Ильюшин Ил-54
Страна: Россия
Год: 1955


Прототип околозвукового бомбардировщика с экипажем из трех человек
Описание
Фотографии
Ил-54

  В конце 1952 года ОКБ С.В. Ильюшина приступило к работам по реактивному фронтовому бомбардировщику Ил-54, который должен был иметь максимальную скорость полета М=1,15 на высоте 4750 м и практическую дальность с нормальной боевой нагрузкой 3000 кг в районе 2400-2750 км. Первоначально, в марте 1953 года, была принята схема среднеплана с двумя двигателями ТРД-И, размещенными в корневых частях крыла, с горизонтальным оперением на верхней части киля и трехопорным шасси с передней стойкой. Однако затем от этой схемы отказались ввиду ряда крупных недостатков, а в ноябре 1953 года была утверждена вторая компоновочная схема Ил-54 - это был высокоплан с нижним расположением горизонтального оперения, с велосипедным шасси, имевшим далеко отстоящие друг от друга основные опоры со сдвоенными колесами на каждой опоре и с управляемой носовой стойкой. Силовая установка - в составе двух двигателей АЛ-7, созданных под руководством А. М. Люльки и размещенных в гондолах, подвешенных на пилонах под крылом. Экипаж - три человека: пилот, штурман и стрелок-радист, размещавшиеся в герметизированных кабинах, оснащенных катапультными креслами. Оборонительное вооружение - три пушки, масса максимальной бомбовой нагрузки - около 5000 кг (можно было применять как бомбы, так и торпеды (самолет-торпедоносец Ил-54Т), а также решать задачи фоторазведки и пр.).
  Первый полет Ил-54, оснащенный двигателями АЛ-7, совершил под управлением летчика-испытателя В. К. Коккинаки 3 апреля 1955 года, в том же году к испытаниям присоединился и второй опытный самолет - уже с двигателями АЛ-7Ф. По результатам испытаний первой опытной машины путевую устойчивость второго самолета повысили за счет установки на нижней поверхности хвостовой части фюзеляжа двух аэродинамических гребней. Самолет успешно прошел летные испытания, но серийно не строился. За рубежом, по классификации НАТО ему успели присвоить шифр "Blowlamp" (зарубежные специалисты увидели его в Кубинке в июне 1956 года).


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Ил-54

  Тип: прототип околозвукового бомбардировщика с экипажем из трех человек
  Силовая установка: два ТРД АЛ-7 тягой по 63,73 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость 1170 км/ч; практический потолок 13 000 м; дальность с боевой нагрузкой 3000 кг при скорости 910 км/ч - 2200 км
  Масса: пустого 23 560 кг; максимальная взлетная 38000 кг
  Размеры: размах крыла 17,65 м; длина 28,% м; площадь крыла 84,60 м2
  Вооружение: три 23-мм пушки НР-23 (две в корме и одна по левому борту) или две 23-мм пушки ТКБ-4957, плюс до 5000 кг бомб на внутренней подвеске
Зарубежные специалисты, посетившие в 1956 году Кубинку и увидевшие Ил-54, долго именовали его Ил-149.
Built in 1954 and flown early in 1955, the Ilyushin Il-54 three-seat light tactical bomber was one of the first aircraft to receive Lyulka's AL-7 of 14,330 lb (6 500 kg) thrust. The wing was swept 55 deg on the leading edge and had a span of 58 ft 4 3/4 in (17,80 m), overall length being 71 ft 6 1/4 in (21,80 m). Like the earlier Il-30, it featured a widely-spaced “bicycle" undercarriage with twin-wheel main members and small outrigger wheels, and performance included a maximum speed of 714 mph (1 150 km/h) at low altitude, and a range of 1,490 miles (2 400 km), loaded weight being 63,934 lb (29 000 kg).