McDonnell Douglas F-4E / F-4F Phantom II
Варианты:
McDonnell Douglas - F-4E / F-4F Phantom II - 1965 - США
Страна: США
Год: 1965


Двухместный многоцелевой истребитель
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (79)
McDonnell F4H/ McDonnell Douglas F-4 Phantom II

<...>
  Многоцелевой истребитель с пушечным вооружением F-4E - самый распространенный вариант Phantom, состоящий на вооружении. Поэтому вполне понятно, что F-4E оказался востребован Грецией, Израилем, Японией, Южной Кореей и Турцией, которые осуществили программы модернизации. F-4E был создан с учетом опыта, полученного в воздушных боях над Северным Вьетнамом. Самолет впервые поднялся в воздух 30 июня 1967 года, а на вооружение поступил в 1968 году. Всего было построено 1397 самолетов F-4E - модификация стала самой многочисленной в семействе и до сих пор стоит на вооружении ВВС Египта, Греции, Ирана, Израиля, Японии, Южной Кореи и Турции.
  Израиль выпускал самолеты модификации Kurnass 2000 - модернизированный вариант F-4E, отличавшийся повышенными возможностями по атаке наземных целей и имевший модернизированную кабину с органами управления, скомпонованными по стандарту HOTAS ("руки на РУД и ручке управления"), а также новую шину данных, позволявшую интегрировать на борт новейшую авионику.

  F-4E также стал базой для создания перехватчика Mitsubishi F-4EJ, строившегося по лицензии в Японии, и для F-4F - для Германии. F-4EJ, строившийся в количестве 140 машин, не имел возможности "работать" по земле и при поставке в войска не оснащался системой дозаправки в полете. 96 самолетов были модернизированы до стандарта F-4EJ Kai - получили РЛС APG-66J и усовершенствованное БРЭО. Турецкие самолеты были модернизированы по стандарту Kurnass 2000, а греческие самолеты - по стандарту, близкому к варианту модернизации F-4F по программе ICE ("Improved Combat Efficiency"). F-4F первоначально рассматривался как облегченный одноместный вариант F-4E, но в итоге стал аналогичной по массе машиной. В общей сложности было поставлено 175 самолетов, из которых 150 позже модернизировали по первой фазе программы ICE, в ходе которой они получили усовершенствованное пилотажно-навигационное оборудование. Однако через вторую фазу программы прошли только 110 самолетов - они получили РЛС APG-65, новую систему предупреждения о радиолокационном облучении, усовершенствованные двигатели и возможность применения УР AIM-120 AMRAAM.
<...>


Варианты

<...>
  YF-4E: новое обозначение первого самолета YRF-4C после его переоборудования в прототип варианта F-4E
  F-4E: основной серийный вариант, оснащенный более мощными двигателями J79-GE-17, имевший увеличенный запас топлива и измененную носовую часть с меньшей по габаритам РЛС APQ-120, а также отличавшийся крылом с предкрылками для улучшения маневренности и вооруженный 20-мм многоствольной пушкой; построено 1405 самолетов
  F-4EJ: вариант самолета F-4E для ВВС самообороны Японии - 13 самолетов построены компанией "McDonnell", а еще 126 самолетов построено по лицензии "Mitsubishi"; самолеты отличались уменьшенным запасом топлива
  F-4E(S): три самолета, переоборудованные для оснащения крупногабаритными аэрофотоаппаратами HIAC-1 LOROP для испытаний по запросу ВВС США, но затем переданные Израилю
  F-4EJ Kai: обозначение самолетов F-4EJ после их модернизации компанией "Mitsubishi"
  QF-4E: самолеты F-4E, переоборудованные в беспилотные сверхзвуковые мишени
  F-4F: вариант F-4E - самолет завоевания превосходства в воздухе для Люфтваффе; отличался наличием предкрылка (по типу поздних F-4E) и возможностью применения средств поражения класса "воздух-поверхность", также был снят ряд систем; построено 175 самолетов
