De Havilland Mosquito F
Варианты:
De Havilland - Mosquito F - 1941 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1941


Описание:
Mosquito NF / FB
de Havilland DH.98 Mosquito
Фотографии:

Ч/б фото (129)

Mosquito NF / FB

Многоцелевой боевой самолет, деревянный двухместный моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Разрабатывался одновременно в вариантах истребителя, бомбардировщика и разведчика. Проект выполнен в КБ фирмы "Де Хэвилленд эйркрафт" под руководством Д. Де Хэвилленда и С. Уолкера. Истребительный вариант отличался усиленной конструкцией крыла, установкой стрелково-пушечного вооружения и компоновкой кабины экипажа. Экипаж - два человека. Первый полет опытного истребителя DH.98 произошел 15 мая 1941 г. Серийное производство начато с сентября 1941 г. Выпускался заводами "Де Хэвилленд" в Хэтфилде, Левсдене, Честере, Бэнкстауне (Австралия), Даунсвью (Канада). Всего изготовлено 7781 экз. В период Второй мировой войны состоял на вооружении в Великобритании - с декабря 1941 г., в США и Канаде -с 1943 г., в Австралии - с начала 1945 г.
Основные серийные модификации истребителей, выпущенных во время войны:
  - NF II - ночной истребитель с моторами "Мерлин" 21, вооружение 4x20, РЛС AI Mk.V;
  - NF XII - ночной истребитель с моторами "Мерлин" 21/23, вооружение 4x20, РЛС Al Mk.VIII;
  - NF XVII - ночной истребитель с РЛС, вооружение 4x20, РЛС AI Mk X;
  - FB VI - истребитель-бомбардировщик (бомбы до 1000 кг) с моторами "Мерлин" 21/25;
  - NF XIII - ночной истребитель с измененной конструкцией крыла, подвесными баками, моторы "Мерлин" 21/23;
  - NF XIX - ночной истребитель с моторами "Мерлин" 25, РЛС в носовом обтекателе;
  - NF 30 - ночной истребитель с моторами "Мерлин" 72, 76, 113;
  - NF 36 - ночной истребитель с моторами "Мерлин" 113/114 и РЛС AI Mk.XI;
  - NF 38 - ночной истребитель с моторами "Мерлин" 113/114 и РЛС AI Mk.XI;
  - FB XVIII - истребитель-бомбардировщик, штурмовик для операций над морем, усиленная бронезащита, дополнительный бензобак, вооружение 1x57;
  - FB 40 - австралийская модификация истребителя-бомбардировщика с моторами "Мерлин" 31/33;
  - FB 21- канадская модификация истребителя-бомбардировщика с моторами "Мерлин" 31/33;
  - FB 26 - вариант FB 21 с моторами "Мерлин" 225.
Ночные истребители "Москито" начали применяться в ПВО Англии с апреля 1942 г., с декабря - на Мальте, с мая 1943 г. - в Индии. С конца 1943 г. и до завершения войны ночные истребители и истребители-бомбардировщики использовались повсеместно. Американская авиация применяла "Москито" как ночные истребители в Великобритании и Северной Африке в 1943 г. Машины австралийской постройки в войне практически не участвовали.
Самолет снят с производства в Канаде в середине 1945 г., в Австралии - в октябре 1945 г., в Великобритании - в ноябре 1950 г. Снят с вооружения в Австралии в конце 1945 г., в Канаде - в конце 1947 г., в Великобритании - в мае 1952 г.


"Москито" NFXV||
Размах:||19,13 м
Длина:||12,3 м
Моторы, количество х мощность:||2x1680 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||7840 кг
Максимальная скорость:||660 км/ч
Практический потолок:||13200 м
Дальность: 1640 км||

de Havilland DH.98 Mosquito

<...>
  Второй прототип, Mosquito Mk II, взлетевший 15 мая 1941 года, был оснащен двигателями Merlin 21 и представлял собой ночной истребитель с РЛС AI.Mk IV и установленной в носовой части батареей из четырех 20-мм пушек и четырех 7,7-мм пулеметов. Получившие обозначение Mosquito NF.Mk II, эти самолеты сначала поступили на вооружение 157-й эскадрильи, совершившей первый боевой вылет ночью с 27 на 28 апреля 1942 года. Вскоре после этого самолеты получила 23-я эскадрилья, ставшая первым подразделением с Mosquito на Средиземноморском ТВД. С декабря 1942 года эта часть базировалась в Луга на Мальте. Mosquito использовались не только как ночные истребители, но и в качестве "интрудеров" (intruder - самолеты для ночных бомбардировок и блокирования вражеских аэродромов), совершив первый вылет в этой роли ночью с 30 на 31 декабря 1942 года. Всего было построено 467 ночных истребителей.
