История Авиации 2001-06
Д.Кондратков - Расплавленное небо Вьетнама /Авиация в локальных войнах/ (3)
Всю ношу воздушных боев 1965г. вынесли на себе заслуженные ветераны МиГ-17, на первый взгляд не шедшие ни в какое сравнение со сверхзвуковыми американскими машинами.
Одним из существенных недостатков северовьетнамских ВВС было маленькое количество аэродромов, что серьезно уменьшало возможности маневра силами и затрудняло выход из-под ударов, а также наращивание авиационной группировки. В то же время, наличие большого количества небольших площадок, сохранившихся с времен Второй Мировой войны, позволяло эффективно организовывать истребительные засады на маршрутах американских ударных групп. Переброска авиатехники производилась с помощью советских тяжелых транспортных вертолетов Ми-6. По прибытии на место истребители тщательно маскировали.
Для того, чтобы поразить верткий МиГ-17 от американских летчиков-истребителей требовалось отменное летное мастерство. О том, каковы последствия взрыва подвесного топливного бака для вьетнамского истребителя, можно только гадать, поскольку он вполне мог вернуться на базу.
A-4E из состава VA-144 наносит удар по целям в районе Хайфона 2000-фунтовыми (907 кг) бомбами Mk.84. На подкрыльевых пилонах штурмовика висят ПТБ и блоки НАРов. Весна 1965г.
Местные жители выносят из воды обломки упавшего на мелководье разведывательного RF-8A (сер. N146826) из состава эскадрильи VPF-63 (авианосец "Корал Си"), сбитого зенитной ракетой. Пилот - лейтенант С.В.Гудвин-младший - до сих пор числится пропавшим без вести.
В небе Вьетнама нашлась работа и американским противолодочным самолетам P-2 "Нептун" и P-3 "Орион". Набитые дорогостоящей электроникой эти машины патрулировали по ночам воды Тонкинского залива, выискивая джонки и сампаны, доставлявшие оружие и снабжение повстанцам в Южный Вьетнам.
В небе Вьетнама нашлась работа и американским противолодочным самолетам P-2 "Нептун" и P-3 "Орион". Набитые дорогостоящей электроникой эти машины патрулировали по ночам воды Тонкинского залива, выискивая джонки и сампаны, доставлявшие оружие и снабжение повстанцам в Южный Вьетнам.
Хотя американские пилоты довольно быстро освоили маневр уклонения от зенитных ракет, огонь зенитных пушек, число которых стремительно нарастало, становился все более точным. Часто самолеты возвращались в полном смысле "на честном слове и на одном крыле", как, например, этот F-105. Его пилот демонстрирует размеры пробоины от попавшего в крыло снаряда от 85-мм зенитки 52-K, которые еще у немецких летчиков заслужили название "русская клизма".
Вид из кабины "дикой ласки" F-100F, пикирующего на позиции вьетнамского ЗРК.
"Скайрейдеры" наносят штурмовой удар по позициям южно-вьетнамских партизан.
Обломки "Канберр" и "Скайрейдеров" на авиабазе Бьен Хоа после серии взрывов 16 мая 1965г.
Хотя сверхзвуковые истребители МиГ-21 начали поступать на вооружение ВВС ДРВ уже в 1965г., в кампании того года они не сыграли никакой роли, а их первым трофеем стал сбитый 14 марта 1966г. американский ДПЛА "Firebee".
Успех "Супер-Сэйбров" в роли охотников за радарами вызвал появление более современных самолетов этого назначения, созданных на базе истребителей-бомбардировщиков F-105.