Saab 90 Scandia
Saab-90 Scandia представлял собой одну из попыток создания замены для Douglas DC-3, которые предпринимались многими странами мира после окончания Второй мировой войны.
Конструкция самолета в целом напоминала DC-3, но отличалась полноценным убирающимся трехопорным шасси с носовой стойкой. Силовая установка включала два установленных в крыле звездообразных двигателя Pratt & Whitney Twin Wasp мощностью 1450 л. с. Самолет вмещал экипаж из 4 или 5 человек и 24-36 пассажиров в зависимости от компоновки салона.
Прототип Scandia (SE-BCA) поднялся в воздух 16 ноября 1946 года, и с августа по ноябрь 1948 года он совершил рекламное турне, побывав в 11 странах Западной Европы. В августе - сентябре 1949 года самолет совершил демонстрационные полеты в Северо-Восточную Африку и США.
Агрессивная маркетинговая политика оправдала себя - компании удалось продать 10 самолетов Saab-90A, заказчиком которых выступила шведская "AB Aerotransport" (ABA). Однако вскоре она была поглощена "Scandinavian Airlines System" (SAS), заказ был уменьшен до шести машин. Scandia начал летать на внутренних маршрутах SAS в ноябре 1950 года в следующей компоновке: два пилота, два стюарда и 24-32 пассажира. Оставшиеся от первоначального заказа четыре машины были проданы бразильской "Aerovias do Brasil" (позже VASP).
Обе авиакомпании были довольны своим приобретением, результатом чего стал дополнительный заказ двух самолетов со стороны SAS и пяти машин – от VASP. Из-за загруженности "Saab" производством истребителей J 29 было решено сборку шести авиалайнеров передать голландской "Fokker". Самолеты выпускались в 1954-1955 годах, после чего выпуск был свернут. К 1957 году все восемь Scandia, летавших в авиакомпании SAS, были проданы VASP, где уже эксплуатировались девять машин данного типа. Бразильская компания эксплуатировала данные авиалайнеры на внутренних маршрутах, окончательно из эксплуатации они были выведены в 1966 году.
Планировалась разработка варианта Saab-90B с герметизированной кабиной, но до постройки дело не дошло.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Saab-90A Scandia
Тип: двухмоторный ближнемагистральный авиалайнер
Силовая установка: два звездообразных ПД Pratt & Whitney R-2180-E1 мощностью по 1800 л. с. (1342 кВт)
Летные характеристики: крейсерская скорость на высоте 3050 м - 390 км/ч; практический потолок 7500 м; дальность 1480 км
Масса: пустого 9960 кг; максимальная взлетная 16000 кг
Размеры: размах крыла 28,00 м; длина 21,30 м; высота 7,10 м; площадь крыла 85,65 м2
- Описание
Фотографии
-
Мировая Авиация 120
Самолет SE-BSB "Gardar Viking", вторая серийная машина, налетал в авиакомпаниях SAS и VASP больше всех остальных Scandia - 20670 часов.
-
Мировая Авиация 120
Прототип Scandia, SE-BCA, в полете над Швецией вскоре после замены двигателей на R-2180. Saab 90A-1 попал в Бразилию вместе с несколькими оставшимися Scandia, где он использовался в качестве административного самолета одним промышленником.
-
Мировая Авиация 120
Прототип Scandia заруливает на стоянку после первого полета, состоявшегося 16 ноября 1946 года. Обращают на себя внимание овальные капоты двигателей R-2000, вращавших трехлопастные винты. На серийных самолетах стояли моторы R-2180 с четырехлопастными винтами Hamilton Standard.
-
Мировая Авиация 122
16 ноября 1946г.: первый прототип авиалайнера Saab Scandia (SE-BCA) в аэропорту Брома, Стокгольм, после завершения первого одночасового полета.
-
Aviation Historian 18 / J.Stroud - Arctic Assignment: Propliner proliferation in Finland /The John Stroud Archive/
The prototype Saab Scandia, SE-BCA, beside the circular three-floor terminal and control tower at Malmi in early June 1949. The Pratt & Whitney Twin Wasp-powered Scandia was available in 24- or 32-seat configurations and was extensively tested for operational suitability by Aero O/Y with Saab test pilot Claes Smith at the controls.
-
Мировая Авиация 120
Прототип Scandia и два серийных самолета были сфотографированы в мае 1950 года. Обратите внимание на выдвижную хвостовую стойку, использовавшуюся во время загрузки самолета.
-
Мировая Авиация 228
Saab Scandia стал традиционным для того времени ближнемагистральным авиалайнером, но особого успеха на послевоенном авиарынке не имел.
-
Мировая Авиация 120
В конструкции Scandia использовалось много новинок. Например, стойки шасси убирались против направления полета, чтобы облегчить их выпуск в случае отказа гидросистемы.
-
Мировая Авиация 120
Самолет PP-SQQ, 12-й серийный Saab 90A-2, в цветах авиакомпании VASP. В конечном итоге, эта бразильская фирма унаследовала все Scandia авиакомпании SAS.
-
Мировая Авиация 120
В варианте по три кресла в ряду в кабине Scandia размещались 24 пассажира. В хвостовой части пассажирской кабины находились туалет и маленькая кухня. Багажный отсек объемом 6,4 м3 располагался в задней части самолета.
-
Jane's All the World Aircraft 1947 / All the world's aeroplanes
A photograph of a model of the Saab-90 Scandia Commercial Airliner (two 1,200 - 1,450 h.p. Pratt & Whitney R-2000-2SD13-G Twin-Wasp engines).
-
Jane's All the World Aircraft 1947 / All the world's aeroplanes
The Saab-90 Scandia.
- Фотографии