкой. Экипаж - 1 чел. Самолет был создан в КБ фирмы "Арадо флюгцойгверке" под руководством инженеров Блюма и Рабески. Первый опытный образец самолета, Ar 234V1 (проект Е.370), впервые взлетел 15 июня 1943 г. Отдельные элементы конструкции разведчика-бомбардировщика Ar 234B отрабатывались на опытных самолетах V9 и V10. Опытный Ar 234V11, являвшийся образцом разведчика-бомбардировщика, впервые взлетел 10 мая 1944 г.
Серийное производство начали на заводе "Арадо" в Альт-Ленневице с июня 1944 г., выпустив малую серию самолетов Ar 234B-0. Узлы поставлялись туда с других предприятий. Всего изготовили 234 экз. (бомбардировщиков и разведчиков вместе), из них в войска поступили около 150.
Вооружение 2x20. Количество и тип двигателей, бомбовая нагрузка - в зависимости от модификации.
Ar 234 состоял на вооружении только в Германии, с июля 1944 г.
В качестве разведчиков строились следующие модификации:
- Ar 234B-1 - дальний разведчик с двумя двигателями Jumo 004B-1, бомбового вооружения нет;
- Ar 234B-2/b - разведчик-бомбардировщик с двумя двигателями Jumo 004B-1 и бомбовой нагрузкой до 1700 кг;
- Ar 234C-1 - дальний разведчик с гермокабиной и четырьмя двигателями BMW003A-1, бомбового вооружения нет.
Во время войны выпускались две основные модификации бомбардировщика:
- Ar 234B-2 с двумя двигателями Jumo 004B-1;
- Ar 234C-2 с четырьмя двигателями BMW 003A-1.
Первая разведывательная часть, оснащенная реактивной техникой, была сформирована в мае 1944 г. С сентября того же года самолеты Ar 234B-1 начали разведку портов и аэродромов в Южной Англии. Фактически это были войсковые испытания нового разведчика. Большинство Ar 234 эксплуатировалось на Западном фронте в северных районах Франции, Бельгии и Нидерландов. Эти машины начали активно применяться там с ноября 1944 г., в том числе участвовали в подготовке немецкого контрнаступления в Арденнах. В декабре 1944 г. Ar 234B участвовали в налетах на войска союзников во время контрнаступления. С января 1945 г. одна эскадрилья стала действовать в Южной Германии, другая - из Ставангера (в северной части Норвегии). С весны того же года зондеркоманда "Зоммер" начала фотографировать Северную Италию из района Триеста. Самолеты типа C-2 проходили войсковые испытания на фронте в феврале 1945 г. Тогда же непосредственно на фронте проводилась модернизация фотооборудования Ar 234.
В апреле 1945 г. Люфтваффе располагали тремя эскадрильями и одной отдельной командой реактивных разведчиков, дислоцировавшимися в Германии, Дании и Норвегии. К фотографированию объектов противника и разведке погоды привлекались также самолеты-бомбардировщики.
Производство Ar 234 продолжалось вплоть до захвата союзниками завода весной 1945 г. С вооружения самолет не снимался до конца войны.
Один самолет типа Ar 234B-2 был захвачен советскими войсками в апреле 1945 г. на аэродроме Путних в Германии. Позднее он облетывался в НИИ ВВС. Несколько трофейных машин испытывались после войны также в Великобритании и США.
Ar 234B-2||
Размах:||14,1 м
Длина:||12,6 м
Моторы, количество х тяга:||2x900 кг
Взлетная масса, максимальная:||9858 кг
Максимальная скорость:||740 км/ч
Практический потолок:||10000 м
Дальность:||1620 км
Описание:
- Ar.234 Blitz
- Arado Ar 234
Фотографии
-
Мировая Авиация 32
Этот ранний Ar 234B-1 из подразделения особого назначения "Sperling" ("Воробей"), базировавшегося в Рейне в конце 1944 года, несет подкрыльевые ракетные ускорители взлета Walter HWK 500A-1 Rauchgerate.