  Последним из базовых вариантов был учебный Mosquito T.Mk III с двойным управлением, и 343 построенных самолета этого типа были оснащены двигателями Merlin 21. Mosquito строился не только в Великобритании, но и предприятиями "de Havilland" в Австралии и Канаде. В общей сложности были выпущены 7785 самолетов. Многие из них продолжали оставаться на вооружении Королевских ВВС в первые послевоенные годы. Фоторазведывательные варианты Mosquito широко использовались на Ближнем и Дальнем Востоке, а действовавшая в Малайе 81-я эскадрилья была последним подразделением, летавшим на этих самолетах, с которыми она рассталась в конце 1955 года. Последние бомбардировщики уступили место самолетам English Electric Canberra в 1952-1953 годах, некоторые из них затем использовались для обучения, а часть была переделана в разведчики и буксировщики мишеней, которые продолжали нести службу до 1961 года. Раньше всех были отправлены в отставку истребители, уже в начале 1950-х годов уступившие место новым реактивным машинам.


Варианты

  Mosquito FB.Mk VI: самый массовый вариант. Ночной истребитель/бомбардировщик на базе F.Mk II с возможностью нести бомбы на внутренней и внешней подвесках, а с 1944 года - НАР; силовая установка - двигатели Merlin 21 или 23 мощностью 1460 л.с. (1089 кВт), или Merlin 25 мощностью 1635 л. с. (1219 кВт) (построено 2718)
  Mosquito FB.Mk X: не строившийся вариант истребителя-бомбардировщика
  Mosquito NF.Mk X: не строившийся вариант ночного истребителя с двигателями, оснащенными турбонагнетателями
  Mosquito FB.Mk XI: не строившийся вариант истребителя-бомбардировщика с двигателями, оснащенными турбонагнетателями
  Mosquito NF.Mk XII: новое обозначение доработанных NF.Mk II, получивших РЛС AI.Mk VIII сантиметрового диапазона (переделано 97)
  Mosquito NF.Mk XIII: новый вариант ночного истребителя, аналогичного NF.Mk XII, но с доработанным крылом и увеличенным запасом топлива (построено 270)
  Mosquito NF.Mk XIV: не строившийся вариант NF.Mk XIII с двигателями оснащенными нагнетателями
  Mosquito NF.Mk XV: высотный ночной истребитель с увеличенным размахом крыла, герметичной кабиной, РЛС AI.Mk VIII, подфюзеляжной установкой четырех пушек и двигателями с турбонагнетателями (переделано пять B.Mk IV)
  Mosquito NF.Mk XVII: новое обозначение доработанных NF.Mk II, получивших американскую РЛС AI.Mk X (доработано 100)
  Mosquito FB.Mk XVIII: вариант на базе FB.Mk VI с двигателями Merlin 25 мощностью 1635 л.с. (1219 кВт), 57-мм противотанковой пушкой Molins в носовой части фюзеляжа, НАР и усиленной бронезащитой; использовался преимущественно для атак подводных лодок и кораблей (построено 25)
  Mosquito NF.Mk XIX: ночной истребитель на базе NF.Mk XIII с "универсальной" носовой частью, пригодной для установки американской или британской РЛС (построено 220)
  Mosquito FB.Mk 21: FB.Mk VI канадской постройки с двигателями Merlin 31 мощностью 1460 л.с. (1089 кВт) (построено три)
  Mosquito T.Mk 22: вариант T.Mk III канадской постройки
  Mosquito FB.Mk 24: истребитель-бомбардировщик канадской постройки с двигателями Merlin 301 мощностью 1620 л. с. (1208 кВт), оснащенными нагнетателями (построено два)
  Mosquito FB.Mk 26: вариант FB.Mk 21 канадской постройки с двигателями Packard Merlin 225 мощностью 1620 л. с. (1208 кВт) (построено 338)
