McDonnell Douglas MD-80
Варианты:
McDonnell Douglas - MD-80 - 1979 - США
Страна: США
Год: 1979


Ближне-/среднемагистральный авиалайнер с экипажем из двух человек
McDonnell Douglas MD-80
Фотографии:

Ч/б фото (17)

McDonnell Douglas MD-80

С начала 1970-х годов компания "Douglas Aircraft Company" (позже подразделение "McDonnell Douglas Corporation") приступила к изучению способов повышения возможностей и коммерческой привлекательности самолетов семейства DC-9. В частности, разработчиком предполагалось добиться этого за счет применения модернизированных двигателей Pratt & Whitney JT8D. В январе 1975 года компания приступила к летным испытаниям модернизированного DC-9, оснащенного двигателями JT8D-109, которые позже производились под обозначением JT8D-209.
   В то же время специалисты "McDonnell Douglas" изучали возможность создания на базе стандартного DC-9 таких вариантов, как DC-9-50RS, DC-9-60, DC-9-50-17R и DC-9SC - с усовершенствованными двигателями Pratt & Whitney или другими двигателями, а также других различных модификаций (в частности, рассматривалась возможность применения нового крыла и удлинения фюзеляжа за счет вставок различной длины перед крылом и позади крыла).
   В октябре 1977 года компания приступила к разработке варианта, получившего изначально обозначение McDonnell Douglas DC-9 Super 80 и отличавшегося удлиненным на 4,34 м фюзеляжем (по сравнению с моделью DC-9-50), силовой установкой, включавшей два двигателя JT8D-209, а также другими усовершенствованиями. Стартовыми заказчиками на новую модель стали компании "Austrian Airlines", "Southern Airways" и "Swissair". В программе сертификации были использованы три самолета DC-9 Super 80, первые полеты ими были выполнены, соответственно, 18 октября 1979 года, 6 декабря 1979 года и 29 февраля 1980 года. Причем разработчик предлагал три варианта DC-9 Super 80, различавшихся мощностью силовой установки, запасом топлива и массой: базовую модель DC-9-81; модель DC-9-82 - облетана 8 января 1981 года и оснащалась двумя двигателями JT80-217 тягой по 88,96 кН, имела запас топлива, как на DC-9-81; модификацию DC-9-83 - облетана 17 декабря 1984 года, оснащалась двигателями JT8D-219 тягой по 93,41 кН и имела запас топлива, увеличенный на 4390 л (дополнительные топливные баки в грузовом отсеке).
   В 1984 году обозначение DC-9 Super 80 было изменено на MD-80, после чего указанные выше модификации получили обозначения, соответственно, MD-81, MD-82 и MD-83. DC-9-81 поступил в эксплуатацию компании "Swissair" 5 октября 1980 года - самолеты были в двухклассной компоновке, вместимостью на 135 пассажиров. DC-9-82 оптимизировали для эксплуатации в жарком климате и высокогорье, в августе того же года он поступил в эксплуатацию компании "Republic Airlines". В 1982 году данный вариант пополнился еще и подвариантом с увеличенной до 67 812 кг максимальной взлетной массой и двигателями JT8D-217A, позволившими увеличить массу полезной нагрузки и дальность полета. MD-83 создавался как вариант с увеличенной дальностью полета и поступил в эксплуатацию компании "Finnair" до конца того же года.
   В течение 1985 года компания "McDonnell Douglas" объявила о запуске нового варианта MD-87, который представлял собой уменьшенный вариант MD-80, - с фюзеляжем, укороченным на 5 м, увеличенным на 0,25 м килем и вместимостью от 114 до 130 пассажиров. Самолет оснащался двигателями JT8D-217B тягой по 88,96 кН и имел запас топлива 22106 л, который мог быть увеличен за счет установки дополнительных баков. Первый полет состоялся 4 декабря 1986 года, первые заказчики - компании "Finnair" и "Austrian Airlines", в эксплуатацию самолет поступил в ноябре 1987 года.
   Пятым и последним вариантом в семействе стал MD-88, анонсированный в 1986 году после получения заказа от компании "Delta Air Lines". Он представлял собой фактически стандартный MD-82, но с усовершенствованным приборным оборудованием (электронный пилотажный индикатор марки Sperry, интегрированный с системой управления полетом и инерциальной навигационной системой, индикаторы на электронно-лучевых трубках и др.), с двигателями JT8D-217C, с увеличенной до 72 575 кг максимальной взлетной массой и широким использованием в конструкции композиционных материалов, а также перепроектированным пассажирским салоном на 142 человека в двухклассной компоновке. Первый полет состоялся 15 августа 1987 года, первый авиалайнер передан заказчику в январе 1988 года.
   Особо стоит отметить, что в процессе проектирования самолетов семейства была предусмотрена возможность замены турбовентиляторных двигателей на турбовинтовые - это, впрочем, дальше экспериментов не пошло. Кроме того, "McDonnell Douglas" изучала возможность создания на базе MD-83 и MD-87 корпоративных самолетов, а также применения на самолетах семейства более современных турбовентиляторных двигателей, включая CFM56-5 и IAEV2500.
   В апреле 1985 года Китай подписал с компанией "McDonnell Douglas" соглашение по вопросу совместного выпуска самолетов MD-80 и MD-90 китайской компанией SAIC ("Shanghai Aviation Industrial Corporation"), со сборкой авиалайнеров на китайских предприятиях в Ченду, Шеньяне и Сиане. Однако SAIC собрала только 35 самолетов MD-80, и в октябре 1994 года программа была закрыта. Сборка осуществлялась из машинокомплектов, поставлявшихся "McDonnell Douglas", 30 самолетов MD-82 были собраны для Китая, а пять машин MD-83 продали в Америку.
   Самолеты семейства MD-80 показали себя успешными наследниками DC-9, общий выпуск их составил 1191 авиалайнер - линия сборки данных самолетов была закрыта в 1999 году, к тому времени компания-разработчик оказалась уже в составе корпорации "Boeing".


