Мировая Авиация 147
-
681-я эскадрилья британских ВВС, дислоцированная в Дум-Дум (предместье Калькутты, Индия), в сентябре-декабре 1943 года летала на Mosquito PR.Mk IV и Mk IX, после чего передала их 684-й эскадрилье. В феврале 1944 года прибыли первые Mk XVI, включая и этот самолет (NS787/M), вероятно сфотографированный на аэродроме Дум-Дум.
Первый прототип XF-104 во время вылета по программе летных испытаний, авиабаза Эдвардс. На носовой части и киле видны логотипы компании "Lockheed". Вместо концевых топливных баков можно было подвешивать УР Philco Sidewinder.
Первый предсерийный YF-104A, присоединившийся к опытному самолету XF-104A, занятому в летных испытаниях. YF-104A уже оснащался двигателем J79-CE-3A.
Облаченный в высотно-компенсирующий костюм летчик-испытатель позирует на фоне первого XF-104. Широкой общественности самолет показали только 17 апреля 1956 года - два года спустя после первого полета. Видны закрытые воздухозаборники.
Восьмой серийный F-104A Starfighter (56-0737) был оставлен на авиабазе Эдвардс для проведения испытаний. Первой F-104 получила 20 февраля 1958 года 83-я истребительная эскадрилья ПВО.
NF-104A, оснащенный ракетным ускорителем Rocketdyne, предназначался для отработки космонавтами и летчиками-испытателями полетов на больших высотах в условиях невесомости. Три NF-104A были переданы Командованию ПВО США, а затем - Аэрокосмической школе летчиков-исследователей на авиабазе Эдвардс.
В последние три года войны Hawker Hurricane стал едва ли не самым востребованным самолетом британских ВВС. Самой распространенной версией был Mk IIC, имевший четыре 20-мм пушки и большой запас топлива.
Самолет Nakajima Ki-44 был эффективнее других японских истребителей и доставил немало хлопот противнику. Изображенный Ki-44-IIb принадлежал командиру 85-го авиаполка, базировавшегося в 1944 году в китайском Кантоне (ныне Гуанчжоу).
Spitfire из 607-й эскадрильи "County of Durham" запечатлены на аэродроме в Импхале - на заднем плане можно видеть, как B-25 из ВВС Армии США готовятся к вылету на задание. После завоевания господства в воздухе Spitfire были переориентированы на роль истребителей-бомбардировщиков для поддержки союзных войск в Бирме.
Одной из самых знаменитых противокорабельных ракет стала французская ПКР Exocet - на фотографии изображен пуск ракеты штурмовиком Super Etendard. Вооруженные именно такими ракетами аргентинские Super Etendard потопили в 1982 году британские эсминец "Шеффилд" и авиатранспорт "Атлантик Конвейер".
Bristol Beaufighter Mk X, прозванный японцами "Whispering Death" ("Шепчущая смерть"), был особенно эффективен при "работе по земле" с малых высот.
Первый EA-6A дозаправляется от A-6A во время своего первого полета. Самолет не имел воздушных тормозов на законцовках крыла, но хорошо отличим по килевому обтекателю для антенн комплекса ALQ-86.
Hercules является одним из самых известных и успешных военных самолетов в истории мировой авиации, причем даже старые Lockheed C-130 Hercules по-прежнему востребованы
Все старые C-130 оснащены четырехлопастными воздушными винтами марки Hamilton - за исключением одного C-130H, привлекавшегося к испытанию восьмилопастного воздушного винта для LC-130. Новые C-130J оснащаются модернизированными воздушными винтами Dowty R391, изготовленными из композитов и имеющими серповидную форму.
Один из самых известных Hercules принадлежит пилотажной группе "Blue Angels"- это изображенный C-130T "Fat Albert" (фотография датирована 2009 годом). Надежная конструкция C-130 позволяет заказчикам эксплуатировать его с высокой интенсивностью. К сожалению, главный конструктор самолета Уиллис Хокинс умер в 2004 году.
MC-130P Combat Shadow предназначены и для дозаправки в воздухе самолетов и вертолетов сил специальных операций. 17-я эскадрилья специального назначения, дислоцированная на авиабазе Кадена, Окинава, - одна из трех эскадрилий Командования специальных операций ВВС США, вооруженная такими машинами. На фотографии - MC-130P готовится к заправке CH-47 над Кореей.
MB-339 выполняет пуск ракеты Marte 2A. Вариант ракеты, предназначенный для вертолетов, дополнительно оснащен ускорителем.