  Mosquito T.Mk 27: вариант T.Mk 22 канадской постройки с двигателями Packard Merlin
  Mosquito T.Mk 29: учебный вариант на базе FB.Mk 26
  Mosquito NF.Mk 30: высотный ночной истребитель с двигателями Merlin 76 мощностью 1710 л.с. (1275 кВт), оснащенными нагнетателями и аппаратурой РЭП (построено 526)
  Mosquito NF.Mk 31: не строившийся вариант NF.Mk 30 с двигателями Packard Merlin
  Mosquito TR.Mk 33: палубный истребитель/торпедоносец/разведчик (Sea Mosquito) на базе FB.Mk VI, но со складывающимся крылом, тормозным крюком и другими доработками
  Mosquito NF.Mk 36: аналогичен NF.Mk 30, но с американской РЛС AI.Mk X и двигателями Merlin 113/114 мощностью по 1690 л.с. (1260 кВт) (построено 266)
  Mosquito TR.Mk 37: вариант TR.Mk 33 с британской РЛС (построено 50)
  Mosquito NF.Mk 38: аналогичен NF.Mk 30, но с британской РЛС AI.Mk IX (построено 50)
  Mosquito TT.Mk 39: новое обозначение бомбардировщиков B.Mk XVI после переделки в буксировщики мишеней для Королевских ВМС
  Mosquito FB.Mk 40: строившийся в Австралии вариант FB.Mk VI с двигателями Merlin 31 мощностью 1460 л. с. (1089 кВт) (построено 178)
  Mosquito FB.Mk 41: прототип истребителя-бомбардировщика австралийской постройки, аналогичен FB.Mk 40, но оснащен двигателями с двухступенчатыми нагнетателями (построен один)
  Mosquito FB.Mk 42: австралийская конверсия FB.Mk 40 с двигателями Merlin 69 (переделан один самолет)


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  de Havilland Mosquito FB.Mk VI

  Тип: двухместный истребитель-бомбардировщик
  Силовая установка: два рядных поршневых двигателя Rolls-Royce Merlin 25 мощностью по 1635 л. с. (1219 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 3960 м - 611 км/ч; крейсерская скорость на высоте 4570 м - 523 км/ч; начальная скороподъемность 869 м/мин; потолок 10 060 м; дальность полета с бомбовой нагрузкой на внутренней подвеске 2655 км
  Масса: пустого 6486 кг; максимальная взлетная 10115 кг
  Размеры: размах крыла 16,51 м; длина 12,34 м; высота 3,81 м; площадь крыла 41,99 м2
  Вооружение: четыре 20-мм пушки Hispano и четыре 7,7-мм пулемета Browning в носовой части, до 907 кг бомб в бомбоотсеке и на держателях под крылом или 454 кг бомб в бомбоотсеке и восемь 27-кг НАР под крылом
F.Mk II
Первый опытный "Москито"-истребитель W4052 с локатором AI Mk IV
The Mosquito fighter prototype W4052 in night fighter configuration with AI Mk IV radar and all-black finish on test from the A&AEE in September 1941.
Прототип истребительного варианта "Москито" W4052
Прототип ночного истребителя «Москито» NF.II (per. W4052)
The Mosquito fighter prototype W4052 in day fighter finish with ejector exhausts.
Fighter variants of the Mosquito were formidably armed, the four 0·303in Browning machine-guns in the nose, together with four 20mm cannon mounted under the cockpit floor, packing quite a punch. This is the Mosquito F.II fighter prototype, W4052, during the making of the 1944 promotional film de Havilland Presents the Mosquito.
Воздушный тормоз Юнгмана в виде "юбки" испытывался на прототипе NF с бортовым кодом W4052. Испытывались также воздушные тормоза иных типов, но от них отказались, поскольку обычный выпуск шасси давал больший тормозящий эффект.
