RU

/

EN
burger-menu

Поиск по сайту:

airplane photo

Страна : Великобритания

Год : 1928

Двухместный учебно-тренировочный аэроплан

de Havilland DH.60 Moth

<...>
   Обозначение DH.60X повторно ввели для следующего варианта, сделанного в 1928 году с мотором Cirrus III мощностью 90 л.с. (67 кВт). Эта модель получила новую тележку шасси с колесами на полуосях вместо сквозной оси. К концу года собрали 403 самолета Moth. Кроме того, лицензию на производство купила австралийская фирма "General Aircraft Company" и две финские компании - "Government Aircraft Factory" и "Veljekset Karhumaki". Финские ВВС получили 22 Cirrus II Moth. Массовое производство DH.60X закончилось в сентябре 1928 года. Появились новые модели, но по спецзаказу построили еще несколько таких самолетов. Один хранится в летном состоянии в Фонде Шаттлуорта в Олд-Уордене.
   Хотя мощность моторов машин DH.60 увеличили на 50%, масса самолета также сильно возросла. Для компенсации этого увеличения массы и замещения сократившихся поставок моторов Cirrus де Хэвилленд решил разработать собственный двигатель. В 1927 году его компания обратилась с соответствующей просьбой к майору Фрэнку Халфорду - создателю мотора Cirrus. Так появился мотор Gipsy мощностью 100 л.с. (75 кВт). Он положил начало целому семейству легких авиадвигателей с этим именем и открыл новую страницу в истории машин Moth. Новый мотор собрали в июне 1928 года и облетали на DH.60X. Переделанная силовая установка улучшила и без того неплохие характеристики аэроплана. Модификацию с новым мотором обозначили DH.60G, но по очевидным причинам ее назвали Gipsy Moth. Прототип мотора Gipsy позже установили на один из гоночных монопланов DH.71, который должен был участвовать в авиагонках 1927 года на Королевский кубок, а впоследствии этот самолет использовали для рекордных полетов.
   Первый серийный DH.60G с пилотом В. Л. Хоупом выиграл королевские авиагонки 1928 года, показав среднюю скорость 169 км/ч. Еще несколько Gipsy Moth установили ряд новых рекордов. Испытания на надежность проводились в течение девяти месяцев с конца декабря 1928 года. DH.60G выдержал их с триумфом, проведя в воздухе более 600 часов и пролетев в общем счете 82 076 км без единой поломки.
   С этими замечательными показателями аэроплан DH.60G стал постоянным участником дальних перелетов. В историю авиации вошли эпохальный одиночный 20-дневный перелет Эми Джонсон в мае 1930 года от Кройдона до Дарвина, Австралия, на аэроплане DH.60G Jason (ныне хранится в лондонском Музее наук), перелет Фрэнсиса Чичестера по тому же маршруту, а также его последующие полеты над Тихим океаном. А также множество других перелетов. Среди DH.60 была пара гидропланов с одним большим центральным поплавком и двумя малыми подкрыльевыми вспомогательными поплавками. На одном из них стоял мотор Gipsy, на другом - Cirrus Hermes I мощностью 105 л.с. (78 кВт). Было облетано несколько экземпляров версии купе, но этот вариант не снискал популярности.
   Всего фирма де Хэвилленда до 1934 года построила 595 серийных DH.60G. Еще 40 самолетов собрала во Франции фирма "Morane-Saulnier" под названием "Morane Moth". Полторы дюжины машин сделала американская фирма "Moth Aircraft Corporation", 32 самолета - фирма "Larkin Aircraft Supply Co. Ltd" в Австралии.
   Хотя многих устраивало то, что DH.60G был выполнен из древесины, некоторым покупателям требовались самолеты более прочной и ремонтопригодной конструкции. Для этого де Хэвилленд создал в 1928 году DH.60M с каркасом фюзеляжа, сваренным из стальных труб. В Британии собрали 535 таких машин, еще 40 выпустила фирма "de Havilland Aircraft of Canada", 10 сделали в Норвегии, 161 аэроплан построила фирма "Moth Aircraft Corporation" в США. Большое количество машин DH.60M поступили в ВВС Великобритании, Канады, Ирака и Швеции, а также в норвежскую армию и датскую морскую авиацию.
   Так как де Хэвилленд теперь строил свои собственные моторы, разработка двигателей и планеров шли параллельно. В 1931 году появился мотор Gipsy II мощностью 120 л.с. (90 кВт). За ним последовал перевернутый двигатель Gipsy III, благодаря которому улучшился обзор из кабины и изменились обводы передней части фюзеляжа модификации DH.60G III, впервые взлетевшей в марте 1932 года. Построили 30 таких самолетов. Мотором Gipsy Major IIIA мощностью 133 л.с. оснащали версию Moth Major, выпущенную в 87 экземплярах.
   Вершиной развития DH.60 стала версия DH.60T Moth Trainer с мотором Gipsy II, предназначенная для военного применения. 8се заказы на нее поступили от зарубежных военных. 40 машин поступили в Бразилию, одна - в Китай, шесть - в Египет, пять - в Ирак и 10 - в Швецию. Всего собрали 64 экземпляра, включая два тайно проданных в 1931 году в неуказанную страну.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   de Havilland DH.60G Gipsy Moth

   Тип: двухместный учебно-тренировочный аэроплан
   Силовая установка: поршневой мотор Gipsy I мощностью 100 л.с. (75 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость 158 км/ч на уровне моря; крейсерская скорость 138 км/ч на оптимальной высоте; начальная скороподъемность 152 м/мин; практический потолок 5500 м; дальность полета 470 км
   Масса: пустого самолета 436 кг; максимальная взлетная 750 кг
   Размеры: размах крыльев 9,15 м; длина 7,30 м; высота 2,80 м; площадь крыльев 22,60 м2
   Полезная нагрузка: летчик и пассажир в открытых кабинах

Показать полностью

Описание:

  • de Havilland DH.60 Moth
  • Flight, June 1929
    BRITISH AIRCRAFT AT OLYMPIA
  • Flight, April 1930
    AIRCRAFT FOR THE PRIVATE OWNER
  • Flight, July 1931
    MOTH TRAINER
  • Мировая Авиация 25

    Эми Джонсон назвала свой DH.60G Gipsy Moth "Ясоном" в честь героя греческой мифологии. Это четвертый серийный самолет, построенный для дальнего перелета в Кисиму, Кения, в 1928 году.

  • Мировая Авиация 104

    Этот самолет изображен так, как он выглядел во время службы в Швейцарии в 1960-е годы. Длинный выхлопной патрубок характерен для модификации DH.60G Gipsy Moth. Машина оставалась в летном состоянии в 2010 году.