CASA C-101 Aviojet
Страна: Испания
Год: 1977


Двухместный легкий штурмовик и учебно-боевой самолет
Описание
Фотографии
CASA С.101 Aviojet

  Спроектированный компанией CASA совместно с MBB и "Northrop", учебно-боевой и легкий штурмовик С.101 Aviojet поставлялся в Испанию, Чили, Гондурас и Иорданию.
  Первый и последний из четырех прототипов поднялись в воздух 27 июня 1977 года и 17 апреля 1978 года соответственно. В конце 1978 года все четыре самолета передали ВВС Испании для оценочных испытаний. В модульной конструкции недорогого и не очень сложного самолета С.101 специально были предусмотрены объемные отсеки для последующей установки нового БРЭО или иного оборудования. Особенностями машины стали прямые крыло и стабилизатор, стреловидный киль, наличие одного ТРД с высокой степенью двухконтурности и с улучшенной топливной экономичностью, боковые воздухозаборники над крылом, тандемно расположенные уступом катапультные кресла Martin-Baker Mk 10L класса "0-0", гермокабина с раздельными фонарями и щелевые закрылки. Самой главной особенностью стало то, что все модификации имеют большой фюзеляжный отсек под задней кабиной, в котором можно разместить вооружение, АФА, станцию РЭБ, лазерный целеуказатель или другие устройства.
  Сначала испанские ВВС закупили 60 учебно-боевых самолетов С.101EB-01, которым присвоили обозначение Е.25 Mirlo. С.101EB-01 оснащен двигателем TFE731-2-2J тягой 15,57кН. По второму контракту закупили еще 28 самолетов. С 1990 по 1992 год все уцелевшие к тому времени машины прошли модернизацию систем навигации и управления вооружением.
  Низковысотные характеристики машин С.101EB оказались несколько лучше проектных, но высотные данные были слабыми. В результате экспортный вариант легкого штурмовика/УБС С.101BB оснастили двигателем TFE731-3-1J увеличенной на 0,89 кН тягой, обеспечив самолету также возможность подвески на шести подкрыльевых пилонах различного вооружения (у испанских самолетов С.101EB есть такие же узлы подвески, но они не используются). Отсек в нижней части фюзеляжа С.101BB используется для установки быстросменных контейнеров с разведывательным оборудованием, аппаратурой РЭБ, лазерным целеуказателем или спаренными 12,7-мм пулеметами вместо контейнера с 30-мм пушкой DEFA, установленного по осевой линии.
  Самолеты С.101BB-02 экспортировались в Чили - были поставлены четыре собранных на CASA самолета и 10 машин, собранных в Чили на фирме ENAER из машинокомплектов. В процессе эксплуатации все эти самолеты обозначили T-36 Halcon, и хотя они предназначались для углубленной подготовки, в их носовой части установили радиолокационный дальномер для использования в качестве учебно-боевых самолетов A-36BB для обучения применению различного вооружения.
  Легкий штурмовик С.101CC совершил первый полет 16 ноября 1983 года и был оснащен одним двухконтурным ТРД TFE731-5-1J. Масса подвешиваемого вооружения не увеличилась, так как пилоны не были заменены, но увеличение максимальной взлетной массы позволило увеличить запас горючего.
  В 1984 году Чили заказали 23 легких штурмовика С.101CC-02. Один из них собрали в Испании, три - доставили в виде машинокомплектов, остальные 19 - изготовили по лицензии в Чили. Четыре очень похожих самолета С.101BB-03 поставили в Гондурас. Первый A-36 некоторое время использовался в качестве демонстратора перспективного A-36M, выполняя полеты с макетами ракет BAe Sea Eagle под крылом, но этот проект отклонили. Шестнадцать машин С.101CC-04 поставили Иордании в качестве учебно-тренировочных самолетов для повышенной летной подготовки.
  25 мая 1985 года на фирме CASA облетали прототип С.101DD с двигателем TFE731-5-1J и новым БРЭО, включавшим коллиматорный индикатор (на фоне лобового стекла). Эти самолеты также имеют органы управления, скомпонованные по концепции HOTAS, и могут вооружаться ракетами AGM-65. Самолет, предназначенный для использования в качестве учебно-тренировочного (боевого) повышенной подготовки и легкого штурмовика, все еще пользуется высоким спросом.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  CASA С.101CC Aviojet

