Sikorsky CH-53E / S-80 Super Stallion
Варианты:
Sikorsky - CH-53E / S-80 Super Stallion - 1974 - США
Страна: США
Год: 1974
Вертолет

Описание
Фотографии
Sikorsky S-65 и S-80 (H-53)
  
<...>
  Впоследствии компания "Sikorsky" разработала вертолет второго поколения S-80, на котором ее специалисты установили третий двигатель T64 и семилопастный несущий винт. В 1973 году с компанией был подписан контракт на постройку двух опытных машин нового типа и проведение их испытаний. КМП США в итоге получили модернизированный тяжелый транспортный вертолет CH-53E, а ВМС - противоминный вертолет MH-53E Sea Dragon.
  Вертолеты CH-53A/D и CH-53E авиации КМП США активно применялись в ходе операций "Iraqi Freedom" и "Enduring Freedom". В операциях в Афганистане также были задействованы немецкие вертолеты CH-53G.
  В 2008 году ВВС США списали свой последний вертолет специального назначения MH-53M Pave Low (Enhanced Special Operations), а годом ранее КМП США приступил к снятию с вооружения вертолетов первого поколения CH-53A/D - им на замену пришли конвертопланы V-22.
  По состоянию на 2013 год военные модификации вертолета S-65 оставались на вооружении Ирана, Израиля, Мексики и Германии. Компания "Sikorsky" же по заказу КМП США приступила к разработке вертолета нового поколения, получившего обозначение CH-53K.


