Мировая Авиация 67
-
AM929 - последний из 20 LB-30B, поставленных британским ВВС в августе 1941 года. После испытаний в Великобритании самолет оснастили поисковой РЛС и пушкой, а затем передали в 120-ю эскадрилью Берегового командования.
159-я и 160-я эскадрильи стали первыми бомбардировочными эскадрильями британских ВВС, получившими самолеты Liberator Mk II (LB-30MF}. В 1942 году обе эскадрильи действовали в Африке, затем их перебросили в Индию. AL579 - самолет 159-й эскадрильи, снимок сделан в июле 1942 года, вскоре после того, как эскадрилья начала выполнять дневные и ночные боевые вылеты в Северной Африке, Италии и Греции. Обратите внимание на стрелковую установку с четырьмя пулеметами в верхней части фюзеляжа.
Английский бомбардировщик Bristol Blenheim Mk I из 113-й эскадрильи, действовавший в начале 1941 года на македонском фронте. Самолеты этого типа неплохо зарекомендовали себя, но они по всем параметрам уступали немецким машинам, что стало очевидным после вмешательства Германии в события на Балканах.
Один из трех прототипов самолета Fiat CR.33, разработанного на основе классического истребителя-биплана CR.32. Италия направила в Испанию большое количество бипланов CR.32, где они до появления у республиканцев самолетов советской конструкции успешно вели воздушные бои с устаревшими бипланами. Значительное количество самолетов CR.32 использовалось в годы Второй мировой войны.
10 января 1954г.: самолет de Havilland Comet I (G-ALYP) потерпел катастрофу в Средиземном море в районе острова Эльба; погибли все 35 человек, находившиеся на его борту.
1 сентября 1953г.: выполнена первая в мире дозаправка в воздухе реактивного самолета от реактивного самолета - заправщик Boeing KB-47B ВВС США передал топливо бомбардировщику B-47 Stratojet.
Авианосец "Энтерпрайз" (CVAN-65) заполнен вертолетами CH-53, принимавшими участие в финальной стадии эвакуации Сайгона. На борту авианосца также находились две эскадрильи истребителей Grumman F-14 Tomcat, впервые в своей карьере выполнивших полеты в зону боевых действий.
Истребители F-14 появились над Вьетнамом на очень короткий период времени и в боях участия не принимали. Две эскадрильи VF-1 и VF-2, имевшие на вооружении эти новейшие машины, прикрывали эвакуацию от возможных атак северовьетнамских истребителей. Но в этот период атак МиГов не было.
Boeing 747-200
Ан-12 заслужил репутацию самолета, способного доставлять почти любые грузы куда угодно, даже в самые глухие уголки мира. На снимке: Ан-12 привез трактор ДТ-75 в Арктику, выполнив посадку прямо на снег. Снабжением населенных пунктов на Крайнем Севере занимались как самолеты "Аэрофлота", так и военно-транспортной авиации.
Ан-12ТБ, принадлежавший базировавшейся во Внуково авиакомпании "Космос". Эта компания являлась подразделением НПО "Энергия" - ведущего разработчика и производителя космических ракет-носителей и орбитальных кораблей.
Россия с ее огромными пространствами и бездорожьем крайне зависима от воздушных перевозок. До 2000 года парк авиакомпании "Avial Aviation" насчитывал не менее 12 Ан-12, которые базировались в трех основных аэропортах Москвы.
Два Ан-12БП были доработаны в самолеты метеонаблюдения Ан-12БПТ "Циклон". В носовой части фюзеляжей на них смонтировали длинные штанги с датчиками атмосферных параметров.
Ан-12 LZ-BAB авиакомпании "Balkan Bulgarian Airlines", которая в конце 1980-х годов первой в Болгарии начала эксплуатировать эти машины. Самолет до 2002 года выполнял грузоперевозки в страны Восточной и Западной Европы.
Украинская авиакомпания "Meridian Airlines" - типичный небольшой грузоперевозчик, до сих пор использующий Ан-12. Машина выполняет рейсы в Западную Европу, снимок сделан в сентябре 2008 года в испанском аэропорту Торрехона.
Ан-12 - классический транспортный самолет. На снимке прототипа хорошо видны все отличительные признаки авиационной транспортной "классики" - вместительный фюзеляж, шасси с широкой колеей, прямое крыло, высокорасположенное хвостовое оперение. Данные особенности характерны как для военных, так и для гражданских транспортных самолетов.