-
Мировая Авиация 28
Ar 234B-2. В октябре 1944 года первые реактивные бомбардировщики получила штабная эскадрилья 76-й эскадры. Изображен самолет из II./KG-76. II группа начала перевооружение на новую технику в ноябре 1944-го, накануне наступления немецких войск в Арденнах, которое началось в декабре.
-
Моделист-Конструктор Дальние и высотные разведчики Второй мировой войны
Разведчик Ar 234B, отреставрированный для Национального аэрокосмического музея США, 2003г.
-
Моделист-Конструктор Дальние и высотные разведчики Второй мировой войны
Опытный образец реактивного разведчика, Ar 234V1, на стартовой тележке
-
Мировая Авиация 28
Для взлета Ar 234A ставился на тележку, передняя опора которой могла поворачиваться, а колеса основных опор были снабжены тормозами. Тележку сбрасывали вскоре после отрыва от ВПП, чтобы избежать ее повреждения.
-
Мировая Авиация 232
Первый вариант Ar 234A с тележкой, оснащенной колесами большого диаметра. Разворот самолета осуществлялся поворотом носовой опоры тележки, на основных колесах установлены тормоза. После взлета тележка сбрасывалась и могла использоваться повторно. «Лыжно-тележечное» шасси не отличалось надежностью, поэтому на серийном Ar 234B использовали обычное убираемое колесное шасси.
-
Мировая Авиация 232
15 июня 1943г. Стартовал первый в мире турбореактивный разведчик-бомбардировщик Arado Ar 234V-1 Blitz (GK+IV).
Подобно Me-262, ставшему первым в мире реактивным истребителем, Ar 234 (на снимке предположительно V5) является первым в мире реактивным бомбардировщиком, хотя самолет проектировался как разведчик. -
Jane's All the World Aircraft 1946 / 03 - All the world's aeroplanes
The Arado Ar 234A, which has a skid undercarriage, taking off on an auxillary wheeled chassis.
-
Мировая Авиация 232
Одной из особенностей Ar 234 являлось шасси очень необычной конструкции. В заполненном топливом фюзеляже небольшого сечения, равно как в крыле и гондолах двигателей, не оставалось места для размещения шасси, поэтому конструкторы выбрали схему шасси со сбрасываемой колесной тележкой. В первых полетах прототипа Ar 234 V1 сброс тележки выполнялся после набора самолетом высоты, но затем тележку стали сбрасывать сразу после отрыва от ВПП, как на снимке.
-
Мировая Авиация 28
Ракетные ускорители Ar 234 оставляли за собой шлейфы черного дыма. Они предназначались для сокращения длины разбега. Пробег после посадки уменьшал тормозной парашют.
-
Мировая Авиация 232
Ранний Ar 234 в полете с выпущенной посадочной лыжей. Максимальная скорость Ar 234 без внешних подвесок ограничивалась значением М=0,78, этого вполне хватало, чтобы уйти от любого истребителя союзников. Несмотря на высокие скоростные и высотные характеристики, Ar 234 не являлся неуязвимым самолетом - несколько Ar 234 стали жертвами пушек менее скоростных истребителей союзников.
-
Мировая Авиация 232
Посадка Ar 234 на грунтовый аэродром, выпущены основная лыжа под фюзеляжем и две поддерживающие под гондолами двигателей. Центральная лыжа использовалась как шасси при взлете, однако к ней крепилась сбрасываемая колесная тележка.
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v2
Arado Ar.234 Blitz prototype.
-
Моделист-Конструктор Дальние и высотные разведчики Второй мировой войны
Разведчик Ar 234B-0
-
Моделист-Конструктор Бомбардировщики Второй мировой войны
Реактивный бомбардировщик Ar 234B-2
-
Jane's All the World Aircraft 1946 / 03 - All the world's aeroplanes
The Arado Ar 234B Bomber-Reconnaissance Monoplane (two Junkers Jumo 004 jet units).