Варианты Sikorsky S-80

  YCH-53E Super Stallion: первая трехдвигательная модификация - дополнительный двигатель установлен в центре за втулкой несущего винта, а воздухозаборник и выхлопное сопло расположены слева. Отличия - новый семилопастный несущий винт увеличенного диаметра (лопасти имеют увеличенную хорду), удлиненный фюзеляж, увеличенный и расположенный ниже стабилизатор, увеличенный запас топлива во внутренних баках и возможность подвески двух 2461-литровых внешних баков. Построены два прототипа
  CH-53E Super Stallion: серийный трехдвигательный вариант. Модифицированное хвостовое оперение с одним большим, установленным высоко справа на киле стабилизатором с подкосом; дублированная цифровая система управления. Построены 177 вертолетов для КМП и ВМС США
  YMH-53E Sea Dragon: трехдвигательный вариант противоминного вертолета
  MH-53E Sea Dragon: серийный трехдвигательный противоминный вертолет с увеличенными спонсонами, в которых размещено дополнительное топливо, позволяющее вертолету в течение четырех часов оставаться в назначенном районе операции, находящемся в 30 минут полета от базы, а также с возможностью установки топливозаправочной штанги для дозаправки топливом в полете. Также установлено дополнительное противоминное оборудование. Построены 56 вертолетов для ВМС США
  VH-53F: не строившийся вариант президентского вертолета, разработанный на базе CH-53E. Заказ на шесть вертолетов был аннулирован
  S-80M-1 Sea Dragon: экспортный вариант MH-53E для японских ВМС; построены 11 вертолетов
  CH-53K: модернизированный CH-53E для авиации КМП США. Особенности - новое полностью цифровое оборудование пилотской кабины и новые более мощные двигатели GE38-1B; первый из 156 новых вертолетов данного типа ожидается к поступлению на вооружение в 2018 году
CH-53E
CH-53E
Marine Heavy Helicopter Squadron 463 (HMH-463) 'Pegasus' participated in Talisman Saber 2013 with four CH-53Es embarked on the USS Bonhomme Richard. The squadron is shore-based at MCB Kaneohe Bay, Hawaii.
MH-53E
Вертолет CH-53E эскадрильи HC-4 "Black Stallions" ВМС США, Курдистан, 1991 год. Вначале использовались четыре машины подразделения из Сигонеллы, Сицилия. Из-за жары и неровного рельефа выполнять операции было очень трудно, поэтому одна машина была потеряна.
Пара вертолетов CH-53E ВМФ США (из четырех, отправленных из группы HC-4 на базу Сигонелла) сфотографирована в Диярбикире. Эти машины смогли долететь без посадки от Инчирлика до Силопи и первыми достигли зон безопасности. Условия обитания для экипажей были очень примитивными, обычно с размещением в палатках без кондиционеров. Полеты в гористой местности при высоких температурах были трудными, постоянно возникали различные проблемы.
В 2011 году КМП США остается крупнейшим в мире эксплуатантом CH-53, парк морской пехоты насчитывает порядка 15О CH-53E (на снимке) и 36 CH-53D. CH-53D подлежат замене на конвертопланы MM-22 Osprey и вертолеты CH-53K. Морская пехота также располагает несколькими VH-53 (вариант CH-53E), обеспечивающими перевозки первых лиц США, включая президента, эти вертолеты состоят на вооружении HMX-1.
Мощный вертолет CH-53E и сейчас остается основной машиной авиации Морской пехоты США для решения сложных задач.
A CH-53E landing back on the USS Bonhomme Richard.
Вертолет CH-53E Морской пехоты США из 15-го экспедиционного отряда сил специального назначения поднимает погрузчик с борта американского вертолетоносца "Пелелью", 21 ноября 2001 года.
CH-53E из 465-й (средней) вертолетной эскадрильи авиации КМП США готовится поднять в воздух емкости с топливом, которые он доставит удаленному гарнизону (авиабаза Аль-Асад, Ирак, апрель 2007 года). В Ираке и Афганистане вертолеты CH-53E использовались с интенсивностью, в три раза большей обычной.
На Среднем Востоке в силу суровых природно-климатических условий было потеря но несколько H-53. Вертолет из HMH-465 разбился 11 декабря 2006 года в районе Аль-Кайим в Ираке.
Упавший Merlin. В 2010 году в Афганистане упал вертолет Merlin британских ВВС - его эвакуировали при помощи американского CH-53E Super Stallion. В мире существуют только два вертолета, которые могут совершить такую операцию - российский Ми-26 и американский CH-47.
Морские пехотинцы крепят 105-мм легкую гаубицу M777 к внешней подвеске CH-53E. CH-53E остается основным тяжелым транспортным вертолетом КМП США.
Marines with 1st Battalion, 11th Marine Regiment watch as a CH-53E Super Stallion lands with a M777 Flowitzer during a CFI-53 battle drill exercise at Fire Base Burt, in the Chocolate Mountain Aerial Gunnery Range.
A CH-53E Super Stallion lands with a crate of 155mm ammunition during a CFI-53 battle drill exercise at Fire Base Burt.
Marines with the 1st Transport Support Battalion prepare to externally lift a Light Armoured Vehicle during a CH-53 tactics exercise at Auxiliary Airfield II near Yuma, Arizona.
CH-53E Super Stallions refuel from a KC-130J during FINEX 3 on October 22, 2016
В морской пехоте США KC-130J используется для дозаправки реактивных самолетов, конвертопланов и вертолетов. На снимке: два MH-53E Super Stallion из подразделения VMM-263 дозаправляются от KC-130J из VMGR-252, дислоцированного в Черри-Пойнт, Северная Каролина. Снимок сделан в июне 2011 года.
Два вертолета CH-53E авиации КМП США с бронеавтомобилями Piranha LAV на внешней подвеске принимают топливо от KC-130. Установленные на CH-53E двигатели повышенной мощности позволяют вертолетам перевозить на внешней подвеске тяжелую технику. Super Stallion стали основным средством перевозки техники в КМП США, гармонично дополнив CH-46, занятые перевозкой личного состава.
CH-53E Super Stallions prepare to land at Marine Corps Air Ground Combat Center Twentynine Palms, California during FINEX 1.
CH-53 Super Stallion авиации КМП США приземляется в Джибути. Очевидна трудность приземления в песчаной или запыленной местности. Плохая видимость может привести к катастрофе, поэтому активно ведутся исследования в этом направлении.
