McDonnell Douglas F-4E / F-4F Phantom II
Варианты:
McDonnell Douglas - F-4E / F-4F Phantom II - 1965 - США
Страна: США
Год: 1965


Двухместный многоцелевой истребитель
Описание
Фотографии:

Боковые проекции (11)
McDonnell F4H/ McDonnell Douglas F-4 Phantom II

<...>
  Многоцелевой истребитель с пушечным вооружением F-4E - самый распространенный вариант Phantom, состоящий на вооружении. Поэтому вполне понятно, что F-4E оказался востребован Грецией, Израилем, Японией, Южной Кореей и Турцией, которые осуществили программы модернизации. F-4E был создан с учетом опыта, полученного в воздушных боях над Северным Вьетнамом. Самолет впервые поднялся в воздух 30 июня 1967 года, а на вооружение поступил в 1968 году. Всего было построено 1397 самолетов F-4E - модификация стала самой многочисленной в семействе и до сих пор стоит на вооружении ВВС Египта, Греции, Ирана, Израиля, Японии, Южной Кореи и Турции.
  Израиль выпускал самолеты модификации Kurnass 2000 - модернизированный вариант F-4E, отличавшийся повышенными возможностями по атаке наземных целей и имевший модернизированную кабину с органами управления, скомпонованными по стандарту HOTAS ("руки на РУД и ручке управления"), а также новую шину данных, позволявшую интегрировать на борт новейшую авионику.

  F-4E также стал базой для создания перехватчика Mitsubishi F-4EJ, строившегося по лицензии в Японии, и для F-4F - для Германии. F-4EJ, строившийся в количестве 140 машин, не имел возможности "работать" по земле и при поставке в войска не оснащался системой дозаправки в полете. 96 самолетов были модернизированы до стандарта F-4EJ Kai - получили РЛС APG-66J и усовершенствованное БРЭО. Турецкие самолеты были модернизированы по стандарту Kurnass 2000, а греческие самолеты - по стандарту, близкому к варианту модернизации F-4F по программе ICE ("Improved Combat Efficiency"). F-4F первоначально рассматривался как облегченный одноместный вариант F-4E, но в итоге стал аналогичной по массе машиной. В общей сложности было поставлено 175 самолетов, из которых 150 позже модернизировали по первой фазе программы ICE, в ходе которой они получили усовершенствованное пилотажно-навигационное оборудование. Однако через вторую фазу программы прошли только 110 самолетов - они получили РЛС APG-65, новую систему предупреждения о радиолокационном облучении, усовершенствованные двигатели и возможность применения УР AIM-120 AMRAAM.
<...>


Варианты

<...>
  YF-4E: новое обозначение первого самолета YRF-4C после его переоборудования в прототип варианта F-4E
  F-4E: основной серийный вариант, оснащенный более мощными двигателями J79-GE-17, имевший увеличенный запас топлива и измененную носовую часть с меньшей по габаритам РЛС APQ-120, а также отличавшийся крылом с предкрылками для улучшения маневренности и вооруженный 20-мм многоствольной пушкой; построено 1405 самолетов
  F-4EJ: вариант самолета F-4E для ВВС самообороны Японии - 13 самолетов построены компанией "McDonnell", а еще 126 самолетов построено по лицензии "Mitsubishi"; самолеты отличались уменьшенным запасом топлива
  F-4E(S): три самолета, переоборудованные для оснащения крупногабаритными аэрофотоаппаратами HIAC-1 LOROP для испытаний по запросу ВВС США, но затем переданные Израилю
  F-4EJ Kai: обозначение самолетов F-4EJ после их модернизации компанией "Mitsubishi"
  QF-4E: самолеты F-4E, переоборудованные в беспилотные сверхзвуковые мишени
  F-4F: вариант F-4E - самолет завоевания превосходства в воздухе для Люфтваффе; отличался наличием предкрылка (по типу поздних F-4E) и возможностью применения средств поражения класса "воздух-поверхность", также был снят ряд систем; построено 175 самолетов
  F-4F ICE: модернизация F-4F по программе "Improved Combat Efficiency"
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  McDonnell Douglas F-4E Phantom II

