Мировая Авиация 127
-
Последний Су-7 официально сняли с вооружения ВВС Польши в июне 1990 года. С июня 1964 года Польша получила шесть Су-7БМ (на снимке), 31 Су-7БМК и восемь Су-7УМК. На закате карьеры Су-7 использовались для обучения и тренировок летчиков истребителей-бомбардировщиков с крылом изменяемой стреловидности Су-20 и Су-22М.
Прототип Су-7БМ демонстрирует впечатляющий ударный потенциал - на внешней подвеске большое количество неуправляемых ракет.
Чтобы разместить заднюю кабину на Су-7УМ, в фюзеляж "боевого" Су-7 сделали вставку длиной 300 мм.
В Советском Союзе и России Су-7 летали до 1990-х годов, последние летные экземпляры использовались для различных экспериментов в ЛИИ им. Громова. На фотографии - летающая лаборатория Су-7ЛЛ, предназначенная для испытаний катапультных кресел и модернизированная из спарки Су-7УМ. Экспериментальные катапультирования осуществлялись из задней кабины.
Конкурс АХ. Май 1972г.: оба конкурента по программе AX (Attack Experiment) ВВС США выполнили первые полеты. Fairchild YA-10 (фото) поднялся в воздух на базе Эдвардс 10 мая, 30 мая также на базе Эдвардс выполнил первый полет Northrop YA-9. ВВС США требовался самолет непосредственной авиационной поддержки, способный нести большое количество вооружения. В январе следующего года победителем конкурса объявили "Fairchild", на вооружение A-10 был принят в 1975 году.
Teh first prototype Fairchild Republic A-10A close-support aircraft (two General Electric TF34 turbofan engines)
Средние бомбардировщики Douglas A-20 из американской 9-й ВА наносят удар по позициям Вермахта в районе границы с Германией.
Bf 109G-14. Несколько групп получили на вооружение вариант Bf 109 с более мощным мотором D6 605AM и обеспечивающим лучший обзор назад фонарем Галланда. Изображен самолет хорватской эскадрильи, который осенью 1944 года базировался в Эйхвальде.
Немцы сражались отчаянно, но поздней осенью 1944 года в небе северо-западной Европы не осталось места для пилотов Люфтваффе. На фотографиях - американский истребитель сбивает Fw 190.
Thunderchief FH-343 принимает топливо от заправщика KC-135A Stratotanker. На F-105D стояли топливоприемники двух типов, что позволяло выполнять прием топлива как от самолетов, оборудованных шлангами (KB-50J), так и от заправщиков со штангами.
26 апреля 1972г.: началась эксплуатация Lockheed L-1011 TriStar компанией "Eastern Air Lines".
Летчик Spitfire подвел крыло своего истребителя под крыло V-1 с целью вывести самолет-снаряд из равновесия. Истребители сбили 1847 ракет V-1, зенитчики - еще 2000.
21 января 1972г.: первый полет палубного противолодочного Lockheed S-3A Viking (Мариэтта, штат Джорджия).
N7771 стал вторым Boeing 777, который поднялся в воздух (первый полет состоялся 12 июня 1994 года). Самолет остался в собственности "Boeing" и использовался для испытаний и рекламы.
Boeing 777-300 стал не только самым вместительным в семействе, но и послужил базой для создания уникального Boeing 777-300ER.
"British Airways" эксплуатирует 777-200 и 777-200ER. Изначально она закупала самолеты с американскими двигателями CE90, но затем заказала 16 Boeing 777-200ER с двигателями Rolls-Royce Trent 800.
Два из пяти 777-200 "Cathay Pacific Airways" использовались для сертификации и эксплуатационных испытаний двигателей Trent, сертификат получен в апреле 1996 года.
В 2010 году наиболее многочисленными из летающих 777-200 были -200ER, способные перевозить тоже количество пассажиров, что 777-200, но на 3200 км дальше. "Egyptair" эксплуатирует пять 777-200ER с двигателями PW4000.