A CH-53E Super Stallion lands at Yuma Proving Ground in a cloud of dust and dirt.
Marines refuel a CH-53E Super Stallion at a forward arming refuelling point at a landing zone dubbed Bull Assault in California on September 27, 2016.
Helicopters and ground troops conduct humanitarian assistance and disaster relief training in public during WTI, with staging areas that include local buildings and Kiwanis Park, where this CH-53 is pictured.
US Marine Corps CH-53E BuNo 161532 from Marine Heavy Helicopter Squadron 463 (HMH-463) ‘Pegasus' being unloaded on April 13, 2015 from 60th Air Mobility Wing C-5M Super Galaxy 85-0010 at RAAF Base Darwin, Northern Territory. The helicopter was one of two from HMH-463 picked up by the C-5M in Hawaii and transported to Australia to support the fourth rotation of the Marine Rotational Force - Darwin (MRF-D) over the next six months. They will be based at Darwin for the duration.
HH-53H Pave Low III был первым ночным и всепогодным вертолетом ВВС США. Он оснащался дополнительным оборудованием для преодоления зоны ПВО на малой высоте, расположенным в носовой части. Выступающий полукруглый обтекатель в носовой части скрывает антенну радара AN/APQ-158.
MH-53E
Парк ВМС США насчитывает 31 тральщик MH-53E Sea Dragon, которые также используются для доставки людей и грузов на корабли. MH-53E останутся на вооружении минимум до 2017 года.
A US Navy MH-53E Sea Dragon assigned to Helicopter Mine Countermeasures Squadron 15 (HM-15) ‘Blackhawks' approaches the hose of a KC-130J Super Hercules during an air refuelling exercise to maintain inter-service operability.
An MH-53E Sea Dragon assigned to Helicopter Mine Countermeasure Squadron 15 (HM-15) ‘Blackhawks’ prepares to land aboard the multi-purpose amphibious assault ship USS two Jima (LHD 7).
Палубный регулировщик направляет MH-53E ВМС США, взлетающий с борта авианосца "Теодор Рузвельт" в декабре 2001 года. Авианосец использовался для поддержки военных операций в Афганистане.
MH-53E Sea Dragon был разработан для ВМС США в качестве минного тральщика. Внешние признаки данного типа - значительно увеличенные "плавники" и топливные баки, а также наличие зеркал заднего вида. При тралении вертолет тащит по воде специальные "полозья", при этом он длительное время испытывает большие нагрузки и тратит больше топлива, чем при выполнении обычных транспортных задач той же длительности. Зеркала заднего вида позволяют экипажу следить за "полозьями".
В ВМС США вертолеты MH-53 пришли на смену винтокрылым тральщикам RH-53D. Крупные зеркала заднего вида позволяют пилотам наблюдать за буксируемым минным тралом.
Япония (Морские силы самообороны Японии). Япония является единственным заказчиком трехдвигательных S-80. она приобрела 11 вертолетов S-80M-1, которые в целом схожи с MH-53E Sea Dragon ВМС США (отсутствует штанга для дозаправки в воздухе) и используются как минные тральщики. Первый вертолет заказали в 1986 году, сборку осуществляла фирма "Mitsubishi" и 30 ноября 1990 года передала его заказчику. После испытаний MH-53 в 51-й авиагруппе их приписали к 111-й авиагруппе, авиабаза Ивакуни. где они заменили KV-107, использовавшиеся в качестве минных тральщиков с 1974 года. Как и американские вертолеты, японские буксировали за собой трал, а 12,7-мм пулеметы использовались для расстрела всплывших на поверхность мин. Постепенно Япония заменяет S-80M-1 вертолетами Augusta-Westland MCH101.
The Japanese Maritime Self Defense Force retired the Sikorsky MH-53E Sea Dragon (export designation S-80M-1) on March 3, 2017. On February 20, 111 Kokutai carried out its last training flight on aircraft serial number 8625 from Marine Corps Air Station Iwakuni. Japan is the sole export customer for the Sea Dragon, operating 11 airframes since 1989. In May 2015, the US Navy signed a contract to purchase two decommissioned MH-53Es from Japan for parts, including 12 engines and two tow booms. AgustaWestland MCM-101 Merlins now conduct the duties once performed by the Sea Dragon using the AQS-24A airborne mine hunting system: the AES-1 airborne laser mine detection system and the Mk104 acoustic minesweeping device.
CH-53E
Sikorsky YCH-53E prototype heavy-lift helicopter (three 4,380 shp General Electric T64-GE-415 turboshaft engines)
Second prototype of the Sikorsky YCH-53E heavy-lift helicopter (three 4,380 shp General Electric T64-GE-415 turboshaft engines)
First flight of a Sikorsky CH-53E prototype in mine-sweeping configuration was made at Stratford, Conn, on 23 December 1981. The US Navy plans procurement of the MH-53E variant, based on the CH-53E heavy-lift helicopter, following the successful operation of the RH-53D twin-engined Sea Stallions in the mine-sweeping role.
Sikorsky CH-53E.
Американский вертолет CH-53E
Простая идея добавить третий двигатель в фюзеляж H-53 привела к созданию более мощного вертолета. Этот испытательный YMH-53E (без типичных больших поплавков вертолета MH-53E) способен буксировать минный трал при сильном волнении.
Сикорский CH-53E
Летательные аппараты КМП США в демонстрационном полете над авиабазой Нью-Ривер, 18 марта 2008 г. Справа налево: MV-22B "Оспри", CH-53E "Супер Стэллион", CH-46 "Си Найт", AH-1 "Кобра"
For operation by the 67th ARRS at Woodbridge, eight Sikorsky HH-53H Super Jolly helicopters are being delivered during 1980. They differ from the HH-53C previously operated in having the Pave Low III sensors for night and all-weather operation.
MH-53E
A photograph of the Sikorsky MH-53E airborne mine countermeasures helicopter in its production form and finish.
A view of the CH-53E aerodynamic prototype, showing well the enlarged, fuel-carrying sponsons.
 
29 декабря 2001г., авария вертолета Сикорский CH-53
CH-53E
Sikorsky YCH-53E in its initial form, with low-mounted tailplane
Проект CH-53E HTH (Heavy Transport Helicopter)
A three-view of the Sikorsky MH-53E airborne mine countermeasures helicopter in its production form.