Конвертоплан CV-22 Osprey принимает топливо от MC-130P Combat Shadow из 67-й эскадрильи специального назначения, Мали, конец 2008 года. Самолет C-130 поступил на вооружение на 53 года раньше, чем конвертоплан V-22.
356-я эскадрилья дислоцировалась в Салбони (Индия) с января 1944 года по июль 1945 года, решая задачи по штурмовке японских позиций, а также выполняя метеоразведку.
Французские ВВС приобрели 241 самолет Mystere IVA, из которых 225 были оплачены правительством США. Mystere IVA сначала поступили во 2-ю, 5-ю и 12-ю истребительные эскадры (сфотографирован самолет из 2-й эскадрильи "Cornouailles" 12-й эскадры), а чуть позже - в 7-ю и 8-ю истребительные эскадры в Северной Африке, где они использовались больше как истребители-бомбардировщики. Самолеты также поступили в учебные подразделения - в 312-ю группу (эксплуатировались до 1976 года) и в 314-ю группу (до 1961 года дислоцировалась в марокканском Мекнесе), летавшую на них до 1973 года.
EA-6B ICAP-II (Block 89) Prowler. Изображен самолет из 134-й эскадрильи РЭБ "Garudas", входившей в состав корабельного авиакрыла авианосца "Рейнджер" до его вывода из боевого состава флота 10 июля 1993 года. Однако 134-я эскадрилья несет службу и сегодня.
Основным эксплуатантом EA-6A стала авиация КМП США - вооруженные новой машиной 1-я и 2-я смешанные разведывательные эскадрильи принимали участие в войне во Вьетнаме. Изображенный самолет принадлежит 2-й эскадрилье РЭБ авиации КМП США, сформированной в 1975 году путем слияния всех подразделений с самолетами EA-6A.
Несмотря на принятие на вооружение новых EF-18G, проверенный Prowler остается основным самолетом РЭБ американских Вооруженных сил.
Данный самолет, сер. № 156482, входил в число пяти предсерийных машин и использовался в программе испытаний. Здесь он изображен во время испытаний по программе ADVCAP. Отличительные его особенности - утолщение в нижней части килевого обтекателя и наличие дополнительных антенн.
В 1967 году компания "Grumman" переоборудовала A-6A Intruder (сер. № 149481) в демонстратор EA-6B, совершивший первый полет 28 мая 1968 года.
По сравнению с DH-2 самолет DH-3 (на фотографии) имел в верхнем крыле вырез для лучшего сектора обстрела пулемета, установленного в кабине наблюдателя.
Первоначально Marut рассматривался в качестве истребителя-перехватчика и должен был оснащаться РЛС Ferranti AIRPASS и нести вооружение на четырех подкрыльевых узлах подвески. Однако самолет приняли на вооружение как истребитель-бомбардировщик.
На фотографии - Kiran Mk 1, цельнометаллический моноплан с прямым крылом и турбореактивным двигателем.
Самолет HAOP-27 представлял собой улучшенный вариант строившегося по лицензии компанией HAL самолета Aeronca Sedan.
HAL HAOP-27 Krishak Mk 2.
Успех R22 позволил Робинсону приступить к разработке четырехместного вертолета R44. После его вывода на рынок в 1992 году было продано более 3000 машин.
Заручившись в 1997 году поддержкой со стороны ряда крупных бизнесменов, компания смогла организовать первый кругосветный перелет для поршневого вертолета - в качестве рекордсмена выступил R44 Astro G-MURY.
R44 Police - это специализированный полицейский вертолет, отличающийся наличием блистеров и возможностью установки специального дополнительного оборудования, включая полицейские радиостанции и громкоговорители, сирену, прожектор Spectrolab SX-5E Starburst, ИК-камеру Inframetrics IRTV445G или Wescam 12DS на гиростабилизированной платформе, а также ТВ-камеру (монтируется на платформе в носовой части). Вертолет получил сертификат в июле 1997 года, первая поставка была осуществлена полиции Саут-Бей, Лос-Анджелес, штат Калифорния.
Вслед за R22 Mariner появился и поплавковый вариант R44, названный Clipper, он также имеет коррозионно-стойкую конструкцию. Сертификат машина получила 12 июля 1996 года. Вертолет способен выполнять длительные полеты над водной поверхностью, причем он оснащен специальными фарами, что позволяет безопасно эксплуатировать его и ночью. Масса пустого вертолета выросла на 23 кг, а скорость полета упала на 16 км/ч. В ценах 1999 года стоимость базового R44 Clipper составляла 293 тысячи долларов.
