Felixstowe F.2 - F.5
Варианты:
Felixstowe - F.2 - F.5 - 1917 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1917
Летающая лодка

Четырехместная разведывательно-патрульная летающая лодка
Описание:
Felixstowe F.1 и F.2
Felixstowe F.3
Felixstowe F.5
Фотографии

Felixstowe F.1 и F.2

Сквадрон-лидер британской морской авиации Джон Порте впервые заинтересовался авиацией в 1909 году, а в начале 1914 года присоединился в США к знаменитому Гленну Кертису, чтобы участвовать в проектировании трансатлантической летающей лодки. Вернувшись в Великобританию, он стал активно убеждать Адмиралтейство приобрести для морской авиации летающие лодки конструкции Гленна Кертиса. В первый год Первой мировой войны Дж. Порте приобрел достаточно богатый опыт полетов на таких гидросамолетах, а в сентябре 1915 года приступил к разработке модифицированного варианта на базе лодок Кертиса.
   Модернизация американских лодок имела ограниченный успех, но Порте, в конце концов, спроектировал совершенно новый корпус с одним реданом, который получил обозначение Porte I. Имея крылья и хвостовое оперение по типу стандартной летающей лодки Curtiss H-4 и силовую установку, состоявшую из двух двигателей Hispano-Suiza, новый гидросамолет получил обозначение Felixstowe F.1. После проведенных испытаний Порте добавил два редана на корпус лодки и в таком виде самолет считается прототипом последующего семейства летающих лодок "F".
   Дальность полета и полезная нагрузка H-4 не удовлетворяли требованиям, предъявляемым к самолетам, предназначенным для патрулирования акватории Северного моря. Поэтому вскоре Порте убедил Гленна Кертиса присоединиться к проекту и усовершенствовать самолет, после чего тот под обозначением H-12 или Large America был в количестве 50 самолетов заказан Адмиралтейством. Машины были поставлены в Феликстоу в июле 1916 года. Однако установленные на них двигатели Curtiss мощностью 160 л.с. (119 кВт) имели слишком маленькую тягу, и Порте договорился об их замене двумя двигателями Rolls-Royce Eagle I мощностью 250 л. с. (186 кВт). После этого самолет получил обозначение H-12A. Хотя он имел хорошие летные характеристики, вскоре стало ясно - первоначальный вариант корпуса не подходит для использования в Северном море. Порте пришлось спроектировать новый двухреданный корпус - на основе корпуса самолета F.1, который вместе с перепроектированным хвостовым оперением, бипланной коробкой по типу самолета H-12 и двигателями Eagle обеспечил новой летающей лодке намного лучшие характеристики. Новый самолет получил обозначение Felixstowe F.2. Последовавшие испытания показали, что незначительная доработка и установка более мощных двигателей позволят сделать из самолета идеальную патрульную летающую лодку - с двигателями Eagle VIII машину начали выпускать серийно под обозначением F.2A.
   Единственный вариант базовой модификации имел обозначение F.2C, машина отличалась модифицированным и более легким корпусом, первоначально она оснащалась двумя двигателями Eagle II мощностью 275 л. с. (205 кВт). Впоследствии они были заменены двумя двигателями Eagle VI мощностью по 322 л.с. (240 кВт), и хотя испытания показали, что в этой конфигурации летные характеристики самолета значительно превосходят характеристики самолета F.2A, в серию машина не пошла. Варианта F.2B не существовало.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Felixstowe F.2A

