Bell UH-1 Iroquois / Model 204     США, 1956
Agusta-Bell AB.204     International, 1961
Варианты:
Bell - UH-1 Iroquois / Model 204 - 1956 - США
Страна: США
Год: 1956
Вертолет

Вертолет общего назначения с одним членом экипажа
Описание:
Bell Model 204 (UH-1A/B/C/E/F/K/L/M/P Iroquois)
Agusta-Bell AB 204
Фотографии:

Ч/б фото (74)

Bell Model 204 (UH-1A/B/C/E/F/K/L/M/P Iroquois)

В 1954 году Армия США провела конкурс для ускорения создания нового вертолета общего назначения, в том числе для эвакуации раненых и обучению полетам по приборам. В феврале 1955 года победителем признали Bell Model 204. Новый вертолет сначала был известен в Армии США как H-40, но когда он поступил в эксплуатацию, то получил обозначение HU-1 и официальное название Iroquois. Но его прозвали Huey (по обозначению HU-1). В 1962 году при изменении схемы обозначений для всех ВС он стал обозначаться UH-1.
   Первый армейский заказ составлял три прототипа XH-40 для испытаний и оценки. Первый из прототипов с турбовальным ГТД Avco Lycoming XT53-L-1 мощностью 700 л.с. (522 кВт) взлетел 20 октября 1956 года и мог перевозить 5 военнослужащих в кабине и еще некоторое количество во внешних контейнерах. Еще до первого полета прототипа было заказано 6 опытных машин YH-40 для эксплуатационных испытаний. Все они поступили в августе 1958 года и имели ряд изменений по сравнению с прототипами XH-40. Среди нововведений были более мощный турбовальный ГТД T53-L-1A, 860 л.с. (641 кВт) и удлиненный на 0,305 м фюзеляж для увеличения объема кабины. С принятием Армией собственной системы обозначений первые два варианта стали соответственно XHU-1 и YHU-1. К этому моменту уже приняли решение, что машина пойдет в серию, и в июне 1959 года армия получила 9 предсерийных вертолетов под обозначением HU-1.
   Затем последовали 182 вертолета начального серийного варианта HU-1A (UH-1A с 1962 года), который строился с весны 1959 года с турбовальным T53-L-1A пониженной до 770 л.с. (574 кВт) мощности. В эту партию вошли 14 вертолетов, доведенных до стандарта TH-1A, предназначенных для обучения полетам по приборам и имевших двойное управление и оборудование для слепого полета. Один HU-1A позднее переоборудовали в XH-1A для испытаний гранатомета калибра 40 мм, установленного 8 носовой турельной установке.
   Впервые UH-1A разместили за пределами США во время войны в Корее. В начале 1960-х годов HU-1A активно использовались в Южном Вьетнаме.
   Вертолет изготавливался из легких сплавов, имел полумонококовый фюзеляж гондольно-балочного типа, неубирающееся шасси из пары полозьев и типичный несущий винт фирмы "BELL". Пилотируемый двумя членами экипажа, HU-1A мог перевозить шесть человек или двое носилок.
   После HU-1A появился доработанный HU-18 (UH-1B), их построили 1010 единиц, в том числе 4 YUH-1B для эксплуатационных испытаний. Первые машины этой серии оснащались двигателем T53-L-5 мощностью 960 л. с. (716 кВт), позднее T53-L-9/ 9А/11 мощностью 1100 л.с. HU-1B являлся тактическим вертолетом с большими возможностями. Увеличенная кабина вмещала экипаж из 2 человек и 7 бойцов с полным вооружением или трое носилок и двух сопровождающих, или 1361 кг груза. Лопасти несущего винта имели увеличенную хорду, втулку несущего винта приподняли на 0,33 м.
   Поставки HU-1B осуществлялись с марта 1961 года по 1965 год, на машину можно было устанавливать два электрически управляемых пулемета калибра 7,62 мм и кассеты с 24 70-мм неуправляемыми ракетами класса "воздух-поверхность". Применялись различные типы экспериментального вооружения, в том числе носовая турель с 40-мм гранатометом М5 и система XM30 с двумя боковыми пушками калибра 30 мм.
   В сентябре 1965 года начал поступать в войска UH-1C с усовершенствованным несущим винтом Model 540 с шарнирной навеской и по-прежнему с лопастями с широкой хордой. В сочетании с двигателем T53-L-11 это обеспечивало некоторое увеличение скорости и повышенную маневренность. Другие изменения включали киль большей хорды и с другой кривизной профиля, создававший боковую силу, снижавшую нагрузку на рулевой винт, улучшенные рули высоты и большую емкость топливной системы. Вооружение UH-1C было таким же, как у UH-1B. Общий выпуск составил 749 вертолетов.
   Несколько UH-1C позднее оснастили двигателями T53-L-13 мощностью 1400 л.с. (1044 кВт), они стали обозначаться UH-1M. Их также оборудовали пусковыми установками под шесть ракет AGM-22A класса "воздух - поверхность" (обозначение французской AS11 в США). Некоторые машины использовались для испытаний системы Hughes INFANT (система ночного видения и прицеливания) с телекамерой, которая может работать в условиях низкой освещенности, и поисковыми прожекторами, применяющимися вместе с установленной системой вооружения М21.


