Яковлев Як-1Б
Варианты:
Яковлев - Як-1Б - 1942 - Россия
Страна: Россия
Год: 1942


Свежая информация ecostone тут.
Описание:
Як-1Б
Як-1 и Як-7
Фотографии

Як-1Б

Одноместный истребитель, моноплан смешанной конструкции с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в ОКБ-115 под руководством А.С.Яковлева. Опытный образец И-26-1 впервые взлетел 13 января 1940 г. Серийное производство начато в марте 1940 г. Госиспытания проводились дважды: в июне (неудачно) и октябре - декабре 1940 г. Выпускался заводами #301 в Москве, #292 в Саратове, несколько самолетов на заводе # 47 в Ленинграде (эвакуирован в Чкалов). Сборка из привозных узлов велась также на заводах #30 и #301 в Москве. Всего изготовлено 8734 экз. (по другим данным, 8670 экз.). Состоял на вооружении в СССР с октября 1940 г., в Польше (польских частях на территории СССР) - с августа 1943 г., в Югославии - с ноября 1944 г. С января 1943 г. на Як-1 стали летать французские летчики.
Основные серийные модификации:
  - Як-1 с мотором М-105П (с 1941 г. - М-105ПА, с июня 1942 г. - М-105ПФ), вооружением 1x20+2x7,62, с октября 1941 г. установлены 6 НУРС (с мая 1942 г. 4 НУРС, с 43-й по 65-ю серии), с ноября 1941 г. по конец 1942 г. комплектовался лыжным шасси, с 5-й серии устанавливались бомбодержатели (2x100 кг);
  - Як-1 облегченный для ПВО, 60-я и 96-я серии, вооружение 1x20, хвостовое оперение от Як-7;
  - Як-1 с М-105ПФ, серийно строился с июня 1942 г., с 80-й по 127-ю серии с бомбодержателями;
  - Як-1Б (Як-1СБ) с мотором М-105ПФ, новым маслорадиатором, винтом, противопыльным фильтром, убирающимся хвостовым колесом, вооружение 1x20+1x12,7, пониженный гаргрот, новый фонарь, улучшенное бронирование, выпускался с ноября 1942 г.;
  - Як-1 с моторами М-106-1ск или М-106ПМ, малая серия.
Як-1 к началу Великой Отечественной войны имелись в небольшом количестве в приграничных округах, полках ПВО и авиации Балтийского и Черноморского флотов. С июля 1941 г. концентрировались в ПВО Москвы. Впервые применены в значительных масштабах осенью 1941 г. под Москвой. С осени 1942 г. - самый распространенный советский истребитель, использовался на всех фронтах.
Польские части начали применять Як-1 с июля 1944 г. в районе Сарн и Хелма. До января 1945 г. они действовали на территории Польши. Югославы воевали на Як-1 с конца января 1945 г., действовали в районе г.Вуковар, а затем у югославско-австрийской границы.
Снят с производства в июле 1944 г. Снят с вооружения в СССР в 1945 г., в Польше - в начале 1946 г. В Югославии в 1947 г. их передали в учебные части и сняли с вооружения в начале 1950 г.


Як-1||
Размах:||10,0 м
Длина:||8,48 м
Моторы, количество х мощность:||1 х 1050 л. с.
Взлетная масса, максимальная:||2950 кг
Максимальная скорость:||569 км/ч
Практический потолок:||10000 м
Дальность:||650 км

Як-1 и Як-7

<...>
  Партия предсерийных Як-1 была облетана к концу года, а вскоре за ними последовали первые 64 серийные машины. В ходе производства в конструкцию самолета вносились многочисленные изменения. Так с 1942 года был увеличен размах крыла. На Як-1б был введен новый фонарь кабины и пониженный гаргрот, а Як-1М получил доработки, направленные на снижение массы самолета.
  На Як-1 летали многие известные советские летчики-истребители; с 1942 года этими самолетами была вооружена большая часть истребительных полков советских ВВС.
  В середине 1943 года самолет был снят с производства; всего была построена 8721 серийная машина всех модификаций.
<...>

