Boeing B-17 Flying Fortress
Варианты:
Boeing - B-17 Flying Fortress - 1935 - США
Страна: США
Год: 1935


Описание:
B-17 Flying Fortress
Boeing Model 299 (B-17 Flying Fortress, B-40, BQ-7 и другие)
Фотографии

B-17 Flying Fortress

Тяжелый бомбардировщик, четырехмоторный цельнометаллический моноплан с убирающимся шасси с хвостовым колесом. Экипаж 6-10 человек. Спроектирован в КБ фирмы "Боинг эйрплейн" под руководством Э.Эмери и Э.Уэллса. Опытный бомбардировщик "модель 229" впервые взлетел 28 июня 1935 г. Серийное производство начато в декабре 1936 г.
   Выпускался на заводах "Боинг" в Сиэттле, "Вега эйркрафт корпорейшн" в Бэрбанке, "Дуглас" в Лонг-Бич. Всего построен 12 731 экз. B-17 состоял на вооружении в США с марта 1937 г., в Великобритании - с марта 1941 г., в СССР - с апреля 1945 г.
   Основные серийные модификации:
   - B-17C ("Фортресс" I) с моторами R-1820-65, вооружение 5x12,67+1x7,62, бомбы до 1235 кг;
   - B-17D с протектированными бензобаками, дополнительной бронезащитой, вооружение 7x12,7+1x7,62, бомбы до 1235 кг;
   - B-17E с новыми хвостовой частью фюзеляжа и оперением, вооружение 8x12,7+ 1x7,62, бомбы до 8000 кг, на поздних сериях - шаровая подфюзеляжная турель;
   - B-17F ("Фортресс" II) с новой носовой частью фюзеляжа, противопыльными фильтрами, протектированными маслобаками, дополнительными бензобаками, моторами R-1820-97, вооружение 8x12,7+1x7,62 или 11x12,7 (с F-75), бомбы до 9500 кг, отдельные самолеты оснащались РЛС H2S;
   - B-17G ("Фортресс" III) с измененной схемой вооружения, вооружение 11-13x12,7, с G-50 разнесенные по длине бортовые стрелковые установки, на отдельных самолетах РЛС Н2К.
   Первый случай боевого применения - налет английской авиации на Вильгельмсхафен в июле 1941 г. Английские "крепости" небольшими группами совершали налеты на Гамбург, Эмден, Дюссельдорф, Осло, Брест. С октября 1941 г. английские самолеты использовались в Европе только в Береговом командовании как патрульно-противолодочные. В Африке они действовали до мая 1942 г., совершая налеты на Тобрук и Бенгази.
   Американские B-17 получили боевое крещение в декабре 1941 г. на Гавайях и Филиппинах. В январе 1942 г. участвовали в боях на о.Ява, активно применялись затем на море (в т.ч. в сражениях в Коралловом море и у Мидуэя). С февраля 1942 г. дислоцировались также в Индии. С 1943 г. убраны с Тихоокеанского театра, где заменены на B-24, зато с августа 1942 г. применялись в Европе (с баз в Великобритании). С января 1943 г. совершали массированные дневные налеты на цели в Германии. С начала 1944 г. - основной тип американского бомбардировщика на европейском театре. Применялся также как дальний разведчик, самолет РЭП и спасательной службы, военно-транспортный. В июне - сентябре 1944 г. B-17 участвовали в "челночных" операциях с баз на Украине. "Крепости" ВВС армии США использовались на фронте до конца войны в Европе. Советские B-17 в боевых действиях не участвовали.
   B-17 сняли с производства в июле 1945 г. Большая часть была снята с вооружения в 1946 г., но отдельные машины эксплуатировались ВВС США до 1956 г., а в Береговой охране они служили до 1959 г.

Boeing Model 299 (B-17 Flying Fortress, B-40, BQ-7 и другие)

В мае 1934 года Авиационный корпус Армии США подготовил требования на усовершенствованный многомоторный бомбардировщик, способный нести бомбовую нагрузку до 907 кг на дальность от 1640 км до 3540 км (в оптимистичном варианте) на скорости от 322 до 402 км/ч. Компания "Boeing" использовала для оснащения своего Model 299 Flying Fortress ("летающая крепость") четыре двигателя. Работа над проектом началась в середине 1934 года.