Компания "Emirates" эксплуатирует все три базовых варианта 777. На снимке - первый из четырех 777-300, взятых ею в лизинг (получен в ноябре 1999 года). Все 777-200/200ER/300 оснащены двигателями Trent.
DC-6B - бестселлер в семействе "Six" На фотографии - самолет в демонстрационной заводской окраске, NX90809 - один из первых серийных бортов.
Будучи предшественником турбовинтовых и реактивных авиалайнеров, DC-6 пользовался популярностью как грузовой самолет, в 2010 года один самолет (на фотографии) числился в реестре "Atlantic Airlines" (ранее "Air Atlantique"), зарегистрированной в Великобритании. Бельгийская "Sabena" конвертировала два своих DC-6B в грузовой вариант с отклоняемой хвостовой частью фюзеляжа.
DC-6B (данный самолет был построен для "North American Airlines" в 1955 году и el 957 году передан в "Trans American") мог оснащаться четырьмя 18-цилиндровыми моторами P&W Double Wasp R-2800-CB16 или -CB17 взлетной мощностью 2400 л. с. или 2500 л. с.
В Северной Америке и Франции DC-6 использовались для тушения пожаров. Больше всего таких самолетов имелось в канадской "Conair", в 1999 году ее парк насчитывал семь машин.
New Jersey (N90706) - флагман "American Airlines", это 13-й самолет DC-6, сошедший со сборочной линии завода в Санта-Монике. Снимок сделан на торжественной церемонии ввода в эксплуатацию DC-6 в 1947 году, в кадре также самолет "United Airlines".
"Swissair", KLM, SABENA, SAS и "Alitalia" в числе первых европейских авиакомпаний приобрели DC-6. Датский авиаперевозчик "Sterling" закупил DC-6 на вторичном рынке в начале 1960-х годов.
Операция "Pipesmoke". На пике войны 22 подразделения Армии США во Вьетнаме были вооружены CH-47, они выполняли самые разные задания, включая эвакуацию сбитых самолетов и вертолетов, - такие задания назывались "Pipesmoke". На протяжении всей войны CH-47 оставался основным средством эвакуации тяжелой техники. CH-47 вывезли около 11500 летательных аппаратов и сэкономили США примерно 3 млрд долларов. На фотографии - CH-47 перевозит UH-1.
В эксплуатации. Первым серийным вариантом Thunderchief стал F-105B, изображенный на рисунке в окраске 355-й тактической истребительной эскадрильи 4-го тактического истребительного авиакрыла, авиабаза Сеймур-Джонсон, штат Северная Каролина, август 1958 года. В силу сложности самолета и проблем с его постройкой довести 355-ю эскадрилью до штатной численности в 18 машин удалось только за 10 месяцев. Проще всего отличить F-105B по небольшому радиопрозрачному обтекателю в носовой части фюзеляжа.
Два F-105B из 36-й тактической истребительной эскадрильи сфотографированы на авиабазе Морон, Испания, перед вылетом на учебный перехват воздушной цели. Хотя "Thud" виделся, прежде всего, бомбардировщиком, эти самолеты вооружены УР AIM-9 Sidewinder.
F-105B из 355-й эскадрильи. Окраска - цвет натурального металла, носовая часть фюзеляжа и полосы на киле - темно-зеленые. Предкрылки выпущены для улучшения маневренности на малых скоростях. Сбрасываемые 1703-л баки стали стандартными для F-105.
Полностью загруженный бомбами FH-173 выполняет рекордный полет. Самолет поднял в воздух почти 6 т бомб - больше, чем любой однодвигательный самолет того времени.
The F-105D was produced in greater quantities than the B, and became the workhorse of the Air Force in North Vietnam. It is seen with a massive load of ordnance comprising 16 750lb bombs - three times the load carried by a B-17.