  Тип: двухместный легкий штурмовик и учебно-боевой самолет
  Силовая установка: один двухконтурный ТРД AlliedSignal TFE731-5-1J тягой 19,13 кН или 20,91 кН с форсированием на боевом режиме
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 6095 м-806 км/ч; крейсерская скорость на высоте 9145 м - 656 км/ч; начальная скороподъемность на расчетной тяге - 1494 м/мин и 1859 м/мин - при форсированном боевом режиме; набор высоты 7620 м-за 6 мин 30 с; практический потолок 12800 м; боевой радиус 519 км при полете по профилю "малая-малая-малая высота" с одним пушечным контейнером и четырьмя 250-кг бомбами
  Масса: пустого 3500 кг; максимальная взлетная 6300 кг
  Размеры: размах крыла 10,60 м; длина 12,50 м; высота 4,25 м; площадь крыла 20,00 мг
  Вооружение: одна неподвижная 30-мм пушка DEFA под фюзеляжем или два неподвижных 12,7-мм пулемета Colt-Browning в отсеке в нижней части фюзеляжа, плюс до 1840 кг полезной нагрузки под крылом
27 июня 1977г.: компания CASA испытала прототип однодвигательного реактивного учебного самолета С.101 Aviojet с низко расположенным крылом.
Первые два прототипа C.101 в показательном полете, организованном компанией CASA в 1978 году. Прототипы выполнили первые полеты в июне и сентябре 1977 года. За первой парой последовали еще два прототипа, оба поднялись в воздух в 1978 году. Прототипы C.101 в ВВС Испании обозначались XE.25.
На фотографии C.101 E.25 Mirlo из части Escuadron 412, дислоцированной в Матакане и предназначенной для первоначальной летной подготовки курсантов, прошедших перед этим лишь теоретический курс. В настоящее время первоначальная летная подготовка осуществляется на базе подразделения Escuadron 744 Grupo 74, а также в Матакане.
Самолеты С.101 служат в Испании вот уже два десятилетия. Предложенный же для ВВС и ВМС США в рамках программы JPATS вариант Aviojet успеха не имел.
CASA C.101 Aviojet
Летчики ВВС Испании "вставали на крыло" на самолете T-35 Tamiz, более известном как ENAER Pillan, в Сан-Хавьере. Освоив T-35, они приступали к полетам на C.101 из подразделения "Escuela de Vuelo Basico", также дислоцированного в Сан-Хавьере.
С начала 1980-х годов весь курс обучения летчики ВВС Испании проходят на C.101, этот самолет отличается своей экономичностью. Объем поставок так и не достиг 300 самолетов, как оценивала объем производства в 1978 году компания CASA. Прогноз оказался чрезмерно оптимистичным, хотя и не был связан с недостатками самолета.
The Ejercito del Aire (Spanish Air Force) celebrated its 75th anniversary on October 11, 2014 with an airshow at Torrejon AB, Madrid. For the occasion the CASA C101EB Aviojets of Team Aguila wore 75th anniversary logos on the fuselage, as applied to E25-87/‘79-29'.
AT-36 Halcon alias CASA C-101BB Aviojet which has now entered service with the Escuela de Aviacion at El Bosque
Ha C.101CC-02 установлен ТРД Garret TFE731-5 лицензионной сборки.Легкий штурмовик именовался также ENAER A-36 Halcon, он мог нести широкий ассортимент вооружения. На фотографии представлена машина, доработанная в носитель противокорабельных ракет BAe Sea Eagle (данная программа не получила развития). В Чили по лицензии под обозначением T-36 строился учебный C.101BB-02.
ВВС Иордании получили 12 самолетов C.101CC Aviojet, которые ныне состоят на вооружении 11-й эскадрильи Авиационного колледжа "Король Хусейн" и используются для базовой летной подготовки. Рассматривается вопрос о замене иорданских C.101CC на L-159.
Довольно удачный учебный самолет C.101 может использоваться и как легкий штурмовик. На самолете допускается установка шести подкрыльевых пилонов для подвески вооружения, как на этом демонстраторе компании CASA. Предусмотрена подвеска разнообразных бомб, ракет, пушечных и пулеметных контейнеров. Вооруженные модификации используются ВВС Чили, Гондураса и Иордании.
Гондурас эксплуатирует четыре C.101BB Aviojet. Самолеты приписаны к военно-авиационной Академии (Academia Militar de Aviacion) и используются для обучения летчиков. В 1990-е годы на этих C.101B были сбиты несколько самолетов наркоторговцев, включая C-47.
Spain's new jet trainer, the CASA C-101, after roll-out at Getale, Madrid, on 28th May 1977. The aircraft was scheduled to fly early in July
The prototype CASA C-101 jet trainer, which made its first flight on 27th June 1977, seen during recent tests. Spanish A.F. initial order will be for sixty aircraft
Another type yet to achieve an export sales breakthrough is the CASA C-101, now in production for the Spanish Air Force.
C-101 the trainer
The second prototype Pillan (in the foreground) with the last pre-series aeroplane, serial number 104, and a CASA C-101CC Aviojet, which, as the A-36 Halcon, is the subject of a second ENAER programme for the Fuerza Aerea de Chile.
C.101EB Aviojet (E.25). Два контракта на самолеты C.101EB-01, получившие в ВВС Испании обозначение E.25 Mirlo, предусматривали поставку 60 и 28 машин с номерами от E25-1 до E25-88, соответственно. Первые четыре машины передали Авиационной академии в Сан-Хавьере 17 марта 1980 года, завершающий выпуск экземпляр поставлен заказчику в 1984 году. В начале 1990-х годов самолеты состояли на вооружении четырех подразделений: Escuadron 411 и 412 в Матакане (начальная летная подготовка), Escuadron 793 в Сан-Хавьере (повышенная подготовка) вместе с пилотажной группой "Patrulla Aguila" и испытательная часть Grupo 54 в Торрехоне. На рисунке изображен самолет подразделения Escuadron 793. В середине 2000-х годов после реорганизации учебные части объединили в Escuadron 744 с дислокацией в Матакане. Также самолеты C.101 эксплуатируются в следующих подразделениях: испытательном Grupo 44 в Торрехоне, базовой подготовки летчиков Escuela de Vuelo Basico и пилотажной группе "Patrulla Aguila", относящихся к Авиационной академии в Сан-Хавьере.
C.101CC
CASA C-101 Aviojet
CASA C-101 Aviojet
CASA C.101CC Aviojet