   28 июля 1935 года самолет Model 299 впервые поднялся в воздух. Спустя три недели он совершил беспересадочный полет в Райт-филд для прохождения там официальных и оценочных испытаний. Бомбардировщик пролетел 3380 км со средней скоростью 406 км/ч. Радостное воодушевление компании можно понять, особенно если учесть, что первый этап испытаний прошел удачно. Но восторги несколько поутихли после того, как 30 октября прототип разбился при взлете: расследование показало, что взлет проходил при заблокированной системе управления. Однако незадолго до аварии Авиационный корпус, учитывая удовлетворительные результаты первых испытаний, уже решил приобрести 13 опытных YB-17 (позже Y1B-17) и еще один самолет для статических испытаний.
   Разбившийся прототип был оснащен звездообразными двигателями Pratt & Whitney R-1680-E Hornet мощностью 750 л. с. (559 кВт) и представлял собой моноплан с низкорасположенным свободнонесущим крылом, причем максимальная толщина центроплана был почти равна половине диаметра фюзеляжа. Особенностями конструкции являлись широкие закрылки вдоль задней кромки крыла, убираемые с помощью электропривода основные стойки шасси, вооружение, состоящее из пяти 7,62-мм пулеметов, и обширный бомбовый отсек, способный вместить 2177 кг боевой нагрузки.
   Первый Y1B-17 поднялся в воздух 2 декабря 1936 года. Он отличался от первого прототипа звездообразными двигателями Wright GR-1820-39 мощностью 930 л.с. (694 кВт), экипажем из девяти человек и незначительными изменениями в деталях. С января по август 1937 года для оснащения 2-й бомбардировочной группы Авиационного корпуса Армии США в Лэнгли-филд (Вирджиния) было отправлено 12 самолетов. Тринадцатую машину отправили в Райт-Филд для дальнейших испытаний. После того, как одному Y1B-17 удалось выйти без повреждений из зоны турбулентности во время сильного шторма, было решено доработать его не как самолет для статических испытаний, а как боевой бомбардировщик. Этот самолет под обозначением Y1B-17A (Model 299F) оснастили двигателями Wright GR-1820-51 мощностью 1000 л.с. (746 кВт) с системой турбонаддува фирмы "Moss/General Electric". Машина совершила первый полет 29 апреля 1938 года. Дальнейшие испытания доказали превосходство турбокомпрессорных двигателей над двигателями с обычным наддувом, после чего их установка стала стандартной для всех последующих модификаций.
   За заказом на Y1B-17 последовал контракт на 39 экземпляров B-17B (Model 299E, позже Model 299M), более или менее аналогичных Y1B-17A с турбонаддувом. Первый из них поднялся в воздух 27 июня 1939 года. Поставку остальных осуществили к марту 1940-го. В 1939 году был составлен заказ на B-17C (Model 299H), первый из 38 экземпляров совершил свои первый полет 21 июля 1940 года. На этот самолет установили двигатели R-1820-65 мощностью 1200 л.с. (895 кВт) и увеличили количество пулеметов с пяти до семи.
   20 экземпляров B-17C в начале 1941 года поступили на вооружение британских Королевских ВВС, где им присвоили обозначение Fortress Mk 1. 8 июля они совершили первый боевой вылет в составе 90-й эскадрильи на бомбардировку Вильгельмсхафена с большой высоты (9145 м). В течение двух последующих месяцев Fortress Mk I участвовали в 26 налетах на германские объекты, продемонстрировав при этом не очень высокие результаты. Применение Fortress в дневное время показало, что большая высота полета не является надежной защитой от вражеских истребителей, и бомбардировщику требуется более мощное вооружение. До внесения улучшений или нахождения более эффективного способа применения самолет более не участвовал в боевых действиях над Европой.
   Ранее, в 1940 году, компания "Boeing" получила заказ на 42 экземпляра B-17D, немногим отличавшихся от B-17C и сохранивших тот же номер в обозначении модели, но, учитывая опыт войны в Европе, их оснастили протектированными топливными баками и дополнительным бронированием для защиты экипажа. Поставки прошли в течение 1941 года.