Варианты Як-1

<...>
  Як-1Б: вариант с каплевидным фонарем кабины и пониженным гаргротом; в серийном производстве с сентября 1942 года; с октября выпускались самолеты только этого варианта
  Як-1М: многочисленные доработки в конструкции для снижения массы и улучшения аэродинамики; послужил прототипом для истребителя Як-3
<...>
Як-1Б, на котором Ф.В.Химич воевал в составе 127-го ИАП под Сталинградом с ноября 1942г.
Як-1Б командира 3-й эскадрильи 1-го ИАП "Варшава" майора Т.Вихеркевича, сбитый неподалеку от Варшавы 24 сентября 1944г.
A Yak-1M of the Polish 1st "Warszawa" Fighter Regiment operating in the Warsaw area in the late autumn of 1944.
На Як-1 старшего лейтенанта В.Ф.Коробова из 31-го ИАП ПВО Москвы звездочки нанесены в точном соответствии с приказом N 073.
A Yak-1M of an unidentified IAP operating in the Ukraine in the summer of 1942, the inscription below the cockpit reads: "The railway workers of Rtishchevo".
Як-1Б получил пониженный гаргрот фюзеляжа, значительно улучшивший обзор назад. На самолете с надписью «Ртищевский железнодорожник» летал Герой Советского Союза капитан А. Ф.Лавренов из 291-го ИАП, в середине 1942 года воевавшего на Украине.
Як-1Б Альберта Дюрана. Лето 1943 г.
Як-1Б л-та Альберта Дюрана, июль 1943г.
Як-1 аспиранта Ива Безьена, Иваново, зима 1943г.
Окраска самолета восстанавливалась по фото, где видна и подарочная надпись, и бортовой номер (редкий случай). Як-1б б/н 17 в ряде публикаций приписывают эскадрилье "Нормандия" ("Normandie"), что вполне вероятно, поскольку несколько самолетов с такой надписью французам действительно передали в январе 1943 года в период формирования подразделения в Иванове (заметим - достаточно далеко от Сталинграда). Борт 17 в тех же публикациях приписывают конкретно летчику - Марселю Иву Безьену (Marcel Ives Bizien), видимо, на том основании, что существует фотография, где этот французский летчик вылезает на левое полукрыло самолета (б/н на этом фото не видно), имеющего ту же надпись (фрагмент слева). Жесткая привязка самолета к летчику мало обоснована, поскольку: 1) Як-1 с такой надписью в эскадрилье было несколько; 2) на выделенных для освоения нескольких истребителях летали практически все прибывшие в первой партии французские летчики. Кок самолета может быть и черным.
A Yak-1M of the 1ere escadrille of the Normandie-Niemen regiment at Monastirchina, October 1943. This unit was formed on the Yak-1M at Ivanovo in December 1942.
Як-1М 1-й эскадрильи переформированного полка "Нормандия-Неман", Монастырщина, октябрь 1943 года.
Як-1Б л-та Ролана де ля Пуапа, май 1943г.
Як-1 капитана Н.И.Яхненко из состава "группы Катрича" 12-го ГИАП Московской зоны ПВО, 1943г.
Як-1 М-105ПФ Героя Советского Союза С.М.Решетова, 31-й ГвИАП, конец 1944г. На этой машине он выполнил 300 боевых вылетов, одержав 12 из своих 35 побед. Надпись на борту: "Колхозники Шотовского с/совета Ивановского р-на, Запорожской обл."
Yak-1M flown by Aleksei M Reshetov, summer 1942, "(From) Collective workers of Shatovskovo village soviet, Ivanovskovo District, Zaporozhskoy Oblast, (to) HSU Guards Major Reshetov".
Як-1Б майора Алексея Решетова из 31-го гвардейского ИАП 4-го Украинского фронта, 1943 год. За годы войны Решетов одержал 22 победы лично и 11 в группе. Изображенный истребитель был подарен асу колхозниками Запорожской области.
Як-1Б (борт. N 18) лейтенанта Василия Шишкина из состава 812-го ИАП, осень 1943г. Типичный "расходный" самолет, на котором осенью 1943г. летали в основном молодые летчики (чаще всех - лейтенант Василий Шишкин).
Як-1 (борт 24) капитана Федора Свеженцева (11 побед) из состава 812-го ИАП. Федор Свеженцев не вернулся с боевого задания над районом Крымской 8 мая 1943г.
Як-1б, на котором л-т И.В.Федоров из 2-й АЭ 812-го ИАП таранил Bf 109G 10 мая 1943г.
Як-1 (борт 32) капитана Ивана Батычко (семь побед) из состава 812-го ИАП. Иван Батычко не вернулся с боевого задания над районом Бакинской 7 мая 1943г.