Экспериментальные воздушные тормоза в виде "оборки" на истребителе "Москито"
A close-up of the annular speed brake that was test-flown on the fighter prototype W4052 during 1942. The lower segment drooped when the aircraft was stationary as there was no pressure in the pneumatic system, activated in flight by the venturi intake visible ahead of the airbrake.
Макет турели, установленной на первом прототипе «Москито»
Вид на опытную установку башни "Бристоль" B.XI с четырьмя пулеметами
A close-up of the four-gun Bristol B.XI turret in an early Mosquito II - probably W4053 - photographed at Salisbury Hall prior to its first flight in September 1941.
Trial installation of a Helmore Turbinlite in the nose of an early production Mosquito II ( W4087).
The Mosquito II DD723 fitted with Merlin 23 engines and deep chin radiators replacing the standard wing root installation.
Американский "Лайтнинг", как и британский "Москито" являлись на момент своего рождения сосредоточием технических новшеств, что и предопределило высокие характеристики обеих машин, но при этом изначально предназначались для решения различных задач. Однако именно высокие летно-технические данные этих самолетов позволяли их эффективно использовать при решении различных задач.
Начав осваивать новейшие тяжелые истребители "Москито NF Mk.II", 23-я эскадрилья столкнулась с немалым ворохом проблем, которые в течение довольно длительного времени нивелировали все достоинства новых самолетов
"Москито NF Mk.II" из состава 456-й эскадрильи, зима 1942-1943гг.
Лишенный РЛС, NF.Mk II (Special) был оптимизирован для выполнения рейдов вглубь территории противника. На снимке: самолет 23-й эскадрильи, переброшенной в конце 1942 года на Мальту. Интересна гибридная (дневная сверху, ночная снизу) окраска истребителя.
К сожалению, довольно редко удается найти фотографии самолетов времен Второй Мировой войны, на которых они были бы засняты в одно и то же время, но с разных сторон. Но "Москито NF Mk.II" (DZ238, борт YP-A) командира 23-й эскадрильи уинг коммандера П.Г.Уикихэм-Бэрнса в этом смысле повезло. Первый снимок сделан на Мальте, куда 23-я эскадрилья прибыла 23 декабря 1942г., а второй - двумя месяцами ранее в Великобритании
Тяжелый истребитель "Москито" F.Mk II - один из наиболее мощных истребителей ВВС Великобритании (4 x 20 мм, 4 x 7,7 мм)
Безрадарный «Москито» F.II из 27-й эскадрильи. Индия, Агартала, 3 мая 1943 г.
Истребитель "Москито" II, оборудованный локатором AI Mk.IV, из состава первой серии в 50 самолетов. Самолет окрашен черной краской типа "ламповая копоть"
The Mosquito Mk II W4076, from the initial 50-aircraft production batch, at the A&AEE Boscombe Down in February 1942. This aircraft is in the RDM 2A "lamp black" finish, later discarded because of its high drag.
Маскировочная окраска черной матовой краской снижала максимальную скорость ночного истребителя более чем на 30 км/ч, поэтому от нее быстро отказались. DB609 - 10-й из 150 самолетов второй партии NF.Mk II.
NF.Mk.II из состава 307-й эскадрильи (польской) осенью 1942г.
A Mosquito II with AI Mk V radar in service with No 456 Squadron, an Australian-manned unit operating from RAF Middle Wallop in mid-1943.
FB.Mk VI
К концу 1943 года применение истребителя Mosquito позволило ВВС Великобритании действовать на большой дальности. Эти NF.Mk II (Special) из 605-й эскадрильи не имели РЛС и использовались с дневным камуфляжем. Позднее 605-я эскадрилья с более универсальными FB.Mk VI действовала над всей Европой.
FB.Mk VI стал самым массовым вариантом Mosquito, сочетая наступательное стрелковое вооружение NF.Mk II с возможностью нести бомбы на внутренней и внешней подвеске. На фотографии - самолеты 487-й эскадрильи новозеландских ВВС.
After initial structural problems No 82 found the Mosquito to be a devastating tool for long-range intruder missions over Burma.