<...>
Boeing Y1B-17, 2nd BG, 20th BS, Langley Field, Virginia, 1938. Squadron commander’s aircraft, with white-painted engine intakes and black rear fuselage striping.
Самолет установочной партии YB-17A
One of two B-17Bs detached to Ladd Field, Alaska, in 1941 for cold weather trials with high visibility orange areas on tail, wingtips and engine nacelles.
B-17C of the 2nd BG, late 1941.
Fortress I AN530 ‘WP-F’ of 90 Squadron, Polebrook, summer 1941
Помимо самолетов Fortress Mk.I из 90-й эскадрильи (на рисунке), британские ВВС использовали модификации Fortress B.Mk II (B-17F), B.Mk IIA (B-17E) и Fortress B.Mk III (B-17G).
Fortress I AN537 ‘NR-L’ of 220 Squadron, Nutt’s Corner, Northern Ireland.
Данный B-17B (38-211) принадлежал материально-техническому подразделению на авиабазе Райт-Филд (код «MD», собственно, и означает «Material Division»). На модификациях B-17B и B-17C командирский блистер, размещенный за кабиной, был смещен, но на B-17D его уже расположили по центру.
Внешне похожая на B-17C модификация B-17D имела створки на капотах двигателей, новую электросистему и увеличенный экипаж; было построено 42 самолета.
YB-17
"Модель 229", появившаяся в 1935 году, воплотила самые последние достижения авиационной науки и техники. При этом разработку самолета фирма "Boeing" фактически вела на свой страх и риск.
THE BIG BOEING BOMBER: This photograph shows the new Boeing 299 in its completed state. Its gross weight is said to be 30,000 lb., its bomb load six tons, top speed 250 m.p.h., ceiling 25,000 ft. and range without refuelling 2,500 miles. The construction is termed "three-ply all-metal." The engines are four Pratt and Whitney.
NASAL: The nose of America's largest and, we are told, fastest bomber, the Boeing 299. The machine has flown 2,300 miles in nine hours. The engines are Pratt and Whitney "E" type "Hornets," which yield 750 h.p. apiece, and the airscrews are of the Hamilton "constant speed" variety.
Выкатка первого опытного самолета
The experimental Boeing 299 (four Pratt and Whitney Hornets), which, entered in competition with a new Martin and Douglas, was destroyed in a crash - through no fault of its own - some weeks back. It is said that the crash was caused through the pilots taking off with locked controls. According to one report the 299 has been adopted by the U.S. Army Air Corps.
Прототип Model 299. Прототип бомбардировщика Model 299, иногда именуемый XB-17, был на самом деле собственностью компании и имел гражданский регистрационный номер NX 13372. Оснащенный четырьмя радиальными двигателями Pratt & Whitney Hornet мощностью по 750 л.с. (559 кВт) с оборонительным вооружением из четырех пулеметов, этот самолет был способен нести восемь 272-кг бомб. Машина впервые поднялась в воздух 28 (17?) июля 1935 года с аэродрома Боинг Филд в Сиэттле.. Армейское обозначение не присваивалось этому проекту вплоть до января 1936 года. Таким образом, NX13372, разбитый при аварии 30 октября 1935 года, так официально и не стал XB-17.
A bomber's proboscis: The bows of the prototype Boeing 299 heavy bomber. Thirteen similar machines with Cyclone G engines have been ordered by the U.S. Government. The bomb traps and nasal gun position are here seen to particular advantage.
HEAT BLISTERS: The defensive armament of this Boeing YB-17 bomber, the first of thirteen for the U.S. Army Air Corps, is carried in a novel nose turret and four streamlined blister-like emplacements whence, so it is said, "the heat can be turned on" in practically all directions. The YB-17 is the largest landplane ever built in the U.S.A. and represents a class which has not so far featured in our own expansion programme. Four of the new Wright Cyclone "G" engines are fitted and a retractable undercarriage and tail wheel, flaps, v.p. airscrews, homing equipment, two-way R/T and an automatic pilot are specified.