36-е тактическое истребительное авиакрыло, дислоцированное в ФРГ на базе Битбург, перевооружили на F-105D к 12 мая 1961 года. За ним перевооружили 49-е авиакрыло из Шпангдалема. Самолеты с базы Битбург выполняют полет в сомкнутом строю, на переднем плане - 60-0464. Полосы на килях красного, голубого и желтого цветов.
2 июня 1972г.: спасательный вертолет HH-53 ВВС США эвакуировал капитана Роджера Лочера, чей F-4 был сбит 23 сутками раньше.
Лейтенант Гэри Б. Роуш из 242-й вертолетной роты поддержки десанта "Muleskinners" позирует на фоне своего CH-47. Во Вьетнаме Роуш налетал 942 часа в боевых вылетах и выполнил 3000 посадок.
На правом пилоне ганшипа ACH-47A подвешен контейнер XM 18 с 7,62-мм пулеметом, на левом - блок 70-мм НАР XM 159, на обоих пилонах также смонтировано по одной 20-мм пушке. Вертолет на момент съемки сохранил исходную окраску глянцевого грязно-оливкового цвета и полноцветную хорошо заметную маркировку.
Бойцы 1-й кавалерийской (аэромобильной) дивизии разгружают CH-47A, выполнивший посадку на вершине горы.
Грубоватые американские солдаты вертолету Chinook дали созвучное прозвище "Shithook". CH-47 стал истинным подарком для дивизий Армии США, только он мог быстро доставить большое количество грузов в удаленные районы.
Летчики удерживают CH-47A в режиме висения, пока "зеленые береты" карабкаются в вертолет по веревочной лестнице. Вертолеты немногих типов могли длительное время находиться в режиме висения в условиях жаркого и влажного климата Вьетнама.
Пересеченная местность Вьетнама сильно затрудняла снабжение разбросанных в горах опорных пунктов. На фотографии - разгрузка зависшего над горой CH-47B, земли касаются только задние колеса вертолета.
Самолет получил прозвище "Longhorn" за характерную ферменную конструкцию, шедшую от основных опор шасси и поддерживавшую стабилизатор, вынесенный далеко вперед.
THE MAURICE FARM AN "LONGHORN": The front elevator was held to give the pilot a very useful datum line from which to judge the attitude of his machine.
21 июня 1972г.: поднялся в воздух самый продаваемый вариант DC-10 - серия 30. Он оснащался двигателями CF6-50A и также строился в грузовом варианте.
28 октября 1972г.:"Airbus" с 300-местным A300B1 нарушил доминирование американских авиапроизводителей на рынке магистральных пассажирских самолетов.
First prototype Airbus A-300B1 short/medium-range transport aircraft
Конкурс АХ. Май 1972г.: оба конкурента по программе AX (Attack Experiment) ВВС США выполнили первые полеты. Fairchild YA-10 поднялся в воздух на базе Эдвардс 10 мая, 30 мая также на базе Эдвардс выполнил первый полет Northrop YA-9 (фото). ВВС США требовался самолет непосредственной авиационной поддержки, способный нести большое количество вооружения. В январе следующего года победителем конкурса объявили "Fairchild", на вооружение A-10 был принят в 1975 году.
5 февраля 1972г.: НАСА и "de Havilland Canada" модернизировали C-8A Buffalo в экспериментальный самолет КВП.
Испытания первого опытного образца VAK 191B на пьедестале
30 ноября 1972г.: ФРГ отказалась от продолжения работ по экспериментальному истребителю вертикального/короткого взлета и посадки VFW-Fokker VAK 191B.
2 июня 1972г.: впервые двухдвигательный 10-местный Aerospatiale SA 360 Dauphin выдал заказчикам требуемые скорость и комфорт.
Учебный вариант, F-105F, представлял собой удлиненный F-105D с вертикальным оперением увеличенной площади для компенсации смещения центра тяжести.
