Bell Model 412 / UH-1Y
Варианты:
Bell - Model 412 / UH-1Y - 1979 - США
Страна: США
Год: 1979
Вертолет

16-местный средний многоцелевой вертолет
Описание:
Bell Model 212 Twin Two-Twelve (UH-1N, VH-1) и Model 412 Griffon
Agusta Westland АВ 412
Bell UH-1Y
Фотографии:

Ч/б фото (9)

Bell Model 212 Twin Two-Twelve (UH-1N, VH-1) и Model 412 Griffon

<...>
  Успех Bell Model 212 подтолкнул компанию к улучшению его характеристик, в том числе максимальной скорости и дальности без существенных изменений конструкции фюзеляжа и силовой установки. Для нового вертолета в качестве прототипов использовали два серийных Model 212.
  Силовую установку PT6T-3B Turbo Twin Рас заменили на PT6T-3B-1 с увеличенной до 1400 л. с. (1044 кВт) взлетной мощностью. Для повышения дальности полета объем топлива увеличили с 814 л до 1249 л. Самым значительным изменением стало применение несущего винта с четырьмя складывающимися лопастями из композитов и новой втулкой с эластомерными подшипниками, Лонжероны лопастей сделаны из стеклопластика, а пространство между ними и задними кромками заполнено сотовым материалом номекс. Статические испытания подтвердили, что новый винт исключает большинство видов автоколебаний, что позволяет избежать введения в конструкцию дорогостоящей системы шарнирной подвески.
  Два прототипа Model 412 поднялись в воздух в 1979 году. В 1981-м вертолет получил сертификаты пригодности к полетам в простых и сложных метеоусловиях. В том же году началось серийное производство. В 2009 году "BELL" продолжает выпуск машины для гражданских потребителей.
  В 1989 году "BELL" перенесла сборку вертолетов в канадский город Квебек. Дальнейшими разработками стали Bell 412SP с повышенной взлетной массой и увеличенным объемом топлива, а также Bell 412HP с доработанной трансмиссией. Данные варианты пользовались популярностью у военных. Так, в 1992 году канадские ВВС приобрели 100 машин под обозначением CH-146 Griffon.
  В Индонезии завод IPTN производит данный вертолет под обозначением NBell-412, а фирма "AgustaWestland" продолжает лицензионное сотрудничество с "Bell", выпуская AB412. Англо-итальянская компания разработала собственный, специальный вариант Grifone.