  F-4F ICE: модернизация F-4F по программе "Improved Combat Efficiency"
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  McDonnell Douglas F-4E Phantom II

  Тип: двухместный многоцелевой истребитель
  Силовая установка: два турбореактивных двигателя с форсированной тягой General Electric J79-GE-17A, сухой тягой по 52,53 кН и форсированной тягой 79,62 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость горизонтального полета без подвесок на высоте 10975 м - 2390 км/ч; максимальная начальная скороподъемность 18 715 м/мин; практический потолок 18975 м; боевой радиус в режиме перехватчика 1266 км
  Масса: пустого 13757 кг; взлетная с боевой нагрузкой 18818 кг; максимальная взлетная 28 030 кг
  Размеры: размах крыла 11,71 м; длина 19,20 м; высота 5,02 м; площадь крыла 49,24 MJ
  Вооружение: одна 20-мм пушка M61 (боезапас 640 снарядов), максимальная масса боевой нагрузки 7258 кг; вооружение в варианте перехватчика F-4F ICE - четыре УР AIM-120 AMRAAM и четыре УР AIM-9L/M; вооружение в варианте для атаки по морским целям F-4EJ Kai - ПКР ASM-1/2 и бомбы Mk 82 и JM117
USA
Sharkmouth Scramble! Captain Ronald Flake, of the 421st TFS, runs to his F-4E during the 1970 attacks on North Vietnamese sanctuaries in Cambodia.
F-4E fresh from the factory for its 1969 debut with the U.S. Air Force Flight Demonstration Team, the Thunderbirds.
«Фантомы» пилотажной группы «Тандербердз» в полете
The Thunderbirds' wedge formation.
The Thunderbirds make a five plane formation pass at the 1970 DuPage County Airport show.
The Thunderbirds solo pilot makes a low level pass with everything hanging out to demonstrate the F-4E's low speed maneuverability.
The McDonnell Douglas F-4 Phantom, classic fighter of the 'seventies, features low trailing edge sweep to yield good flap effectiveness but has high taper and thin tips provoking early separation onset. Sweepback is 50 deg, thickness from 6 per cent to 3 per cent and taper 0.2.
An F-4E of the 469th TFS, 388th TFW, out of Korat, Thailand enroute to a target, May, 1970.
The F-4E Phantom II was built in marginally larger numbers than any other USAF version of the McDonnell Douglas fighter.
On its way to the Nellis ranges in Red Flag 84-4, an F-4E Phantom II of the 4th TFW carries Sidewinder missiles, an ALQ jamming pod and drop tanks plus (between the tanks) an unidentified pod.
USAF F-4Es. The 'E' is the latest U.S. version of the Phantom to enter service. It will be operated by the Air Force only. The F-4E mounts a 20mm Vulcan rotary cannon under the nose, capable of up to 6,000 rounds per minute rate of fire It also has the up-rated version of the J-79 engine, which puts out 17,900lb of thrust.
Late version of the F-4E, equipped with leading edge slats for greater maneuverability in dog fighting situations.
Пушечная модификация "Фантома" - F-4E. Под фюзеляжем подвешены ракеты AIM-7 Sparrow, под крылом - AIM-4 Falcon
F-4Es homeward bound after a 1968 strike.
The USAF’s 32nd Tactical Fighter Squadron operates under joint KLu/17th Air Force control from Soesterberg, and one of this unit's F-4E Phantoms is seen in formation with an NF-5B of Nr 313 Squadron of the KLu.
F-4E Phantom II "пасет" Ту-95М
"Фантом" подлез под фюзеляж Ту-95, мешая фотосъемке американских кораблей
Отличный снимок истребителя F-4 "Фантом", снятого прямо под фюзеляжем Ту-95
Сближение самолетов ВМФ России и ВВС США
A highly-instrumented F-4 testbed was tested to determine how much surface roughness the plane could operate from. The program was called "Have Bounce."