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   McDonnell Douglas MD-81

   Тип: ближне-/среднемагистральный авиалайнер с экипажем из двух человек
   Силовая установка: два турбовентиляторных двигателя Pratt 81 Whitney JT8D-209 тягой по 82,29 кН
   Летные характеристики: максимальная крейсерская скорость на высоте 8230 м - 924 км/ч; экономическая крейсерская скорость на высоте 10 670 м - 813 км/ч; дальность полета со 155 пассажирами - 2896 км
   Масса: пустого 35 570 кг; максимальная взлетная 63 503 кг
   Размеры: размах крыла 32,87 м; длина 45,06 м; высота 9,04 м; площадь крыла 117,98 м2
   Полезная нагрузка: до 172 пассажиров в контексте максимальной полезной нагрузки массой 17953 кг
McDonnell Douglas DC-9-80 prototype.
The Super 80, newest variant of the McDonnell Douglas DC-9, made its maiden flight from Long Beach Municipal Airport, California, on October 18, 1979, and will enter service next year.
The first Super 80
The third DC-9 Super 80, in Austrian Airlines colours, takes-off from Long Beach Municipal Airport. Well shown in this view are the strokes fitted to the engine nacelles to improve airflow over the tail when the aircraft is at high angles of attack; similar strokes on the nose, first adopted on the Srs 50, serve to increase fin effectiveness.
The Pratt & Whitney JT8D-209 is a refanned version of the JT8D. It has been used successfully on the McDonnell Douglas MD-80 airliner (on photo) since 1979, and has contributed to the continuing success of this family of variants derived from the DC-9.
Airliner automatic flight-control systems began to use digital electronics in earnest when the McDonnell Douglas MD-80 entered service with a Sperry-developed flight-guidance system.
MDC MD-83
Air Liberte MD-87 F-GJHQ is carrying the logo for the computer company Compaq and was photographed at Heathrow in mid-October 1999.
The McDonnell Douglas MD-80 modified to serve as a UHB demonstrator made its first flight on 18 May 1987, with a General Electric GE36 UDF replacing the port JT8D. Made from Mojave, Calif, the flight was curtailed to 20 min when an engine control warning light came on as a result of a software fault, but was otherwise uneventful and ended as planned at Edwards AFB. The GE36 was in the same configuration as flown on the Boeing 727, with two eight-blade fans each of 11 ft 6 in (3,5 m) diameter, but this was replaced in June by a new fan with 10 blades in the front row and eight in the back, and of differing diameters. The MD-80 will be used for 60-80 hrs of flight testing, to obtain data useful for design of the projected MD-91X and MD-92X derivatives of the MD-80.
Progress with the propfan programmes is depicted by this photograph - the General Electric UDF installation in the MD-80
Перед началом сезона все самолеты прошли «тяжелые» формы техобслуживания (C-check). Участники презентации стали свидетелями прибытия в аэропорт лайнера MD-83 (борт UR-COB, сер. № 53181), который как раз завершил прохождение такой процедуры.
The wings and fuselage of the first McDonnell Douglas DC-9 Super 80 have now been united at the Company's factory at Long Beach, California. The Super 80 will accommodate a maximum of 172 passengers.