Гражданские и строившиеся по лицензии варианты

   Model 204B: строился в небольших количествах для гражданского использования и военного экспорта. В основном аналогичен UH-1B, вместимость 10 человек, увеличен диаметр несущего винта (от UH-1F) и двигатель T5311A
   Model 533: в 1959 году научно-исследовательское управление транспортной службы Армии США запустило программу оптимизации систем несущих винтов и изучения способов уменьшения лобового сопротивления для вертолетов. В результате первый YH-40 модифицировали в Model 533 с кривизной аэродинамического профиля киля для разгрузки рулевого винта, аэродинамическим обтекателем колонки несущего винта, конформными воздухозаборниками двигателя, шарнирными дверями и посадочными полозьями с малым лобовым сопротивлением, модифицированной системой управления несущим винтом. Первый полет вертолета 10 августа 1962 года с двигателем T53-L-13 показал значительное увеличение скорости. Более поздние доработки включали установку двух ТРД Continental T69-T-9 тягой 7.56 кН в гондолах, закрепленных по бокам фюзеляжа, что обеспечило скорость 338 км/ч, и небольшого стреловидного крыла для разгрузки несущего винта, что увеличило скорость до 357 км/ч или с ТРД J69-T-29 до 380 км/ч; окончательным нововведением стала пара ТРД (14,68 кН) Pratt & Whitney JT12A-3 тягой 14,68 кН в гондолах на законцовках крыла малого удлинения, что в мае 1969 года позволило достигнуть скорости 508,5 км/ч
   HueyTug: специальная разработка UH-1C с турбовальным Avco Lycoming T55-L-7 мощностью 2650 л. с. (1976 кВт), вращавшим модернизированный несущий винт диаметром 15.24 м. Как опытный летающий кран HueyTug мог поднимать внешний груз массой 2172 кг, например гаубицу M101 калибра 105 мм. HueyTug не запустили в производство, но проект оказался очень важен для разработки более поздних вертолетов фирмы "BELL" повышенной грузоподъемности
   Fuji-Bell Model 204B и UH-1B: выпускался по лицензии фирмой "Fuji" в Японии по сублицензии от "Mitsui", японского лицензиата "Bell". Вертолет оснащался собиравшимися фирмой "Kawasaki" гражданским KT5311A и военным KT53-K-13A двигателями
   Fuji-Bell Model 204B-2: отличался от Model 204B тянущим рулевым винтом и двигателем KT5313B мощностью 1400 л.с. (1044 кВт)
   Fuji ХМН: экспериментальная машина с размахом крыла 6.78 м; выполнил первый полет 11 февраля 1970 года
   Agusta-Bell AB 204: строился в больших количествах для гражданского и военного применения