Многие летчики ВВС Южного Вьетнама продолжали сражаться до конца. Буквально за несколько минут до прекращения огня этот самолет О-1 Bird Dog был сбит над Сайгоном и упал на городское здание в районе Чолон.
Полный драматизма снимок - не имея возможности посадить свой вертолет на палубу авианосца, этот южновьетнамский летчик предпочел выпрыгнуть из кабины прямо в море.
Fiat BR.20M. Самолеты BR.20M из 277-й эскадрильи 37-го полка 116-й бомбардировочной группы действовали на греческо-албанском фронте в 1940-1941 годах с авиабазы Гротталье. Самолет поднимал значительную бомбовую нагрузку, но его летные данные оставляли желать лучшего.
Авианосец "Энтерпрайз" (CVAN-65) заполнен вертолетами CH-53, принимавшими участие в финальной стадии эвакуации Сайгона. На борту авианосца также находились две эскадрильи истребителей Grumman F-14 Tomcat, впервые в своей карьере выполнивших полеты в зону боевых действий.
Тайнань - вторая база истребителей Ching-Kuo. Летом 2009 года здесь базировались три эскадрильи таких самолетов. На снимке: F-CK-1A выруливает на старт, на заднем плане - линейка истребителей Ching-Kuo на открытой стоянке.
Истребитель Ching-Kuo, дислоцированный на авиабазе Тайнань. Хорошо видны антенны комбинированной системы госопознавания APX-113(V), установленной в конце 1990-х годов.
ВВС Тайваня постоянно практикует отработку рассредоточения авиационных подразделений. На фотографии, сделанной в 2007 году, представлен самолет F-CK-1B, взлетающий с автострады.
Первый F-CK-1D поднялся в воздух 15 марта 2007 года. Первый полет самолет выполнил с установленными конформными баками.
Ching-Kuo способен нести две УР "воздух-воздух" Tien Chien 2 средней дальности. Ракеты могут подвешиваться тандемом под фюзеляжем. Их дополняют ракеты малой дальности с тепловыми головками самонаведения AIM-9 или Tien Chien 1.
Головка самонаведения УР Tien Chien 2 предположительно разработана на основе головки самонаведения фирмы "Motorola", создававшейся для ракеты AIM-120 AMRAAM, но проигравшей тендер. Самолеты модификаций C/D способны нести до четырех ракет Tien Chien 2.
Ching-Kuo всегда являлся эффективным боевым авиационным комплексом, а в вариантах C/D он стал еще более совершенным. На C/D полностью обновлено приборное оборудование кабины, установлена боковая ручка управления. На снимке: кабина F-CK-1C.
Bristol Bulldog. Появившийся в 1929 году, Bulldog предназначался для замены в британских ВВС истребителей Sopwith Snipe эпохи Первой мировой войны. Самолет Bulldog типичен для истребителей 1920-х годов. По компоновке он не сильно отличался от Snipe. На нем стоял мотор воздушного охлаждения, вооружение состояло из двух синхронных пулеметов винтовочного калибра, установленных между двигателем и кабиной. Силовой набор выполнен из металла, но обшивка - полотняная. Bulldog поставлялся на экспорт, в частности, в Швецию (изображен самолет шведских ВВС); в Финляндии несколько самолетов данного типа эксплуатировалось даже в годы Второй мировой войны.
Вертолетные перевозки в вооруженных силах Кувейта обеспечивает 32-я эскадрилья, оснащенная вертолетами AS 330F Puma. В Кувейте также эксплуатируются вертолеты AS 332B и AS 332M.
Авиации армии Пакистана было поставлено в общей сложности 30 вертолетов SA 330F/J Puma. Возможно, вертолетный парк пакистанской армии будет увеличен за счет SA 330 Puma, снятых с вооружения в ОАЭ.
Изготовленные по лицензии вертолеты IAR-330L составляют основу вертолетного парка вооруженных сил Румынии, они используются как транспортные и поисково-спасательные. Вертолеты IAR-330 SOCAT предназначены для авиационной поддержки сухопутных войск.
В 2009 году было принято решение об унификации вертолетов Puma британских ВВС путем модернизации существующего парка. Вертолеты получат новое БРЭО и двигатель Makila. В июле 2009 года британское правительство подтвердило свои намерения модернизировать все вертолеты данного типа до уровня НС Mk 2 с целью продления срока эксплуатации до 2022 года.
