Aichi E16A Zuiun
Страна: Япония
Год: 1942


Двухместный дальний разведывательный гидросамолет
Описание:
E16A Zuiun
Aichi E16A Zuiun
Фотографии

E16A Zuiun

Разведчик и пикирующий бомбардировщик. Одномоторный моноплан цельнометаллической конструкции (деревянные только законцовки крыла), установленный на два поплавка. Создан в КБ фирмы "Аичи токей денки" под руководством К. Мацуо и Я. Озавы. Опытный образец самолета, AM-22, вышел на испытания в мае 1942 г. Серийное производство было развернуто на заводах "Аичи" в Эйтоку и "Ниппон хикоки" в Томиока. Всего выпущено 256 экз.
Самолет поступил на вооружение японской морской авиации с августа 1943 г.
Экипаж - 2-3 чел. Двигатель MK8A (на ранних сериях) или MK8D (на поздних). Вооружение 2x20+1x13, бомбы до 250 кг.
Самолеты E16A1 впервые были применены во время обороны Филиппин в 1944 г. Как разведчики использовались мало, действовали в основном как пикирующие бомбардировщики и штурмовики. E16A1 понесли на Филиппинах большие потери. При высадке десанта на Окинаву "зуйуны" использовали камикадзе.
Производство этих самолетов на заводе "Аичи" прекратили в мае 1945 г., в Томиоке их продолжали собирать до августа. E16A1 сохранялись в строю авиации императорского флота до самой капитуляции.


E16A1||
Размах:||12,81 м
Длина:||10,83 м
Моторы, количество х мощность:||1х 1300 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||4553 кг
Максимальная скорость:||437 км/ч
Практический потолок:||10000 м
Дальность:||2400 км

Aichi E16A Zuiun

Разработка двухпоплавкового разведывательного гидросамолета, предназначенного для замены E13A1, началась на фирме "Aichi" в октябре 1940 года. В начале 1941-го командование японского флота утвердило спецификацию на самолет данного назначения, которая базировалась на данных проекта AM-22 фирмы "Aichi".
  Первый из трех прототипов впервые поднялся в небо в мае 1942-го. Доводка самолета, который не обладал должной устойчивостью, заняла 15 месяцев. Флот принял решение о его серийном производстве в августе 1943 года под наименованием "военно-морской разведывательный гидросамолет модель 11 Zuiun".
  Однореданные поплавки самолета были снабжены рулями, предназначенными для улучшения управляемости аппарата на воде. Передние подкосы поплавков оборудовали тормозными щитками, которые позволяли использовать машину в качестве пикирующего бомбардировщика. На прототипах и первых серийных экземплярах стояли моторы Mitsubishi Kinsei-51 мощностью 1300 л. с. с трехлопастными винтами.
  Самолет E16A появился в войсках в то время, когда господство в воздухе полностью принадлежало авиации союзников. Неудивительно, что гидросамолеты, получившие у американцев кодовое имя "Paul", несли тяжелые потери, особенно в 1944 году на Филиппинах. Большинство уцелевших гидропланов E16A использовали летчики-камикадзе на Окинаве в марте - июле 1945 года.
  Линкоры "Хиуга" и "Исе" могли нести по 22 гидросамолета E16A1. Уничтожение этих линкоров стало одной из главных задач американского 3-го флота в месяцы, предшествовавшие десанту на Иводзиму. В конце июля 1945 года американская палубная авиация потопила оба линкора на военно-морской базе Куре.
  Фирма "Aichi" построила 193 самолета E16A, фирма "Nippon" - еще 59. Летные данные самолета удалось улучшить в варианте E16A2. Такое обозначение получил прототип, оснащенный двигателем Mitsubishi MK8P Kinsei-62 мощностью 1560 л.с. На момент капитуляции Японии самолет E16A2 проходил летные испытания.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Aichi E16A1 (поздней постройки)

  Тип: двухместный дальний разведывательный гидросамолет
  Силовая установка: один звездообразный поршневой двигатель воздушного охлаждения Mitsubishi MK8D Kinsei-54 мощностью 1300 л. с.
  Характеристики: максимальная скорость на высоте 5500 м 440 км/ч; крейсерская скорость на высоте 5000 м 335 км/ч; время набора высоты 3000 м - 4 мин 40 с; практический потолок 10000 м; дальность полета 2420 км
  Массы: пустого 2945 кг; максимальная взлетная 4553 кг
  Размеры: размах крыла 12,81 м; длина 10,83 м; высота 4,79 м; площадь крыла 28,00 м
  Вооружение: две крыльевые 20-мм пушки тип 99 модель 2 и один 13-мм пулемет тип 2 на турели в задней кабине; одна 250-кг бомба на внешней подвеске под фюзеляжем
E16A1 на воде
Aichi E16A1 Zuiun
Aichi E16A