Seen over the nose of one of the RAF's Buccaneers, an F-4E from the 4th TFW at Seymour Johnson AFB taxies past 388th TFW F-16s from Hill AFB and 180th TFG A-7Ds of the Ohio ANG, Toledo.
Немецкий F-4F с американскими опознавательными знаками на авиабазе Эдвардс. Самолет использовался для испытания нового оборудования, устанавливаемого на немецкие «фантомы» в процессе производства
The arrival of the first IAF F-4E for conversion to the F-4E(S) configuration at General Dynamics' Fort Worth, Texas, facility on 6 November 1974. Several patched bullet holes were later discovered in the skin of this aircraft, indicating that it had been used in actual combat.
Один из восьми «фантомов» ВВС ФРГ, использовавшихся для подготовки пилотов на авиабазе Джорджи в Калифорнии
F-4F из состава 35 FBW в укрытии с подвешенной бомбовой нагрузкой. Один из пилотов 35-го крыла как то сказал: «С полной бомбовой нагрузкой мы могли бомбить только противоположный конец взлетной полосы, так как сразу после взлета топливо кончалось»
A mixed line-up including an A-7D, two CF-104s, an F-16A and two F-4Es.
Details
Пушечный контейнер SUU-23 (и аналогичный SUU-16) подвешивался на центральном пилоне под фюзеляжем. В контейнере SUU-23 размещалась пушка с газовым приводом, созданная на базе М61 Vulcan. Боезапас - 1200 снарядов.
Встроенная пушка M61A1 Vulcan (обтекатель снят)
Пара ракет «Сайдуиндер» AIM-9B на пилоне AERO-3B
Ракета AIM-120, подвешенная под F-4F в полуутопленном положении. Перед пуском ракеты центральный подвесной бак требовалось сбросить
На подкрыльевых пилонах F-4F ракеты «Сайдуиндер» AIM-9L и бетонобойные бомбы BAP-100/800 в связке по 9 штук
Бомбовые кассеты BL.755 - стандартный боеприпас стран НАТО. С таким вариантом боевой нагрузки «Фантом» мог достигнуть какой-либо цели только при дозаправке в воздухе
Контейнер системы РЭБ AN/ALQ-119
Отметки побед в учебных боях: 10 «Миражей» F-1 и шесть «Миражей» 2000
Кассеты AN/ALE-40 для выброса тепловых и дипольных ловушек
Локатор AN/APQ-120 (V)-5
Импульсно-доплеровская радиолокационная станция AN/APG-65GY, устанавливаемая по программе модернизации ICE-LV
Оптико-электронная система AN/ASX-1 TISEO на крыле F-4E
Установка двигателя J79
Сборка F-4 из комплектов узлов, поставленных американцами на завод MBB
Germany
Выкатка первого F-4F для авиации ФРГ на заводе в Сент-Луисе, май 1973 г.
Один из первых F-4F, прибывших в Германию. Самолет был сразу направлен в школу по подготовке технического персонала и в воздух больше не поднимался
F-4F из состава 71-го истребительного крыла, вооруженный четырьмя AIM-9B
«Фантом» - буксировщик воздушных мишеней. «Конус» выпускался тросом длиной 4000 м, позволяя проводить учебную стрельбу при активном маневрировании в воздухе
McDonnell Douglas F-4F Phantom II, with leading-edge slats
Испытания ракет AIM-9L
Испытания ракет «воздух-земля» «Джамбо» разработки MBB
Первый успешный пуск ракеты «воздух-воздух» большой дальности AIM-120 AMRAAM с немецкого «Фантома» в испытательном центре в США
Немецкий F-4F «Фантом» в полете с французским «Миражом» IIIC во время совместных учений
F-4F из состава 73-го истребительного авиакрыла в совместном полете с МиГ-29
F-4F с выпущенным парашютом заходит на посадку
Australy
Пара F-4E из 6-й эскадрильи ВВС Австралии.