Военные варианты

   UH-1E: вариант для морской пехоты США с двигателем T53-L-11 разрабатывался на базе UH-1B. характеризовался боковым подъемником для солдат и спасаемых, тормозом несущего винта, специальной авионикой, а с октября 1965 года несущим винтом типа Model 540. Поднялся в воздух в июле 1963 года, общий выпуск составил 212 вертолетов, в том числе 20 машин учебного варианта для подготовки экипажей TH-1E
   UH-1F: вариант для ВВС США, первоначально обозначавшийся H-48, в основном аналогичный UH-1B, но с турбовальным ГТД General ElectricT58-GE-3 мощностью 1290 л.с. (962 кВт), увеличенным диаметром несущего винта до 14,63 м и вместимостью, помимо летчика, до 10 пассажиров или 1814 кг груза. Поднялся в воздух в феврале 1964 года, выпущено 146 вертолетов, в том числе 26 TH-1F, подвариант для обучения полетам по приборам и работе с подъемником
   HH-1K: 27 машин для проведения воздушных морских спасательных операций для ВМС США на основе UH-1E с турбовальным T53-L-13
   TH-1L и UH-1L: учебный вариант и вариант общего назначения на основе UH-1E с двигателем T53-L-13.90 вертолетов приобрели ВМС
   UH-1P: 20 переоборудованных UH-1F для ведения психологической войны, использовались 1-й эскадрильей специальных операций ВВС США


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Fuji-Bell Model 204B-2

   Тип: вертолет общего назначения с одним членом экипажа
   Силовая установка: турбовальный ГТД Kawasaki KT5313B мощностью 1400 Л.с. (1044 кВт)
   Характеристики: горизонтальная крейсерская скорость 204 км/ч на оптимальной высоте; начальная скороподъемность 588 м/мин; практический потолок 5790 м; статический потолок 4635 м при учете влияния земли и 3200 м без влияния земли; дальность полета 383 км
   Масса: пустого 2177 кг; максимальная взлетная 3856 кг
   Размеры: диаметр несущего винта 14.63 м; общая длина 13,61 м. длина фюзеляжа 12,31 м; высота 3,77 м до верха втулки несущего винта; ометаемая площадь 168,10 м
   Полезная нагрузка: до 9 пассажиров или носилки, или груз

Agusta-Bell AB 204

Установив контакт с компанией "Bell" путем покупки лицензии на выпуск вертолета Bell Model 47, компания "Agusta" в дальнейшем построила несколько сотен экземпляров Bell Model 204B - аналога вертолета UH-1B армии США. Это многоцелевой вертолет итальянского производства под обозначением Agusta-Bell AB 204 использовался в гражданских и военных целях. У него было 11 посадочных мест, включая пилота, а также оснащение для перевозки грузов внутри фюзеляжа или на внешней подвеске. Вертолеты оснащались различными типами турбовальных двигателей: Lycoming T53-L-11A мощностью 1100 л. с. (820 кВ); Rolls-Royce (изначально Bristol Siddeley) Gnome Н.1000 или Н.1200 мощностью 1000 или 1200 л. с. (746 или 895 кВ соответственно) и General Electric T58-GE-3 мощностью 1290 л.с. (962 кВ). Большая универсальность применения обеспечивалась тем, что полозья шасси могли заменяться поплавками при операциях на воде или в болотистой местности.
   Первый AB 204B поднялся в воздух в мае 1961 года. Были созданы четыре базовых модификации с двигателем Gnome: AB 204B-11 с двигателем Н.1000 и диаметром несущего винта 13,41 м; AB 204B-12 с двигателем Н.1000 и диаметром несущего винта 14,63 м; AB 204B-21 с двигателем Н.1200 и диаметром несущего винта 13,41 м; и AB-204B-22 с двигателем Н. 1200 и диаметром несущего винта 14,63 м.
   "Agusta" разработала также модификацию AB 204AS для борьбы с подводными лодками. Диаметр несущего винта у этой модификации был увеличен на 1,22 м, что позволило повысить максимальную взлетную массу на 49 кг и в целом улучшить летные характеристики. Также были установлены бортовая РЛС Ekso или APQ-195, гидролокатор, оборудование для полетов в сложных метеоусловиях, система автоматической стабилизации и вооружение в виде двух торпед Mk 44 (или Mk 46) или ракет класса "воздух-поверхность". Запас топлива увеличили для продления сроков патрулирования.
   Выпуск AB 204 продолжался до 1974 года и составил 238 машин. Около дюжины стран приобрели AB 204 для военных целей, но к концу 2008 года осталось всего несколько эксплуатантов этих машин, включая армию Турции и Королевские ВВС Саудовской Аравии. А самым крупным покупателем были ВВС Швеции. Шведская армия использовала AB 204 (под местным обозначением НКР ЗС) в двух эскадрильях средних транспортных вертолетов, в то время как схожие с ними вертолеты НКР 3В применялись в поисково-спасательных операциях.
   AB 204AS уже сняты с вооружения итальянских и испанских ВМС, но несколько экземпляров сохранились на службе в турецкой морской авиации.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Agusta-Bell AB 204AS

