RU

/

EN
burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна : Великобритания

Год : 1941

Mosquito PR

Многоцелевой самолет "Москито" имел целый ряд весьма удачных вариантов дальних скоростных и высотных разведчиков. Двухмоторный моноплан деревянной конструкции с убирающимся шасси был создан в КБ фирмы "Де Хевилленд эйркрафт" под руководством С. Уолкера и Р. Бишопа. Опытный образец бомбардировщика DH.98 совершил свой первый полет 25 ноября 1940 г., первый образец разведчика на его базе взлетел 10 июня 1941 г. Серийное производство разведывательных "москито" было развернуто с июля 1941 г. Они строились на заводах фирм "Де Хевилленд" в Хэтфилде, Левсдене, Сиднее (Австралия) и "Персиваль эйркрафт" в Лютоне. Кроме того, переделкой бомбардировщиков в разведчики занимались авиамастерские в Бенсоне и Бартонвуде. Всего выпущено 648 "Москито" вариантов PR (по другим данным - 698), в т.ч. 638 в годы войны, включая переделки из бомбардировщиков и истребителей-бомбардировщиков, в т.ч. канадской постройки (завода "Де Хевилленд" в Даунсвью).
Экипаж - 2 чел. Двигатели в зависимости от модификации. Стрелкового и бомбового вооружения нет, за исключением самолетов типа PR.II и австралийских переделок в разведчики истребителей-бомбардировщиков FB.40.
Фоторазведчики "Москито" PR состояли на вооружении в Великобритании с июля 1941 г., в США - с февраля 1944 г. (как F-8), в Австралии - с марта 1944 г., в Южно-Африканском Союзе - с 1944 г.
Серийно выпускались следующие основные модификации:
   - "Москито" PR.I с моторами "Мерлин" 21 в коротких мотогондолах, непосредственно в воинских частях устанавливались дополнительные бензобаки;
   - "Москито" PR.II - переделка истребителя типа F.II с сохранением вооружения 4x20 + 4x7,69;
   - "Москито" PR.IV - переделка из бомбардировщика В.IV сер.2, с моторами "Мерлин" 21/23 в удлиненных мотогондолах;
   - "Москито" PR.VIII - высотный разведчик, переделка из B.IV сер.2 с установкой моторов "Мерлин" 61;
   - "Москито" PR.IX - переделка из бомбардировщика В.IX, с моторами "Мерлин" 72/73, часть самолетов позднее оборудовали гермокабинами и моторами "Мерлин" 76/77;
   - "Москито" PR.XVI - на базе бомбардировщика B.XVI с моторами "Мерлин" 72/73, позднее с "Мерлин" 76/77, отличались гермокабиной экипажа, модифицированным фонарем, часть машин оснащалась РЛС;
   - F-8 - переделка самолетов типов В.ХХ и PR.XVI под американское оборудование и аппаратуру, частично несли РЛС, имели отопление гермокабин, с 1944 г. оснащены подвеской фотобомб для ночной съемки;
   - "Москито" PR.32 - облегченный вариант PR.XVI с моторами "Мерлин" 113;
   - "Москито" PR.34 - дальний разведчик с моторами "Мерлин" 113/114;
   - "Москито" PR.35 - ночной разведчик, переделка из бомбардировщика типа В.35, единственный послевоенный вариант;
   - "Москито" PR.40 - австралийская переделка истребителя-бомбардировщика FB.40 с неостекленной носовой частью фюзеляжа;
   - "Москито" PR.41 - аналог PR.40 с отличиями по оборудованию.
Первый боевой вылет "Москито"-разведчик совершил на съемку Бреста во Франции в сентябре 1941 г. Позднее самолеты этого типа фотографировали Ля Палис, Бордо и Париж. 22 февраля 1942 г. разведчики сняли поврежденный линейный крейсер "Гнейзенау" в Киле, а немного позже обнаружили однотипный с ним "Шарнхорст" в Вильгельмсхафене. Английские летчики совершили ряд полетов на фотографирование объектов в Копенгагене, Данциге и Кенигсберге. В мае 1942 г. "Москито" разместили в Гибралтаре; в этом же месяце был совершен рекордный по дальности полет из Англии на разведку военных заводов в Чехословакии.
В сентябре 1942 г. "Москито" PR.IV впервые появились под Мурманском, откуда они следили за немецкими морскими и авиационными базами в Северной Норвегии. Впоследствии в 1943 - 1944 гг. английские разведчики неоднократно базировались на севере нашей страны. Например, они участвовали в операции "Параван", в ходе которой был поврежден немецкий линкор "Тирпиц".
В середине войны "Москито" регулярно фотографировали Данциг, Вену, Белград, Будапешт. 2 марта 1943 г. машина этого типа впервые прошла над Берлином. С весны 1943 г. "Москито" стали летать и ночью, и снимать при свете фотобомб. В октябре того же года английские фоторазведчики сделали снимки особо секретного ракетного полигона немцев в Пенемюнде. По данным разведки бомбардировщики Королевских ВВС совершили на него массированный налет, "Москито" же проконтролировали его результаты. С октября началась сплошная съемка прибрежных районов Франции, Бельгии и Голландии с целью поиска пусковых позиций самолетов-снарядов V-1. В ней тоже часто использовали "Москито", так как немцы плотно прикрывали их истребителями и зенитной артиллерией.
В декабре 1943 г. разведывательные варианты "Москито" впервые перебросили на Дальний Восток, где они работали над территориями Бирмы, Малайи и Голландской Ост-Индии (Индонезии). Перед высадкой союзных войск в Нормандии в июне 1944 г. "Москито" участвовали в съемке немецких укреплений на побережье, а также для дезинформации противника совершали полеты над другими районами Франции. По результатам фотографирования были сделаны планшеты будущих участков десантирования.
Высотные разведчики модификации PR.32 эксплуатировались в Европе с ноября 1944 г. Новейшие самолеты модификации PR.34 в войне с Германией почти не использовались, но с июня 1945 г. применялись в Малайе и Бирме. У американцев переделанные бомбардировщики В.XX служили только как учебные на территории США. F-8 на базе PR XVI работали как ночные разведчики, в т.ч. вели радиоразведку с применением РЛС над Германией. Некоторое количество таких машин переоборудовали в постановщики пассивных помех, оснастив контейнерами для сброса полосок из фольги.
PR.XVI австралийских ВВС с марта 1944 г. вели разведку над Новой Гвинеей, затем применялись в операциях в Индонезии. С мая того же года их дополнили также PR.41. Южноафриканские фоторазведчики участвовали в боевых действиях в Италии в 1944 г. После войны их использовали для картографирования отдаленных районов страны.
Выпуск "Москито" PR в Великобритании прекратили в конце 1945 г., в Австралии - в июне 1948 г.
Британские самолеты в послевоенный период приняли участие в ряде вооруженных конфликтов. Они следили за передвижениями войск обеих сторон во время ближневосточного арабо-израильского конфликта 1948 г. (при этом один самолет был атакован и сбит истребителем ВВС Израиля). В Малайе в 1948 - 1955 гг. эти машины фотографировали расположение партизанских лагерей.
В послевоенный период разведывательные варианты "Москито" состояли также на вооружении во Франции и Израиле. Французские машины в 1949 г. перебросили в Индокитай, где их использовали против партизан Хо Ши Мина. Несколько израильских самолетов вели разведку во время войны 1948 г. В 1950 г. Израиль перекупил партию разведчиков PR.XVI во Франции. Эти машины осуществляли съемку объектов в Египте и Сирии во время арабо-израильской войны 1956 г.
Фоторазведывательные варианты "Москито" состояли на вооружении британских Королевских ВВС до декабря 1955 г., австралийской авиации -до 1957 г. В США они эксплуатировались до 1945 г.