Spitfire Mk XIV с мотором Griffon был способен перехватывать германские самолеты-снаряды. В борьбе с V-1 принимала участие 610-я эскадрилья. На изображенном самолете летал сквадрон-лидер Р. А. Ньюбари, сбивший семь V-1.
Прототип С-1 выглядел лаконично и не отличался особой сложностью. Конструкторам пришлось много потрудиться, чтобы превратить его в Су-7.
Среди летчиков ВВС Индии Су-7 во время войны с Пакистаном в 1971 году приобрел репутацию чрезвычайно эффективного оружия. Примерно 150 Су-7БМК принимали участие в этой войне. Ими было вооружено семь эскадрилий, пять из которых действовали на Западном фронте. Особенно активна была 221 -я эскадрилья, наносившая удары по пакистанской авиабазе Тезгаон в предместье Дакки и по аэродрому в Джессоре. Потери составили 19 Су-7.
Су-7БМК индийских ВВС, хорошо видны установленная в корневой части крыла 30-мм пушка НР-30 и приоткрытые перепускные створки воздухозаборника. Обратите внимание на место установки штанги ПВД, после начала серийного производства ее сместили в положение примерно "на 10 часов".
Два Су-7 из 32-й эскадрильи ВВС Индии в специальной окраске. На внешних подкрыльевых пилонах обоих истребителей-бомбардировщиков подвешены блоки НАР УБ-16-57УМП, под фюзеляжами - два ПТБ, впервые подфюзеляжные баки появились на Су-7БМ.
Техническое обслуживание польских Су-7БМК. На переднем плане - техники устанавливают в отсек тормозные парашюты; на Су-7БМК использовались два тормозных парашюта. В НАТО все одноместные Су-7 именовались "Fitter-A", а спарки Су-7УМ - "Moujik". Из экспериментальных Су-7 можно отметить Су-7УМ, который в 1968 году был доработан в летающую лабораторию 100ЛДУ, привлекавшуюся к программе создания самолета Т-4.
Боевое применение Су-7 ВВС Египта. ВВС Египта (до 1971 года Египет именовался как Объединенная Арабская Республика - ВВС ОАР) использовали Су-7 в нескольких арабо-израильских войнах. Первый раз - в Шестидневной войне 1967 года, последний - в войне Судного дня 1973 года.
The Su-7BMs, one of the latter seen here taking-off from Bilbeis AB, is expected to be restored to full operational capability
Су-7БМК. Изменения в 1964 году в советской военной доктрине привели к неожиданному для Западной Европы появлению на вооружении польских ВВС истребителей-бомбардировщиков Су-7. Официально именуемый истребителем-бомбардировщиком (обычно эту задачу в ВВС Польши решали Lim-6bis, лицензионный вариант на базе МиГ-17Ф), Су-7 стал первым самолетом польских ВВС, способным нести ядерное оружие. Подобные самолеты авиации стран Организации Варшавского договора предназначались для нанесения ударов по целям, расположенным "где-то в Западной Германии".
Су-7БКЛ
F.222.1 из 2-й эскадрильи I бомбардировочной группы 15-й бомбардировочной эскадры ВВС Франции (Реймс-Курси, май 1940 года).
Подобно бомбардировщику NC.223.3, NC.223.4 имел сужающееся в плане крыло большого удлинения, двигатели также были установлены на подкосах. Аэродинамика носовой части фюзеляжа облагорожена, увеличена площадь поверхностей хвостового оперения.
На смену He 59 пришел He 115, который использовался для выполнения второстепенных задач, в частности поисково-спасательных. На снимке - экипаж бежит к своему самолету: быстрота реагирования - важнейший фактор для успешного выполнения поисково-спасательных заданий.
Можно представить, каково приходилось членам экипажа в открытых кабинах при выполнении маловысотных полетов над Балтикой в зимнее время. С другой стороны, они обеспечивали отличный обзор, что крайне важно при поиске летчиков, сбитых над морем, или моряков с потопленных кораблей и судов.
