АвиаМастер 2002-04
В.Куликов - Начало пути: истребительная авиация России в первой мировой войне /Из истории воздушных войн/
В российских истребительных отрядах порой использовались трофейные немецкие машины, такие как этот "Альбатрос" C.III, вооруженный у нас пулеметом "Максим".

"Ньюпор-10" с пехотным пулеметом "Льюис" над верхним крылом, 1916г.

Пулеметная установка инженера В.В.Иордана на самолете известного русского аса А.А.Козакова. Пулемет установлен в передней кабине "Ньюпора-10" под углом 24 градуса вверх.

Одноместный "Ньюпор-10" в варианте истребителя с пулеметной установкой военного летчика А.А.Витмана на верхнем крыле.

"Ньюпор-11" с пулеметом "Льюис" из 19-го корпусного авиаотряда 1-й боевой авиагруппы, осень 1916г.

Летчик прапорщик Е.К.Стокман из истребительного као у самолета "Ньюпор-11" российской постройки.

"Ньюпор-11" постройки московского завода "Дукс" с пулеметом "Кольт".

"Ньюпор-17" французской постройки из состава 3-й боевой авиагруппы Западного фронта, лето 1917г.

"Ньюпор-21" Гренадерского авиаотряда, вооруженный противоаэростатными ракетами Ле-Приера. На этом самолете прапорщик В.М.Каминский 26 августа и 18 сентября 1917г. сбил два немецких аэростата.

"Ньюпор-17" из 15-го истребительного отряда 4-й БАГ, весна 1917г.

Синхронный пулемет "Виккерс" на истребителе "Ньюпор-21".

Аэродром 3-й боевой авиагруппы, лето 1917г. Первый слева - "Ньюпор-23" N 3626 из состава 22-го као.

Летчики 4-го истребительного авиаотряда у поврежденного при вынужденной посадке истребителя "Ньюпор-21", Румынский фронт, лето 1917г.

"Спад" A.4 с пулеметом "Льюис" на лыжном шасси, зима 1916-17гг.

Двухместные "Спады A.4" с пулеметами "Льюис" или "Максим" в передней кабине наблюдателя до конца 1916г. "играли роль" истребителей в российских авиаотрядах.

Истребитель "Спад-7", не успевший попасть на фронт 1-й Мировой войны. В 1918 году эта машина числилась в Костромской авиагруппе Красного воздушного флота.

"Спад-7" - наиболее современный и самый скоростной истребитель российских ВВС летом 1917 года. Около 100 таких машин построил завод "Дукс".

На появившемся в России в конце 1916г. "Моране-монококе" с синхронным пулеметом "Виккерс" одержали свои первые победы русские асы Смирнов и Кокорин.

"Вуазен" LAS из 9-го армейского авиаотряда с пулеметом "Кольт" на установке Лебедева, весна 1916г.

Авиаторы 5-го армейского АО у самолета "Вуазен", вооруженного пулеметом "Максим". Апрель 1916г.

"Моран-Ж" с ружьем-пулеметом "Мадсен" - одна из первых в России удачных попыток вооружения боевых самолетов автоматическим стрелковым оружием, 1915г.

"Нож Нестерова", установленный под хвостом "Морана G" (или "Морана-Ж", как его называли в России) предназначался для вспарывания оболочки вражеского дирижабля.

Обломки "Морана" Нестерова после тарана.

Обломки австрийского "Альбатроса" B.I после тарана П.Нестерова.

Истребитель И.И.Сикорского С-16 с синхронным пулеметом не оправдал надежд авиаторов. На снимке С-16 из 7-го ИВО.

Первый русский ас А.А.Козаков и пленный австрийский летчик у сбитого "Бранденбурга", 8 декабря 1916г.

Истребитель российской конструкции "Моска" МБбис, созданный на базе двухместного разведчика "Моска" МБ. Около 40 таких машин поступили на фронт весной и летом 1917г.

Истребитель "Моска" МБбис с характерной для этого типа машин установкой пулемета "Льюис" под углом вверх.

Пулеметная установка поручика В.Р.Поплавко на "Фармане-15", лето 1913г.