   Тип: противолодочный и противокорабельный вертолет
   Силовая установка: турбовальный двигатель General Electric T58-GE-3 мощностью 1290 л. с. (962 кВ)
   Летные данные: максимальная крейсерская скорость 167 км/ч на уровне моря; радиус действия 111 км для патрулирования с гидролокатором в течение 1 часа 40 минут
   Масса: пустого 2939 кг; максимальная взлетная 4309 кг
   Размеры: диаметр несущего винта 14,63 м; общая длина 17,37 м с вращающимися винтами и длина фюзеляжа 12,67 м; высота 3,84 м; площадь ометания несущего винта 168,11м2
   Вооружение: смотри основной текст
US
Первый из многих прототипов, №55-4459 стал самым первым вертолетом Bell 204, получившим в армии США обозначение XH-40. Год спустя, во Вьетнаме, машина получила широкую известность как UH-1 Huey.
The first of many! Probably the most well-known Army helicopter of all time, the ubiquitous Bell UH-1 Iroquois, or Huey as it has become more commonly known, has served with military forces around the world in just about every role imaginable. Seen here is 55-4459/'I', the first of three prototype XH-40 Hueys (later designated XHU-1s), on its first flight on October 20, 1956, accompanied by a Bell 47/OH-13 chase helicopter.
XH-40 и YH-40. Три прототипа XH-40 (на снимке - третий, №55-4461) построили после того, как в 1955 году Bell Model 204 выиграл конкурс Армии США на новый вертолет общего назначения. H-40 с ТВаД Lycoming XT53 мощностью 825 л.с. предназначался для эвакуации раненых, обучения полетам по приборам и для использования в качестве машины общего назначения. За этими тремя вертолетами (первый полетел 22 октября 1956 года) последовали шесть YH-40 для эксплуатационных испытаний, в 1957 году их облетывали Армия и ВВС США. От исходных они отличались среди прочего удлиненной на 30 см кабиной и увеличенным клиренсом.
Первая модель легкого вертолета UH-1A "Ирокез"
HU-1A (UH-1A с 1962 года). В 1956 году согласно новой системе обозначений авиации Армии США вертолет H-40 переименовали в HU-1 (отсюда прозвище "HUey", применявшееся ко всем вертолетам Iroquois). С 1959 года в Армию пошли серийные UH-1A, первые 14 из 182 машин получили двигатель T53-L-1A мощностью 700 л.с., остальные - T53-L-5 номинальной мощностью 960 л.с., пониженной до 770 л.с. HU-1A стал первым вариантом, попавшим на войну, - в октябре 1962 года он поступил на вооружение тактической транспортной роты общего назначения во Вьетнаме. Часть вертолетов в полевых условиях модифицировали под эскортные - они вооружались НАР и пулеметами в различных сочетаниях. В 1962 году 14 машин переоборудовали в учебные TH-1A для обучения полетам по приборам, а один - в летающую лабораторию XH-1A для испытаний вооружения. На снимке - первый UH-1A (№ 57-6095).
UH-1M. Дальнейшая модернизация Huey привела к появлению UH-1M - модернизированного UH-1C, оснащенного системой ночного видения и прицеливания INFANT, созданной компанией "Hughes" и состоявшей из двух установленных в носовой части ИК поисковых устройств и двух ИК прожекторов по обеим сторонам кабины. 36 вертолетов UH-1C оснастили двигателями T53-L-13 и вооружением, совместимым с системой INFANT. Первые машины прибыли во Вьетнам в октябре 1969 года и оставались там на протяжении всей войны, затем часть из них в начале 1980-х годов передали Сальвадору, но без оборудования INFANT. Часть из находившихся на хранении вертолетов Армии США переоборудовали в беспилотные мишени QUH-1M.