   Тип: четырехместная патрульная летающая лодка
   Силовая установка: два V-образных ПД Rolls-Royce Eagle VIII мощностью по 345 л. с. (257 кВт)
   Летные характеристики: макс. скорость на уровне моря 153 км/ч; набор высоты 1980 м - за 16 мин 40 с; практический потолок 2925 м; продолжительность полета 6 часов
   Масса: пустого 3424 кг; максимальная взлетная 4980 кг
   Размеры: размах крыльев 29,15 м; длина 14,10 м; высота 5,33 м; площадь крыльев 105,26 м2
   Вооружение: один или два 7,7-мм пулемета Lewis - наводимые, стреляющие вперед, устанавливались в носовой части, один или два 7,7-мм пулемета Lewis - наводимые, для обороны задней полусферы, в открытой надфюзеляжной установке, а также по одному наводимому 7,7-мм пулемету Lewis на каждом борту, плюс до 209 кг бомб на двух узлах подвески под нижним крылом (обычно две 104-кг бомбы)

Felixstowe F.3

В феврале 1917 года в воздух поднялся прототип новой летающей лодки, созданной на базе самолета F.2A. Внешне в основном схожий с предшественником, самолет Felixstowe F.3 имел и отличия: слегка увеличенные длина корпуса и размах крыла. Новый самолет предназначался для обеспечения большей дальности полета и возможности увеличения полезной нагрузки. Поставленные разработчиками цели были успешно достигнуты, но поскольку самолет F.3 имел такие же двигатели Rolls-Royce Eagle VIII, как и у F.2A, эти самые улучшения были достигнуты не без потерь: новая машина оказалась тихоходнее и менее маневренной, чем предшественник. В результате он оказался неспособным противостоять неприятельским морским истребителям и дирижаблям Zeppelin, поэтому в основном использовался для противолодочного патрулирования.
   Прототип оснащался двигателями Sunbeam Cossack мощностью 320 л.с. (239 кВт), вероятно - по причине недостатка моторов типа Eagle (хотя двигатели Eagle VIII стояли на серийных машинах). Заказы на самолет, насчитывавшие 263 машины, значительно превышали заказы на самолет F.2A, имевший лучшие летные характеристики, что, вероятно, стало возможным ввиду вдвое большей бомбовой нагрузки. Однако к концу Первой мировой войны были построены лишь около 100 самолетов, некоторые из них достраивались уже как вариант F.5 для поставки британским ВВС. Боевое использование самолетов F.2A ограничивалось британскими базами, а самолеты F.3 активно использовались в Средиземноморье. Заказ на летающие лодки для этого региона был настолько срочным, что 18 самолетов были построены по подряду заводом компании "Dockyard Constructional Unit" на Мальте.

  
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
  
   Felixstowe F.3

   Тип: четырехместная патрульная и противолодочная летающая лодка
   Силовая установка: два V-образных ПД Rolls-Royce Eagle VIII мощностью по 345 л. с. (257 кВт)
   Летные характеристики: макс. скорость на высоте 610 м - 149,5 км/ч; набор высоты 1980 м - за 12 мин 55 с; практический потолок 3810 м; продолжительность полета 6 час
   Масса: пустого 3610 кг; максимальная взлетная 6024 кг
   Размеры: размах крыльев 31,09 м; длина 14,99 м; высота 5,69 м; площадь крыльев 133,03 м2
   Вооружение: до шести 7,7-мм наводимых пулеметов Lewis - один или два в открытой носовой установке (стреляют вперед), один или два в открытой хвостовой установке (оборона задней полусферы), и по одному пулемету по бортам, плюс до 417 кг бомб на четырех подкрыльевых узлах подвески под нижним крылом (обычно четыре бомбы калибром 104 кг)

