Avro Shackleton / Type 696
Страна: Великобритания
Год: 1949


Морской разведывательный и противолодочный самолет
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (61)
Avro серии 696 Shackleton

   В 1946 году, после обсуждений требований британских ВВС к новому дальнему морскому разведчику, началась разработка самолета Lincoln Mk 3, соответствующего этим требованиям. Переделав Lincoln, фирма "Avro" предложила новое обозначение для него - Avro серии 696 Shackleton. Shackleton сохранил крыло и шасси Lincoln, однако имел новый, более короткий и широкий фюзеляж увеличенного объема. Хвостовое оперение было смещено вверх, а характерные для Lancaster и Lincoln концевые шайбы килей стали более округлыми. Двигатели Merlin заменили на Rolls-Royce Griffon, каждый из которых работал на два соосных противоположно вращающихся трехлопастных винта. Новый фюзеляж вмещал экипаж из 10 человек и вооружение, состоящее из двух 20-мм носовых пушек, двух 20-мм пушек в верхней турели и двух 12,7-мм пулеметов в кормовой стрелковой установке, плюс обычные или глубинные бомбы в большом бомбовом отсеке.
   Первый Shackleton GR.Mk 1 (позже Shackleton MR.Mk 1) совершил свой первый полет 9 марта 1949 года, а первый серийный экземпляр поднялся в воздух 24 октября 1950 года. В феврале 1951 года самолет поступил в эксплуатацию в 120-ю эскадрилью, а затем - в учебно-боевую 236-ю эскадрилью в Кинлоссе. После доработки Shackleton начал заменять Lancaster MR.Mk 3 в эскадрильях береговой обороны.
   Силовая установка MR.Mk 1 включала в себя двигатели Griffon 57А на центроплане крыла и Griffon 57 на консолях. Вторая серийная партия Shackleton оснащалась четырьмя моторами Griffon 57А в более широких гондолах, что привело к изменению обозначения на Shackleton MR.Mk 1А. Shackleton MR.Mk 2 был разработан с целью устранения недостатков, выявленных при боевой эксплуатации MR.Mk 1 и MR.Mk 1А, в частности - ограниченных возможностей РЛС и неэффективности стрелкового вооружения. Новая носовая часть вмещала две 20-мм пушки над местом штурмана-бомбардира. Антенна РЛС переместилась из обтекателя под носовой частью фюзеляжа в выдвижной обтекатель позади бомбового отсека, что обеспечивало обзор в 360°. К другим изменениям относились установка хвостовой пушки в прозрачном блистере и замена одинарного неубираемого хвостового колеса шасси на убираемую стойку со сдвоенным колесом.
   Последним серийным вариантом был Shackleton MR.Mk 3. Его отличало крыло измененной формы с улучшенными элеронами и топливными баками на концах, а также фонарь кабины с расширенным обзором и дополнительная звуконепроницаемая кабина для сменного экипажа на случай длительного патрулирования. Увеличение взлетной массы потребовало замены шасси с хвостовой опорой на трехстоечное с двумя колесами на каждой стойке. Верхнюю стрелковую турель убрали, но на подкрыльевых узлах теперь можно было подвесить различное вооружение, включая реактивные снаряды. Восемь из 42 построенных MR.Mk 3 были переданы южноафриканским ВВС. После завершения производства усовершенствование Shackleton продолжалось до середины 1960-х годов, когда конструкция была усилена для установки дополнительных топливных баков и двух небольших турбо-реактивных двигателей Rolls-Royce Viper Mk 203 с силой тяги 11,12 кН. Двигатели Viper, расположенные во внешних гондолах, обеспечивали дополнительную мощность при взлете и наборе высоты с максимальной нагрузкой.
   Ранние модификации Shackleton заменили на 8Ае Nimrod MR. Mk 1 и 2, но последней модификацией самолета-ветерана стал AEW.Mk 2, разработанный в 1971 году в качестве альтернативы FAIREY Gannet AEW.Mk 3. Все 12 экземпляров AEW.Mk 2 были переделаны из стандартных MR. Mk 1 путем установки РЛС кругового обзора APS-20, как на Gannet. На самолете установили большое количество различных антенн, но самые значительные усовершенствования касались внутренней компоновки. В частности, появились рабочие места трех дежурных операторов РЛС. Самолет AEW.Mk 2 служил в 8-й эскадрилье Королевских ВВС до июля 1991 года, решая задачи дальнего радиолокационного обнаружения.


