SAAB Saab 90 Scandia
Страна: Швеция
Год: 1946


Двухмоторный ближнемагистральный авиалайнер
Описание
Фотографии
Saab 90 Scandia
  
   Saab-90 Scandia представлял собой одну из попыток создания замены для Douglas DC-3, которые предпринимались многими странами мира после окончания Второй мировой войны.
   Конструкция самолета в целом напоминала DC-3, но отличалась полноценным убирающимся трехопорным шасси с носовой стойкой. Силовая установка включала два установленных в крыле звездообразных двигателя Pratt & Whitney Twin Wasp мощностью 1450 л. с. Самолет вмещал экипаж из 4 или 5 человек и 24-36 пассажиров в зависимости от компоновки салона.
   Прототип Scandia (SE-BCA) поднялся в воздух 16 ноября 1946 года, и с августа по ноябрь 1948 года он совершил рекламное турне, побывав в 11 странах Западной Европы. В августе - сентябре 1949 года самолет совершил демонстрационные полеты в Северо-Восточную Африку и США.
   Агрессивная маркетинговая политика оправдала себя - компании удалось продать 10 самолетов Saab-90A, заказчиком которых выступила шведская "AB Aerotransport" (ABA). Однако вскоре она была поглощена "Scandinavian Airlines System" (SAS), заказ был уменьшен до шести машин. Scandia начал летать на внутренних маршрутах SAS в ноябре 1950 года в следующей компоновке: два пилота, два стюарда и 24-32 пассажира. Оставшиеся от первоначального заказа четыре машины были проданы бразильской "Aerovias do Brasil" (позже VASP).
   Обе авиакомпании были довольны своим приобретением, результатом чего стал дополнительный заказ двух самолетов со стороны SAS и пяти машин – от VASP. Из-за загруженности "Saab" производством истребителей J 29 было решено сборку шести авиалайнеров передать голландской "Fokker". Самолеты выпускались в 1954-1955 годах, после чего выпуск был свернут. К 1957 году все восемь Scandia, летавших в авиакомпании SAS, были проданы VASP, где уже эксплуатировались девять машин данного типа. Бразильская компания эксплуатировала данные авиалайнеры на внутренних маршрутах, окончательно из эксплуатации они были выведены в 1966 году.
   Планировалась разработка варианта Saab-90B с герметизированной кабиной, но до постройки дело не дошло.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Saab-90A Scandia

   Тип: двухмоторный ближнемагистральный авиалайнер
   Силовая установка: два звездообразных ПД Pratt & Whitney R-2180-E1 мощностью по 1800 л. с. (1342 кВт)
   Летные характеристики: крейсерская скорость на высоте 3050 м - 390 км/ч; практический потолок 7500 м; дальность 1480 км
   Масса: пустого 9960 кг; максимальная взлетная 16000 кг
   Размеры: размах крыла 28,00 м; длина 21,30 м; высота 7,10 м; площадь крыла 85,65 м2
Самолет SE-BSB "Gardar Viking", вторая серийная машина, налетал в авиакомпаниях SAS и VASP больше всех остальных Scandia - 20670 часов.
Прототип Scandia, SE-BCA, в полете над Швецией вскоре после замены двигателей на R-2180. Saab 90A-1 попал в Бразилию вместе с несколькими оставшимися Scandia, где он использовался в качестве административного самолета одним промышленником.
Прототип Scandia заруливает на стоянку после первого полета, состоявшегося 16 ноября 1946 года. Обращают на себя внимание овальные капоты двигателей R-2000, вращавших трехлопастные винты. На серийных самолетах стояли моторы R-2180 с четырехлопастными винтами Hamilton Standard.
16 ноября 1946г.: первый прототип авиалайнера Saab Scandia (SE-BCA) в аэропорту Брома, Стокгольм, после завершения первого одночасового полета.
The prototype Saab Scandia, SE-BCA, beside the circular three-floor terminal and control tower at Malmi in early June 1949. The Pratt & Whitney Twin Wasp-powered Scandia was available in 24- or 32-seat configurations and was extensively tested for operational suitability by Aero O/Y with Saab test pilot Claes Smith at the controls.
Прототип Scandia и два серийных самолета были сфотографированы в мае 1950 года. Обратите внимание на выдвижную хвостовую стойку, использовавшуюся во время загрузки самолета.
Saab Scandia стал традиционным для того времени ближнемагистральным авиалайнером, но особого успеха на послевоенном авиарынке не имел.
В конструкции Scandia использовалось много новинок. Например, стойки шасси убирались против направления полета, чтобы облегчить их выпуск в случае отказа гидросистемы.
Самолет PP-SQQ, 12-й серийный Saab 90A-2, в цветах авиакомпании VASP. В конечном итоге, эта бразильская фирма унаследовала все Scandia авиакомпании SAS.
В варианте по три кресла в ряду в кабине Scandia размещались 24 пассажира. В хвостовой части пассажирской кабины находились туалет и маленькая кухня. Багажный отсек объемом 6,4 м3 располагался в задней части самолета.
A photograph of a model of the Saab-90 Scandia Commercial Airliner (two 1,200 - 1,450 h.p. Pratt & Whitney R-2000-2SD13-G Twin-Wasp engines).
The Saab-90 Scandia.