Nakajima Ki-49 не оправдал надежд японского командования и не смог завоевать превосходство в воздухе. Данные Ki-49 из 3-й эскадрильи 95-го авиаполка летом 1944 года воевали в небе над северо-восточным Китаем.
Простота в пилотировании и обслуживании сделали вертолет R22 чрезвычайно популярным у владельцев летных школ, особенно в США и Великобритании.
R22 - идеальная машина для частных владельцев, поскольку отличается очень низкими эксплуатационными расходами. На сегодня продано уже более 4000 вертолетов.
Президент компании Франклин Д. Робинсон (справа) спроектировал R22 в 1973 году, а его первые поставки были начаты в 1979 году. На снимке - передача 1000-го вертолета R22 заказчику.
Специальные R22. Вертолет R22 Agricultural (фото) оснащен комплектом для распыления Apollo Helicopter Services DTM-3: емкость бака, крепящегося внизу к шасси при помощи четырех болтов, - 151 л, а длина штанги распылителя - 7,31 м. Установка всего комплекта требует порядка пяти минут, причем это может сделать всего один человек и без каких-либо специальных инструментов и оборудования.
Специальные R22. В отличие от многих легких вертолетов, R22 был модифицирован для эксплуатации с водной поверхности. Первые такие R22 Mariner были предназначены для эксплуатации с рыбацких траулеров, ведущих лов тунца у побережья Мексики и Венесуэлы. В 1996 году поставлены 12 вертолетов, после чего появился модифицированный R22 Mariner II (фото), имевший больший резерв мощности. Конструкция вертолета - коррозионно-стойкая, шасси - поплавковое (в распоряжении летчика - манометр контроля давления в поплавках), но с дополнительными колесами для обслуживания на земле.
Самолет Pushpak фактически был немного усовершенствованным Aeronca Model 11 Chief, строившимся по лицензии.
В отличие от самолета GII модель GIII была создана "с чистого листа" и имела законцовки-винглеты, повысившие летные характеристики машины.
Первый самолет GII был передан компании "National Distillers and Chemical Corporation" (Нью-Йорк). На фотографии представлена модификация Gulfstream II-B.
Gulfstream Aerospace Gulfstream III
Gulfstream Aerospace Gulfstream II
Ночной истребитель Mystere. На базе M.D.452 Mystere II был создан оснащенный РЛС опытный двухместный M.D.453 Mystere III "Mystere de Nuit", отличавшийся воздухозаборниками по типу M.D.450-30L и совершивший первый полет 18 июля 1952 года.
Высокая аварийность самолета не стала помехой для командования ВВС Индии, принявшего на вооружение и длительное время эксплуатировавшего HT-2, - на его счету почти 40 лет службы, чему может позавидовать любой самолет.
Данный Mystere IVA, принадлежащий 2-й учебной эскадрилье 8-й эскадры, в июле 1981 года получил специальную окраску - в стиле окраски самолетов Ouragan пилотажной группы 4-й истребительной эскадры, дислоцированной в 1956 году в Бремгартене.
Самолеты Mystere IVA 1-й эскадрильи "Saintonge" 8-й учебной эскадры несли на киле эмблемы старых эскадрилий - 4C-1 (желто-черный лев) и 3C-2 (черная стрела в обрамлении красных крыльев). Учебная часть, дислоцированная в Казо, перевооружилась с Mystere IVA на Alpha Jet в 1979-1980 годах.
Mystere IV появился сначала в виде экспериментального варианта Mystere II. Самолет, обозначавшийся тогда M.D.452 Mystere IV 01, предназначался для испытания нового крыла.
Высокие летные характеристики Mystere обеспечивались многими факторами, в том числе и стреловидным крылом. Оно появилось еще на Mystere IIC и имело стреловидность по линии 1/4 хорд 30°, достигнув 38° на Mystere IVA и 45° на Super Mystere В2 (как и на North American F-100). В то же время относительная толщина профиля крыла уменьшилась с 9% на IIC до 7,5% на варианте IVA и до 6% на модификации SMB2. Mystere IVA также имел полностью управляемый стабилизатор. На фотографии - ранний IVA из 12-й истребительной эскадры, дислоцированной в Камбре и перевооруженной на них в 1955 году.