Felixstowe F.5

Впервые появившийся на публике в начале 1918 года, самолет Felixstowe F.5 отличался от модификации F.3 немного более "глубоким" корпусом с открытыми кабинами и полностью новой бипланной коробкой с крыльями увеличенного размаха. Силовая установка прототипа не изменилась, но двигатели Eagle VIII имели несколько увеличенную мощность - 350 л. с. (261 кВт), Летные испытания прототипа показали, что его летные характеристики намного улучшились по сравнению с вариантом F.3, однако из экономических соображений было принято решение отказаться от производства нового самолета. Вместо этого на серийных самолетах F.5 устанавливались корпус, похожий на корпус опытного экземпляра, и бипланная коробка от самолета F.3 (в конструкции самолета максимально использовались узлы и агрегаты самолета F.3). Летные испытания показали, что летные характеристики серийного F.5 оказались хуже, чем у самолета F.3 - причина этого заключалась в том, что машина была оснащена двигателями Eagle VII мощностью 325 л.с. (242 кВт), поскольку двигателей Eagle VIII явно не хватало. Впрочем, самолеты F.5 были все же приняты на вооружение и, хотя участия в боевых действиях принять не успели, они стали в послевоенные годы основными летающими лодками Королевских ВВС Великобритании - до того, как в августе 1925 года были заменены на Supermarine Southampton. Следует также отметить, что, поскольку они были разработаны на основе моделей Curtiss H-8 и H-12 Large America, в 1918 году возникла достаточно необычная ситуация - Гленн Кертис в США приступил к постройке летающей лодки, представляющей собой улучшенный зарубежный вариант одного из его же собственных проектов. В итоге в конце 1920-х годов ВМС США приобрели самолеты, оснащенные новыми двигателями и получившие обозначение F-5L.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Felixstowe F.5

