Atlas Cheetah
Варианты:
Atlas - Cheetah - 1985 - ЮАР
Страна: ЮАР
Год: 1985


Одноместный многоцелевой истребитель
Описание
Фотографии
Atlas Cheetah

  Введенное в ноябре 1977 года эмбарго ООН на поставку вооружений в Южную Африку вынудило ВВС этой страны (SAAF) обеспечить максимальный приоритет программе модернизации 74 истребителей Dassault Mirage III, полученных в 1963-1970 годах. О программе было объявлено 16 июля 1986 года одновременно с демонстрацией двухместного Mirage IIID2Z, доведенного до стандарта Atlas Cheetah. Использование израильских технологий (официально обе страны этот факт отрицают) сделало самолет очень похожим на истребитель IAI Kfir.
  Изменения включали установку небольших пластин в носовой части фюзеляжа, исключавших рыскание на больших углах атаки, переднего горизонтального оперения (ПГО) на воздухозаборниках и вихреобразующего "клыка" (генератор вихрей) на передней кромке крыла. Двухместный вариант также получил небольшие изогнутые аэродинамические ребра под кабиной, вдоль нижней части фюзеляжа.
  Доработки конструкции планера были нацелены в основном на увеличение ресурса лонжерона крыла. Вероятно, работы проводились в несколько этапов: от местного усиления с продлением ресурса до 1250 летных часов до установки нового лонжерона.
  Доработанные двухместные машины и самолеты модификации R2Z получили ТРД SNECMA Atar 9K50, на выпуск которого "Atlas" имела лицензию. Остальные сохранили свои двигатели Atar 9С или 9D. Еще одним нововведением была установка системы дозаправки в воздухе. Это позволяло самолету взлетать с меньшим запасом топлива, но с большей боевой нагрузкой. Модернизация позволила уменьшить удельный расход топлива, взлетную дистанцию и скорость сваливания. Одновременно увеличились тяговооруженность, допустимая перегрузка и скорость установившегося разворота. ПГО позволило увеличить взлетную массу самолета на 700 кг ценой менее чем пятипроцентной потери в разгонных характеристиках и скорости.
  Новое бортовое оборудование включает систему управления оружием Elbit System 81 (или более совершенную System 82) от истребителя Kfir-C2 (или С7). Индикатор на фоне лобового стекла, бортовой компьютер, блок управления оружием и дисплеи в кабине соединены шиной данных MIL-1553B, что допускает предполетное программирование, а пилот может управлять самолетом, не снимая рук с ручек управления. Прицельно-навигационная система имеет инерциальную платформу, радиовысотомер и допускает использование нашлемного прицела. В носовой части, опущенной вниз, как у Kfir, установлен радиодальномер Elta ELM-2001B. Как и на Kfir, в носовой части Cheetah перед ветровым козырьком имеется вставка, в которой размещается дополнительное электронное оборудование. Самозащита обеспечена системой выброса ИК-ловушек и системой предупреждения об облучении SPS-2000, антенны которой расположены в носовой части и на задней кромке киля.
  Cheetah DZ отличался от Cheetah EZ удлиненной и еще более опущенной вниз, как у Kfir-T, носовой частью, в которую перенесли часть авионики из гаргрота. В обтекателе за ПВД разместились антенны системы предупреждения об облучении и большой воздухозаборник для охлаждения радиоэлектронного оборудования.