Истребитель-бомбардировщик Mosquito FB.Mk VI из состава 487-й эскадрильи новозеландских ВВС с подвешенными на подкрыльевых пилонах 250-фунтовыми авиабомбами.
18 февраля 1944 года 487-я новозеландская эскадрилья приняла участие в знаменитом рейде на тюремный комплекс в Амьене - операция "Jericho". Ее Mosquito FB.Mk VI разрушили стену тюрьмы, благодаря чему более 100 членов Сопротивления, приговоренных к смерти, смогли сбежать.
A Mosquito FB Mk VI, the fighter-bomber derivative of the Mk II fighter distinguished by its ability to carry bombs in the fuselage and bombs or fuel tanks on the wings.
Истребитель-бомбардировщик "Москито" FB VI Королевских ВВС Великобритании с четырьмя 20-мм пушками в носовой части фюзеляжа
Переделанный из Mk II истребитель-бомбардировщик FB.Mk.VI, оборудованный подкрыльевыми бомбодержателями
A Mosquito FB Mk VI, the fighter-bomber derivative of the Mk II fighter distinguished by its ability to carry bombs in the fuselage and bombs or fuel tanks on the wings.
Данный Mosquito FB.Mk VI сфотографирован во время испытаний в Научно-исследовательском центре вооружений в ноябре 1943 года. Самолет несет реактивные снаряды калибра 7,62 см, оснащенные 27-кг боевой частью.
A Mosquito FB Mk VI with an early installation of 60-lb (27-kg) rocket projectiles on British-developed launching rails under the wings.
A Mosquito F.B.6, night-fighter conversion.
Этот самолет FB.Mk VI принадлежал 143-й эскадрилье, он несет новые PC, оснащенные модифицированными 11-кг полубронебойными боевыми частями, более эффективными против крупных боевых кораблей противника.
Mosquito FB.VI HR405 (two Rolls-Royce Merlin 21 engines) of 143 Sqn, armed with eight RPs, was employed by Coastal Command on armed recce over the Norwegian coast.
A typically dynamic portrait of a de Havilland Mosquito FB.VI of No 143 Sqn by aviation photography legend Charles E. Brown. The FB.VI was a combination of the F.II fighter variant’s airframe fitted with the strengthened wing incorporated into bomber variants of the type, giving the Mosquito the agility of a fighter and the ability to carry a meaningful bombload. This example is seen with wing-mounted rocket projectile (RP) rails, RPs being used to devastating effect by the Banff Strike Wing, of which No 143 Sqn was a part.
Норвежский «Москито» FB.VI. 1948 г.
В одном из вылетов в июне 1943 года самолет Mosquito FB.Mk VI из 418-й эскадрильи пушечным огнем уничтожил на земле два немецких бомбардировщика, а бомбами поразил железнодорожный состав и радиостанцию.
Fitting 60lb-warhead rockets to the single-runner rails of a Mosquito in 1945.
Подвеска 500-фунтовых бомб под «Москито» FB.VI из 464-й эскадрильи на аэродроме Хансдон
Пристрелка пушек и пулеметов на «Москито» FB.VI
Пуск ракет с истребителя-бомбардировщика
Самолеты Берегового командования в течение всей войны наносили удары по кораблям и судам противника в открытом море и в портах. К операции могли привлекаться до 34 самолетов Mosquito. На снимке: Mosquito FB.Mk VI из 143-й эскадрильи наносит удар по судам противника в Санде-Фьорд, Норвегия, 4 апреля 1945 года. Во время этого удара на пяти судах возникли пожары.
"Москито" атакует подводную лодку
«Москито» FB.VI из 248-й АЭ уничтожают суда противника в период высадки англо-американских войск в Нормандии. Июнь 1944 г.
Кадр кинопулемета - Mosquito выполняет горку после сброса бомб на цель.
"Москито" в налете на Амьен. Здание тюрьмы в момент налета. Обрушенная стена тюрьмы.
The Squadron’s final type during World War Two was the superb Mosquito FB.Vl. HR551 ‘UX-P’ at Cholavarum in 1945. It wears SEAC two-tone blue markings.