Варианты

   Shackleton MR. Mk 1: самолеты оснащены оборудованием MAD (обнаружение магнитных аномалий) для обнаружения глубоководных подводных лодок
   Shackleton MR. Mk 2С: обозначение ряда самолетов MR. Mk 2 с навигационным или ударным оборудованием от MR. Mk 3 для 205-й эскадрильи в Сингапуре
   Shackleton MR. Mk 4: обозначение проектируемой, но не построенной модификации, оснащенной по схеме комбинированной силовой установки с четырьмя сдвоенными (газотурбинная/дизельная) двигательными установками Napier Normad Е.145
   Shackleton Т. Mk 4: обозначение самолета Mk 1, переделанного в учебный в школе морской разведки (позже MOTU - "морская учебная часть боевой подготовки")


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Avro серии 716 Shackleton MR.Mk 3

   Тип: морской разведывательный и противолодочный самолет
   Силовая установка: четыре V-образных двигателя Rolls-Royce Griffon 57А мощностью 2455 л. с. (1831 кВт) каждый и два турбореактивных Rolls-Royce Viper Mk 203 силой тяги 11,12 кН каждый
   Летные характеристики: максимальная скорость 486 км/ч на оптимальной высоте: крейсерская скорость 322 км/ч на оптимальной высоте; начальная скороподъемность 259 м в минуту; практический потолок 5850 м; дальность полета 5890 км
   Масса: пустого 26 218 кг; максимальная взлетная 44452 кг
   Размеры: размах крыла 36,52 м; длина 28,19 м; высота 7,11 м; площадь крыла 132.01м'
   Вооружение: две 20-мм пушки на передней подвижной установке плюс 4536 кг боеприпасов на внутренней подвеске
Mk 1
9 марта 1949г.: старший летчик-испытатель фирмы Дж. X. Оррел поднял в воздух прототип Avro Shackleton (VW126).
First of the three Shackleton prototypes, VW126, showing the nose barbette guns and the chin radome. Provision was also made for air-to-air refuelling using the hose and grapple method, through a point under the tail turret.
VP256 стал 72-м серийным Mk 1/1A самого многочисленного варианта Shackleton. Его отличительные черты - короткая носовая часть, расположенный в нижней части обтекатель РЛС, а также надфюзеляжная стрелковая установка.
A production Shackleton MR Mk I in initial delivery configuration and finish. Early aircraft often operated, as shown here, without guns in the dorsal turret.
В одном строю наиболее распространенные в британских ВВС самолеты, снимок конца 1950-х годов. Ведущий - Shackleton MR.Mk 1А WB861 из 240-й эскадрильи, за ним Vampire T.Mk 11, Meteor T.Mk 7, Varsity, Sabre и Balliol.
The three prototype Avro Shackletons under one roof. In the foreground is VW135; VW126 and VW131 are behind. The first prototype, VW126, made its maiden flight on March 9, 1949.
EXERCISE GRAPPLE. During the recent atomic tests at Christmas Island Avro Shackletons were deployed to sweep the approaches. Illustrated is one of No. 240 Squadron 's MR.Mk.1s. Note fin insigne, a red cormorant clawing grapple.
Avro Shackleton T.4 VP293, below, which began life as an MR.1 a quarter of a century ago, was flown from RAL Farnborough to Auchterarder on May 3 1976 to become part of the Strathallen Collection.
Second prototype Avro Shackleton VW131, first flown in 1949, on an early sortie to Malta.
First of the three Shackleton prototypes, VW126, showing the nose barbette guns and the chin radome. Provision was also made for air-to-air refuelling using the hose and grapple method, through a point under the tail turret.
17 самолетов MR.Mk 1/1А были переоборудованы в учебные T.Mk 4 (на снимке) и оснащались навигационным и радиооборудованием по стандарту модификации Mk 3, а также дополнительными индикаторами РЛС для курсантов и инструкторов. Машины поступили в учебно-тренировочную эскадрилью в Кинлоссе. В учебные T.Mk 2 были также переоборудованы 10 самолетов MR.Mk 2.
A Shackleton T Mk 4 training variant - a converted Mk I.
This was the scene at RAF Odiham on the afternoon of Tuesday, July 14, 1953, the day before the Review, as seen from Flight’s Miles Gemini G-AFLT. A full dress rehearsal was held the previous Friday!
Three of RAE Farnborough's large aircraft used as various trials and research platforms during the 1960s are seen here in close formation, left to right, Shackleton T.4 VP293 used for low-level TV work, Shackleton MR.3 WR972 research for Weapons Flight, and Beverley C.I XB259 for various parachute drop and low-level approach research.
