Auster J/1 - J/5
Варианты:
Auster - J/1 - J/5 - 1945 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1945


Одно-, двух- или трехместный сельскохозяйственный самолет
Описание:
Auster J-1 Autocrat, Aiglet и Workmaster
Auster J-2 Arrow, J-3 Atom и J-4 Archer
Auster J-5 Autocar
Jane's Encyclopedia of Aviation
Фотографии:

Обломки (4)

Auster J-1 Autocrat, Aiglet и Workmaster

На завершающем этапе Второй мировой войны компания "British Taylorcraft" начала прогнозировать послевоенные перспективы продаж и после тщательного рассмотрения наиболее подходящим для себя выбрала разработку более экономичного варианта Auster Mk V. Для испытаний одну машину модифицировали, установив рядный двигатель Blackburn Cirrus Minor 2 мощностью 100 л.с. Одновременно началось создание прототипа на основе фюзеляжа разбившегося прототипа модели Plus D, который долгое время летал с обозначением J-1 Autocrat серии Taylorcraft Auster Mk V. 7 марта 1946 года компания сменила название на "Auster Aircraft Ltd.", а новый самолет - на Auster J-1 Autocrat.
   Еще в декабре 1945 года продали первую машину, она отличалась от прототипа рулем направления, он был не с роговой компенсацией, а с весовой балансировкой. Autocrat оказался одним из наиболее удачных послевоенных легких самолетов Великобритании, было выпущено более 400 экземпляров, что проложило дорогу многим хорошо известным машинам компании. Несмотря на множество изделий, название практически не менялось. Первым появился J-1A, некоторое количество которых оборудовалось четвертым креслом, но позднее вернулись к стандартной 3-местной компоновке Установка рядного двигателя de Havilland Gipsy Major 1 мощностью 120 л. с. дала жизнь J-1N Alpha, один самолет с Gipsy Major 10 Mk 2-2 мощностью 140 л.с. обозначили J-1S.
   Пытаясь сделать более мощный Autocrat для опыления полей, "Auster" в 1950 году на стандартный фюзеляж установила de Havilland Gipsy Major 1 мощностью 130 л.с., что потребовало увеличить площадь вертикального хвостового оперения. Самолет получил обозначение J-1B Aiglet; 14 машин зарегистрировали в Великобритании, а 72 экспортировали, в основном в Австралию и Новую Зеландию. Австралийские самолеты собирала, оснащала и продавала "Kingsford Smith Aviation Services".
   Затем "Auster" спроектировала более крупный и мощный J-1U Workmaster, предназначенный главным образом для операций в Судане и Центральной Африке. Он имел стандартный, но упрочненный фюзеляж J-1N, увеличенное вертикальное оперение с верхним зализом киля и основные стойки шасси с шинами низкого давления и гидравлическими тормозами. Первый J-1U взлетел 22 февраля 1958 года - он имел двигатель Avco Lycoming O-360-A-1A с шестью горизонтальными противолежащими цилиндрами мощностью 180 л.с. Восемь машин продали в Британии и две на экспорт.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Auster J-1B Aiglet

   Тип: одно-, двух- или трехместный сельскохозяйственный самолет
   Силовая установка: один рядный двигатель de Havilland Gipsy Major 1 мощностью 130 л. с. (97 кВт)
   Характеристики: максимальная скорость на оптимальной высоте 203 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 169 км/ч; начальная скороподъемность 274 м/ мин; практический потолок 5485 м; дальность полета 354 км
   Масса: пустого 555 кг; максимальная взлетная 907 кг
   Размеры: размах крыла 10,97 м; длина 7,22 м; высота 1,98 м; площадь крыла 17,19м

Auster J-2 Arrow, J-3 Atom и J-4 Archer

В 1945 году "British Taylorcraft" построила прототип высокоплана с расчалочным крылом, не имевшего официального обозначения и предназначавшегося в качестве прототипа для предшественника модели Plus С. Самолет с кабиной на двух сидящих рядом человек оснащался двигателем Avco Lycoming O-145-B3 с четырьмя горизонтальными противолежащими цилиндрами мощностью 65 л.с. Хотя его не запустили в производство, он дал дорогу улучшенному Auster J-2 Arrow, полетевшему летом 1946 года с двигателем Continental C-75-12.
   Использование американского двигателя было вынужденным из-за дефицита британских нужной мощности. Но это означало, что продажи в Великобритании были небольшими вследствие ограничений на импорт изделий, не являющихся важными, из стран за пределами Великобритании и стран Британского Содружества (чтобы сократить послевоенные финансовые затраты страны). Поэтому выпустили только 15 J-2, семь из них для "Auster", еще 26 экспортировали, в основном в Австралию,
   Компания по-прежнему была заинтересована в создании недорогого в эксплуатации самолета малой мощности - в результате появился J-3 Atom с фюзеляжем J-2, рулем направления с роговой компенсацией и двигателем Continental C-65-12 мощностью 65 л.с. Прототип поднялся в воздух в 1946 году, но в производство запущен не был,
   Дальнейшей разработкой J-2 стал J-4 Archer с британским двигателем, чтобы избежать ограничений. Это был рядный двигатель Blackburn Cirrus Minor 1 мощностью 90 л.с. Первый J-4 взлетел в конце 1946 года. В Британии этот двухместный легкий самолет интереса не вызвал, выпуск ограничился 29 машинами, все они были зарегистрированы в стране, но вскоре по экспортным продажам составили конкуренцию J-2.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Auster J-2 Arrow

