Яковлев Як-1Б
Варианты:
Яковлев - Як-1Б - 1942 - Россия
Страна: Россия
Год: 1942


Описание:
Як-1Б
Як-1 и Як-7
Фотографии:

Обломки (1)

Як-1Б

Одноместный истребитель, моноплан смешанной конструкции с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в ОКБ-115 под руководством А.С.Яковлева. Опытный образец И-26-1 впервые взлетел 13 января 1940 г. Серийное производство начато в марте 1940 г. Госиспытания проводились дважды: в июне (неудачно) и октябре - декабре 1940 г. Выпускался заводами #301 в Москве, #292 в Саратове, несколько самолетов на заводе # 47 в Ленинграде (эвакуирован в Чкалов). Сборка из привозных узлов велась также на заводах #30 и #301 в Москве. Всего изготовлено 8734 экз. (по другим данным, 8670 экз.). Состоял на вооружении в СССР с октября 1940 г., в Польше (польских частях на территории СССР) - с августа 1943 г., в Югославии - с ноября 1944 г. С января 1943 г. на Як-1 стали летать французские летчики.
Основные серийные модификации:
   - Як-1 с мотором М-105П (с 1941 г. - М-105ПА, с июня 1942 г. - М-105ПФ), вооружением 1x20+2x7,62, с октября 1941 г. установлены 6 НУРС (с мая 1942 г. 4 НУРС, с 43-й по 65-ю серии), с ноября 1941 г. по конец 1942 г. комплектовался лыжным шасси, с 5-й серии устанавливались бомбодержатели (2x100 кг);
   - Як-1 облегченный для ПВО, 60-я и 96-я серии, вооружение 1x20, хвостовое оперение от Як-7;
   - Як-1 с М-105ПФ, серийно строился с июня 1942 г., с 80-й по 127-ю серии с бомбодержателями;
   - Як-1Б (Як-1СБ) с мотором М-105ПФ, новым маслорадиатором, винтом, противопыльным фильтром, убирающимся хвостовым колесом, вооружение 1x20+1x12,7, пониженный гаргрот, новый фонарь, улучшенное бронирование, выпускался с ноября 1942 г.;
   - Як-1 с моторами М-106-1ск или М-106ПМ, малая серия.
Як-1 к началу Великой Отечественной войны имелись в небольшом количестве в приграничных округах, полках ПВО и авиации Балтийского и Черноморского флотов. С июля 1941 г. концентрировались в ПВО Москвы. Впервые применены в значительных масштабах осенью 1941 г. под Москвой. С осени 1942 г. - самый распространенный советский истребитель, использовался на всех фронтах.
Польские части начали применять Як-1 с июля 1944 г. в районе Сарн и Хелма. До января 1945 г. они действовали на территории Польши. Югославы воевали на Як-1 с конца января 1945 г., действовали в районе г.Вуковар, а затем у югославско-австрийской границы.
Снят с производства в июле 1944 г. Снят с вооружения в СССР в 1945 г., в Польше - в начале 1946 г. В Югославии в 1947 г. их передали в учебные части и сняли с вооружения в начале 1950 г.


Як-1||
Размах:||10,0 м
Длина:||8,48 м
Моторы, количество х мощность:||1 х 1050 л. с.
Взлетная масса, максимальная:||2950 кг
Максимальная скорость:||569 км/ч
Практический потолок:||10000 м
Дальность:||650 км

Як-1 и Як-7

<...>
   Партия предсерийных Як-1 была облетана к концу года, а вскоре за ними последовали первые 64 серийные машины. В ходе производства в конструкцию самолета вносились многочисленные изменения. Так с 1942 года был увеличен размах крыла. На Як-1б был введен новый фонарь кабины и пониженный гаргрот, а Як-1М получил доработки, направленные на снижение массы самолета.
   На Як-1 летали многие известные советские летчики-истребители; с 1942 года этими самолетами была вооружена большая часть истребительных полков советских ВВС.
   В середине 1943 года самолет был снят с производства; всего была построена 8721 серийная машина всех модификаций.
<...>

Варианты Як-1

<...>
   Як-1Б: вариант с каплевидным фонарем кабины и пониженным гаргротом; в серийном производстве с сентября 1942 года; с октября выпускались самолеты только этого варианта
   Як-1М: многочисленные доработки в конструкции для снижения массы и улучшения аэродинамики; послужил прототипом для истребителя Як-3
<...>
Фотографий «таганрогских» Яков не сохранилось. Предположительно, они выглядели также, как и этот немецкий трофей