"Heinkel" возлагала на He 59 большие надежды, на момент создания он являлся самым крупным самолетом, спроектированным на фирме Эрнста Хейнкеля.
На снимке - один из первых He 59B-1, переданных летом 1934 года в коммерческую летную школу Deutschen Verkrsfliegerschule в Листе, являвшуюся тайным училищем морской авиации.
На самолет нанесены опознавательные знаки в виде красных крестов и гражданская регистрация, но эта маркировка нелегальна. Истребители британских ВВС сбили несколько таких "волков в овечьей шкуре".
Второй прототип He 59 (He 59a) был оснащен колесными шасси и поступил на испытания в сентябре 1931 года. Все его первые испытательные полеты состоялись в Советском Союзе. Он остался единственным He 59 с колесным шасси.
SNCAC NC.470 предназначался, прежде всего, для обучения экипажей гидросамолетов.
Первый полет Farman NC.470 выполнил в варианте с колесным шасси, стойки основных опор с одинарными колесами крепились к мотогондолам в местах крепления поплавков.
Faucett F-19 - подкосный высокоплан смешанной конструкции с хвостовым оперением обычного типа. Предусмотрена возможность установки как колесного, так и поплавкового шасси.
Phantom с ЭДСУ. 29 апреля 1972г.: прототип YRF-4C оборудован экспериментальной электродистанционной системой управления. Известный как F-4 PACT (Precision Aircraft Control Technology), демонстратор выполнил первый полет 29 апреля. С работающей в полном объеме ЭДСУ самолет выполнил первый полет только в январе следующего года.
11 августа 1972г.: будучи полной противоположностью F-15, F-5E представлял собой легкий, маневренный, но вместе с тем простой и эффективный многофункциональный истребитель.
Tornado ADV. Саудовские ADV отличались от британских F.Mk 3 лишь в деталях и несли аналогичное вооружение из УР AIM-9L/SkyFlash. Саудовские Tornado первыми получили РЛС Foxhunter (этап 1).
Авиакрыло Лиминг: Авиабаза в Северном Йоркшире получила F.Mk 3 второй; первые самолеты поступили в 11-ю эскадрилью (на фото, сформирована 1 июля 1988 года). Формирование 23-й эскадрильи завершилось 1 ноября 1988 года, 25-й - 1 октября 1989 года. В рамках сокращения бюджета 23-ю эскадрилью расформировали 28 февраля 1994 года, в 1996 году ее воссоздали как эскадрилью ДРЛОиУ (E-3 Sentry). 11 -я эскадрилья сегодня вооружена Typhoon и дислоцируются в Конингсби. 25-я эскадрилья расформирована в апреле 2008 года.
Авиакрыло Конингсби: 29-я эскадрилья первой к 1 апреля 1987 года была полностью перевооружена на F.Mk 3, все крыло перевооружилось к 1 января 1988 года - последней стала 5-я эскадрилья (на фото). Из-за сокращения бюджета одна из двух эскадрилий подлежала расформированию, ей стала 29-я эскадрилья - ее расформировали 31 марта 1999 года, но восстановили в 2003 году как отряд для подготовки летчиков Typhoon. 5-ю эскадрилью расформировали в 2003 году, а 2004 году на ее базе создали подразделение "Sentinel" на базе Уоддингтон.
Самолеты из Конингсби. На переднем плане - F.3 из испытательного отряда OEU, за ним - Tornado из 56-й (резервной) эскадрильи. Третий перехватчик - из 5-й эскадрильи. К моменту выполнения снимка 29-я эскадрилья уже была расформирована. В 2008 году в Конингсби не осталось ни одного Tornado F.Mk.