Mosquito F.B.Vl RF613 of 248 Squadron made a forced landing at Save, near Gothenburg on April 2, 1945, after attacking German naval targets at Kattegat. Although later sold to Svensk Flygtjanst, it never flew again.
A pair of Mosquito FB.VIs of the Fighter Experimental Flight in their revetments at the northeast corner of Ford airfield in Sussex in late 1944.
Истребитель-бомбардировщик "Москито" FB VI Королевских ВВС Великобритании с четырьмя 20-мм пушками в носовой части фюзеляжа
Pilots of the FEF line up for a snapshot taken by John Waters at Ford in early 1945. Seen with the Flight’s CO, Sqn Ldr Bob Kipp (fifth from left), are three of the four aircrew who took part in the Tirstrup raid of February 14: Flt Lt Tony Craft (furthest left), Fg Off Roy Le Long (fourth from right) and Fg Off “Mac” McLaren (third from right).
Операция, проведенная летчиками 140-го авиакрыла, широко освещалась в прессе. На снимке: военные корреспонденты беседуют с летчиками 487-й эскадрильи сразу после возвращения с задания.
Техники 110-й АЭ обслуживают двигатель «Москито» FB.VI. Индия, Джоари, 1944 г.
Изображен один из Mosquito FB.Mk VI, поставленных австралийским ВВС для компенсации еще не развернутого в Австралии выпуска самолетов FB.Mk 40.
После войны Mosquito использовались во многих странах, в том числе и в Норвегии. Этот FB.VI служил в составе 334-й норвежской эскадрильи на авиабазе Ставангер/Сола. Первоначально в 1943 году эта авиачасть называлась "Звено Б эскадрильи №333" и воевала на тех же самых самолетах совместно с ударным крылом британских ВВС с авиабазы Банфф, Грампьян.
"Москито" FB.Mk VI новозеландской 334-й эскадрильи
Доминиканская Республика получила шесть истребителей-бомбардировщиков Mosquito варианта FB.Mk VI от поставщиков из Великобритании, а также несколько машин из Канады.
"Москито" FB.Mk VI турецких ВВС
"Москито" FB.VI из состава ВВС Турции. Конец 1940-х годов
Турция обучала экипажи для своих 96 самолетов Mosquito варианта FB.Mk VI на учебных машинах Mosquito T.Mk III. На данный самолет FB.MK VI установлены подкрыльевые баки и пламегасители на выхлопных патрубках.
"Москито" FB.Mk VI чехословацких ВВС
Израильский «Москито» FB.VI - участник войны в 1956 г.
«Москито» FB.VI из 103-го разведполка ВВС Югославии. 1953 г.
«Москито» FB.VI полка «Нормандия-Неман». Марокко, аэродром Рабат, 1947-1948 гг.
A pair of Mossies at Satends. The nearest aircraft is F.B.VI RS631 of No 248 Squadron, RAF. Both have rocket rails.
NF.Mk XII
Прототип ночного истребителя «Москито» NF.XII (per. HK117)
Mosquito NF.Mk XIl был оснащен РЛС AI.Mk VIII с антенной под специальным обтекателем. Всего построили 97 таких машин, конвертированных из NF.Mk II. Первая из них поступила на вооружение в начале 1943 года.
The D.H. Mosquito N.F.XII Night Fighter with A.I.Mk.VII centimetric Radar equipment in the nose.
"Москито" NF.Mk.XII
NF.Mk XIII
Ночной перехватчик NF.Mk.XIII
Ночной истребитель "Москито" NF.Mk XIII
A Mosquito NF Mk XIII, conversion variant of the FB Mk VI with centimetric radar dish aerial in the nose and azimuth aerials at the wing tips.
Ночной истребитель «Москито» NF.XIII из 256-й эскадрильи Италия, авиабаза Фоджиа, начало 1944 г.
Ночной истребитель «Москито» NF.XIII имел характерный обтекатель РЛС «бычий нос»
NF.Mk XV
Опытный "Москито" с герметичной кабиной, переделанный в NF.Mk XV
The Mosquito pressure-cabin prototype (MP469) after conversion as the first NF Mk XV, with nose radar and a ventral gun pack.