   Тип: двухместный туристско-спортивный самолет
   Силовая установка: одни двигатель Continental C-75-12 с четырьмя горизонтальными противолежащими цилиндрами мощностью 75 л. с. (56 кВт)
   Характеристики: максимальная скорость на оптимальной высоте 158 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 140 км/ч; начальная скороподъемность 131 м/ мин; дальность полета 515 км
   Масса: пустого 396 кг; максимальная взлетная 658 кг
   Размеры: размах крыла 10.97 м; длина 6,93 м; высота 1,98 м; площадь крыла 17.19м'

Auster J-5 Autocar

Потребность в 4-местном туристском самолете в дополнение к 3-местному J-1 Autocrat привела через неудачную модель Р Avis (4-местный гражданский Avis Mk 1 и военно-санитарный Avis Mk 2, создан в 1947 году) к разработке Auster J-5B Autocar с двигателем Gipsy Major 1, взлетевшего в августе 1949 года. В Британии продали 15 машин, на экспорт в 16 стран - 65 машин.
   Необходимость в более мощном самолете для жарких и высокогорных условий заставила создать к 1950 году единственный экспериментальный J-5E с мотором Blackburn Cirrus Major 3 мощностью 155 л. с. Фактически, он стал прототипом J-5G, поднявшегося в воздух в июле 1951 года. Большинство из 90 серийных J-5G специально строились для эксплуатации в жарком климате, а пять зарегистрированных в Британии машин использовались в Судане для опыления полей. Некоторое количество самолетов отправили в Малайю с военной регистрацией, но для сельскохозяйственных работ. Самый необычный J-5G использовался "Saunders-Roe" для испытаний поплавкового шасси в проливе Солент в 1958 году.
   Кроме того, "Auster" разработала J-5, J-8 Aiglet Trainer и Alpine. Хотя для Auster J-5F Aiglet Trainer использовалось название J-1B Aiglet, в его основу лег фюзеляж J-5 с новым крылом меньшего размаха. Предназначенный для аэробатики самолет взлетел 2 июня 1951 года.
   После него выпустили 27 серийных машин, зарегистрированных в Великобритании, и еще 40 на экспорт, в том числе 17 для ВВС Пакистана. Среди британских владельцев машины был Том Хейхау, установивший 28 рекордов дальности беспосадочных перелетов для данного класса машин в Европе - он погиб в апреле 1953 года во время вынужденной посадки в австрийских Альпах при попытке установить рекорд на маршруте Лондон - Белград. Другой рекордсмен, X. Б. Шоуэлл пролетел на J-5F из Кембриджа в Австралию и обратно в период с октября 1953 года по январь 1954 года.
   Aiglet Trainer выпускался во множестве вариантов до 1958 года.


Варианты Autocar

   J-5G Autocar: экспортный вариант с рядным двигателем Blackburn Cirrus Major 3 мощностью 155 л.с. (116 кВт)
   J-5GL Autocar: единственный экземпляр J-5G с двигателем Avco Lycoming
   J-5H Autocar: единственный экземпляр J-5B с рядным двигателем Blackburn Cirrus Major 2 мощностью 145 л.с. (108 кВт)
   J-5P Autocar: обозначение примерно 20-ти самолетов с рядным двигателем de Havilland Gipsy Major 10 мощностью 145 л.с. (108 кВт)
   J-5V Autocar: разработка "Beagle Aircraft" с двигателем Avco Lycoming O-320-B2B с четырьмя горизонтальными противолежащими цилиндрами мощностью 160 л.с. (119 кВт), послужил основой для разработки прототипа серии D


Варианты Aiglet Trainer и Alpine

   J-5K Aiglet Trainer: обозначение одного самолета с рядным двигателем Blackburn Cirrus Major 3 мощностью 155 л. с. (116 кВт)
   J-5L Aiglet Trainer: обозначение 10 самолетов с рядным двигателем de Havilland Gipsy Major 10 Mk 21 мощностью 145 л.с. 008 кВт)
   J-5R Alpine: обозначение шести гибридных самолетов с фюзеляжем от Aiglet Trainer, крыльями от J-1 Autocrat и элеронами от Aiglet Trainer; прототип изготовили из J-5L с той же силовой установкой
   J-5Q Alpine: построено четыре самолета: менее мощный вариант J-5R с рядным двигателем de Havilland Gipsy Major 1 мощностью 130л.с.(97 кВт)
   J-8L Aiglet Trainer: обозначение J-5K после установки двигателя с J-5L