Италия - ВВС (Aeronautica Militare Italiana, AMI). В ситуации, когда перехватчики F-104S устарели, а принятие на вооружение Eurofighter затянулось, ВВС Италии 17 ноября 1993 года подписали соглашение о лизинге сроком на пять лет 24 F.Mk 3, которые в британских ВВС считались излишними. Самолеты оставались собственностью британских ВВС и в случае необходимости подлежали в кратчайший срок возвращению Великобритании. Первые 12 самолетов заменили F-104S в 12-й группе истребителей-перехватчиков 36-го полка летом 1995 года. Самолеты второй партии поступили в 21-ю группу истребителей-перехватчиков 53-го полка. Вскоре 21-я группа была передислоцирована в Джоя-дель-Колле, став частью 36-го полка, - все итальянские Tornado сосредоточились на базе Новара/Камери, с которой они вылетали для участия в операции "Allied Force" (на снимке). В 2002-2004 годах Tornado вернули Великобритании, на смену им пришли 34 взятых в лизинг F-16.
Экипажи Tornado саудовских ВВС проходили подготовку в Конингсби вместе с британскими летчиками. Саудовский заказ включал шесть самолетов с полностью дублированным управлением при сохранении всех боевых возможностей базовой модели. Органы управления во второй кабине были рудиментарными.
Farman F.130 представлял собой одномоторный вариант Goliath, но мощности одного мотора для столь большого самолета не хватало - летные данные оказались неудовлетворительными.
Летчик F.170 размещался в открытой кабине. На фотографии - самолет "Soc. Generate de Transports Aeriens", позже проданный Испании.
Сохранив множество конструктивных особенностей, характерных для "Farman", F.180 отличался улучшенной аэродинамикой. Главным недостатком самолета стали шасси с узкой для столь тяжелого самолета колеей. В носовой части фюзеляжа установлены две посадочные фары.
Больше чем на половине всех самолетов серии F.190 стояли моторы Titan, другие варианты встречались реже. На снимке - F.198.
От бомбардировщика F.222 транспортный Farman F.224 внешне отличается, прежде всего, двухкилевым хвостовым оперением и более высоким фюзеляжем, в котором можно было разместить до 40 пассажиров. "Air France" отказалась от самолета по причине проблем с силовой установкой и из-за потребности в ВПП очень большой длины. Но ВВС Франции приняли на вооружение F.224 в качестве десантно-транспортного.
Как авиалайнер F.224 заказчика не удовлетворил, но в варианте F.224TT (на снимке) поступил на вооружение ВВС Франции.
Самолеты серии F.270 унаследовали конструктивно-компоновочные особенности семейства F.60, но аэродинамику на F.270 несколько облагородили.
Farman F.271 проходил испытания и с поплавковым шасси, в серию самолет не передавался - был построен единственный прототип.
Семейство Farman F.300 стало ответом Франции на потребность мирового сообщества в авиалайнере средней дальности с умеренными характеристиками, но высокой надежностью, достигнутой использованием трех двигателей.
Странный на вид, с каким-то сочетанием угловатости и элегантности, F.350 стал одним из первых в мире туристских самолетов.
Farman F.400 сохранил традиционную для фирмы деревянную конструкцию, но его аэродинамика улучшилась за счет использования сужающегося в плане свободнонесущего крыла. На фотографии, сделанной во Франции в 1930-е годы на одном из авиашоу, запечатлен F.402.
Farman F.420 являл собой интересный тип "переходного" от биплана к моноплану самолета. Аэродинамика самолета более-менее современна для того времени, но цельнодеревянная конструкция была уже устаревшей даже в тот период. В гондоле под носовой частью фюзеляжа размещен один из трех воздушных стрелков.
The Farman (two 800 h.p. Mistral Majors);
В начале и середине 1920-х годов популярной была идея использования ультралегкого самолета как "воздушного автомобиля". Одним из таких "автомобилей" и был Farman Moustique, сочетавший передовую компоновку моноплана с расчалками и использование аэродинамических профилей крыла времен Первой мировой войны.