Затяжная война требовала все больше техники. Вертолеты UH-1«Хыо» в цеху окончательной сборки фирмы «Белл».Фото 1966-1967 г.
Одна из первых опубликованных фотографий вертолета XH-40 Iroquois. Прототип завис над танками M60A1 (слева) и M47, Форд-Худ, штат Техас. Во Вьетнаме вертолет Huey сам станет "летающим танком".
Окрашенный в тускло-оливковый цвет вертолет №56-6726, один из шести YH-30 (в серийном производстве эти вертолеты стали обозначаться HU-1A), перевозит на внешней подвеске джип M551. Снимок сделан во время летных испытаний.
Широко известная в свое время, ракета MGM-29A Sergeant с ядерной боеголовкой ныне почти забыта. Зато попавшие в кадр вертолет HU-1A и самолет C-130A Hercules (на заднем плане) стали этапными машинами в истории авиации
Вертолет HU-1A (в дальнейшем - UH-1A) на летных испытаниях, проводимых управлением авиации армии США. Снимок отлично передает конструктивные отличия, характерные для вертолетов фирмы "Bell".
Вертолет №60-3547 начали строить как XH-40, но завершили как первый HU-1B. В 1962 году обозначение HU-1B изменили на UH-1B.
Три армейских вертолета Bell HU-1B в окраске "повышенной заметности" (фюзеляж и хвостовая балка - белые; киль, полоса на балке и кабина - красные). Одна из первых официальных фотографий вертолетов Hu-1B армии США.
Вертолеты UH-1 состояли и на вооружении корпуса морской пехоты США. На фотографии - два вертолета варианта Gunship из 1-й вертолетной роты огневой поддержки (HC-1) сопровождают патрулирующий реку катер на воздушной подушке PACV.
"Bell" разработала целое семейство боевых и транспортных вертолетов, завоевавших популярность в Армии США. На переднем плане - AH-1G, в центре UH-1B и на заднем плане UH-1D. Все три вертолета спроектированы на базе самой первой модели UH-1.
The North Vietnamese supply centre at Tchepone in Laos was captured by the AVRN in an assault using 120 UH-1s.
По американским вертолетам в Южном Вьетнаме стреляло все, что могло стрелять. На фото - боец армии Северного Вьетнама целится из карабина в вертолеты UH-1
Bell UH-1B Iroquois helicopter armed with two pods each containing three TOW missiles. A stabilised sight for tracking targets during missile launchings is visible at right
"God of Hell Fire" - грозное название вертолета, действовавшего в Кхе-Сан. Данная машина перевозила людей и грузы, наносила удары по наземным целям. Вертолеты Huey часто работали по вызовам наземных войск, обеспечивая им огневую поддержку.
ВМС США с самого начала войны имели подразделения "Морских волков", которые по принципам комплектования были эквивалентны армейским "Воздушным кавалеристам".
Один из символов войны - вертолет UH-1 - поначалу выглядел довольно бледно в тяжелых климатических условиях индокитайского ТВД. Очевидными недостатками машины были отсутствие мощного штатного вооружения и недостаточная мощность двигателей.
A UH-1A of the UTTHCO fitted with locally-fabricated weapons pack on field tests at the Royal Thai Army Artillery centre prior to deploying to Vietnam in September 1962.
Легкий многоцелевой вертолет UH-1 "Ирокез"
Вооруженные вертолеты UH-1 до появления «Хью Кобр» были основными штурмовиками армейской авиации
UH-1B Iroquois armed with 30-in machine-guns and 2 75-in rockets;
Двери кабины обычно держали в открытом положении для лучшего обзора местности. Подобно многим вертолетам, UH-1 был крайне уязвим даже к стрельбе из оружия малого калибра.