Вертолеты Puma армейской авиации Франции в регионе Персидского залива в 1990 году. Машины данного типа применялись в качестве транспортных, а один вертолет, оснащенный упрощенной версией радиолокационной системы Orchidee, использовался для разведки поля боя.
Puma HC.Mk 1. 33-я эскадрилья британских ВВС, дислоцированная на базе Одихэм, была переформирована в тактическую транспортную эскадрилью 14 июня 1971 года. Она первой в британских ВВС получила на вооружение вертолеты Puma HC.Mk 1 и продолжала эксплуатировать их до 2010 года. Во времена холодной войны эскадрилья входила в 38-ю авиагруппу и регулярно принимала участие в учениях на территории континентальной Европы, кроме того ее периодически перебрасывали то в Северную Ирландию, то в Белиз. Эмблема эскадрильи - голова оленя, изображенная по бортам носовой части фюзеляжа вертолета вместе с девизом "Loyalty". В 1997 году 33-ю эскадрилью перевели в Бенсон, Оксфордшир, где она базируется и сейчас.
Появление в 1934 году истребителя Поликарпова И-16 стало значительным шагом вперед в развитии мирового авиастроения. В то же время самолет обладал рядом конструктивных недостатков (открытая кабина летчика, ручной привод уборки шасси). Опыт воздушных боев в Испании выявил превосходство немецкого Bf109 над И-16.
Boeing P-26 "Peashooter". В 1933 году P-26 стал первым цельнометаллическим истребителем-монопланом, принятым на вооружение авиационного корпуса Армии США. Хотя он превосходил по скорости своих предшественников-бипланов, революции этот самолет не произвел. Развитие истребителей в других странах быстро сделало P-26 устаревшим. В Европе появились монопланы с закрытыми кабинами и убираемым шасси - Messerschmitt Bf 109 и Hawker Hurricane, выполнившие первые полеты в 1935 году. Именно эти машины задали мировой стандарт для истребителей-монопланов. В то же время самолеты P-26 ВВС Китая стали первыми в мире истребителями-монопланами, выполнившими перехват бомбардировщиков противника во время японо-китайской войны. Тогда же впервые состоялся первый воздушный бой истребителей-монопланов, в котором приняли участие самолеты P-26 и Mitsubishi А5М. P-26 использовались даже во Вторую мировую войну, а на вооружении ВВС Гватемалы они состояли до 1954 года!
14 июня 1953г.: впервые поднялся в воздух первый экземпляр тяжелого британского военно-транспортного самолета Blackburn Beverly с двигателями Bristol Centaurus 173.
Во время войны во Вьетнаме в ВВС США выявили недостаточный уровень штурманской подготовки. На основании этого у компании "Boeing" были заказаны самолеты CT-43A. Последние из них состояли на вооружении 562-й эскадрильи, авиабаза Рэндольф, Техас.
2 ноября 1954г.: истребитель Convair XFY-1, построенный по заказу ВМС США, выполнил первый переход из вертикального в горизонтальный полет и обратно.
В первые дни эвакуации использовались самолеты C-5A Galaxy, но после тяжелого летного происшествия полеты этих транспортников пришлось прекратить. Самолеты выполняли посадку на аэродроме Тан Сон Нам.
Из 1050 построенных самолетов 757-й серии на долю Model 757-300 пришлось лишь 55 заказов. По состоянию на лето 2009 года, 289-местная модификация оставалась в эксплуатации у компаний "Continental" (17 авиалайнеров), "Northwest Airlines" (16), "Condor Airlines" (13), "Arkia Israeli Airlines" (2), "Thomas Cook Airlines" (2) и "lcelandair" (1).
Boeing Model 757-200
Двухмаховый Skyrocket. 20 ноября 1953г.: Скотт Кроссфилд стал первым в мире человеком, превысившим вдвое скорость звука. На самолете НАСА D-558-2 Skyrocket (справа) он достиг скорости 2078 км/ч. Тремя месяцами ранее летчик КМП США подполковник Марион Карл установил на том же самолете абсолютный мировой рекорд высоты - 25 370 м. Карл в то время уже являлся обладателем мирового рекорда скорости полета.
Три эскадрили испанских ВВС вооружены вертолетами Super Puma (на фотографии) и Puma. Для выполнения спасательных работ по правому борту их фюзеляжей смонтированы лебедки.
Армия Испании эксплуатирует вертолеты Puma (местное обозначение HT-21, на снимке) и Cougar (HT-27).
