Григорович ИП-1 / ИП-4
Страна: Россия
Год: 1934


Одноместный тяжелый истребитель
Описание
Фотографии
ИП-1, ИП-4, ДГ-55, ДГ-56 и ДГ-58 Д. П. Григоровича

  В 1934 году под руководством Д.П. Григоровича был спроектирован самолет ДГ-52 или ИП-1 (истребитель пушечный). Это был цельнометаллический низкоплан с крылом консольного типа. Первый полет прототип выполнил в начале 1935 года. Летчик размещался в открытой кабине с обтекаемым заголовником. На машину установили звездообразный мотор Wright Cyclone мощностью 640 л. с. Основные опоры шасси убирались в подкрыльевые обтекатели, задний хвостовой костыль был неубираемым.
  Подобно самолету И-Z, истребитель ИП-1 проектировался под безоткатные пушки Л.В. Курчевского, но на этот раз 76,2-мм АРК-4, которые тоже установили под крылом. Боезапас состоял из пяти снарядов на орудие. Дополнительно на самолет установили два 7,62-мм пулемета.
  Истребитель ИП-1 запустили в серию, но серийные машины отличались от прототипа: пушки Курчевского заменили двумя 20-мм пушками ШВАК, установленными в центроплане, а пулеметное вооружение довели до шести ШКАС калибра 7,62 мм (по три пулемета в правой и левой консолях крыла). Для улучшения путевой устойчивости добавили большой форкиль, начинавшийся прямо от заголовника кабины. В 1936-1937 годах построено примерно 90 машин ИП-1, но они остались в тени основного советского истребителя того времени - И-16 Поликарпова. Выбор последнего отчасти предопределила его деревянная конструкция - к производству цельнометаллических истребителей в тот период относились осторожно. На серийных самолетах ИП-1 стояли звездообразные моторы М-25.
  Спроектированный в конце 1934 года истребитель ИП-4 (ДГ-53) стал развитием ИП-1. Вооружение ИП-4 состояло из четырех неподвижных динамореактивных 45-мм пушек Л.В. Курчевского АРК-11 и двух пулеметов винтовочного калибра. Подобно прототипу ИП-1, на прототип истребителя ИП-4 установили мотор Cyclone. Проектировался, но не был построен второй прототип с двумя пушками ШВАК вместо пушек Курчевского.
  ИП-1 стал последним самолетом Григоровича, который строился серийно. В 1937 году конструктор серьезно заболел, а в 1938 году скончался, но прежде успел спроектировать еще несколько машин. Одной из них стал истребитель ИП-2 (ДГ-54) с мотором Hispano-Suiza 12Xbrs мощностью 830 л. с., вооруженный пушкой ШВАК в развале цилиндров мотора и с десятью крыльевыми пулеметами ШКАС. Сборку самолета ИП-2 почти завершили, но в 1936 году все работы по данной теме были прекращены.
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  ИП-1

  Тип: одноместный тяжелый истребитель
  Силовая установка: один звездообразный мотор М-25 мощностью 710 л.с
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 3000 м - 410 км/ч; время набора высоты 1 000 м - 1 мин 19 с; практический потолок 8300 м; дальность 600 км
  Масса: пустого 1200 кг; максимальная взлетная 1880 кг
  Размеры: размах крыла 10,97 м; длина 7,23 м; площадь крыла 19,98 м!
  Вооружение: две 20-мм пушки ШВАК в центроплане и восемь 7,62-мм пулеметов ШКАС (два в фюзеляже и шесть в крыле)
Опытный истребитель ПИ-1 (ДГ-52) во время проведения заводских испытаний в июле 1934 г. На руле поворота нанесена надпись: УСР НКТП
В оригинале на этой фотографии имеется подпись: «Не подлежит оглашению. Снимок самолета СКБ-1/II. Начальник СКБ завода конструктор-инженер Григорович Д.П. Снимок 16 июля 1934 г. Начальник секретного отдела ….». Приведенное на указанном фото обозначение опытного экземпляра ДГ-52 как самолета СКБ-1/II нигде более не встречается
ПИ-1 (ДГ-52) установлен на козелки для опробования выпуска-уборки шасси. Динамореактивные пушки АПК-4М закрыты лобовыми обтекателями. Снимок выполнен на Центральном аэродроме зимой 1934-1935 гг.
The production IP-1 as initially delivered with recoilless cannon
Опытный истребитель ПИ-1 (ДГ-52) перед воротами сборочного цеха авиазавода №39. Самолет оборудован удлиненным капотом двигателя, пилотский козырек снабжен подвижной, надвигаемой секцией
Лыжное убираемое шасси ПИ-1. Подкрыльевые гондолы снабжены ложементами для плотного прижима верхней поверхности лыж. Сами лыжи деревянные, от самолета И-15, но снабжены гидроамортизаторами
Стрельба из пушек АПК-4М на полигоне в Подлипках. Лето 1934 г.
ИП-1 №135005 с крыльевыми пушками ШВАК калибра 20 мм
Монтаж пушки ШВАК в правом крыле ИП-1 №135005
Для улучшения устойчивости на ИП-1 (ДГ-52) был установлен большой форкиль, увеличено вертикальное оперение, после изменения состава вооружения центр тяжести самолета сместился к хвостовой части.
The IP-1 in its definitive service form, with large dorsal fin and the recoilless weapons replaced by orthodox guns.
Опытный истребитель ИП-3 (ДГ-53) во время проведения заводских испытаний на Центральном аэродроме Москвы. Июль 1935 г. На вертикальном оперении написано: О.К.У. ДГ-53 Завод №1
The sole prototype of the IP-4 completed and flown, this being essentially a scaled-down IP-1.
Правая крыльевая динамореактивная пушка АПК-4М на истребителе ПИ-1. Штанга приемника воздушного давления на этом экземпляре установлена неудачно, поэтому впоследствии ее перенесли
Убираемое шасси ПИ-1 с колесами размером 750 х 125 мм
Вид на приборную доску пилота опытного истребителя ИП-3 (ДГ-53)
Аварийная посадка, выполненная летчиком Федрови с невыпущенным шасси 3 марта 1935 г. на Центральном аэродроме Москвы
Хвостовое оперение ПИ-1. После стрельбы из АПК-4 оперение получило повреждения, которые отметили в отчете по испытаниям: вмятости, деформация заклепок, разрыв обшивки
Продувочная модель истребителя ИП-4 (ДГ-53бис)
Макет капотирования двигателя М-100 истребителя ИП-2 (ДГ-54)
Макет крыла истребителя ИП-2 (ДГ-54). Во вскрытом отсеке крыла смонтированы дисковые магазины боезапаса пулеметов ШКАС
Полноразмерный макет истребителя ИП-2 (ДГ-54). Под фюзеляжем макета смонтирован выпускаемый радиатор водяного охлаждения двигателя М-100
The IP-1 in its definitive service form, with large dorsal fin and the recoilless weapons replaced by orthodox guns.
Схема проекта истребителя ИП-2 (ДГ-54)