  Встроенное вооружение Cheetah состоит из двух 30-мм пушек DEFA. Все виды подвесного вооружения, как было заявлено, выпускаются южноафриканскими фирмами. В их число входят ракеты "воздух-воздух" малой дальности V3B Kukri/V3C Darter. Вооружение "воздух-поверхность" включает противокорабельные ракеты AS30, кассетные бомбы и неуправляемые ракеты. Эти боеприпасы могут подвешиваться на пилонах, унаследованных от Mirage III, а также на двух дополнительных узлах в местах сопряжения крыла с каналом воздухозаборника, как у Kfir-C7.
  Первыми до стандарта двухместных Cheetah DZ были доработаны восемь учебных Mirage IIID2Z. Они достигли боеготовности в 1987 году. Их использовали в качестве тренировочных машин, способных действовать как самолеты-целеуказатели одноместных боевых Cheetah EZ. Всего в 1990 году в SAAF имелось 16 двухместных Mirage IIIDZ и D2Z, но программу доработки прошли еще, по меньшей мере, четыре машины, полученные из неизвестных источников (вероятно из Израиля).
  Также были сделаны не менее 26 одноместных Cheetah EZ, включая 21 машину SAAF (14 Mirage INEZ, четыре Mirage IIIRZ и три Mirage IIIR2Z) и как минимум пять Mirage III неизвестного происхождения. Самолеты, вероятно, сохранили свои оригинальные двигатели, а доработанные Mirage IIIRZ и Mirage IIIR2Z - возможность нести разведывательную аппаратуру в носовой части.
  Следующая модификация, Cheetah R2, представленная в апреле 1992 года, была оснащена новым крылом ACW (Advanced Combat Wing - усовершенствованное боевое крыло) с фиксированным отклоненным вниз носком, уменьшавшим сопротивление на сверхзвуковой скорости. Это позволило увеличить на 14% скорость установившегося разворота. Возрос запас топлива во внутренних баках, а на крыльевых пилонах могли быть установлены две ракеты "воздух-воздух". При этом масса самолета увеличилась на 600 кг по сравнению с Cheetah EZ.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Atlas Cheetah С

  Тип: одноместный многоцелевой истребитель
  Силовая установка: ТРД SNECMA Atar 9С с тягой 41,97 кН без форсажа и 60,80 кН на форсаже или ТРД Atar 9K50 с тягой 49,03 кН без форсажа и 70,82 кН на форсаже
  Летные характеристики: максимальная скорость 2338 км/ч (М=2,20) на высоте 12 000 м; крейсерская скорость 956 км/ч на высоте 11000 м; потолок 17 000м
  Размеры: размах крыла 8,22 м; длина 15,65 м, включая ПВД: высота 4,55 м; площадь крыла 34,80 м-
  Вооружение: две 30-мм встроенных пушки и до 400 кг на внешней подвеске
Cheetah С. Как и все состоявшие на вооружении ВВС ЮАР самолеты Cheetah, изображенный здесь Cheetah С принадлежал 2-й эскадрилье, базировавшейся на авиабазе Луис-Тричард на северо-востоке страны. Широкая публика узнала о Cheetah С только в 1995 году. Им на смену в 2008 году пришли 28 истребителей JAS 39 Gripen, контракт на поставку которых обошелся бюджету в 1,76 млрд долларов.
Этот Mirage IIID2Z с бортовым номером 845 первым доработали до стандарта Cheetah D.
Этот Cheetah С из 2-й эскадрильи получил особую окраску в честь 75-летия ВВС ЮАР и вскоре получил у летчиков прозвище "Spotty".
К 75-летию SAAF, отмечавшемуся в 1995 году, один из самолетов Cheetah С из 2-й эскадрильи получил оригинальную окраску. Вскоре этой машине дали прозвище "Spotty" ("Пятнистый").
Возможности Tornado как самолета-заправщика в Люфтваффе используются редко, но в немецкой морской авиации дозаправки выполнялись регулярно. На снимке - самолет из АС 51, ранее состоявший на вооружении MFG 2, заправляет два истребителя Cheetah С ВВС ЮАР.
Считается, что Cheetah D непродолжительное время использовался в качестве носителя ядерного оружия. Кроме того, самолет взял на себя роли ударного и учебного, что позволило ВВС ЮАР списать оставшиеся Canberra B(l).Mk 12.
Общим для Cheetah и Kfir была новая форма носка концевой части крыла - он был фиксированным и отклоненным вниз. На фотографии - двухместный Cheetah D во время полета над знаменитым памятником бурам, или африканерам (Voortrekker Monument).
Истребитель «Чита» ВВС Эквадора
Истребитель «Чита»
Взлетает истребитель «Чита»
«Чита» C из 2-й истребительной эскадрильи ВВС ЮАР перед очередным вылетом
Истребитель «Чита» C из 2-й истребительной эскадрильи ВВС ЮАР
Дозаправка в воздухе истребителя "Чита" C
В полете «Чита» D
Учебно-боевой самолет «Чита» D из 89-й истребительной эскадрильи ВВС ЮАР
Учебно-боевой самолет «Чита» D из 89-й истребительной эскадрильи ВВС ЮАР
Показ «Читы» D с внушительным арсеналом
Истребитель «Чита» E из 5-й истребительной эскадрильи ВВС ЮАР в музее
Atlas Cheetah E