В авиации ВМС Чили имеются вертолеты AS 332 и AS 532. На фотографии - вертолет из ударной противолодочной эскадрильи НА- 7.
В составе ВВС Сингапура есть две эскадрильи вертолетов AS 332M Super Puma/AS 532UL Cougar, закупленных в конце 1980-х - начале 1990-х годов. Вертолеты используются, прежде всего, как транспортные.
Одна эскадрилья авиации ВМС Бразилии вооружена вертолетами AS 332M Cougar, которые применяются в качестве транспортных и поисково-спасательных.
Три вертолета AS 332M1 Super Puma в 1986 году были поставлены ВВС Швейцарии, за ними в 1993 году последовало еще 12 машин более поздней постройки. На вооружении также состоят вертолеты AS 532UL Cougar.
Вертолеты Puma и Super Puma пользуются популярностью как у военных, так и у гражданских заказчиков. Данный AS 332L-1 Super Puma эксплуатируется авиакомпанией "Airlift" в малонаселенном регионе Норвегии.
AS 332 Super Puma
2 марта 1953г.: первый полет с включением установленных на законцовках крыла ПВРД Turbomeca Marbore II выполнил экспериментальный самолет Sud-Ouest SO 9000 Trident со смешанной силовой установкой из ТРД и ПВРД.
Gloster Gladiator входит в число самых совершенных истребителей-бипланов мира. Его отличает закрытая кабина летчика с радиостанцией и кислородным оборудованием. В дополнение к фюзеляжным пулеметам истребитель вооружен крыльевыми пулеметами. К началу Второй мировой войны Gladiator устарел, но эти бипланы сражались в Норвегии, Африке и Греции, принимали участие в битвах за Францию и Британию, а также в обороне Мальты.
Gloster SS.37 - прототип истребителя Gladiator. Машина разработана на базе истребителя Gauntlet. Одной из первых в мире она получила крыльевые пулеметы в дополнение к фюзеляжным.
HEAVILY ARMED: A fine Flight photograph of the Gladiator four-gun fighter (Bristol Mercury VIII). The Gloster works are now getting busy on a large order for this excellent machine.
На фотографии - истребитель Macchi МС.200 Saetta ранней постройки с относительно маломощным мотором Fiat A.74 RC.38. ВВС Италии впервые использовали истребители МС.200 в боях над Мальтой, а затем - над Грецией.
На вооружении четырех греческих истребительных эскадрилий к началу войны состоял 31 самолет. В 21-й, 22-й и 23-й эскадрильях (Mire) имелось 25 истребителей P.24F (на снимке) и Р.24G, на вооружении 24-й эскадрильи состояли шесть истребителей Bloch MB. 151.
SM.81 Pipistrello. Этот Pipistrello из 202-й эскадрильи 38-го авиаполка 40-й бомбардировочной группы действовал на греческом фронте в начале 1941 года. Несмотря на номер, SM.81 был создан раньше, чем SМ.79. В июне 1941 года на вооружении ВВС Италии состояло порядка 100 самолетов SM.81.
Swordfish Mk II. Серийный номер на самолете и маркировка эскадрильи отсутствуют, машина окрашена типично для самолетов, принимавших участие в рейде на порт Таранто в 1940 году.
Swordfish Mk II, построенный фирмой "Blackburn", в тренировочном полете с подвешенными под нижним крылом практическими бомбами. Mk II получил усиленное нижнее крыло, которое позволило увеличить массу подвешиваемого вооружения.
Swordfish садится на палубу авианосца "Смитер", апрель 1945 года. Моряки из палубной команды выполняли очень опасную работу, нередко они оказывались за пределами палубы в страховочных сетях. Особо опасной была работа на узких палубах эскортных авианосцев.
С августа 1942 года самолеты Swordfish привлекались к эскортированию северных конвоев, которые направлялись в арктические порты СССР. В суровых климатических условиях полеты выполнялись и днем, и ночью. Swordfish взлетает с заснеженной палубы авианосца "фенсер", 1944 год.
Liberator Mk VI из 355-й эскадрильи, воевавшей в Индии. Ее самолеты наносили бомбовые удары по вражеским аэродромам, нефтепромыслам и кораблям, экипажи часто выполняли полеты протяженностью в 3200 км.
В 1944-1945 годах самолеты Liberator Mk VI из 99-й эскадрильи "Madras Presidency" выполняли дальние рейды с аэродрома в предместье Калькутты, ас июля 1945 года - с Кокосовых островов в Индийском океане.