"Москито" PR.XVI||
Размах:||16,51 м
Длина:||12,35 м
Моторы, количество х мощность:||2 х 1680 л.с.
Взлетная масса, нормальная:||9950 кг
Максимальная скорость:||656 км/ч
Практический потолок:||11 800 м
Дальность:||3800 км

Показать полностью

Описание:

  • Mosquito PR
  • de Havilland DH.98 Mosquito
  • Мировая Авиация 105

    Фоторазведка всегда была основной ролью Mosquito. Этот PR.Mk XVI из 140-й эскадрильи последние семь месяцев войны базировался в Мельсбрюке, Бельгия.

  • Aviation Historian 33 / B.Cahill - Graypea

    Displaying the distinctive red tail of the Mighty Eighth’s Mosquitoes, Hatfield-built PR.XVI MM345/“Z” also bears reduced D-Day stripes and Roundel Blue propeller spinners. This aircraft was damaged in a landing accident at Watton on September 8, 1944, but was repaired, ultimately being struck off charge in July 1946.

  • Aviation Historian 33 / B.Cahill - Graypea

    Mosquito PR.XVI NS708/“M” of the 25th BG’s 653rd BS at RAF Bungay in Suffolk. The Eighth AF’s Mosquitoes retained their RAF serials and in August 1944 were given distinctive red empennages as a visual recognition aid. The rest of the airframe was finished in PRU Blue with standard USAAF insignia.