На снимке хорошо видны различия между вариантами MR.Mk 1 (на переднем плане) и MR.Mk 2. Прототип MR.Mk 1, сочетавший крыло и шасси от Lincoln с новым фюзеляжем, выполнил первый полет 9 марта 1949 года.
Mk 2
The original Shackleton prototype VW126 serving as an aerodynamic test vehicle for the MR Mk 2, with radome moved to the rear fuselage and redesigned nose and tail.
Avro Shackleton MR.2 WB833 in the Medium Sea Grey and matt White camouflage scheme adopted for reconnaissance aircraft from 1947.
The Shackleton MR Mk 2 WB833, produced by modifying an MR Mk IA during production, showing the radome extended.
The author flew in an Avro Shackleton MR.2 of 217 Sqn, based at Kinloss, when he took part in “Operation Snowdrop". This MR.2, WR957, was photographed over RAF Middleton St George, County Durham, on August 7, 1965.
Avro Shackleton MR.2 WL742 of No 42 Squadron, Coastal Command, over the Atlantic in January 1954. The Shackleton was first delivered to the RAF in the spring of 1951 - 25 years ago.
Самолеты Shackleton MR.Mk 2 из 37-й эскадрильи британских ВВС базировались в Луке (Мальта) и осуществляли как морскую разведку, так и транспортные операции. Самолеты из 42-й и 206-й эскадрилий использовались как временное средство для переброски войск из Великобритании на Мальту и Кипр.
42-я эскадрилья принимала участие в борьбе с партизанами в Омане в 1957 году. С самолетов Shackleton на повстанцев сбрасывали 9-кг осколочные бомбы и листовки.
В чрезвычайных ситуациях Транспортное командование британских ВВС использовало Shackleton для перевозок людей и грузов. Этот снимок MR.Mk 2 сделан на одном из британских аэродромов, вероятно Блэкбуш, во время погрузки войск для перевозки в район Суэца, 1956 год.
AEW Mk.2
Proud Cypriot Shackleton owner Savvas Constantinides, seen here with his wife and daughter, poses for the press in front of newly arrived Shack WL757 (and crew) at Paphos in mid-July 1991.
The aircraft the AEW Nimrod is intended to replace - Avro Shackleton AEW.2 of No.8 Squadron, R.A.F. Lossiemouth, one of eleven remaining.
Also at "Lossie" are the Avro Shackleton AEW.2s of No. 8 Squadron; WL757 illus in 1986.
The first of 12 Shackleton 2s to be converted for the airborne early warning role by Hawker Siddeley made its first flight on 30 September and this illustration shows the new radome under the forward fuselage. In January 1971, No 8 Squadron, RAF, is to be formed at Kinloss to operate this version of the aircraft, and will eventually move to Lossiemouth, where RAF AEW operators have been undergoing training by the Fleet Air Arm.
Pictured on its arrival at Coventry on 10 July 1991 is, Shackleton AEW.2 WL790 (WR963, in background, arrived on 9 July). Both were acquired for the Shackleton Preservation Trust at the Sotheby's auction, and Air Atlantique is to maintain them on behalf of the Trust It is hoped that a Shackleton will be flying for the 1992 display season
Shackleton AEW.2 WR963. The aircraft carrier is HMS Illustrious, with which No 8 Sqn is twinned.
Hawker Siddeley (Avro) Shackleton AEW. Mk 2 airborne early warning aircraft
Possibly operating in a major exercise for the last time were the Shackleton AEW Mk 2s of No 8 Squadron. Soon to be replaced by Nimrod AEW Mk 3s, they are the RAF's last piston-engined aircraft in the front line.
Hawker Siddeley Shackleton AEW.3 (30 September 1971).
Shackleton WL747 heads down the coast of Cyprus towards Akrotiri to bid farewell to the RAF before landing at Paphos.
Shackleton AEW.2 WR963. The aircraft carrier is HMS Illustrious, with which No 8 Sqn is twinned.
Shackleton AEW2 WR965 of No 8 Sqn, based at Lossiemouth, over the Moray Firth in November 1979.
Avro Shackleton of 8 Sqn RAF, photographed over the North Sea by RICHARD WILSON.
An 8 Sqn Shackleton AEW.2 was one of the few piston-engined types featured at Greenham 81.
Дольше всего, до августа 1973 года, Shackleton эксплуатировались в 8-й эскадрилье, дислоцированной в Лоссимуте. Эти 12 самолетов были модернизированы в вариант ДРЛО из противолодочных MR.Mk 2. Самолеты получили собственные имена в честь популярных телефильмов от "Magic Roundabout" до "The Herbs".
Avro Shackleton AEW.2
30 сентября 1971г.: взлетел первый противолодочный Hawker Siddeley Shackleton AEW.Mk 2 (WL745, на снимке). Двенадцать машин этого типа были переделаны из MR.Mk 2 и несли службу вместе с противолодочными самолетами Gannet AEW.Mk 3 ВМС Великобритании.
Mk 3