На этом снимке представлены все новейшие боевые самолеты, принятые на вооружение ВВС США накануне Второй мировой войны. В первом ряду стоят истребители P-40, P-39, P-43 и двухбалочный P-38. Позади - бомбардировщики B-17, B-18, B-25 и B-26
BACK TO THE LAND: The Boeing 299 makes a finely judged aerodrome approach over a maize field.
The not-so-little brother of the Boeing XB-15, the YB-17, would be more likely to enter into the present argument, it has four 850 h.p. Cyclone G motors.
THROUGH the WINDOW - A Boeing B-17 Bomber.
The Boeing B-17 Four-engined Bomber (four 1,000 h.p. Wright "Cyclone" engines).
Y1B-17 (YB-17) и Y1B-17A. В январе 1936 года было заказано 13 усовершенствованных Model 299B для проведения эксплуатационных испытаний. Самолеты Y1B-17, короткое время имевшие обозначение YB-17, оснащались двигателями Wright R-1820 Cyclone мощностью по 1000 л.с. (746 кВт), имели экипаж из шести человек и были способны нести 3629 кг бомб (на снимке: самолет из 2-й бомбардировочной группы). Еще один дополнительный самолет поднялся в воздух в апреле 1938 года. Первоначально этот Y1B-17A предназначался для статических испытаний, но затем его решили использовать в качестве летающей лаборатории для отработки двигателей R-1820-51, снабженных турбокомпрессорами.
Y1B-17 выполняет сброс 45-кг бомбы во время демонстрации в Лэнгли. Самолет с бортовым номером 51 принадлежал командиру 20-й бомбардировочной эскадрильи 2-й бомбардировочной группы. Поскольку всего имелось только 13 самолетов Y1B-17, каждая эскадрилья получила четыре машины, а одна из них предназначалась для штабного звена. Y1B-17 мог нести до двадцати 45-кг или две 499-кг бомбы, а также другие комбинации бомбового вооружения, однако самолеты не имели бронезащиты и оборонительного вооружения.
THE MOUNTAIN LABOURED - The yawning bombtraps of this Boeing B-15 bomber of the U.S. Army Air Corps might have been expected to produce something more impressive than the hundred-pound bomb seen below it. The explanation is that it was at practice. Actually the machine can accommodate bombs of 2,000 lb. weight.
Boeing Model 299, the so-called ‘XB-17’, X-13372 on a test flight from Seattle, summer 1935.
The impressive machines in the photograph are three of the thirteen Boeing YB-17 bombers, each fitted with four 1,000 h.p. Wright "Cyclone" engines, ordered by the U.S. Army Air Corps.
A GREAT EXPERIMENT: A group of the new YB-17 Boeing bombers (four 850 h.p. Wright Cyclone Gs) of the first batch of thirteen delivered to the U.S. Army Air Corps. A second order, for a similar number, has been placed. These machines are the first high-speed, four-engined bombers to enter the service of any nation, and their design forms the basis for the new civil transport landplanes under construction at the Boeing factory.
Boeing B.17 Bombers flying over New York City.
Formation of six 2nd BG Y1B-17s over New York.
BIGGER STILL: Boeing YB-17 long-range heavy bombers of the U.S. Army Air Corps over New York City. Eventually about forty of these Cyclone-powered giants will be in service. Apart from providing useful practical data they have enabled the Boeing concern to solve problems in the construction of four-engined transports and flying boats.
15 февраля 1938г.: шесть Boeing Y1B-17 под командованием полковника Р. Олдса из 2-й бомбардировочной группы авиакорпуса Армии США вылетели из Лэнгли-Филд, штат Вирджиния, курсом на Южную Америку. Самолеты посетили Лиму (Перу), Буэнос-Айрес (Аргентина) и Сантьяго (Чили), после чего 27 февраля вернулись через зону Панамского канала. Маршрут протяженностью 19 312 км был преодолен без серьезных происшествий и продемонстрировал интерес США к укреплению отношений со странами Латинской Америки.
Boeing YB-17 heavy bombers (four Wright Cyclone Gs) of the U.S. Army Air Corps fly past the Wright Memorial at Kitty Hawk, North Carolina, in commemoration of the Brothers’ flight
ONE of the U.S. Army's imposing Boeing B-17 heavy bombers caught by the camera during a landing approach with flaps down. Though various fantastic figures have been advanced by imaginative newspaper­men for the speed of this type, it is probable that the maximum is in the region of 230 m.p.h. The engines are four Wright Cyclone G radials rated at 850 h.p. each and giving over 1,000 h.p. for take-off.
