История Авиации 33
О.Киселев - Истребители И-16 в Зимней войне 1939-1940гг. /Страницы боевой карьеры/ (2)
Для сравнительно тихоходных, а также обладавших довольно слабыми оборонительными возможностями, разведчиков Р-5 и P-Z полеты в глубине вражеского воздушного пространства были изначально противопоказаны. Однако неумолимая логика войны диктовала свои законы, и, поскольку скоростным И-16 подчас было не с руки сопровождать армейских "следопытов", последним в качестве прикрытия выделили более подходящие И-15бис.
И-16 тип 5 из состава 25-го ИАП, ледовый аэродром Каннельярви.зима 1939-1940 гг.
И-16 тип 5 старшего лейтенанта Боруздина из состава 13-й ОИАЭ ВВС КБФ, аэродром Купля, зима 1939-1940 гг.
И-16 тип 5 старшего лейтенанта Боруздина из состава 13-й ОИАЭ ВВС КБФ. аэродром Купля, зима 1939-1940 гг.
И-16 тип 5 старшего лейтенанта Новикова из состава 13-й ОИАЭ ВВС КБФ, аэродром Купля, зима 1939-1940 гг. Большая часть вылетов 13-й ОИАЭ была направлена на обеспечение прикрытия манёвренной базы КБФ. Эскадрилья обладала достаточно внушительным потенциалом, располагая, например, 30 лётчиками, в распоряжении которых по состоянию на 20 февраля находилось 24 И-16, семь И-15бис и 11 "Чаек".
Кадры кинохроники запечатлевшие И-10 тип 5 из состава 25-го ИАП. Все самолёты на неубирающихся лыжах и на многих сдвижные фонари раннего образца.
Довольно интересный образец западного мифотворчества. Согласно информации, опубликованной в журнале "Scale aviation Modeller" (сентябрь 2006 г.) этот И-16 тип 10 в 1939г. принадлежал некоему А.Бразовцу (A.Brazovets) из 7-го ИАП. Однако, согласно имеющимся в распоряжении автора архивным документам, никакого А.Бразовца в 7-м ИАП в указанное время не было. Если подобная окраска действительно имела место (в принципе, ничего необычного в ней нет), то И-16 тип 10 с белым или желтым номером из состава 7-го ИАП мог принадлежать только лейтенату А.Я.Зуеву
По всей видимости именно так мог выглядеть И-16 тип 17 из состава 7-го ИАП, принадлежавший старшему политруку И.С.Хотилеву.
И-16 тип 10.
Убираемые лыжи появились на И-16 начиная с четырехпулеметной модификации тип 10 и пушечной тип 17. В отличие от раннего неубираемого варианта, использовавшегося на типе 5, их применение позволило минимизировать потери в скорости.
ФАБ-100 на подфюзеляжном бомбодержателе И-16 тип 24. Судя по всему, подобная конструкция была реализована и зимой 1939-1940 гт. в 7-м ИАП на И-16 тип 18.
"Фоккеры С.Х" (борт. №№ FK-99, -100, 101 и -104) из состава 3/LLv 12 на аэродроме Суур-Мерийоки в начале декабря 1939 г. Возможно, одна или несколько из этих машин приняли участие в налетах на Риеск-ярви в ночь на 23 января 1940 г. Исключение можно сделать только для третьего в ряду самолета: 4 декабря 1939 г. он разбился, вылетев на задание в плохую погоду.