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Auster J-5B Autocar

   Тип: четырехместный туристский самолет
   Силовая установи: один рядный двигатель de Havilland Gipsy Major 1 мощностью 130 л. с. (97 кВт)
   Характеристики: максимальная скорость на оптимальной высоте 188 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 171 км/ч; начальная скороподъемность 160 м/ мин; практический потолок 3355 м; дальность полета 418 км
   Масса: пустого 605 кг; максимальная взлетная 1089 кг
   Размеры: размах крыла 10,97 м; длина 7,11 м; высота 1.98 м, площадь крыла 17,19м2

Jane's Encyclopedia of Aviation

A civil version of the Mk 5 was produced, known as the Auster Mk 5 J/1 Autocrat. It was basically similar to the military aircraft but had upholstered accommodation and other refinements. This aircraft served also as the basis for all the subsequent civil models produced under different names.
   The two-seat Arrow followed the Autocrat into production and subsequently several versions of the basic two- and three-seat airframes appeared.
   These included the J/3 and J/3A two-seaters with 48.4 kW (65 hp) Continental C65 engines; the J/4 and J/5 with Cirrus and Gipsy Major 1 engines respectively; the J/6, a three-seater similar to the Autocrat but with a 108 kW (145 hp) Gipsy Major 10 engine. AJ/7 two-seater with a 7 4.5 kW (100 hp) Cirrus Minor engine was projected. The four-seat Avis made its appearance in 1947 and was put into production.

Auster Avis (UK)
   Four-seat cabin monoplane built as the Mk 1 for civil use and projected as the Mk 2 for military use and as a civil ambulance.

Auster J/1B Aiglet (UK)
   Basically a version of the Autocrat with larger tail surfaces and powered by a Gipsy Major 1 engine. Approximately 90 built; many used for crop-spraying.

Auster J/1N Alpha (UK)
   Conceived as a low-priced light aircraft capable of a variety of duties in varied climatic conditions. Two versions were made available, the J/1 Alpha and the Alpha 5 - differing in having 97 kW (130 hp) Gipsy Major 1 and Lycoming O-290-3/1 engines respectively. Both versions were delivered as new aircraft but many owners of Autocrats brought their aircraft to a similar standard by fitting Gipsy Major engines and a new tail unit with horn-balanced rudder. Accommodation comprised two individual seats at the front and a bench seat at the rear for tin adult and two children.

Auster J/1V Workmaster (UK)
   Agricultural version evolved especially to meet a requirement of Crop Culture Ltd. Fourteen were initially ordered.

Auster J/5B,G,P Autocar (UK)
   Four-seater designed to be used for passenger-carrying, freight-carrying, crop-spraying, dusting, glider-towing and ambulance duties. The Autocar was Auster’s first four-seat aircraft proper to go into production, having first flown in August 1949. Approximately 100 were built, many for export. The three versions were powered by 97 k\V (130 hp) Gipsy Major 1, 115.5 kW (155 hp) Cir­rus Major 3 and 108 kW (145 hp) Cirrus Major 10 engines respectively. They were known as the Autocar (J/5B), Cirrus Autocar (J/5G) and Autocar 145 (J/5P). A seaplane version was also produced.

Auster J/5F Aiglet Trainer (UK)
   Two-seat dual-control aerobatic aircraft. Airframe basically similar to the earlier J/5 but with horn-balanced rudder and elevators and wings clipped by 1.22 m (4 ft) to give greater rate of roll. The J/5F was the standard version with a Gipsy Major 1 engine. The J/5FL version was powered by a 108 kW (145 hp) Gipsy Major 10/2 engine and was a two/three-seat trainer of which 15 were built for the Iranian government. Delivery began in July 1958.

Auster J/5Q and J/5R Alpine (UK)
   Incorporated features of both the Autocar and Aiglet: basically the wide cabin of the latter and the long-span wings of the former. Variants differed by having Gipsy Major 1 and Gipsy Major 10 engines respectively.
A recent arrival at Brisbane's Airfield Airport was Auster VH-KSK which has a long history of operations in Australia and its territories
Victims of the gale that hit Rearsby on March 17, 1947, were Autocrat G-AIBY and the Taylorcraft Plus D G-AHCH, both seen here on the roof of the Auster D.O.
Autocrat G-AIZU survived a further 18yr following this 1951 incident at Broxbourne, caused by landing with the brakes on.
Autocrat G-AJEI survived this minor mishap in the Forties and is currently airworthy.