  Тип: двухместный многоцелевой истребитель
  Силовая установка: два турбореактивных двигателя с форсированной тягой General Electric J79-GE-17A, сухой тягой по 52,53 кН и форсированной тягой 79,62 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость горизонтального полета без подвесок на высоте 10975 м - 2390 км/ч; максимальная начальная скороподъемность 18 715 м/мин; практический потолок 18975 м; боевой радиус в режиме перехватчика 1266 км
  Масса: пустого 13757 кг; взлетная с боевой нагрузкой 18818 кг; максимальная взлетная 28 030 кг
  Размеры: размах крыла 11,71 м; длина 19,20 м; высота 5,02 м; площадь крыла 49,24 MJ
  Вооружение: одна 20-мм пушка M61 (боезапас 640 снарядов), максимальная масса боевой нагрузки 7258 кг; вооружение в варианте перехватчика F-4F ICE - четыре УР AIM-120 AMRAAM и четыре УР AIM-9L/M; вооружение в варианте для атаки по морским целям F-4EJ Kai - ПКР ASM-1/2 и бомбы Mk 82 и JM117
Первыми полноценными многоцелевыми истребителями 3-го поколения стали McDonnell Douglas F-4J (для ВМС США) и F-4E (для ВВС США), который широко поставлялся на экспорт.
Иранский F-4E из состава 31-го тактического истребительного дивизиона (31 TFS), авиабаза "Ноджех", 1980г.
F-4E Phantom II (Kurnass). Война 1973 года стала "войной Phantom". Самолеты принимали активное участие в боевых действиях и понесли тяжелые потери. Представленный F-4E несет опознавательные знаки 119-й эскадрильи, дислоцировавшейся на авиабазе Тель-Ноф.
Самолет ВВС Израиля, принимавший участие в войне с Сирией и Египтом в октябре 1973г.: Истребитель-бомбардировщик F-4E Phantom II
Phantom F-4E II. Поставленные ВВС Израиля в 1969 году, F-4 к 1973 году уже стали ветеранами боевых действий. Некоторые источники утверждают, что наряду с F-4E ВВС США израильтянам было поставлено небольшое число F-4B ВМС США, но эта информация до сих пор не получила подтверждения.
ФРГ была одним из основных покупателей Phantom в Западной Европе. Люфтваффе получили 175 самолетов F-4F в вариантах перехватчиков и истребителей-бомбардировщиков. Также имелись разведчики RF-4E.
F-4F из состава эскадры JBG 36 несет УР AGM-65 и контейнер РЭБ ALQ-184, самолет окрашен в малозаметный камуфляж типа "Norm 81", введенный в Люфтваффе в середине 1980-х годов.
F-4E из 339-й эскадрильи ВВС Греции, июль 1974г.
F-4EJ Kai из 301-й эскадрильи, 1993 год. Он несет экспериментальный малозаметный серо-голубой камуфляж перехватчика, причем малозаметными выполнены даже опознавательные знаки. На отсекателе пограничного слоя видны значки о победах, одержанных в ходе учений японских ВВС. Самолет несет подфюзеляжный ПТБ и контейнер РЭБ.
F-4EJ Kai Phantom II - защитник Японии. После многолетней эксплуатации в качестве истребителей-перехватчиков в 1996-1997 годах японские Phantom получили новую задачу - самолеты 8-й эскадрильи использовались для непосредственной авиаподдержки, включая штурмовку наземных целей и борьбу с кораблями (судами) противника. Аналогичные задачи решали также 3-я и 6-я эскадрильи, вооруженные устаревшими самолетами Mitsubishi F-1. Позже все три эскадрильи перевооружили на Mitsubishi F-2.
Этот F-4EJ Kai с авиабазы Мисава принадлежит отряду Dai 8 Hiko-tai из авиакрыла Dai 3 Koku-dan. На отряд возложены задачи нанесения бомбовых ударов и борьбы с кораблями при взаимодействии с двумя другими подразделениями (Dai 3 и Dai 6 Hiko-tai), оснащенными многоцелевыми Mitsubishi F-1. В 2000 году этот 8-й отряд стал одним из четырех, вооруженных модернизированными самолетами Phantom; в это число входят два отряда перехватчиков и один - разведчиков.
Три десятилетия 138 F-4 являлись наиболее боеспособными в южнокорейских ВВС. Поступление на вооружение более современных истребителей типа F-15K позволило перевести F-4 на решение задач по штурмовке наземных целей. Вооруженный УР AIM-9L, данный F-4E несет изображение льва - эмблему 1-го тактического истребительного авиакрыла.