-
Aeroplane Monthly 1978-04 / H.Levy - American war booty
Another Freeman Field exhibit which is still with us is Arado Ar234B-1/b Blitz FE-1010 (W. Nr 623167, Luftwaffe 140312), again stored by the Smithsonian. Powered by a pair of Junkers Jumo 004B axial-flow turbojets rated at 1,980lb s.t., this variant was an unarmed single-seat reconnaissance aircraft. The B-1s became operational in the autumn of 1944, and 201 B variants were built. With a speed of 471 m.p.h. at 19,700ft and a service ceiling of 37,700ft, the Blitz was an excellent aeroplane, and claims the title of the world's first operational jet bomber.
-
Моделист-Конструктор Дальние и высотные разведчики Второй мировой войны
Серийный разведчик Ar 234B-1/b
-
Мировая Авиация 28
Трофейный представитель самого многочисленного варианта этого самолета - Ar 234B-2. Над кабиной возвышается обтекатель перископа, предназначенного для обзора задней полусферы.
-
Мировая Авиация 28
Трофейный Ar 234B, получивший собственное имя "Snafu 1",
-
Aviation Historian 16 / T.Oliver - Hands Across the Water?
One of the types demonstrated to the Japanese delegation at Rechlin in June 1944 was the turbojet-powered Arado Ar 234B, two prototypes of which were put into service as highspeed reconnaissance machines that July.
-
Мировая Авиация 28
Ar 234B-2 получился более пригодным к боевому применению, чем его предшественник Ar 234B-1. Он был способен вести разведку и бомбометание, а также использовался в качестве самолета-лидера групп бомбардировщиков. Для ускорения взлета он оснащался ракетными ускорителями Rauchgerate, которые монтировались под крылом с внешних сторон мотогондол.
-
Aviation Historian 5 / J.Picarella, C.Koberg - Sunken treasure?
Ar 234B-2 WNr 140311, formerly of II./KG 76, was handed over to the RAF at Stavanger in Norway in May 1945. Becoming USA 40, then No 404, it was transported to the USA aboard HMS Reaper and delivered to Freeman Field, where it is seen here.
-
Aviation Historian 5 / J.Picarella, C.Koberg - Sunken treasure?
Captured at Grove in Denmark in 1945, this Arado Ar 234B was brought to the USA to become No 202, named Jane I. It was flown from Newark to the US Navy Flight Test Division at NAS Patuxent River, Maryland, but remained grounded owing to a lack of spares. It was struck off charge in December 1946 and dumped into the Patuxent in the early 1970s.
-
Моделист-Конструктор Дальние и высотные разведчики Второй мировой войны
Ar 234B-2, захваченный советскими войсками в Рехлине, 1945 г.
-
Мировая Авиация 28
Линейка самолетов Ar 234 в ожидании приказа на боевой вылет во время арденнского наступления, декабрь 1944-го - январь 1945 года. Самолеты Arado тогда применялись для нанесения ударов по передовым позициям союзников.
-
Авиация и Космонавтика 2013-04 / В.Бакурский - Реактивные самолеты Германии. Могли ли они изменить ход войны? /Из истории мировой авиации/
На аэродроме бомбардировщики Ar 234
-
Мировая Авиация 28
Ar 234 выруливает на старт, на заднем плане - бомбардировщик Ju 188. Первый в мире реактивный бомбардировщик Ar 234 также выполнял разведывательные полеты в небе Европы.
Другие самолёты на фотографии: Junkers Ju.188 - Германия - 1941
-
Мировая Авиация 232
Ar 234 действовали, главным образом, с аэродрома Рейне, хотя в ограниченных масштабах они работали и с баз во Франции и Италии. На взлет выруливает первый прототип B-серии Ar 234 V9 (WerkNr 130009, PH+SQ); самолет оснащен стартовыми ускорителями Rauchgerate, под фюзеляжем и гондолами двигателей подвешены 500-кг бомбы SC 500J.
-
Мировая Авиация 28
Ar 234 использовался в испытаниях "воздушного прицепа" - Deichselschlepp. "Прицеп" позволял увеличить дальность полета, он представлял собой оснащенный крылом, шасси и килем топливный бак емкостью 2800 л. Жесткая сцепка одновременно являлась топливопроводом.
-
Мировая Авиация 28
Буксируемый топливный бак Deichselschlepp являлся кардинально переделанным самолетом-снарядом Fiesler Fi 103 (V-1). С V-1 демонтировали двигатель, боеголовку и систему управления, а взамен добавили примитивное шасси.
