McDonnell Douglas MD-80
Варианты:
McDonnell Douglas - MD-80 - 1979 - США
Страна: США
Год: 1979


Ближне-/среднемагистральный авиалайнер с экипажем из двух человек
McDonnell Douglas MD-80
Фотографии:

Кабина (1)

McDonnell Douglas MD-80

С начала 1970-х годов компания "Douglas Aircraft Company" (позже подразделение "McDonnell Douglas Corporation") приступила к изучению способов повышения возможностей и коммерческой привлекательности самолетов семейства DC-9. В частности, разработчиком предполагалось добиться этого за счет применения модернизированных двигателей Pratt & Whitney JT8D. В январе 1975 года компания приступила к летным испытаниям модернизированного DC-9, оснащенного двигателями JT8D-109, которые позже производились под обозначением JT8D-209.
   В то же время специалисты "McDonnell Douglas" изучали возможность создания на базе стандартного DC-9 таких вариантов, как DC-9-50RS, DC-9-60, DC-9-50-17R и DC-9SC - с усовершенствованными двигателями Pratt & Whitney или другими двигателями, а также других различных модификаций (в частности, рассматривалась возможность применения нового крыла и удлинения фюзеляжа за счет вставок различной длины перед крылом и позади крыла).
   В октябре 1977 года компания приступила к разработке варианта, получившего изначально обозначение McDonnell Douglas DC-9 Super 80 и отличавшегося удлиненным на 4,34 м фюзеляжем (по сравнению с моделью DC-9-50), силовой установкой, включавшей два двигателя JT8D-209, а также другими усовершенствованиями. Стартовыми заказчиками на новую модель стали компании "Austrian Airlines", "Southern Airways" и "Swissair". В программе сертификации были использованы три самолета DC-9 Super 80, первые полеты ими были выполнены, соответственно, 18 октября 1979 года, 6 декабря 1979 года и 29 февраля 1980 года. Причем разработчик предлагал три варианта DC-9 Super 80, различавшихся мощностью силовой установки, запасом топлива и массой: базовую модель DC-9-81; модель DC-9-82 - облетана 8 января 1981 года и оснащалась двумя двигателями JT80-217 тягой по 88,96 кН, имела запас топлива, как на DC-9-81; модификацию DC-9-83 - облетана 17 декабря 1984 года, оснащалась двигателями JT8D-219 тягой по 93,41 кН и имела запас топлива, увеличенный на 4390 л (дополнительные топливные баки в грузовом отсеке).
   В 1984 году обозначение DC-9 Super 80 было изменено на MD-80, после чего указанные выше модификации получили обозначения, соответственно, MD-81, MD-82 и MD-83. DC-9-81 поступил в эксплуатацию компании "Swissair" 5 октября 1980 года - самолеты были в двухклассной компоновке, вместимостью на 135 пассажиров. DC-9-82 оптимизировали для эксплуатации в жарком климате и высокогорье, в августе того же года он поступил в эксплуатацию компании "Republic Airlines". В 1982 году данный вариант пополнился еще и подвариантом с увеличенной до 67 812 кг максимальной взлетной массой и двигателями JT8D-217A, позволившими увеличить массу полезной нагрузки и дальность полета. MD-83 создавался как вариант с увеличенной дальностью полета и поступил в эксплуатацию компании "Finnair" до конца того же года.
   В течение 1985 года компания "McDonnell Douglas" объявила о запуске нового варианта MD-87, который представлял собой уменьшенный вариант MD-80, - с фюзеляжем, укороченным на 5 м, увеличенным на 0,25 м килем и вместимостью от 114 до 130 пассажиров. Самолет оснащался двигателями JT8D-217B тягой по 88,96 кН и имел запас топлива 22106 л, который мог быть увеличен за счет установки дополнительных баков. Первый полет состоялся 4 декабря 1986 года, первые заказчики - компании "Finnair" и "Austrian Airlines", в эксплуатацию самолет поступил в ноябре 1987 года.
   Пятым и последним вариантом в семействе стал MD-88, анонсированный в 1986 году после получения заказа от компании "Delta Air Lines". Он представлял собой фактически стандартный MD-82, но с усовершенствованным приборным оборудованием (электронный пилотажный индикатор марки Sperry, интегрированный с системой управления полетом и инерциальной навигационной системой, индикаторы на электронно-лучевых трубках и др.), с двигателями JT8D-217C, с увеличенной до 72 575 кг максимальной взлетной массой и широким использованием в конструкции композиционных материалов, а также перепроектированным пассажирским салоном на 142 человека в двухклассной компоновке. Первый полет состоялся 15 августа 1987 года, первый авиалайнер передан заказчику в январе 1988 года.
   Особо стоит отметить, что в процессе проектирования самолетов семейства была предусмотрена возможность замены турбовентиляторных двигателей на турбовинтовые - это, впрочем, дальше экспериментов не пошло. Кроме того, "McDonnell Douglas" изучала возможность создания на базе MD-83 и MD-87 корпоративных самолетов, а также применения на самолетах семейства более современных турбовентиляторных двигателей, включая CFM56-5 и IAEV2500.
   В апреле 1985 года Китай подписал с компанией "McDonnell Douglas" соглашение по вопросу совместного выпуска самолетов MD-80 и MD-90 китайской компанией SAIC ("Shanghai Aviation Industrial Corporation"), со сборкой авиалайнеров на китайских предприятиях в Ченду, Шеньяне и Сиане. Однако SAIC собрала только 35 самолетов MD-80, и в октябре 1994 года программа была закрыта. Сборка осуществлялась из машинокомплектов, поставлявшихся "McDonnell Douglas", 30 самолетов MD-82 были собраны для Китая, а пять машин MD-83 продали в Америку.
   Самолеты семейства MD-80 показали себя успешными наследниками DC-9, общий выпуск их составил 1191 авиалайнер - линия сборки данных самолетов была закрыта в 1999 году, к тому времени компания-разработчик оказалась уже в составе корпорации "Boeing".


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   McDonnell Douglas MD-81

   Тип: ближне-/среднемагистральный авиалайнер с экипажем из двух человек
   Силовая установка: два турбовентиляторных двигателя Pratt 81 Whitney JT8D-209 тягой по 82,29 кН
   Летные характеристики: максимальная крейсерская скорость на высоте 8230 м - 924 км/ч; экономическая крейсерская скорость на высоте 10 670 м - 813 км/ч; дальность полета со 155 пассажирами - 2896 км
   Масса: пустого 35 570 кг; максимальная взлетная 63 503 кг
   Размеры: размах крыла 32,87 м; длина 45,06 м; высота 9,04 м; площадь крыла 117,98 м2
   Полезная нагрузка: до 172 пассажиров в контексте максимальной полезной нагрузки массой 17953 кг
Boeing MD-80 series modern flight deck with EFIS panels, two flight management system control displays on centre console, weather radar screen, LED engine indicators and autopilot controls in the glareshield (1994)