Пока по заказу Армии США велось проектирование специализированного боевого вертолета AH-1 Huey Cobra, вертолеты UH-1 ранней постройки оснащались различными управляемыми системами вооружения, в том числе - французскими ПТУР SS.11. На фотографии: испытательный пуск SS.11 на полигоне в штате Алабама.
UH-1B ведет огонь 70-мм НУРС
К 1964 году H-21 в основном заменили вертолетами Bell UH-1 Iroquois с турбовальными двигателями. Тем не менее они оставались единственными армейскими вертолетами, способными перевезти целое отделение пехоты. Поэтому в операциях позднего периода машины действовали смешанными группами, в которых вооруженные UH-1 сопровождали транспортные H-21 (на снимке).
A US Army UH-1 attempts to recover another one, downed during the intense fighting at Ap Bac on the Plain of Reeds in January 1963.
A US Navy UH-1 flies near an inshore patrol craft on the Cua Lon river.
A Navy UH-1B provides cover for river patrol boats on Cho Gao Canal
Белл UH-1
Экипаж "Ирокеза" доставил пленного вьетконговца
A crewman reloading the M-60 flexgun on a Navy UH-1B from HAL-3.
Вертолеты UH-1B/C 1-й кавалерийской дивизии США в период битвы в долине Йа Дранг. Ноябрь-декабрь 1965 г.
Союзники США также использовали вертолеты Huey. На фотографии - вертолет ВВС Австралии готовится к переброске за линию фронта австралийского подразделения.
UH-1H над Лаосом. Операция «Лам Шон 719», 1971 г.
Личный состав проводит техническое обслуживание "флотских" вертолетов UH-1B из 3-й ударной вертолетной эскадрильи (HAL-3), операция "Game Warden", 1968 год.
Вертолеты CH-21 и UH-1B армейской авиации США. Устаревший CH-21 применялся во Вьетнаме всего два года, тогда как UH-1 стал символом этой войны.
H-21s of the 93rd Transportation Company return home after a heliborne operation near Rach Gia in Kien Giang Province in May 1963. In the background are six UH-1B gunship escorts.
XH-48A и UH-1F. Для обслуживания стартовых позиций ракет ВВС США в 1963 году выбрали Model 204 - прототип получил обозначение XH-48A. Первый полет состоялся в феврале 1964 года (UH-1F, №63-13141 - на снимке), машина отличалась от ранних вертолетов ТВаД General Electric T58-GE-3 мощностью 1000 л.с. Способный перевозить 10 пассажиров, UH-1F поступил в эксплуатацию в конце 1964 года, ВВС получили 120 вертолетов. Небольшое их количество поступило во Вьетнам, где их переоборудовали в ганшипы - они принадлежали 20-й эскадрилье спецопераций, но обозначение осталось прежним. Последние заказанные 26 вертолетов TH-1F применялись для обучения экипажей полетам по приборам и проведению спасательных операций.
TH-1L и UH-1L. На снимке - один из 90 учебных TH-1L для совершенствования подготовки летчиков в окраске ВМС США (первый поступил на авиабазу Пенсакола в конце 1969 года). У этих вертолетов был такой же фюзеляж и двигатель, как у HH-1K. Также построили восемь аналогичных UH-1L в качестве машин общего назначения для ВМС.
UH-1P. Во Вьетнаме ВВС США переоборудовали некоторое количество UH-1F в UH-1P для ведения психологических операций. По некоторым данным, существовал вариант HH-1P - возможно, это были переоборудованные UH-1P, использовавшиеся как спасательные.
Bell Model 204B.
Один из первых Bell 204 в полете над штаб-квартирой "Bell Helicopter Company" в Форт-Уорте, штат Техас. Гражданские 204 не получили такого распространения, как военные Huey.