Як-1б (зав. N 45138) мл.л-та Юрия Куреева из 812-го ИАП. Самолет сбит 12.04.1944г., летчик погиб
Як-1 "белая 24", весна-лето 1943г. Стандартный черно-зеленый камуфляж с "северо-западной" символикой. На самолете летал Л.Савкин.
Як-1Б лейтенанта Раисы Сурначевской из 586-го ИАП, Саратовский район ПВО, весна 1943г.
Як-1 М-105ПФ летчика И.И.Петренко. Поверх типового серо/серо-голубого камуфляжа нес множество нерегулярных светло-зеленых пятен, лето 1943г.
Як-1б Николая Козлова, 910 ИАП, Борисоглебск, февраль 1943г.
A Yak-1M flown by Sergei Lugansky, the legend on the central fuselage indicating that the aircraft was presented by the Youth and Young Communists of Alma Ata. Hero of the Soviet Union Lugansky gained 32 "kills".
Як-1. На этом истребителе в ноябре 1943 года сражался капитан С.Д. Луганский из 270-го ИАП 203-й ИАД 2-го Украинского фронта. Число "32" обозначает количество сбитых самолетов противника, всего же ас лично одержал 37 побед в воздушных боях.
Як-1Б майора Сергея Даниловича Луганского из 152-го гвардейского ИАП 2-го Украинского фронта, май 1944 года. Луганский сбил 38 самолетов лично и шесть в группе.
Як-1Б Г.А.Шадрина, аэродром "Большой Должик", Южный фронт, июль 1943г.
Самый первый из подарочных Як-1б (зав. N 34104). В ноябре 1942 года вручен командиру 291-го иап (по другим данным - 581-го иап) Герою Советского Союза майору В.И.Шишкину. На тот момент самолет имел иную окраску, а представленную получил после перекраски его в полку. Бортовой номер не известен, хотя, с большой степенью вероятности, был.
A Yak-1M flown by B N Yevemen, winter 1942-43. Inscription reads: "To the pilot of the Stalingrad Front Guards Major comrade Yevemen. From the collective farmworkers of the Collective Farm "Stakhanov" comrade F P Golovatov".
Як-1. В ходе производства Як-1 совершенствовался. Заменили двигатель на более мощный (М-105ПА - на М-105ПФ и М-106), подверглось изменению и стрелково-пушечное вооружение. Зимний камуфляж этой машины был нанесен в заводских условиях и отличался высоким качеством покрытия.
Надпись на борту этого Як-1Б из 37-го гвардейского истребительного авиаполка 6-й гвардейской истребительной авиадивизии гласит: "Летчику Сталинградского фронта гвардии майору тов. Еремину Б. Н. от колхозника колхоза "Стаханова" тов. Головатова.
Як-1б, переданный Ф.П.Головатым летчику Б.Н.Еремину в летней окраске, без бортового номера. Фамилия колхозника уже написана верно. В таком виде самолет был выставлен летом 1944 года на площади Кирова в Саратове
Тот же самолет в 1970г., в экспозиции Саратовского музея. Изначально трафаретная надпись утолщена кистью. На капоте для пущей "военно-патриотической воспитательной наглядности" нарисованы 8 победных звезд - в общем, мало общего с обликом реального боевого самолета
Отметки побед на хвосте - характерная черта самолетов морской авиации: Як-1 капитана В.П.Покровского, 2-й гвардейский ИАП ВВС Северного флота.
Обзор пилота Як-1Б был значительно улучшен за счет введения пониженного гаргрота и каплевидного фонаря. Снимок сделан во время госиспытаний.
Як-1 с улучшенным обзором (войсковые испытания)
Первый экземпляр "Як-1 с улучшенным обзором, бронированием и вооружением
Як-1 М-105ПА с доработанным фонарем кабины, лето 1942г.
Як-1 М-105ПФ летчика И.И.Петренко. Лето 1943г.
Як-1, запущенный в серию в конце 7940 года, летом 1941-го сошелся в воздушных боях с германским истребителем Bf 109F. Як-1 стал родоначальником целого семейства истребителей, в которое вошли такие великолепные машины как Як-9 и Як-3, превосходившие по своим качествам Bf 109 поздних модификаций и как минимум не уступавшие Fw 190.