An impressive close-up of one of the U.S. Army Corps Boeing B-17 bombers (two-speed supercharged Wright Cyclones) about to touch down. This machine is considerably smaller than the XB-15.
Flying Fortresses (Boeing B.17) of the U.S. Army Air Corps at Landley Field.
AMERICAN SHOWMANSHIP: Boeing YB-17 four-engined bombers bring up the rear. The machines in the line-up below are also YB-17s. Picture is from the M.G.-M. film Test Pilot, which has its premiere at the Empire Theatre, London, tomorrow (Friday).
Only one Y1B-17A was built, but it revolutionised air warfare, for the G.E. turbo-superchargers on its Wright G Cyclones made possible bombing above 30,000 ft. It flew first in January 1939, and in August carried an 11,023-lb. payload at an average 259 m.p.h. It was intended to test the Y1B-17A to destruction, but the accidental spinning and recovery of a Y1B-17 provided the data on stresses instead, and the -A was converted for high-altitude tests. Photo shows camouflage used in 1940 War Games.
B-17B
B-17B. Бомбардировщик Flying Fortress ("летающая крепость" - это название придумано местным репортером, увидевшим Model 299 на показе 17 июля 1935 года) был запущен в серию под обозначением B-17B (Model 299M). Помимо моторов R-1820-51 мощностью по 1200 л.с. (895 кВт) эта модификация отличалась от Y1B-17 рулем направления и посадочными щитками увеличенной площади, а также пересмотренной конструкцией носовой части, лишившейся турели и нижнего окна бомбардира. Кроме того, изменили расположение мест членов экипажа и ввели гидравлические тормоза колес. Первая из 39 построенных машин поднялась в воздух 27 июня 1939 года.
THE BIG BOEING DEVELOPED: A view of the latest version of the four-engined Boeing bomber, which is known as the B-17. Compared with the ordinary B-17 it has a revised nose and engine nacelles and its Wright Cyclone engines drive turbo superchargers. The type is in production for the U.S. Army Air Corps.
Первым серийным вариантом стал B-17B - головную машину передали USAAC уже 29 июля 1939 года. По результатам эксплуатационных испытаний в конструкцию самолета были внесены многочисленные изменения, включая переделку носовой части фюзеляжа, перенос рабочего места бомбардира, изменение остекления и пр.
Early production B-17B taking off from Seattle in 1939 with revised glazing to nose and other important modifications.
B-17B (38-211) был передан Управлению материального снабжения USAAC, находившемуся в Райт-филд. Отличительная особенность B-17B и B-17C - наличие блистера командира экипажа, расположенного позади кресел пилотов.
The updated B-17C with revised defensive armament and gun positions, protective armour and R-1820-65s. Note the flush gun positions and wing leading edge de-icing boots.
B-17C / B-17D
Данный B-17C сфотографирован в середине 1942 года в Индии. Боевой опыт повлиял на опознавательные знаки USAAC - со звезд исчезли круги красного цвета, благодаря которым американские опознавательные знаки с большого расстояния часто путали с японскими.
B-17D из 7-й бомбардировочной группы сфотографирован в Сент-Луисе в начале 1941 года, где машина приземлилась в ходе перелета через континентальную часть США из Хэмильтон-Филд, штат Калифорния. Опознавательные знаки на фюзеляже еще не введены.
RAF Boeing Fortress I, the B-17C, AN524 at Floyd Bennett Field, New York in 1940-41, one of the first to be flown to Britain for modification prior to delivery to the RAF. The type was to enter RAF service with No 90 Sqn in May 1941. The Fortress I carried a crew of ten and a 2,500lb bomb load.
The twenty Fortress Is supplied to the R.A.F., including AN531 illustrated , had a chequered career as the text relates.
Summer 1941 and AN523 takes-off from Polebrook’s recently-completed runway, guns in evidence in the nose, ventral and side positions. This particular Fortress, WP-D crash-landed at Roborough, Devon on 16 August 1941, following an attack on Brest and damage from attacking Bf 109s of JG 2.