Оснащенный поплавками Bell 204 используется на нефтепромыслах на континентальном шельфе, хотя вертолеты крайне редко оснащались таким шасси.
Pontoon-equipped Model 204B;
Bell 204B N8513F was one of the first examples of the type acquired by Air America, in September 1965. It would go on to see a great deal of action in Vietnam and Laos throughout the conflict before being evacuated from Saigon aboard the USS Denver on April 29, 1975.
Air America Captain R W Hitchman with the first group of helicopter students from the 34th Squadron, spring 1971. In the background is one of the ‘Hueys’ used for their conversion training. Members of the squadron went on to become qualified in the Sikorsky S-58T and Hughes OH-6 Cayuse for CIA covert operations in Laos.
Model 204B with experimental four-blade rigid rotor;
Australia
Bell UH-1B Iroquois of No. 9 (Search and rescue) Squadron, R.A.A.F.
No. 90 (Search and Rescue) Squadron of the R.A.A.F. is to be equipped with Bell HU-1B helicopters. Delivery is expected to be complete before the end of next year.
Совместный полет над побережьем Южного Вьетнама вооруженного UH-1B/C из 9-й аэ и DHC-4 «Карибу» из 35-й аз. RAAF, октябрь 1966 г.
Вертолеты UH-1B/C из 9-й аэ ВВС Австралии на авиабазе Вунг Тау. Южный Вьетнам, 1966 г.
Austria
Agusta-Bell 204B
Вертолет AB-204B ВВС Австрии с бортовым номером 4D-BT на учениях 1970-х гг. Именно этот вертолет 23 мая 1978 г. из-за потери ориентировки экипажем нарушил чехословацкую границу в районе ж/д станции Суходол-над-Лужице
Italy
Agusta-Bell AB.204B ASW anti-submarine helicopter of the Italian Navy
Agusta-Bell 204AS anti-submarine helicopter in the insignia of the Italian Navy
Agusta-Bell 204AS anti-submarine helicopter of the Italian Navy, with AN APN-195 search radar in radome above the cabin
AB 204AS helicopter adapted for ground launching Marte missile
AB 204AS helicopter adapted tor ground launching Marte missile
Test firing a Marte missile from an AB 204AS helicopter in flight
Japan
Fuji-Bell 204B assembled by Fuji for Japan Ground Self-Defence Force
Last of 90 Fuji-Bell UH-1B helicopters delivered to the Japan Ground Self-Defence Force
Fuji-Bell UH-1B helicopter of the Japan Ground Self-Defence Force
Fuji delivered 90 of these Bell UH-1Bs to JGSDF between 1962 and 1971, followed by 90 HU-1Hs. They are operated primarily by the regional Homen-Herikoputatais (Army Helicopter Squadrons).
Fuji-Bell 204B-2 medium helicopter, demonstrating the carriage of externally-slung cargo
Fuji XMH experimental winged helicopter, modified from a Fuji-Bell UH-1B
Other
Bell 204 в базовой конфигурации эксплуатировались во всех климатических поясах планеты. "Oslo Helicopter Service" использовала Bell 204 в арктических условиях.
Reader Odd G Nilsen, of Oslo, writes to say that the reference in the "Model Enthusiast"’ column of AIR International/December 1980 (page 290), to Esci’s model of the UH-1D representing a Royal Norwegian Air Force machine is incorrect. The Royal Norwegian Air Force has only the UH-1B version of the Bell helicopter (as illustrated here), serving in Lebanon and not in the Sinai as mentioned. The UH-1B does not have the UN flag on the fuselage, but only the Royal Norwegian Air Force insignia plus the letters UN under the cabin windows and under the fuselage.
One of the last three Bell HU-1B "Bravos" serving in FAMET, and soon to be retired, serial HU.8-9, ET-205.
Agusta-Bell AB 204-B as supplied to the Royal Netherlands Navy