PZL PZL.130 Orlik
Страна: Польша
Год: 1984


Двухместный самолет первоначальной и повышенной подготовки летчиков
Описание
Фотографии
EADS PZL (P.Z.L. Warszawa-Okecie) PZL 130 Orlik

  Самолет первоначального обучения PZL 130 Orlik разрабатывался с осени 1983 года как часть комплекса, в который также входили тренажер и электронная система диагностики. PZL 130 - цельнометаллический низкоплан с убирающимся шасси с носовой опорой и звездообразным мотором М-14ПМ мощностью 330 л. с. с воздушным винтом постоянного числа оборотов. Самолет предназначался для обучения военных и гражданских летчиков, в том числе высшему пилотажу, воздушной стрельбе, нанесению ударов по наземным целям и разведке.
  Сборка трех летных прототипов началась в 1982 году. Первый полет выполнен 12 октября 1983 года. Вслед за первым прототипом в воздух вскоре поднялся второй, но третий прототип выполнил первый полет лишь в январе 1985 года из-за задержек с поставкой мотора М-14ПМ из СССР (первые две предсерийные машины поднялись в воздух в феврале 1988 года). К этому времени PZL вела поиск альтернативного двигателя, как вариант изучалась возможность установки менее мощного PZL Kalisz K8-AA. Этот недостаточно мощный мотор установили на второй предсерийный самолет, выполнивший первый полет в марте 1988 года. Испытания проводились еще два года, но в 1990 году от дальнейших работ по Orlik с поршневым мотором отказались.
  В 1984 году компания PZL начала работать над турбовинтовым вариантом Orlik. Третий планер переделали под установку ТВД PT6A-25A. Первый полет эта машина выполнила 13 июля 1986 года, в январе 1987 года самолет разбился. Седьмой Orlik поднялся в воздух с ТВД Walter M601E мощностью 750 л. с. За ним последовало еще четыре Turbo-Orlik с двигателями M601E и PT6A, получившие соответственно обозначения PZL 130TM и PZL 130T.
  Для ВВС Польши были заказаны 48 серийных PZL 130TB, затем заказ сократили до 32 машин, но в 2010 году на вооружении состояло 38 самолетов. Данный вариант создан на базе PZL 130TM и оснащен двигателем M601T - это специализированный пилотажный самолет с крылом увеличенного размаха, с двухщелевыми закрылками и большим установочным углом атаки, а также килем измененной конструкции. Кабина выполнена по типу кабины самолета Су-22, фонарь - измененной формы. Выкатка прототипа состоялась в мае 1991 года, первый полет -18 сентября того же года. На PZL 130TM установлены авионика восточно-европейского производства и катапультное кресло LFK-K1 класса "ноль-ноль", под крылом смонтированы шесть узлов подвески.
  На экспорт предлагалось несколько схожих модификаций с авионикой и двигателями западного производства. Наибольшим потенциалом обладал PZL 130TC с двигателем PT6A-62 мощностью 950 л.с. P.Z.L.130TC-1 является улучшенным вариантом P.Z.L. 130TB с катапультным креслом Martin-Baker Mk 11B, стандартным для всех самолетов ВВС Польши. На P.Z.L. 130TC-2 установлен ТВД PT6A-25C мощностью 750 л. с. На P.Z.L. 130TC-3 обновили бортовое электронное оборудование и установили ИЛС.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  P.Z.L. Warszawa-Okecie PZL 130TC-1 Orlik