В 1952 году специалисты ВВС США, в том числе знаменитый Чак Йегер, изучили варианты Mystere, Mystere II и Mystere IV, оснащенный двигателем Тау. Последний вариант произвел впечатление на американцев, и Вашингтон принял решение профинансировать 225 французских IVA.
Mystere IVA начали списывать в 1973 году - первой их сменила на Jaguar 7-я истребительная эскадра. Единственной летающей на Mystere IVA оставалась тогда лишь 8-я эскадра. Ее самолеты активно использовались для повышенной подготовки летчиков, вплоть до 1981 года. Данная пара самолетов принадлежала 2-й эскадрилье 8-й эскадры, самолет на заднем плане несет рисунок черной пантеры - это символ подразделения SPA 78.
Французская пилотажная группа "Patrouille de France" была сформирована в 1953 году и получила первоначально самолеты MD.450 Ouragan, но в 1957 году их сменили на Mystere IVA, оснащенные двигателями Verdon. На них группа летала до 1963 года, когда им на смену пришли Fouga Magister. На фотографии - группа из 12 Mystere в 1961 году. Самолеты сохранили натуральный металлический цвет, но получили трехцветную окраску крыла и стабилизатора - сверху и снизу, а вдоль фюзеляжа - от воздухозаборников до сопла двигателя - наносились три тонкие красные, белые и синие линии, такие же линии были на верхней части фюзеляжа - от кабины до киля.
Mystere (в данном случае IVА) имел типичный облик истребителя того времени - с воздухозаборником в носовой части и крылом незначительной стреловидности. На четырех подкрыльевых узлах подвески он мог нести до 7 000 кг топлива или вооружения.
Желтые и черные полосы в хвостовой части фюзеляжа - обозначение 36 самолетов Mystere IVA из 2-й эскадры, переброшенных в рамках Суэцкой кампании в израильский Рамат-Давид, а на киле изображен символ EC 3/2. Самолеты прибыли в назначенный район 23 октября 1956 года и привлекались в основном для задач ПВО, освободившиеся израильские Mystere были направлены для удара по Египту. Во время израильской командировки французские самолеты подчинялись местному командованию, им были присвоены "теневые" тактические номера 199-й и 201-й эскадрилий. Вернулись французские летчики домой только в декабре.
ВВС Израиля. Израиль приобрел 60 истребителей Mystere IVA; первые 24 самолета, поставленные в мае 1956 года в 101-ю эскадрилью, успели принять участие в боях на Синае и сбили 7 машин противника. Остальные 36 самолетов прибыли в августе, включая один самолет-разведчик,- из них в декабре сформировали 109-ю эскадрилью. После поступления в войска в 1960-е годы Mirage III самолеты Mystere стали использовать как истребители-бомбардировщики. В 1970-х годах они покинули службу.
ВВС Индии. Получив опыт эксплуатации самолетов Toofani (Ouragan), ВВС Индии заказали в общей сложности 110 самолетов Mystere IVA. Первые машины поставлены в 1957 году в 1-ю эскадрилью. Самолеты приняли активное участие в индо-пакистанской войне 1965 года - 3-я и 31-я эскадрильи использовали их как ударные. Последний самолет списан из 31-й эскадрильи в 1973 году.
Mystere IVA. Истребительная эскадрилья EC 1/8 "Maghreb" была сформирована в 1955 году в префектуре Рабат-Сале (Марокко). Эскадрилья, летавшая тогда на самолетах Sud-Est Mistral, приняла активное участие в боевых действиях в Алжире. Причем в 1960 году она была передислоцирована в Оран (Алжир) для перевооружения на самолеты Mystere IVA, на которых летчики тоже успели повоевать в Алжире. Однако в январе 1961 года в ходе референдума о судьбе Алжира около 75% участников высказались за предоставление стране независимости. В 1962 году Алжир стал независимым, а эскадрилья EC 1/8 в конце 1961 года была перебазирована в Оранж (Франция). 7 декабря 1961 года в связи с указанием убрать все североафриканские названия эскадрилью переименовали из "Maghreb" в "Saintonge". До 1955 года это название носила сводная истребительная группа GC 1/22, воевавшая в Индокитае на самолетах Bearcat. Впоследствии эскадрилья стала учебной, а в 1979 году, являясь уже эскадрильей переподготовки ET 1/8, приступила к перевооружению с Mystere на Alpha Jet - последний Mystere списали в 1981 году.
Mystere IVA
В 1978 году "American Jet Industries" приобрела компанию "American Aviation Corporation", переименовав ее в " Gulfstream American Corporation". На фотографии - модель Lynx.
