Яковлев Як-1Б
Варианты:
Яковлев - Як-1Б - 1942 - Россия
Страна: Россия
Год: 1942


Описание:
Як-1Б
Як-1 и Як-7
Фотографии:

Ч/б фото (52)

Як-1Б

Одноместный истребитель, моноплан смешанной конструкции с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в ОКБ-115 под руководством А.С.Яковлева. Опытный образец И-26-1 впервые взлетел 13 января 1940 г. Серийное производство начато в марте 1940 г. Госиспытания проводились дважды: в июне (неудачно) и октябре - декабре 1940 г. Выпускался заводами #301 в Москве, #292 в Саратове, несколько самолетов на заводе # 47 в Ленинграде (эвакуирован в Чкалов). Сборка из привозных узлов велась также на заводах #30 и #301 в Москве. Всего изготовлено 8734 экз. (по другим данным, 8670 экз.). Состоял на вооружении в СССР с октября 1940 г., в Польше (польских частях на территории СССР) - с августа 1943 г., в Югославии - с ноября 1944 г. С января 1943 г. на Як-1 стали летать французские летчики.
Основные серийные модификации:
   - Як-1 с мотором М-105П (с 1941 г. - М-105ПА, с июня 1942 г. - М-105ПФ), вооружением 1x20+2x7,62, с октября 1941 г. установлены 6 НУРС (с мая 1942 г. 4 НУРС, с 43-й по 65-ю серии), с ноября 1941 г. по конец 1942 г. комплектовался лыжным шасси, с 5-й серии устанавливались бомбодержатели (2x100 кг);
   - Як-1 облегченный для ПВО, 60-я и 96-я серии, вооружение 1x20, хвостовое оперение от Як-7;
   - Як-1 с М-105ПФ, серийно строился с июня 1942 г., с 80-й по 127-ю серии с бомбодержателями;
   - Як-1Б (Як-1СБ) с мотором М-105ПФ, новым маслорадиатором, винтом, противопыльным фильтром, убирающимся хвостовым колесом, вооружение 1x20+1x12,7, пониженный гаргрот, новый фонарь, улучшенное бронирование, выпускался с ноября 1942 г.;
   - Як-1 с моторами М-106-1ск или М-106ПМ, малая серия.
Як-1 к началу Великой Отечественной войны имелись в небольшом количестве в приграничных округах, полках ПВО и авиации Балтийского и Черноморского флотов. С июля 1941 г. концентрировались в ПВО Москвы. Впервые применены в значительных масштабах осенью 1941 г. под Москвой. С осени 1942 г. - самый распространенный советский истребитель, использовался на всех фронтах.
Польские части начали применять Як-1 с июля 1944 г. в районе Сарн и Хелма. До января 1945 г. они действовали на территории Польши. Югославы воевали на Як-1 с конца января 1945 г., действовали в районе г.Вуковар, а затем у югославско-австрийской границы.
Снят с производства в июле 1944 г. Снят с вооружения в СССР в 1945 г., в Польше - в начале 1946 г. В Югославии в 1947 г. их передали в учебные части и сняли с вооружения в начале 1950 г.


Як-1||
Размах:||10,0 м
Длина:||8,48 м
Моторы, количество х мощность:||1 х 1050 л. с.
Взлетная масса, максимальная:||2950 кг
Максимальная скорость:||569 км/ч
Практический потолок:||10000 м
Дальность:||650 км

Як-1 и Як-7

<...>
   Партия предсерийных Як-1 была облетана к концу года, а вскоре за ними последовали первые 64 серийные машины. В ходе производства в конструкцию самолета вносились многочисленные изменения. Так с 1942 года был увеличен размах крыла. На Як-1б был введен новый фонарь кабины и пониженный гаргрот, а Як-1М получил доработки, направленные на снижение массы самолета.
   На Як-1 летали многие известные советские летчики-истребители; с 1942 года этими самолетами была вооружена большая часть истребительных полков советских ВВС.
   В середине 1943 года самолет был снят с производства; всего была построена 8721 серийная машина всех модификаций.
<...>

