Piper J-5 Cruiser / PA-12 / PA-14
Варианты:
Piper - J-5 Cruiser / PA-12 / PA-14 - 1939 - США
Страна: США
Год: 1939


Трехместный легкий самолет
Детальная информация Лиллевяли Виктор тут.
Описание:
Piper J-5 Cruiser и L-14
Piper PA-12 Super Cruiser
Piper PA-14 Family Cruiser
Фотографии

Piper J-5 Cruiser и L-14

Линейку самолетов J-3 и J-4 расширили за счет модели J-5 Cruiser, которая была во многом схожа с J-3, но имела более широкий фюзеляж и стала трехместной. Самолет впервые появился в начале 1940 года под обозначением J-5A Cruiser - он оснащался двигателем Continental A75-8 мощностью 75 л.с., а затем стал доступен и в варианте J-5B - с двигателем Avco Lycoming GO-145C2 аналогичной мощности, а после установки двигателя O-235-C мощностью 100 л.с. был переименован в J-5C.
  Гражданские J-5A и J-5B были мобилизованы Армией США после начала Второй мировой войны и поступили в эксплуатацию под обозначениями L-4F и L-4G. ВМС США приобрели 100 самолетов, схожих с J-5C, и присвоили им обозначение HE-1. Самолеты оснащались двигателями O-235-2 мощностью 100 л. с. и комплектовались складными носилками - для облегчения загрузки и выгрузки раненого. В 1943 году данные самолеты были переименованы в AE-1 (литера "H" была присвоена вертолетам).
  Успех санитарного варианта HE-1 авиации ВМС США побудил командование Армии США в 1945 году приобрести пять в целом схожих самолетов для проведения оценочной эксплуатации. Машины получили обозначение YL-14 и отличались более мощным двигателем Avco Lycoming O-190-C (130 л.с.), который обеспечивал самолету максимальную скорость полета 185 км/ч при максимальной взлетной массе 816 кг. Самолеты, конечно, также были оборудованы для перевозки носилочного раненого. Результаты испытаний были весьма многообещающими, и компания "Piper" получила контракт на 845 самолетов под обозначением L-14. Однако до окончания войны в Европе заказчику не был поставлен ни один такой самолет, а сам контракт аннулировали.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  J-5C Cruiser

  Тип: трехместный легкий самолет
  Силовая установка: один ПД Avco Lycoming O-235-C мощностью 100 л. с. (75 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость 177 км/ч; практический потолок 4570 м; дальность полета 620 км
  Масса: пустого 388 кг; максимальная взлетная 703 кг
  Размеры: размах крыла 10,82 м; длина 6,86 м; высота 2,08 м; площадь крыла 16,63 м1

Piper PA-12 Super Cruiser

По мере завершения Второй мировой войны компания "Piper" все более активно готовилась к началу крупномасштабного производства легких самолетов для гражданского рынка. Она приступила к разработке усовершенствованного варианта самолета J-5C, выпуск которого завершился в 1942 году. Хотя новый трехместный PA-12 Super Cruiser использовался чаще как двухместная машина класса "люкс", он отличался от J-5C лишь незначительными улучшениями. Прототип был облетан в декабре 1945 года, и вызвал такой активный интерес, что компания вскоре получила просто огромное количество заказов. Всего было собрано 3758 самолетов.

Piper PA-14 Family Cruiser

Компания "Piper" создала PA-12 Super Cruiser как трехместный самолет, но места в его кабине для трех взрослых было не совсем достаточно. Вскоре компания обнаружила, что она начинает терять покупателей, которые стали приобретать легкие четырехместные самолеты, продаваемые компаниями-конкурентами. В попытке создать самолет, вмещающий четырех человек без значительного увеличения стоимости, специалисты компании переработали фюзеляж PA-12 - его расширили для установки четвертого места. На машину поставили двигатель O-235-C1 мощностью 115 л. с. Хотя получившийся в итоге самолет PA-14 Family Cruiser предлагался по невысокой цене, он не смог вызвать большого интереса у покупателей, и до прекращения его выпуска в 1949 году удалось продать всего 238 самолетов.
В совокупности было выпущено 1507 трехместных самолетов семейства J-5 Cruiser.
100 самолетов Piper J-5C Cub в варианте санитарных HE-1 поступили в ВМС США. Задняя часть фюзеляжа откидывалась на шарнирах для погрузки носилок.
The Piper AE-1 Light Naval Ambulance (100 h.p. Lycoming engine).
Всего было построено 3760 трехместных PA-12 Super Cruiser, оснащавшихся двигателем Lycoming O-235-C мощностью 100 л. с. и модифицированным обтекаемым капотом.
Оснащенный двигателем O-235-C мощностью 100 л. с., PA-12 Super Cruiser развивал на уровне моря максимальную скорость 183 км/ч.
Кубинский "транспортник": "Пайпер" PA-12 "Супер Крузер".
Piper Super Cruiser CR-LDN, formerly South African ZS-BPK
Четырехместный PA-14 большого интереса у покупателей не вызвал.