Опытный высотный истребитель MP469
Один из четырех серийных высотных истребителей «Москито» NF.XV
Удлиненные законцовки крыла стали заметным внешним отличием высотного NF.Mk XV, переделанного из бомбардировщика B.Mk XVI. Вооружение установлено в подфюзеляжном контейнере.
One of the four subsequent NF Mk XV conversions, DZ385, showing the extended span.
Истребитель "Москито" в ВВС Израиля
NF.Mk XVII
"Москито" NF.Mk.XVII
The NF Mk XVII with the American SCR 720 radar requiring a more bulbous radome.
NF.Mk XVIII
Истребитель-бомбардировщик FB.Mk XVIII, вооруженный 57-мм пушкой Molins получил прозвище "Це-це" в честь тропической жалящей мухи. Создававшаяся как противотанковая, эта автоматическая пушка имела боезапас 25 снарядов. Mosquito "Це-це" эффективно действовали против береговых целей, судов и подводных лодок.
Mosquito FB Mk XVIIIs in service with No 248 Squadron, showing the armament of one 57-mm cannon and two 0-303-in machine guns. The first two development aircraft retained all four machine guns.
"Москито", вооруженный 57-мм пушкой
На «Москито» FB.XVIII была установлена 57-мм пушка вместо четырех 20-мм
Mosquito FB.Mk XVIII "Tse Tse" несет отличительные "полосы вторжения", хорошо заметен ствол его 57-мм пушки. Многие Mk XVIII вооружались всего двумя пулеметами, чтобы сэкономить в весе
Истребитель-бомбардировщик "Москито" FB.Mk XVIII с 57-мм пушкой и подкрыльевыми баками
Mosquito FB Mk XVIIIs in service with No 248 Squadron, showing the armament of one 57-mm cannon and two 0-303-in machine guns. The first two development aircraft retained all four machine guns.
Противокорабельный штурмовик «Москито FB.XVIII, вооруженный 57-мм пушкой
На этом уникальном снимке de Havilland Mosquito из 248-й эскадрильи Берегового командования RAF атакуют тральщик и два траулера в эстуарии реки Жиронды, Франция. Группа Mosquito включает несколько самолетов "Це-Це", вооруженных 57-мм орудием.
NF.Mk XIX
A Mosquito NF Mk XIX, production variant of the FB Mk VI with centimetric radar dish aerial in the nose and azimuth aerials at the wing tips.
В шведских ВВС несколько ночных истребителей варианта NF.Mk XIX летали с 1948 года. В Швеции их обозначали J 30. По разным сообщениям было поставлено от 46 до 60 таких машин.
Ночной истребитель «Москито» NF.XIX из состава ВВС Швеции
FB.Mk 26
"Москито" FB.Mk.26 канадской постройки, позже использовавшийся китайскими пилотами
A de Havilland (Canada) D.H.98 Mosquito FB. Mk. 26 (ex-U.S.A.A.F. photo-recce F-8) photographed by Dustin L. Carter at Lockheed Air Terminal, Burbank, Calif. New metal forward fuselage to permit pressurisation for P.R. duties. Colour, maroon and light grey.
T.Mk 29
«Москито» T.29 авиации гоминьдановского Китая, 1948 г.
NF.Mk 30
"Москито" NF.Mk.30
NF.Mk 30 стал последним ночным истребителем Mosquito, принятым на вооружение в годы войны. Характерными внешними отличительными чертами самолета служат универсальный обтекатель антенны РЛС AI.Mk X и воздухозаборники нагнетателей на мотогондолах под винтами.
Ground view of the Mosquito NF Mk 30, showing the nose radome for Al Mk X (SCR720) and lip intakes for the two-stage Merlins.
Ночной истребитель "Москито" NF30
Ночной истребитель NF.30 в составе американских ВВС зимой 1944-45гг.
"Москито" NF.Mk 30
Flight view of the Mosquito NF Mk 30, showing the nose radome for Al Mk X (SCR720) and lip intakes for the two-stage Merlins.
TR.Mk 33
Браун сажает прототип Sea Mosquito TR.Mk 33 (фактически - FB.Mk VI LR359, оснащенный посадочным крюком) на палубу авианосца "Индифетигейбл", 25 марта 1944 года.
