UTVA UTVA-56/60/66
Страна: Югославия
Год: 1956


Четырехместный многоцелевой самолет
Описание:
UTVA-56 и UTVA-60
UTVA-66
Фотографии

UTVA-56 и UTVA-60

В конце 1950-х годов предприятие "Fabrica Aviona UTVA" из югославского Панчево разработало легкий четырехместный самолет короткого взлета и посадки - UTVA-56. Он был выполнен по схеме подкосного высокоплана с закрытой кабиной и оснащен 260-сильным (194 кВт) ПД Lycoming GO-435-C2B2.
  Успешные летные испытания позволили приступить к серийному выпуску варианта UTVA-60, отличавшегося более мощным ПД GO-48Q-B1A6 в 270 л. с. (201 кВт). UTVA-60 строился в различных модификациях, включавших базовый U-60-AT1, аналогичный ему U-60-AT2 с двойным управлением, сельскохозяйственный U-60-AG, санитарный U-60-AM, рассчитанный на перевозку пары носилок с сопровождающим, и U-60H - вариант U-60-AT1 с поплавковым шасси.
  Помимо гражданского применения, самолет также использовался в качестве легкой транспортной машины югославскими ВВС, прослужив до начала 1980-х годов.

UTVA-66

После накопления опыта эксплуатации UTVA-60 в югославских ВВС началась разработка его усовершенствованного варианта UTVA-66. Начиная с 1966 года, прошли испытания несколько прототипов, а серийный выпуск был развернут в 1968 году.
  UTVA-66 отличался доработанной конструкцией, усиленным шасси, позволившим увеличить максимальную массу, и увеличенным хвостовым оперением. Для повышения взлетно-посадочных характеристик крыло оснастили закрылками с гидроприводом, механически связанными с элеронами так, что последние отклонялись на 15° вниз, когда закрылки были полностью выпущены. Нормальный доступ в кабину осуществлялся через двери по бортам фюзеляжа, но в случае необходимости погрузки носилок или груза, задняя часть фонаря могла быть откинута вверх. Повышение летных характеристик, особенно высотных, было достигнуто за счет оснащения двигателя от UTVA-60 турбонаддувом. Базовый четырехместный вариант стандартно оборудован радиостанцией и радиокомпасом, полным комплектом пилотажных приборов и может быть оснащен оборудованием для буксировки планеров. Санитарный вариант UTVA-66AM рассчитан на одного пилота, двух пациентов на носилках и одного сопровождающего. Под фюзеляжем может подвешиваться парашютный контейнер для сброса продуктов или медикаментов.
  Предприятие также разработало поплавковый вариант UTVA-66H и военный UTVA-66V. Последний имел сдвоенное управление и пилоны для подвески легкого вооружения. Поплавковый UTVA-66H стал последней модификацией самолета. У него был увеличенный запас топлива, повышавший его дальность почти на 48% по сравнению с сухопутной машиной.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  UTVA-66

  Тип: четырехместный многоцелевой самолет
  Силовая установка: один ПД Textron Lycoming GSO-480-B1J6 мощностью 270 л. с. (201 кВт)
  Летные характеристики: макс. скорость без внешней подвески на оптимальной высоте 250 км/ч или 230 км/ч на уровне моря; начальная скороподъемность 270 м/мин; потолок 6700 м; разбег при макс. взлетной массе 187 м; дальность полета 750 км
  Масса: пустого снаряженного 1250 кг; максимальная взлетная 1814 кг
  Размеры: размах крыла 11,40 м; длина 8,38 м; высота 3,20 м; площадь крыла 18,08 м2
Югославские ВВС получили около 90 транспортных, учебных и связных самолетов UTVA-66. Последний из них был снят с вооружения в 1999 году.
Самолет с регистрацией YU-BAK - это UTVA-60 раннего выпуска. Позднее он был переделан в сельскохозяйственный вариант.
Поплавковый UTVA-66H был последним вариантом UTVA-66. Он нес дополнительный запас топлива, увеличивающий дальность на 48% по сравнению с сухопутным вариантом.
UTVA-56 был разработан инженерами Б. Николичем и Д. Петковичем, самолет совершил первый полет 22 апреля 1959 года.
Products of the UTVA factory: The UTVA 56 four-seat STOL utility monoplane of 1959.
The latest product of the Yugoslav aircraft industry, the four-seat UTVA-56 cabin monoplane.
UTVA-60-AT four-seat utility aircraft (270 hp Lycoming GO-480 engine)
UTVA-60H, a floatplane version of the UTVA-60-AT1
UTVA-66V utility aircraft fitted with underwing gun pods
Products of the UTVA factory: The final derivative of the UTVA 56, the UTVA 66 with uprated engine for the JRV
Line-up of UTVA-66 four-seat utility aircraft (270 hp Lycoming GSO-480-B1J6 engine) tor the Yugoslav Air Force