The Avro Shackleton Mk 3 is basically the same as the Mk. 2. Main external difference is the tricycle undercarriage, and the cockpit has been redesigned to give better visibility. There is storage space for anti-submarine weapons and a lifeboat can be carried as an external store, slung below the fuselage.
The latest version of the Avro Shackleton Mk.3 carries a lightweight lifeboat fitted to the bomb bay.
First prototype Avro Shackleton Mk. 3
A Shackleton MR Mk 3 Phase 3, showing the intakes extended, under the outer nacelles, for the Viper jet boost engines, and the ARI 18144 aerial plinth on the fuselage.
The tricycle-undercarriage Avro Shackleton Mk. 3.
LIFEBOAT SHACKLETON MR.Mk.3. WR972 is first Avro Type 696 to have air rescue boat fitted to otherwise fully operational anti-sub. MR. Mk.3.
Shackleton Mk 3 имел ряд существенных отличий, включая концевые крыльевые топливные баки, благодаря чему продолжительность полета возросла до 18 часов. На снимке: Mk 3 (XF707/"P") из 201-й эскадрильи, дислоцировавшейся в Сент-Могане.
Shackleton MR3 WR972, resplendent in its new RAE livery of grey, white and dark blue trim, seen here visiting RAE West Freugh during the late 1960s/early 1970s. The Author had the privilege of flying in this aircraft in the ‘nose gunner’s turret' monitoring 'stick bombs' being launched over the Larkhill Range on Salisbury Plain. This aircraft last flew on January 19, 1973 and was placed on the Farnborough fire dump thereafter and subsequently burnt.
Shackleton MR.Mk 3 (№1716) стал первым из восьми Shackleton ВВС ЮАР, поставленных в 1957 году. На самолет нанесены самые первые опознавательные знаки ВВС ЮАР, вскоре после поставки опознавательные знаки поменяли.
First of the South African Air Force Shackleton M.R. Mk. 3s is 1717. The M.R. Mk. 3 is a development of the M.R. Mk. 2 with a nosewheel landing gear, increased fuel capacity, new clear-view cockpit canopy and internal changes for increased crew comfort. It is also in production for the Royal Air Force. Data: Span 120ft. 0 in.; length 87ft. 4 in.; height 16 ft. 9 in. Powerplant, four 2,450-h.p. Rolls-Royce Grifon 67 engines, each driving a de Havilland six-blade co-axial counter-rotating airscrew.
Южноафриканские Mk 3 имели ряд незначительных внешних отличий от британских машин - в частности, астролюк был перенесен из носовой части фюзеляжа в середину. На снимке - второй поставленный ЮАР Shackleton со спасательной шлюпкой под фюзеляжем.
ВВС ЮАР были единственным, кроме британских ВВС, эксплуатантом Shackleton - восемь машин Mk 3 в 1957 году поступили в 35-ю эскадрилью, летавшую до того на Neptune. По ряду причин, преимущественно политических (было введено эмбарго), самолеты эксплуатировались бессменно в течение 27 лет. В 1984 году они были сняты с вооружения, на их место пришли самолеты MR Dakota, прозванные "Dakleton".
South African Air Force Avro Shackleton MR.3s 1719, 1720 and 1723 of No. 35 Squadron, D.F. Malan Airport, Cape Town, photographed near their base by L.J.Vosloo from an Albatross. Last month the S.A.A.F. Shackletons celebrated their 20th anniversary; the first of eight was delivered on 18th August 1957. Seven remain in service and have recently undergone an extensive re-sparring and refurbishing programme
Avro 696 Shackleton MR.3s in SAAF markings.
Close-up of the port outer engine nacelle of a phase three Shackleton MR.Mk 3, with air intake for the Viper 203 auxiliary turbojet open
Avro Shackleton Mk 3 Phase 3 with two Viper 11 Mk 203 boost engines located behind each of the outer Griffons.
This colourful badge now adorns No. 38 Squadron's Shackletons
 
STATIC PARK - This view covers the entire static display and shows the three main lines of aircraft: (foreground) Lightnings, VC10, Harriers, Victors and Phantoms; (centre) Vulcans, Jaguars, Canadian A.F. CF-104, R.A.A.F. F-111C and R.N.Z.A.F. Hercules, facing a row of Puma, Wessex, Whirlwind and Gazelle helicopters; and (behind) Shackleton, Argosy, five Nimrods, four Hercules facing Communications aircraft (Andover, Pembroke, Devon) and trainers, with four Buccaneers and five Canberras at the end of the line
Aerial view of the Newark Air Museum revealing a wide variety of exhibits. The “heavies”include the Vulcan, Hastings, Shackleton and Varsity. Since the picture was taken the collection has been expanded by the addition of two Canberras, a Sea Vixen and a further Meteor.