Самолет AA-5A Cheetah (на фотографии), существенно улучшенный вариант хорошо известного AA-5 Traveler, был выпущен более чем в 900 экземплярах.
Поставки GA-7 были начаты в феврале 1978 года и продолжались до конца 1979 года, когда компания "Gulfstream American" остановила его выпуск, равно как и всех своих однодвигательных самолетов.
Довольно необычная силовая установка была главным отличием Gulfstream American Hustler 500. На его базе позже были спроектированы административный самолет Peregrine II и учебно-тренировочный Peregrine
Вертолет Model 2 в отличие от XRON-1/YRON-1 имел герметизированную кабину.
Во время испытаний XRON-1 был оснащен экспериментальным шасси, позволявшим выполнять посадку на неровной площадке или поверхности с большим уклоном.
Отличительными особенностями Hafeli DH-1 стали тонкие хвостовые балки и центральная гондола с кабиной летчиков. Толкающий воздушный винт располагался между балками.
Двигатель LFW для DH-5 выпускался компанией "Swiss Locomotive and Machine Works", город Винтертур.
В варианте Ajeet Trainer предусматривалась возможность демонтажа пушек, благодаря чему внутренний запас топлива мог быть увеличен на 273 л.
Первый лайнер Boeing 737-300 (N73700) совершил первый полет в феврале 1984 года. После 14 месяцев испытаний и проверок самолет был передан заказчику, авиакомпании "US Air".
Boeing 737 боролся за рынок с европейским Airbus A320, причем вариант 737-400 стал прямым конкурентом удлиненной версии последнего - A321.
Созданная в конце 1980-х годов южнокорейская "Asiana Airlines" выбрала самолеты Boeing 737-300 и -400 для эксплуатации на внутренних и региональных маршрутах малой и средней протяженности.
Первым зарубежным заказчиком Boeing 737-300 стала "Australian Airlines", закупившая 16 самолетов 737-376. По состоянию на 2010 год, было поставлено 1113 самолетов 300-й серии.
Особой популярностью новые модели Boeing 737 пользуются у чартерных авиакомпаний. Компания "Germania" выбрала этот лайнер за его высокую экономичность на маршрутах средней протяженности.
Самолет Boeing 737-500 имел почти такую же длину, как и вариант 737-200, и был предназначен для эксплуатации в варианте с малой вместимостью и увеличенной дальностью полета. Поставлено 389 таких лайнеров.
Данный Mosquito FB.Mk VI дислоцировался на авиабазе Банф. Фотография датируется зимой 1944-1945 годов. Под крылом он несет два ПТБ емкостью по 454 л.
18 февраля 1944 года 487-я новозеландская эскадрилья приняла участие в знаменитом рейде на тюремный комплекс в Амьене - операция "Jericho". Ее Mosquito FB.Mk VI разрушили стену тюрьмы, благодаря чему более 100 членов Сопротивления, приговоренных к смерти, смогли сбежать.
Данный Mosquito FB.Mk VI сфотографирован во время испытаний в Научно-исследовательском центре вооружений в ноябре 1943 года. Самолет несет реактивные снаряды калибра 7,62 см, оснащенные 27-кг боевой частью.
A Mosquito FB Mk VI with an early installation of 60-lb (27-kg) rocket projectiles on British-developed launching rails under the wings.
В одном из вылетов в июне 1943 года самолет Mosquito FB.Mk VI из 418-й эскадрильи пушечным огнем уничтожил на земле два немецких бомбардировщика, а бомбами поразил железнодорожный состав и радиостанцию.
Изображен один из Mosquito FB.Mk VI, поставленных австралийским ВВС для компенсации еще не развернутого в Австралии выпуска самолетов FB.Mk 40.
Mosquito FB.Mk XVIII "Tse Tse" несет отличительные "полосы вторжения", хорошо заметен ствол его 57-мм пушки. Многие Mk XVIII вооружались всего двумя пулеметами, чтобы сэкономить в весе
Высокая техническая сложность нового самолета потребовала срочной разработки учебной спарки - первый двухместный F-104B (56-3719) изображен на снимке.
The F-104B two-seat training version of the Starfighter.
Mystere IVN поднялся в воздух 19 июля 1954 года. Двухместный всепогодный ночной вариант Mystere IVB - истребитель-перехватчик Mystere IVN - предлагалось вооружать двумя 30-мм пушками и 128 НАР.