Варианты Як-1

<...>
   Як-1Б: вариант с каплевидным фонарем кабины и пониженным гаргротом; в серийном производстве с сентября 1942 года; с октября выпускались самолеты только этого варианта
   Як-1М: многочисленные доработки в конструкции для снижения массы и улучшения аэродинамики; послужил прототипом для истребителя Як-3
<...>
Обзор пилота Як-1Б был значительно улучшен за счет введения пониженного гаргрота и каплевидного фонаря. Снимок сделан во время госиспытаний.
Як-1 с улучшенным обзором (войсковые испытания)
Первый экземпляр "Як-1 с улучшенным обзором, бронированием и вооружением
Як-1 М-105ПА с доработанным фонарем кабины, лето 1942г.
Як-1 М-105ПФ летчика И.И.Петренко. Лето 1943г.
Як-1, запущенный в серию в конце 7940 года, летом 1941-го сошелся в воздушных боях с германским истребителем Bf 109F. Як-1 стал родоначальником целого семейства истребителей, в которое вошли такие великолепные машины как Як-9 и Як-3, превосходившие по своим качествам Bf 109 поздних модификаций и как минимум не уступавшие Fw 190.
Як-1Б (борт. N 18) - типичный "расходный" самолет 812-го авиаполка, на котором осенью 1943г. летали в основном молодые летчики. Чаще всего на этом истребителе поднимался в небо войны лейтенант Василий Шишкин, который 26 сентября сбил на нем He111, а спустя почти месяц, 25 октября, вылетев на этой машине, командир 2-й эскадрильи капитан Егор Анкудинов сбил Ju87. К сожалению, сказать, когда именно и при каких обстоятельствах на борту возле эмблемы корпуса была нарисована "птичка", ни авторы, ни редакция не могут.
Летчики 3-го гиап на фоне "яков" в стандартном черно-зеленом камуфляже, лето 1943г.
Истребители Як-1 из состава 3-го авиационного корпуса генерала Е.Я. Савицкого
Истребитель Яковлева Як-1
Як-1 эскадрильи "Нормандия" в воздухе.
Фонари кабин ранних Яков были изготовлены из мутного плексигласа и часто заклинивали при пикировании, поэтому летчики предпочитали летать с открытыми фонарями. Конструкцию фонарей Як-1Б и Як-1М (на снимке) изменили, а качество изготовления повысили.
Истребители Як-1б эскадрильи «Нормандия» во время переучивания в Иваново. Начало 1943 г.
Первоначально Як-1Б эскадрильи «Нормандия» отличались от аналогичных истребителей советских ВВС только небольшой бортовой кокардой французских ВВС, нарисованной под кабиной.
Як-1Б из состава "Нормандии". Весна 1943г.
Первый состав эскадрильи «Нормандия» (на фото присутствуют почти все летчики). Иваново, зима 1942-1943 гг.
Пилоты «Нормандии» Ж. Риссо, Р. Дервиль (погиб 13 апреля 1943 г.) и Н. Кастелен (погиб 17 июля 1943 г.) на фоне Як-1б. Начало апреля 1943 г.
Приведенный на фотографии Як-1М в октябре 1943 года находился в составе 1-й эскадрильи авиаполка «Нормандия-Неман». В мае того же года командование авиаполка остановило свой выбор именно на данном истребителе, который обеспечивал летчику хороший обзор из кабины и оснащался доработанным воздухозаборником маслорадиатора. Боеспособные Як-1Б сохранялись в "Нормандии" наряду с более новыми истребителями
Французский техник Андре Салиба готовит Як-1Б к вылету
Первый командир «Нормандии» Ж. Тюлян и А. Дюран на фоне Як-1б. На Яке нарисована «акулья пасть» и просматривается совершенно нетипичный для ВВС РККА мелкопятнистый камуфляж. Полевой аэродром в р-не Козельска, май 1943 г.
Французские летчики аспиранты Дюран и Риссо позируют на фоне истребителя Альбера Дюрана, который как "Як" Ролана де Ла Пуапа нес изображение акульей пасти.
Марсель Лефевр на крыле своего "Яка"
Марсель Альбер во время Курской битвы
Роже Марши позирует у крыла своего "Яка"
Редкий снимок именного самолета, на котором он виден целиком. В ряде публикаций машину причисляют к эскадрилье "Нормандия"
Як-1 эскадрильи "Нормандия" - подарок колхозников Красноярского района Саратовской области. Из кабины вылезает французский летчик Марсель Ив Бизьен. Январь 1943г.
Были саратовские истребители Як-1 с надписями на борту и в эскадрилье "Нормандия". Иваново, январь 1943г.
Дважды Герой Советского Союза Сергей Луганский
Командир 152 ИАП С.Д.Луганский у самолета Як-1, подаренного земляками
Н.Козлов у своего Як-1б, ноябрь 1942г.
Зам. командира 2-ой аэ Герой Советского Союза л-т Н. В. Бородин перед боевым вылетом
Степан Микоян в кабине истребителя Як-1, 1942 год
Лидия Литвяк на крыле своего Як-1Б
Лидия Литвяк у самолета Як-1Б
Виктор Коробов
Командир 3 АЭ 910 иап (907-го иап ???) он Н.Козлов у своего Як-1б, Борисоглебск, февраль 1943г.
П.И. Шавурин (в центре) с механиками у истребителя Як-1Б
В.И.Шишкин в кабине именного Як-1
Як-1, купленный колхозником Ферапонтом Головатым и переданный летчику Борису Еремину
В кабине Як-1 - летчик Борис Еремин, рядом - даритель самолета колхозник Ферапонт Головатый, ноябрь 1942г.
Именной Як-1 Ферапонта Головатого, выставленный на площади города Саратов, ноябрь 1942г.
Як-1 Ферапонта Головатого в экспозиции Саратовского музея, 70-е годы
А.Селиванова (в центре), в войну купившая 3 самолета для фронта, и А.С.Суравешкин (в кителе с медалями), летавший на одном из этих самолетов, в музее города Саратова у самолета Як-1. 9 мая 1970г.
А.Селиванова у первого купленного ею самолета Як-1
Летчик А.И.Севрюков в кабине именного Як-1
Летчик А.Н.Катрич в кабине подаренного ему Як-1
Як-1 М-105ПФ с доработанным фонарем кабины в цехе Саратовского авиазавода
Сборка истребителей на Саратовском авиационном заводе
Як-1 с двигателем М-106, ЛИИ, декабрь 1942г.
Опытный Як-1 с двигателем М-106