   Тип: четырехместная разведывательная и противолодочная летающая лодка
   Силовая установка: два V-образных ПД Rolls-Royce Eagle VIII мощностью по 350 л. с. (261 кВт)
   Летные характеристики: макс. скорость на высоте 610 м -142,5 км/ч; набор высоты 1980 м - за 16 мин 30 с; практический потолок 3050 м; продолжительность полета 7 час
   Масса: пустого 4128 кг; максимальная взлетная 5752 кг
   Размеры: размах крыльев 31,60 м; длина 15,01 м; высота 5,72 м; площадь крыльев 130,90 м2
   Вооружение: четыре наводимых 7,7-мм пулемета Lewis - один в открытой носовой установке, один в открытой хвостовой надфюзеляжной установке и по одному пулемету на каждый борт, плюс до 417 кг бомб на четырех подкрыльевых узлах подвески под нижним крылом - обычно четыре 104-кг бомбы
F.5 в британских ВВС состояли на вооружении 230-й эскадрильи, в конце 1922 года она была переформирована в 480-е звено, сохранив F.5 до расформирования в апреле 1923 года.
Felixstowe F.2. being the Porte II hull with the flight organs of the Curtiss H-8, was the original recipient of the serial number 8650.
A Felixstowe F.2 with full-length top-decking on the hull and redesigned tail unit, on the slipway at Felixstowe.
A converted Curtiss H-12 with a Porte-type hull. 8677
Были построены всего 100 самолетов F.2A, машины находились в эксплуатации до конца Первой мировой войны (1918 год). Обратите внимание на открытые кабины и крылья неравного размаха.
Felixstowe F.2A.
Несмотря на худшие летные характеристики по сравнению с моделью F.2A, самолет F.3 обеспечивал экипажу больший комфорт в закрытой кабине.
WARTIME FLYING BOAT: THE TYPE F.3.
Felixstowe F.3.
Ordered as Felixstowe F.2As in 1918, at Calshot were completed after the war hulls to F.5 standard
A sequence of shots depicting a Felixstowe F.2A flying boat, either N4305 or N4308, in the process of being winched ashore at Great Yarmouth. Powered by a pair of 360 h.p. Rolls-Royce Eagle VIII engines, the F.2A entered service from late 1917, serving at virtually every RNAS flying boat station until the Armistice. The beaching procedure was carried out with the engines stopped, and has been described as “no enviable task if there was even a light swell”. The problem was compounded at Yarmouth, where there was often a 6kt cross tide over the slipway.
Aerial view of RNAS Great Yarmouth.
A trio of Felixstowe F.2s being towed on lighters off Great Yarmouth.
A Felixstowe F.2A on its beaching trolley at Great Yarmouth or Felixstowe, with one of its two 230lb anti-submarine bombs visible beneath the port wing. These bombs were basically of the depth-charge type, comprising a light case containing a heavy explosive charge detonated under water.
A close-up of the armourer working on an F.2A Lewis gun.
Production of Felixstowe F.2A flying-boats under way by S E Saunders, summer 1918. n4453
Felixstowe F.2A N4510 at the Isle of Grain on February 15, 1918.
Felixstowe F.2A N4566 with open cockpits and horn-balanced ailerons. This version has sometimes been referred to as the F.2B.
The F.2C, later numbered N65.
Felixstowe F.3 N4259 which was built by Dick, Kerr & Co.
The Aircraft Disposal Company's Exhibit at the Aero Show, Olympia: Showing a few fittings and the F 3 flying-boat.
The original Felixstowe F.5, N90, being manhandled at the Isle of Grain.
One of the three F.5 flying boats, fitted with Rolls-Royce "Eagle" engines, representing the British Air Ministry at the Gothenburg International Aero Exhibition. These craft will be flown over to Gothenburg, and will give flying demonstrations on behalf of Great Britain during the Exhibition.
Felixstowe F.5 N178 was fitted with an experimental hollow-bottomed hull in an effort to improve water performance.
WARTIME FLYING BOAT: THE TYPE F.5.
The production F.5 N4637. This flying boat was built by the Gosport Aviation Co., to which John Porte went as chief designer.
DIGNITY AND IMPUDENCE; or, the long and the "Short" of it; A study in contrasts. The small twin-engined Short light flying boat under the wing of an F.5; the smaller machine is to be tested this week.
CONVERTED F5 FLYING BOAT: A couple of years ago Short Brothers built this machine for Mr. Lebbeus Hordern of Australia for his private use, and the machine has'done good service as an aerial yacht. Mr. Hordern has now ordered the small all-metal flying boat.
Lisbon to Madeira in a flying-boat: As announced in FLIGHT some time ago, a fine flight of 540 miles was made by Portuguese Naval Air Service officers between these two places. Our photograph shows the machine, a British-built F.3, in which the flight was made. The engines are, of course, Rolls-Royce "Eagles." The machine was taken over by the Portuguese Government in May of last year, when it was flown from Calshot to Lisbon, crossing the Bay of Biscay.
Marinha Portuguesa Felixstowe F.3 flying-boat N4018 arrives at Funchal, Madeira, having flown from Lisbon, on March 22, 1921. This trial “raid” was undertaken by Coutinho (furthest left) and Cabral (standing, second from left) plus crew in order to test long-distance navigational techniques. Coutinho’s calculations proved remarkably accurate.
CONVERTED F5 FLYING BOAT: A couple of years ago Short Brothers built this machine for Mr. Lebbeus Hordern of Australia for his private use, and the machine has'done good service as an aerial yacht. Mr. Hordern has now ordered the small all-metal flying boat. In the top photograph may be seen the pontoons used by Shorts in getting into and out of their seaplanes, loading up with fuel, etc. The flying boat is brought between the pontoons, and hull as well as engines can be easily reached.
A Felixstowe F.3 hull under construction in Boulton and Paul's Norwich works.
Photograph of the interior of the aft portion of an F.3 hull built by Dick, Kerr & Co., Ltd., of Preston.
The flight deck of F.2A N4510
Interior of Felixstowe F.2A nose, showing spare Lewis ammunition drums, Very pistol and cartridges, possibly the bomb release lever (starboard side) and associated control runs, and crew inter­com. The nose Lewis gun mounting is at the top of the picture.
CONVERTED F5 FLYING BOAT: A couple of years ago Short Brothers built this machine for Mr. Lebbeus Hordern of Australia for his private use, and the machine has'done good service as an aerial yacht. Mr. Hordern has now ordered the small all-metal flying boat. The view shows a portion of the roomy cabin.
The hull of the wrecked F.2C beached at Grain, March 14, 1918.
Felixstowe F 3