Liberator GR.Mk III (и один GR.Mk V) из 120-й эскадрильи базировались в Альдергрове, Северная Ирландия. Вплоть до середины 1944 года машины этой модификации составляли ядро патрульной авиации Берегового командования. Обратите внимание, что на самолетах установлены РЛС разных типов, отличающиеся видом и расположением антенн
"ZZ" - кодировка самолета Liberator Mk VI из 220-й эскадрильи. От B-24J модификация GR.Mk VI поставки 1944 года отличалась убираемой поисковой РЛС сантиметрового диапазона, смонтированной в фюзеляже ближе к хвостовой части.
6 октября 1954г.: первый полет выполнил прототип самолета Fairey FD.2. В марте 1956 года на нем был установлен мировой рекорд скорости - 1670 км/ч.
RC-135V использовались для выполнения широкого круга задач во время операций США и НАТО на Балканах, а в настоящее время в ходе войны с терроризмом. Часть парка RC-135 переоснащена двигателями CFM56 с увеличенной тягой и уменьшенным удельным расходом топлива.
Boeing RC-135V
3 октября 1954г.: лейтенант-коммандер Джемс Вердин на втором прототипе самолета Douglas XF4D-1 Skyray (заводской номер 124587) установил мировой рекорд скорости - 1211,49 км/ч, полет выполнялся с авиабазы Эль-Сентро, Калифорния.
Самолеты Dreamliner, изготовленные фирмой "Evergreen" на своем заводе в аэропорту Чан Кай Ши, Тайвань.
Специальные грузовые самолеты SATIC Beluga и Boeing Dreamlifter (на снимке) создавались исключительно для перевозки крупногабаритных грузов, например, авиадвигателей и секций самолетов.
После первого полета Р-8 начались летные испытания самолета, в котором, в первую очередь, заинтересованы ВМС США. Не исключается возможность экспорта Р-8 в Индию, Австралию и Канаду.
Австралийская программа "Wedgetail" столкнулась с проблемами из-за сложностей с интеграцией бортовых систем. ВВС Австралии смогли получить первый самолет только в конце 2009 - начале 2010 года, на три года позже, чем планировалось изначально.
Наиболее заметным внешним отличием самолетов серии Classic, например этого 737-400, от ранних Model 737 является измененные и немного смещенные гондолы двигателей.
Boeing 747-8 будет отличаться удлиненным фюзеляжем, доработанным крылом и более эффективной силовой установкой. Начало грузовых перевозок запланировано на 3-й квартал 2010 года, первый пассажирский самолет появится в 2011 году.
Авиакомпания "Continental" первой в марте 1998 года разместила заказ на Model 739-900ER, но главным покупателем стала "Lion Air", заказавшая 178 лайнеров.
U-2R из 4-го отряда в апреле 1980 года заходит на посадку в Милденхолле после рутинного девятичасового полета по программе "Sigint" над Европой.
На поздних U-2R крыльевые контейнеры, унаследованные от U-2 первых моделей, стали изготавливать большего объема, как на этом самолете.
Первый прибывший в Элконбари самолет TR-1A на ВПП авиабазы Кембриджшир перед взлетом, сентябрь 1983 года. К тому времени 4-й отряд уже покинул Милденхолл.
U-2R сфотографирован в мае 1976 года в районе Милденхолла. На самолете виден ложный серийный номер, такие номера наносились на самолеты 9-го стратегического разведывательного авиакрыла, размещенного в Акротири. Предположительно эта машина разбилась в конце 1977 года.
Легкие укрытия являлись непременным атрибутом аэродромов базирования самолетов U-2. Укрытия предназначались для подготовки к полету облаченных в высотно-компенсирующие костюмы летчиков.
Обозначение TR-1 появилось для того, чтобы новые задания по тактической разведке не вызывали ассоциации со сверхсекретными миссиями самолета-шпиона U-2. Член Объединенного комитета начальников штабов генерал Дэвид Джонс заметил: "Мы надеемся стереть клеймо шпиона с этого самолета". Генералу возразил глава подразделения "Skunk Works": "Пресса все равно называет TR-1 самолетом-шпионом".
Обозначение Liberator С. Mk IX в британских ВВС получила транспортная модификация RY-3 американского самолета Privateer. Эти машины эксплуатировала 45-й группа Транспортного командования на маршрутах между Великобританией, Канадой и Дальним Востоком.