Agusta Westland АВ 412

Фирма "Agusta" подписала с фирмой "Bell" в 1981 году контракт о лицензионном производстве вертолета Model 412 под обозначением Agusta-Bell 412 в гражданском варианте; поставки готовых изделий заказчикам начались в январе 1983 года.
  Вертолет Model 412 представляет собой модификацию вертолета Model 212 в варианте с четырехлопастным несущим винтом. Специалисты фирмы "Agusta" продолжили работы по модернизации вертолета, разработав его военный вариант согласно требованиям вооруженных сил и других силовых министерств Италии. Военный вариант получил обозначение АВ 412 Grifone, первый полет он выполнил в августе 1982 года.
  Военный вариант предназначался для решения широкого круга задач, включая огневую поддержку сухопутных войск (для чего в кабине на турелях можно было установить один - два пулемета, а на внешней подвеске - блоки с неуправляемыми авиационными ракетами), перевозку до 14 солдат с полной выкладкой и эвакуацию раненых с поля боя (шесть человек на носилках и двое санитаров). Морской вариант вертолета предназначен, прежде всего, для выполнения поисково-спасательных задач и оснащен поисковой РЛС с круговым обзором (антенна РЛС монтировалась под обтекателем на крыше кабины летчиков), инфракрасной и телевизионной обзорными системами, четырехканальным автопилотом, более совершенной навигационной системой.
  Для поглощения ударов при жесткой посадке у вертолета Grifone, в сравнении с гражданской моделью, делали усиленное шасси. В кабине установлены ударопоглощающие частично бронированные сиденья, броней также прикрыт ряд важных бортовых систем. Пол кабины снабжен разнообразными монтажными узлами, которые позволяют легко изменять конфигурацию посадочных мест, монтировать специальное оборудование, включая внутреннюю лебедку. На сопла двигателей предусмотрена возможность установки экранно-выхлопных устройств, снижающих тепловое излучение вертолета.
  В Италии вертолеты АВ 412 (или AB412) выпускает фирма "Agusta Westland". К 2008 году вертолеты были поставлены шести военным и государственным службам, включая Национальную лесную службу Италии и Национальную противопожарную службу. Самым крупным заказчиком стал Корпус карабинеров, которому поставлено не менее 32 вертолетов. Входящая в состав ВМС Италии служба береговой охраны получила 24 вертолета.
  На вооружении армейской авиации Италии состоят 23 из 25 поставленных вертолетов АВ 412 (в армейской авиации они обозначаются EM-4, 4-й тип многоцелевого вертолета - Elicottero Multiruolo), два из них доработаны в вариант радиоэлектронной борьбы.
  Фирма "Agusta" продала пять вертолетов АВ 412 в Уганду, где ныне одна или две уцелевших машины в вооруженном варианте используются для борьбы с партизанами. 12 вертолетов АВ 412 было поставлено ВВС Зимбабве, включая две машины в VIP/санитарном варианте. Вертолеты АВ 412 также эксплуатируются в Финляндии, ОАЭ, Лесото и в ВМС Венесуэлы. В военном вертолетном авиационном училище Великобритании вертолеты AB412 используются под обозначением Griffon HT.Mk 1.
  Вертолет АВ 412 способен нести широкий ассортимент вооружения. В нижней части фюзеляжа предусмотрена возможность фиксированной установки одной или двух 25-мм пушек Oerlikon Contraves KBA-B или одного 12,7-мм пулемета FN-Brawning МЗ с боекомплектом 400 патронов на турели под передней частью фюзеляжа и одного-двух пулеметов калибра 12,7 мм или 7,62 мм в дверных проемах грузовой кабины. Для подвески авиационных средств поражения используются два узла по бортам фюзеляжа (по одному с каждого борта), на которых возможен монтаж четырех или восьми противотанковых ракет BGM-71 TOW или четырех противокорабельных управляемых ракет Sea Skua, четырех ракет "воздух-воздух" малой дальности, четырех легких противорадиолокационных ракет, двух контейнеров с 12,7-мм или 7,62-мм пулеметами, двух блоков НАР (на 12 или 19) 81-мм неуправляемых ракет Medusa или SNORA каждый.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Agusta-Bell АВ 412 Grifone

  Тип: 16-местный средний многоцелевой вертолет
  Силовая установка: один газотурбинный двигатель Pratt & Whitney Canada PT6T-3B Turbo TwinPac взлетной мощностью 1800 л. с, мощность работы на продолжительном режиме 1130 л. с.
  Характеристики: максимальная скорость на уровне моря 259 км/ч; крейсерская скорость 232 км/ч; скороподъемность на уровне моря 438 м/мин; практический потолок 5180 м; статический потолок
  с учетом влияния земли 1250 м; статический потолок без учета влияния земли 670 м; дальность полета со стандартной заправкой топливом 805 км; продолжительность полета 4 ч 12 мин
  Массы: пустого 2841 кг; максимальная взлетная 5400 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 14,02 м; длина с вращающимися винтами 17,07; длина фюзеляжа 12,92 м; высота 4,32 м; площадь, ометаемая несущим винтом 154,40 м2