AN530 - один из 20 самолетов B-17C Fortress Mk I, поставленных Великобритании. Первый боевой вылет в составе 90-й эскадрильи самолет выполнил 8 июля 1941 года - рейд на Вильгельмсхафен.
Fortress I AN526 photographed before allocation to 90 Sqn. This aircraft became WP-G from 3 June 1941, survived its baptism of combat and ended its days as an instructional airframe. On the original print, the line of the undersurface (blue?) colour can be seen along the side of the nose and rear fuselage ending at the leading edge of the tailplane.
Весной 1941 года британские Королевские ВВС получили 20 самолетов B-17C, но они оказались неудачными. Однако B-17F использовались Королевскими ВВС с большим успехом под обозначением Fortress Mk II, а B-17G - под обозначением Fortress Mk III. B-17G служили в береговой охране и являлись основными носителями специального электронного оборудования в 100-й бомбардировочной группе Королевских ВВС.
"B-BAKER" (первый из двух), предназначенный для британских ВВС, в сдаточном полете. Самолет поступил на вооружение 90-й эскадрильи и был потерян 4 июня 1941 года в результате возникшего на рулежке пожара.
B-17C for RAF on test near Seattle. Serial AM528 was initially incorrectly applied and later corrected to AN528. It joined 90 Squadron, Bomber Command, as a Boeing Fortress I.
The Wright company became a major supplier of piston aero-engines in the US before, during and for some years after World War II, but failed to maintain its place in the era of the gas turbine. Wright Cyclones powered thousands of Boeing B-17s
Polebrook was no stranger to the B-17. Fortress I of 90 Squadron, 2 Group, ready for take-off while the groundcrew pose in the foreground, 1941.
The CWTD’s Commanding Officer, Dale V. Gaffney (third from left), is interviewed beside a B-17B by radio journalist Bud Foster of Fairbanks-based radio station KFAR. Note the CWTD’s motif - a polar bear holding a bomb - applied to the B-17B’s fuselage. Gaffney was awarded the Army Distinguished Service Medal in 1946.
B-17C и B-17D. B-17C совершил первый полет в июле 1940 года; ВВС Армии США заказали 38 машин. Главные внешние отличия: замена бортовых блистеров пулеметов на фюзеляже окнами, изменена конструкция переднего блистера. Кроме того, установили дополнительные пулеметы, бронезащиту, а баки сделали протектированными. Применение двигателей R-1820-65 позволило увеличить максимальную скорость и дальность полета. 20 самолетов позднее передали британским ВВС, где они получили обозначение Fortress Mk I.
На фото: только что вышедшие с завода Fortress Mk I на американском аэродроме в ожидании отправки за океан. Нижняя турель оснащена всего одним пулеметом калибра 12,7 мм.
The first twenty Boeing B-17C Fortress Is for the RAF (8 July 1941).
 
ON THE ROAD: The fuselage of a new and experimental Boeing bomber which has been entered in competition with other types at Dayton, Ohio. It will be known as the Boeing 290. Four "Hornet" engines, driving constant speed airscrews, are fitted. The span is approximately 100ft. and the gross weight about fifteen tons. A speed between 200 and 250 m.p.h. at 10,000 ft. is demanded by the specification.
EIGHTY-TON SHOCK: A test jig used by the Boeing company for testing the main wheel assembly of their 299 bombers. Tests have shown that the gear will withstand a load of about 80 tons although the gross weight of the machine is only 16 tons.
One of the 'blister' turrets of the Boeing YB-17 bomber.
Boeing B-17C Flying Fortress
A comparative illustration of the B-17, B-24, DS-300/DB-4 and DC-4 Bomber/DS-412, emphasising how much larger the latter two would have been than their contemporaries, although their bomb loads were relatively meagre in proportion to their size. Boeing’s B-29 was deemed a better option and first flew in September 1942.
Boeing Model 299 and (lower side view) Y1B-17.
Forward and upper views, B-17C. Side views, top to bottom: B-17B, B-17C, B-17D.
B-17C of the 2nd BG, late 1941.
Fortress I AN530 ‘WP-F’ of 90 Squadron, Polebrook, summer 1941