The semi-navalised Mosquito FB Mk VI (LR359) making its first deck landing aboard HMS Indefatigable steaming off Ailsa Craig on 25 March 1944, with the author at the controls. Bob Everett, who has just given the “cut” signal, can be seen in the photo about to dart for the safety nets.
Indefatigable on March 25, 1944. The occasion marked the first landing on an aircraft carrier by a British twin-engined aircraft.
Прототип «Си Москито» (per. LR359), управляемый летчиком-испытателем Эриком Брауном, выполнил 25 марта 1944 г. серию из 5 посадок и взлетов с авианосца «Индефатигейбл»
Mosquito FB Mk VI LR359, which was to be written off in an accident on 9 November 1944, is seen in its semi-navalised form. This aircraft commenced trials in November 1943, and was to have the distinction of being the first "twin" to "land on".
The first genuine Sea Mosquito prototype, LR387, which introduced manual wing folding, a thimble radome for the American ASH radar and considerable modification to the wing structure.
The D.H. Sea Mosquito prototype with wings folded. Special Radar equipment is installed in the nose.
Прототип палубного торпедоносца-разведчика «Москито» TR.33, оснащенный радаром ASH
One of two special Sea Mosquito TR Mk 33 prototypes, TS449, with which the author carried out a series of RATOG tests, including asymmetric firings, at Farnborough in May and June 1946.
The thirtieth production Sea Mosquito TR Mk 33 (TW256) in service with No 703 Sqn at Lee on Solent, one of several shore-based squadrons that operated this type until at least 1949.
NF.Mk 36
Ночной истребитель «Москито» NF.36 с радаром AI Mk.X, антенна которого закрыта обтекателем из плексигласа
“Enemy" Mosquito NF.36s “attack" Farnborough. The airfield was defended by Meteor F.4s, which were outmanoeuvred but had the edge on speed over the piston-powered twins.
Ночной истребитель "Москито" NF36 на английской базе в Египте, 1953 г.
TR.Mk 37
The prototype of the Sea Mosquito TR Mk 37 (TW240) which differed essentially in having ASV Mk XIII radar
Палубный торпедоносец-разведчик «Москито» TR.37 с радаром ASW XIII
The first production TR Mk 37 ( VT724). Only a half-dozen examples of this model were to reach the Navy.
NF.Mk 38
Некоторые истребители "Москито" NF.Mk.38 оборудовались прозрачным обтекателем локатора
«Москито» NF.38 - последний серийный вариант ночного истребителя
TT.Mk 39
This Mosquito TT Mk 39 was exhibited by GAL, who were responsible for the conversion work.
Буксировщик мишеней «Москито» TT.39.
Последней версией Mosquito в строевых частях стала модификация для буксировки мишеней. Самолеты этой версии TT.Mk 39 были оснащены носовым остеклением "оранжерейного" типа, за которым сидел кинооператор, а в бомбоотсеке была установлена лебедка с электроприводом.
FB.Mk 40
Третий серийный "Москито" FB.Mk 40 австралийского производства
Истребитель-бомбардировщик "Москито" FB.Mk.40 австралийской постройки
The first Australian-built Mosquito F.B.Mk.40 Fighter-Bomber (two Packard-built Merlin 31 engines).
The A52 series was divided into blocks. Ex-R.A.F. Mosquito F2 (DD664) shipped to Australia was numbered A52-1001. Australian-built FB40s were numbered from A52-1; PR41s from A52-300 and the FB41s (shown illustrated) from AS2-500.
 
Гоминдановский "Москито" на аэродроме в южном Китае, 1949г.
Бомбардировщик "Москито" ВВС Югославии
Английские механики готовят к боевому вылету "Москито" из 110-й эскадрильи, оснащенный пусковыми установками НАР, авиабаза Кемаджоран, Индонезия, 1946г.
Four Mosquitoes are visible in this group on the Satends apron in 1945. Also visible are a Northrop 8A-1 (B5) target tug and a Focke-Wulf Fw-44J Steiglitz (Sk-12) trainer, both of the Swedish Air Force. The nearest Mosquito is engineless.