Martin P4M Mercator
Страна: США
Год: 1946


Патрульный бомбардировщик
Описание
Фотографии
Martin P4M Mercator

   Во время войны ВМС США неоднократно предпринимали попытки получить от своей промышленности бомбардировщик с высокими летными характеристиками и большой дальностью полета. Такой самолет можно было создать и за счет использования силовой установки смешанного типа. Патрульный бомбардировщик Model 219 стал результатом одной из таких попыток. Два опытных XP4M-1 были заказаны 6 июля 1944 года, первый из них поднялся в воздух 20 сентября 1946 года. Он конструктивно представлял собой свободнонесущий высокоплан с убирающимся трехопорным шасси с носовой стойкой. Силовая установка включала два звездообразных двигателя R-4360-4 Wasp Major мощностью по 2975 л. с., но в обеих гондолах стоял еще и турбореактивный двигатель Allison J33-A-17 тягой 17,01 кН. По завершении затянувшейся стадии разработки в 1950 году компания построила 19 серийных P4M-1, первый из которых 28 июня 1950 года поступил в 21-ю патрульную эскадрилью. Большинство из самолетов затем переоборудовали в самолеты радио- и радиотехнической разведки P4M-1Q.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Martin P4M-1 Mercator

   Тип: патрульный бомбардировщик
   Силовая установка: два звездообразных ПД Pratt & Whitney R-4360-20A мощностью по 3250 л. с. (2424 кВт) и два ТРД Allison J33-A-10A или -23 тягой по 20,46 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 6125 м - 660 км/ч; практический потолок 10 545 м; дальность 4570 км
   Масса: макс. взлетная 40 088 кг
   Размеры: размах крыла 34,75 м; длина 25,60 м; высота 7,95 м; площадь крыла 121,79 м2
   Вооружение: четыре 20-мм пушки (по две в носовой и хвостовой турелях) и четыре 12,7-мм пулемета (два в надфюзеляжной турели и по одному на каждом борту), плюс до 2722 кг бомб
P4M-1 Dasch-1 из состава патрульно-противолодочной эскадрильи VP-21. Авиабаза Патаксент Ривер, штат Мэриленд, США, июнь 1950 г.
P4M-1 из 21-й патрульной эскадрильи, которая приступила к перевооружению с PB4Y-2 Privateer на P4M-1 с 28 июня 1950 года. С августа 1951-го по январь 1952 года эскадрилья дислоцировалась на Средиземном море, затем была возвращена на авиабазу Патуксент-Ривер для перевооружения на самолеты Neptune.
Самолеты поставлялись в темно-синей окраске с белыми кодами эскадрилий и надписью "NAVY". Стандартное вооружение - три стрелковые установки башенного типа (две Emerson и одна Martin), всего шесть пушек и пулеметов.
P4M-1Q с фальшивыми кодами резервной патрульно-противолодочной эскадрильи VP-872. Авиабаза Аламеда, штат Калифорния, США, середина 50-х гг. Оборонительное вооружение снято.
P4M-1Q из состава эскадрильи электронной разведки VQ-1. Авиабаза Ивакуни, Япония, 1957 г.
P4M-1Q из состава эскадрильи электронной разведки VQ-2. Авиабаза Порт-Лиоте, Марокко, 1959 г.
Martin P4M-1Q Mercator. Данный P4M-1Q в 1959 году принадлежал 2-й эскадрилье РЭБ (VQ-2). Эскадрилья 1 сентября 1955 года была сформирована в Порт-Лиоте на базе подразделения "A" 2-й эскадрильи ДРЛО (Det A, VW-2), а 1 января 1960 года была переформирована во 2-ю разведывательную эскадрилью. В эскадрилье имелось минимум восемь самолетов Mercator.
P4M-1 Dasch-1 из состава патрульно-противолодочной эскадрильи VP-21 в полёте над морем. Хорошо видны выгоревшие от выхлопа двигателей панели верхней части крыла.
P4M-1 из 21-й патрульной эскадрильи в небе над Марокко. Эскадрилью перебазировали в Порт-Лиоте для минных постановок.
Переоборудованный в вариант самолета радиотехнической разведки, P4M-1Q отличался наличием двух подфюзеляжных обтекателей для антенн станции APA-69. К 1959 году оставшиеся P4M-1Q оснастили станцией AN/ALD-1, антенна которой располагалась в большом обтекателе вместо надфюзеляжной башенной стрелковой установки.
Временами некоторые "Нептуны" вообще не несли никаких бортовых обозначений строевых частей кроме опознавательных знаков ВВС США.
«Меркаторы» из состава эскадрильи VQ-1 на японской авиабазе Ивакуни.
Двигатель R4360-4 «Уосп Мейджор»
Первый из двух прототипов XP4M-1 Mercator поднялся в воздух 20 сентября 1946 года. Второй прототип (№02790) был оснащен макетом носового обтекателя и мог оснащаться вооружением в хвостовой части. Видны открытые воздухозаборники дополнительных ТРД (сразу за воздушным винтом).
Оснащенный комбинированной силовой установкой P4M мог развивать в горизонтальном полете скорость до 643 км/ч, то есть на 161 км/ч больше, чем ранние Neptune, а на малой высоте набирал высоту быстрее, чем многие современные истребители. Видно, что воздухозаборники ТРД закрыты - используются лишь поршневые двигатели.
Три самолета из 21-й патрульной эскадрильи позируют для фотосъемки где-то в районе Сан-Диего, конец июля 1951 года. До Mercator данная эскадрилья летала на PB4Y-2 Privateer. Летом 1950 года эскадрилья имела оба типа самолетов, первые P4M прибыли в июне-июле. В роли дальнего патрульного бомбардировщика Mercator прослужил недолго.
Этот самолет с бортовым номером PR3 был последним "Меркатором", снятым с вооружения.
Самолет из VQ-1 на авиабазе Аламеда в Калифорнии незадолго до списания, 1960г.
«Меркатор» с фальшивой маркировкой резервной эскадрильи VP-872 на авиабазе Аламеда, штат Калифорния, США, середина 50-х годов. Не совсем понятна ситуация с оборонительным вооружением - все три турели на месте, но пушки и крупнокалиберные пулеметы сняты.
MARTIN P4M-1Q MERCATOR (124373) " PS3 " formerly TP3, is from N. African-based VQ-2 - Electronics Counter Measures Sqdn.
"Меркатор" из состава эскадрильи VQ-2 на авиабазе в ПОрт Лиотей, Марокко, 1955г.
Для патрульно-противолодочного самолёта P4M-1 имел достаточно мощное оборонительное вооружение. На фото запечатлён P4M-1Q (сер. №124371) в аэропорту Никосии, Кипр, февраль 1952 г.
Сбит Mercator. 16 июня 1959г.: при выполнении разведывательного полета у берегов Северной Кореи самолет Martin P4M-1Q Mercator (№ 122209) из 1-й разведывательной эскадрильи ВМС США был атакован северокорейскими истребителями МиГ-17 - один член экипажа получил ранение, выведен из строя правый двигатель и частично система управления. Экипаж сумел выполнить аварийную посадку на авиабазе Михо в Японии. Снимок самолета сделан в январе 1958 года, после того как самолет повредил носовую опору шасси на авиабазе Ацуги в Японии.
Хотя объемы серийного выпуска P4M-1 исчислялись буквально двумя десятками машин, но сложность и неотработанность конструкции и особенно силовой установки вызвала немало инцидентов с этими машинами.
Martin P4M-1Q Mercator