Як-1Б (борт. N 18) - типичный "расходный" самолет 812-го авиаполка, на котором осенью 1943г. летали в основном молодые летчики. Чаще всего на этом истребителе поднимался в небо войны лейтенант Василий Шишкин, который 26 сентября сбил на нем He111, а спустя почти месяц, 25 октября, вылетев на этой машине, командир 2-й эскадрильи капитан Егор Анкудинов сбил Ju87. К сожалению, сказать, когда именно и при каких обстоятельствах на борту возле эмблемы корпуса была нарисована "птичка", ни авторы, ни редакция не могут.
Летчики 3-го гиап на фоне "яков" в стандартном черно-зеленом камуфляже, лето 1943г.
Истребитель Яковлева Як-1
Як-1 эскадрильи "Нормандия" в воздухе.
Фонари кабин ранних Яков были изготовлены из мутного плексигласа и часто заклинивали при пикировании, поэтому летчики предпочитали летать с открытыми фонарями. Конструкцию фонарей Як-1Б и Як-1М (на снимке) изменили, а качество изготовления повысили.
Истребители Як-1б эскадрильи «Нормандия» во время переучивания в Иваново. Начало 1943 г.
Як-1Б из состава "Нормандии". Весна 1943г.
Первый состав эскадрильи «Нормандия» (на фото присутствуют почти все летчики). Иваново, зима 1942-1943 гг.
Пилоты «Нормандии» Ж. Риссо, Р. Дервиль (погиб 13 апреля 1943 г.) и Н. Кастелен (погиб 17 июля 1943 г.) на фоне Як-1б. Начало апреля 1943 г.
Приведенный на фотографии Як-1М в октябре 1943 года находился в составе 1-й эскадрильи авиаполка «Нормандия-Неман». В мае того же года командование авиаполка остановило свой выбор именно на данном истребителе, который обеспечивал летчику хороший обзор из кабины и оснащался доработанным воздухозаборником маслорадиатора. Боеспособные Як-1Б сохранялись в "Нормандии" наряду с более новыми истребителями
Французский техник Андре Салиба готовит Як-1Б к вылету
Первый командир «Нормандии» Ж. Тюлян и А. Дюран на фоне Як-1б. На Яке нарисована «акулья пасть» и просматривается совершенно нетипичный для ВВС РККА мелкопятнистый камуфляж. Полевой аэродром в р-не Козельска, май 1943 г.
Як-1 Альбера Дюрана, эскадрилья "Нормандия"
Марсель Лефевр на крыле своего "Яка"
Марсель Альбер во время Курской битвы
Роже Марши позирует у крыла своего "Яка"
Редкий снимок именного самолета, на котором он виден целиком. В ряде публикаций машину причисляют к эскадрилье "Нормандия"
Як-1 эскадрильи "Нормандия" - подарок колхозников Красноярского района Саратовской области. Из кабины вылезает французский летчик Марсель Ив Бизьен. Январь 1943г.
Были саратовские истребители Як-1 с надписями на борту и в эскадрилье "Нормандия". Иваново, январь 1943г.
Командир 152 ИАП С.Д.Луганский у самолета Як-1, подаренного земляками
Н.Козлов у своего Як-1б, ноябрь 1942г.
Командир 3 АЭ 910 иап он Н.Козлов у своего Як-1б, Борисоглебск, февраль 1943г.
В.И.Шишкин в кабине именного Як-1
Як-1, купленный колхозником Ферапонтом Головатым и переданный летчику Борису Еремину
В кабине Як-1 - летчик Борис Еремин, рядом - даритель самолета колхозник Ферапонт Головатый, ноябрь 1942г.
Именной Як-1 Ферапонта Головатого, выставленный на площади города Саратов, ноябрь 1942г.
Як-1 Ферапонта Головатого в экспозиции Саратовского музея, 70-е годы
А.Селиванова (в центре), в войну купившая 3 самолета для фронта, и А.С.Суравешкин (в кителе с медалями), летавший на одном из этих самолетов, в музее города Саратова у самолета Як-1. 9 мая 1970г.
А.Селиванова у первого купленного ею самолета Як-1
Летчик А.И.Севрюков в кабине именного Як-1
Летчик А.Н.Катрич в кабине подаренного ему Як-1
Як-1 М-105ПФ с доработанным фонарем кабины в цехе Саратовского авиазавода
Як-1 с двигателем М-106, ЛИИ, декабрь 1942г.
Опытный Як-1 с двигателем М-106
Подарочная надпись на самолете Як-1б
Надпись на самолете Як-1б. Истребитель куплен колхозником И.Д.Фроловым и передан летчику А.Н.Катричу. Бортовой самолета номер не известен, хотя, с большой степенью вероятности, был.
Первая надпись (с ошибкой в написании фамилии дарителя на левом (слева) и правом (справа) бортах Як-1б, переданного Ф.П.Головатым летчику Б.Н.Еремину. Декабрь 1942г. Бортовой номер не известен, хотя, скорее всего, был
Подарочные надписи на самолетах Як-1б
Як-1
Серийный Як-1б с улучшенным обзором вып.1942г.