-
Мировая Авиация 32
Самолет Ar 234 V13, построенный как прототип для серии "В", позже переделали для испытаний серии "С".
-
Jane's All the World Aircraft 1946 / 03 - All the world's aeroplanes
The Arado Ar 234C fitted with four BMW 003 jet units in two paired units.
-
Мировая Авиация 28
С целью увеличения мощности силовой установки на Ar 234 поставили четыре двигателя BMW 003A вместо двух Junkers Jumo 004B. Четырехдвигательная машина получила обозначение Ar 234C.
-
Мировая Авиация 28
Высотные разведчики Ar 234 оставались практически неуязвимыми для истребителей союзников, они беспрепятственно летали и над Англией. На фотографии: техники устанавливают фотокамеру в фюзеляжный отсек Ar 234.
-
Мировая Авиация 232
Кабина Arado Ar 234
-
Air Enthusiast 1992-12 / J.Smith - 122 Wing
A partially destroyed Arado Ar 234 on the airfield at Rheine. The jet engines have been removed and the aircraft was used as a decoy target.
-
Aviation Historian 5 / J.Picarella, C.Koberg - Sunken treasure?
An ignominious ending for the Airabonita, seen here inverted, and one of the Ar 234Bs, in a photo taken at Pax River at low tide in 1976.
Другие самолёты на фотографии: Bell XFL-1 Airabonita - США - 1940
-
Aviation Historian 5 / J.Picarella, C.Koberg - Sunken treasure?
Sharing the same section of shoreline in this photo taken by Chris Koberg in 1976 are one of the Ar 234Bs and the Bell XFL-1 Airabonita, both slowly becoming obscured as soil is dumped over the escarpment in attempts to stabilise the riverbank.
Другие самолёты на фотографии: Bell XFL-1 Airabonita - США - 1940
-
Aviation Historian 5 / J.Picarella, C.Koberg - Sunken treasure?
LEFT The remains of one of the Ar 234’s Junkers Jumo 004B axiai-fiow turbojet engines at Pax River in the spring of 1976. The photographs show that despite their rough treatment, the airframes were in relatively good condition. RIGHT The empennage of one of the Ar 234s. The swastika on the fin has been “souvenired”.
-
Aviation Historian 5 / J.Picarella, C.Koberg - Sunken treasure?
One of the Ar 234s looking as though it is trying to claw its way back to the top of the riverbank. The jet bomber’s back was broken as a result of having been pushed backwards off the escarpment. To view the exact location of the site, enter the following coordinates in the “Fly to” box in Google Earth: 38.304301, -76.41621.
-
Мировая Авиация 232
Ar 234B-2/1pr. Изображены Arado Ar 234 из 9-й эскадрильи III группы KG 76 (III/KG 76), единственного бомбардировочного авиаполка Люфтваффе, вооруженного реактивными бомбардировщиками. II группу перевооружили на Ar 234 в ноябре, ее самолеты наносили удары по войскам союзников во время наступления в Арденнах. В январе 1945 года Ar 234 получили подразделения I/KG 76 и II/KG 76, но по штату их укомплектовать самолетами не успели. Некомплектная III группа после февраля, когда полеты не выполнялись из-за отсутствия топлива, стала самым активным подразделением, вооруженным Ar 234. Она сыграла видную роль в налетах на мост в Ремагене. Ar 234 бомбили мост, а Me 262 из сопровождения штурмовали зенитки.
-
Мировая Авиация 232
Arado Ar 234b-2/1r Blitz
-
Авиация и Космонавтика 1994-02 / ??? - Крылья Люфтваффе (1)
Ar 234C с Fi 103, Ar 234B с Fi 103
-
Jane's All the World Aircraft 1946 / 03 - All the world's aeroplanes
The Arado Ar 234B Bomber-Reconnaissance Monoplane.
-
Моделист-Конструктор Дальние и высотные разведчики Второй мировой войны
Arado Ar 234B-1/b
-
Моделист-Конструктор Бомбардировщики Второй мировой войны
Arado Ar 234B-2
- Фотографии