  Тип: двухместный самолет первоначальной и повышенной подготовки летчиков
  Силовая установка: один ТВД Walter M601T мощностью 750 л. с. (559 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 6000 м - 500 км/ч; начальная скороподъемность 798 м/мин; практический потолок 10 060 м, дальность 1150 км
  Масса: пустого 1600 кг; максимальная взлетная 2700 кг
  Размеры: размах крыла 9,00 м; длина 9,00 м; высота с исходным низким килем 3,53 м; площадь крыла 13,00 м2
  Вооружение: масса боевой нагрузки на шести подкрыльевых узлах подвески 800 кг
Кабина Orlik закрыта общим откидывающимся вбок фонарем. При аварийной ситуации в полете фонарь сбрасывается. На переднем кресле размещается курсант, на заднем - инструктор. Заднее кресло приподнято относительно переднего для лучшего обзора. Органы управления и приборное оборудование полностью сдублированы. Изображен P.Z.L. 130 Turbo-Orlik.
The first flying prototype of the Orlik (c/n 002) photographed during initial flight testing. The Orlik is the primary component of the so-called Kolegium System in which it is mated with a flight simulator and an electronic fault diagnosing device.
12 октября 1984г.: совершил первый полет самолет первоначального обучения с поршневым двигателем PZL-130 Orlik (SP-PCA), созданный под руководством Анджея Фридришевича.
On March 7, 2014 Airbus Defence and Space rolled out the prototype PZL-130 Orlik MPT (Multi Purpose Trainer) at the Warszawa Okecie factory in Warsaw, Poland. The aircraft (SP-YZL, c/n 03940033) was modified from an Orlik TC-II equipped with Garmin avionics, and features a pair of multi-functional displays for student and instructor, and a head-up display (HUD) in the front and HUD repeater in the rear cockpit. Instrumentation and lighting has been made compatible with night-vision goggles. It also has a redesigned wing, Martin-Baker Mk 11L ejector seats, and a 750hp (560kW) Pratt & Whitney PT6A-25C turboprop with four-bladed Hartzell propellers with anti-icing. The aircraft is due to make its first flight by the end of March. The new Orlik variant is initially aimed at a Polish requirement to upgrade 12 Orlik TC-Is with a glass cockpit by 2018.
6 октября 2014г. на 41-й учебной авиационной базе ВВС Польши в Деблине компания Airbus Defence & Space официально представила модернизированный учебно-тренировочный самолет PZL-130 Orlik MPT (Multi Purpose Trainer). Машина впервые поднялась в воздух 23 мая и с тех пор уже налетала около 30 ч. Самолет разработан на основе PZL-130 TC-II Garmin, который оснащен модифицированным крылом, двигателем Pratt & Whitney PT6A-25C и катапультируемыми креслами Martin-Baker Mk 11L. Он получил «стеклянную» кабину и второе название Orlik TC-II GC (glass cockpit). На его разработку потрачено 37 млн. злотых. ВВС Польши заинтересованы в приобретении 12 новых самолетов
At the end of September 2015, Airbus Defence and Space promoted its PZL-130 Orlik MPT (multi purpose trainer) in Spain. Airbus and Spanish Air Force pilots flew prototype SP-YZL (c/n 03940033) on daily sorties from Getafe Air Base near Madrid. The Spanish Air Force is evaluating the Orlik as a replacement for its CASA C101 fleet. In 2011, the air force evaluated the Hawker Beechcraft T-6C Texan II.
Самолеты PZL-130TC-2 польской пилотажной группы «Орлики»
The first flying prototype of the Orlik (SP-PCA) which initiated the flight test programme in October last year
The prototype PZL-130 Orlik (Eaglet) made its first flight at Warsaw/Okecie on 12 October 1984. Designed at Okecie by a team led by A Frydrychewicz, the Orlik is in competition with the Mielec-designed M-26 Iskierka to provide the Polish Air Force with a new pre-jet basic trainer.
The third flying prototype and the second to fly (SP-PCC) which entered test late December and was the example exhibited at Le Bourget.
The careful attention paid by the PZL team to the design of the engine cowling in order to minimise the drag of the radial air-cooled power plant is particularly apparent in this photograph of the third prototype Orlik. The levered-suspension undercarriage units with low-pressure tyres are noteworthy.
PZL-130 Orlik
The PZL-130 Orlik