После того, как с покупкой F-111 возникли сложности, командование австралийских ВВС на время взяло в аренду 24 самолета F-4E и RF-4E. Поставки первых F-4 были выполнены в 1970 году. Самолеты поступили на вооружение 1-й и 6-й эскадрилий, где использовались в качестве перехватчиков, истребителей-бомбардировщиков и разведчиков. Последние самолеты были возвращены США в июне 1973 года.
In an unusual leasing deal, the Royal Australian Air Force operated 24 F-4Es for a little more than two years when delivery of its F-111s was delayed. This illustration shows the last of the Australian Phantoms preparing to depart, with two of the newly-delivered F-111s visible in the foreground.
Japan
Японский F-4J "Фантом" II сопровождает Ту-142 над нейтральными водами
F-4EJ of the Japan Air Self Defense Force. This model is being built under license in Japan.
McDonnell Douglas F-4EJ Phantom II, of the type being produced by Mitsubishi for the JASDF
Greece
Именно у этого греческого "Фантома" 21 июля 1974г. лопнули шины на двух колесах при перелете в зону боев, и он был потерян
Появление на ТВД даже небольшого количества греческих F-4E могло бы существенно изменить ход конфликта, однако в Афинах прекрасно осознавали, что в Вашингтоне и Брюсселе не допустят ослабления Турции, занимавшей важное стратегическое положение на южном фланге Варшавского договора и СССР
Egypt
Недостаток опыта в эксплуатации западного вооружения привел к тому, что боеготовность египетских Phantom была невысокой. В 1979 году были поставлены 35 F-4E, они часто выходили из строя. Дважды самолеты предлагались Турции, однако затем парк египетских Phantom был увеличен до 40 машин.
An F-4E Phantom of the 222nd Tactical Fighter Brigade in the air superiority grey finish that is now giving place to camouflage. The EAF has now largely overcome initial difficulties experienced with the maintenance ofthe McDonnell Douglas fighter and has attained acceptable serviceability levels.
F-4E из 222-й тактической истребительной бригады ВВС Египта совершил посадку на авиабазе Каир-Вест
Israel
Израильский "Фантом" патрулирует над береговой чертой
"Фантом" ВВС Израиля
Gun-equipped F-4E Phantom IIs were in service with the Israeli Air Force in time for the 1969/70 War of Attrition. Fuel is venting from this Sidewinder-equipped example as it makes a tight turn in afterburner.
Israel is the only nation other than the US itself to have used its Phantoms in combat. More than 200 F-4Es have been supplied over a 10-year period.
Израильский "Фантом" проходит над танками противника. Война Судного дня, октябрь 1973 г.
Атака с использованием 370-кг авиабомб Mk.117
Группа "Фантомов" из 119-й эскадрильи возвращается с задания
It is predicted that as many as 2,000 F-4 Phantoms will still he around at the turn of the century and among veteran operators of this (by then) 40-plus year old warplane will assuredly be the Israeli air arm, one of the F-4Es of which is seen here with IAI Gabriel III all-weather stand-off missile test rounds.
В ходе войны Судного дня 1973 года F-4 понесли серьезные потери - средствами ПВО противника были сбиты не менее 55 самолетов. Изображенные "зубастые" F-4E принадлежали 113-й эскадрилье.
The Pratt & Whitney PW1120 being inserted in the starboard engine bay of the Israeli test F-4 Phantom at IAI's Bedek Aviation Division. For the initial flight test phase, which was scheduled to commence at around the time this issue of AIR International was passed for press, the J79 is retained in the port engine bay, but, during the course of 1986, this, too, will be replaced by a PW1120 turbofan.
Iran
Иранский "Фантом" с полной боевой нагрузкой в момент дозаправки в воздухе.
"Фантом" иранских исламских ВВС и его пилот.
"Фантом" атакует стоянку вертолетов. Иран, 5 апреля 1982г.