Bell UH-1Y

Принимая во внимание тот факт, что КМП США нуждались не только в замене ударных вертолетов AH-1W SuperCobra, но еще и в замене многоцелевых UH-1N, а также учитывая то, что обе машины создавались специалистами "Bell", командование Корпуса решило выдать компании комплексный контракт на модернизацию данных вертолетов до стандартов AH-1Z и UH-1Y соответственно. Среди прочего это позволило бы добиться большей унификации машин, в том числе за счет установки одинаковых двигателей и иных элементов силовой установки, схожей авионики и оборудования кабины пилотов, а также новых четырехлопастных несущего и хвостового винтов. Причем "Bell" уже к тому времени разработала четырехлопастный несущий винт для модели "412".
  Предложенный КМП вариант модернизации по стандарту UH-1N изначально имел обозначение UH-1(4B)N. 15 ноября 1996 года КМП США выдал контракт на модернизацию всего парка вертолетов Н-1, в том числе на 180 ударных AH-1Z и на 100 многоцелевых UH-1Y. При этом производство новых машин не предусматривалось - надлежало модернизировать находящиеся в строю машины. Первоначально были модернизированы два UH-1N, первый поднялся в воздух 20 декабря 2001 года. Однако вскоре командование КМП приняло решение закупить новые вертолеты UH-1Y: военных не устраивало время модернизационных работ в расчете на один вертолет (в том числе и по причине плохого состоянии многих из них), да и с экономической точки зрения закупка новых машин оказалась более выгодной. В начале февраля 2008 года было принято решение закупать и новые ударные вертолеты, это относится к 40 AH-1Z.
  Наряду с тем, что AH-1Z и UH-1Y имеют общую компоновку пилотской кабины, последний позаимствовал у "собрата" нашлемную систему прицеливания и целеуказания Thales TopOwl и большую часть оборонительных систем (в основном системы РЭБ). Причем выявленные на AH-1Z проблемы с использованием TopOwl при полете на очень малых высотах заставили разработчиков и на UH-1Y предусмотреть в этом случае использование традиционных очков ночного видения.
  Состав вооружения UH-1Y, или "Yankee", включал блоки 70-мм неуправляемых ракет LAU-68 (на семь ракет) и LAU-61 (на 19 ракет), также предусматривалась установка 7,62-мм пулеметов M240D или GAU-17A с вращающимся блоком стволов, или же крупнокалиберных 12,7-мм пулеметов GAU-16/A (огонь вел стрелок из грузо-пассажирской кабины). Кроме того, на выносном пилоне мог размещаться стреляющий вперед 7,62-мм шестиствольный скорострельный пулемет GAU-17A, в качестве стрелка мог работать любой из членов экипажа.
  Согласно первоначальным планам многоцелевой UH-1Y должен был бы достичь состояния "начальной оперативной готовности" к сентябрю 2011 года, то есть позже, чем ударный AH-1Z. Однако командование КМП США присвоило ему степень боеготовности на несколько лет раньше, и в январе 2009 года первое подразделение, оснащенное модернизированными UH-1Y, отправилось в войска.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Bell UH-1Y

  Тип: средний многоцелевой вертолет
  Силовая установка: два ТВаД General Electric T701-GE-401C максимальной мощностью по 1546 л.с. (1153 кВт) каждый
  Характеристики: максимальная скорость 304 км/час (максимальная кратковременно развиваемая скорость в операциях по высадке десанта на высоте 914 м и при температуре воздуха 33*C); крейсерская скорость 250 км/час; практический потолок около 6096 м; максимальная скороподъемность 768 м/мии; боевой радиус 241 км с полезной нагрузкой 990 кг (на высоте 914 м и при температуре воздуха 33*C)
  Масса: пустого 5369 кг; с максимальной загрузкой 8390 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 14,63 м; максимальная длина 17,78 м; высота 4,44 м
  Полезная нагрузка: максимальная 1460 кг, с возможностью подвески блоков НАР и установки пулеметов
 
Bell Model 412 advanced-technology, four-blade variant of the Model 212.
As well as SAR duties, Bell 412s of No 720 Skv have recently returned from a two-year deployment to Bosnia, for which the helicopters were fitted with armour plate under the fuselage.
AB.412 полиции Словении
Белл 412EP ВВС Словении
Вертолеты "Белл-412HP" из 15-й вертолетной бригады словенских ВВС, снимок 1999г. Одну из этих машин пилотирует "национальный герой Словении", бывший югославский летчик Йоже Калан, 28 июня 1991г. дезертировавший на своем вертолете "Газель" из Сербии в Словению.
UH-1Y
A poor-quality but rare photograph of the crew of one of the Agusta-Bell AB 412s used by the AFZ’s No 8 Sqn in DRC. The helicopters were used mainly for casualty evacuation and resupply sorties during the battle for Kinshasa and during fighting at Kongolo in 1999.
Trial installation of Creso system on an Italian Army Agusta-Bell 412 (1996)
Bell 412 rotor head (1996)