Мировая Авиация 160
-
Ми-4 стал первым десантно-транспортным вертолетом, принятым на вооружение советских Вооруженных сил и армий стран Организации Варшавского Договора. Во время воздушного парада в Тушино в 1956 году в ходе показательного выступления 36 вертолетов Ми-4 высадили на поле крупное и хорошо вооруженное воинское подразделение. Изображен серийный вариант вертолета.
Поступление на вооружение Советской Армии десантно-транспортных вертолетов Ми-4А позволило усовершенствовать тактику боевых операций.
Ми-4 первыми из вертолетов стали эксплуатироваться в арктических районах, решая широкий круг задач, - от ледовой разведки до помощи геологам.
Ми-4СХ - сельскохозяйственный вариант, оснащенный опрыскивателем для жидких химикатов с баком емкостью 1600 л или распылителем для твердых химикатов массой до 1 000 кг. Расход химикатов - 18 л/сек, фронт опрыскивания на скорости 60 км/ч - от 40 м до 80 м.
Большинство из 1700 поставленных на экспорт МиГ-17 были МиГ-17Ф. На снимке - один из 25 МиГ-17Ф, поставленных ВВС Мозамбика и оставшихся в строю, в сопровождении Mirage F1 ВВС ЮАР (начало 2000-х годов).
8 июля 1981 года лейтенант Адриано Бомба из мозамбикских ВВС бежал в Южную Африку. До авиабазы Ходспруит его потрепанный МиГ-17 сопровождали истребители Mirage F1AZ SAAF.
Самолет СИ-01, поднявшийся в воздух после СИ-02, был одновременно и первым серийным МиГ-17. Максимальная скорость серийных машин была ограничена М=1,03, а с 1954 года - М=1,15.
Слева: первые серийные МиГ-17 оснащались двигателем ВК-1А, аналогичным установленному на МиГ-15бис. Повысить летные характеристики более тяжелой машины стало возможным после установки ТРДФ ВК-1Ф.
В середине 1950-х годов СССР передал документацию на производство МиГ-17 в Польшу, Чехословакию и Китай. В Чехословакии МиГ-17Ф и ПФ выпускались под обозначениями S-103 (фото) и S-104, соответственно.
Первым зарубежным серийным самолетом, на который была установлена электронно-цифровая система управления двигателя, стал Harrier II.
Узлы и агрегаты современных авиадвигателей работают в очень жестких условиях (на снимке ТРДДФ General Electric F101 бомбардировщика B-1B) и требуют постоянного контроля.
Прародителем зарубежного комплексного оборудования для регулирования и контроля работы силовой установки можно считать и аналоговую систему управления двигателями Olympus 593 самолета Concorde, где регулирование режимов работы воздухозаборников велось по цифровому каналу.
F4F-4 Wildcat. На данном F4F-4 воевал капитан Марион Карл - первый ас в авиации КМП США в годы Второй мировой войны. Карл служил в 223-й эскадрилье во время боев за Гуадалканал, всего на Wildcat он добился 16,5 побед, а еще два самолета сбил, летая уже на F4U Corsair.
Эффективное применение Wildcat зависело от опыта пилота, эксплуатация машины была отнюдь не простым делом, особенно - посадка на палубу.
Самолеты Wildcat воевали вплоть до 1945 года. Изображенные FM-2 готовятся к взлету с эскортного авианосца "Мэйкин Айленд" для удара по Иводзиме в марте 1945 года.
Июль 1943 года - морские пехотинцы выкатывают Wildcat из укрытия на острове Пальмира, небольшом атолле в группе островов Лайн примерно в 2000 км к юго-западу от Гавайских островов, который служил промежуточным опорным пунктом ВМС США в ходе наступления на Тараву, Кваджалейн и далее.
Один из F4F из "Cactus Air Force" того периода, когда Фосс был заместителем командира 121-й эскадрильи. На данной машине нет обозначений подразделения или персонального кода пилота.
Небольшие размеры Wildcat позволяли без труда применять его с борта эскортных авианосцев. На фотографии - истребители FM-2 Wildcat эскортируют торпедоносцы-бомбардировщики, взлетевшие с авианосца "Уайт Плейнс", июнь 1944 года.
"Dassault" модифицировала для испытаний два самолета 2000-5. Одноместный CY1 несет четыре УР MICA с радиолокационной ГСН и две УР Magic 2.
Тайвань стал первым заказчиком новых 2000-5 - в 1997-1998 годах поставлены 60 самолетов Mirage 2000 5EI/5DI, эксплуатируемых 2-м тактическим истребительным авиакрылом и решающих задачи высотного перехвата. ВВС Тайваня также приобрели четыре контейнера радиоэлектронной разведки Thales ASTAC.
Благодаря своим "акульим улыбкам" 112-я эскадрилья стала, пожалуй, самой знаменитой из подразделений британских ВВС, получивших самолеты P-40. Эскадрилья одной из первых получила вариант Kittybomber и весьма успешно штурмовала позиции противника, применяя 114-кг бомбы. Данный Kittyhawk Mk IV в начале 1944 года дислоцировался в районе Термоли, Италия.
Этот AL229 входил в первую партию Kittyhawk Mk I, поставленных британским ВВС. Самолет изображен в стандартном для дневных истребителей Европейского ТВД камуфляже, но в этой роли им повоевать здесь не пришлось.
3-я австралийская эскадрилья летала в Северной Африке и Италии как на Tomahawk, так и на Kittyhawk. На пике кампании в Северной Африке самолеты Kittyhawk из подразделений ВВС Великобритании и стран Британского Содружества выполняли в сутки по 3-4 вылета на штурмовку позиций и сопровождение.
FR241 - самолет варианта Kittyhawk Mk III. Он принадлежал 250-й эскадрилье, фотография сделана во время кампании в Западной (Ливийской) пустыне в 1943-1944 годах. 250-я эскадрилья летала на самолетах фирмы "Curtiss" до конца войны.
Сфотографированные Kittyhawk Mk III - эквивалент P-40K-1 для ВВС Армии США - принадлежат 260-й британской эскадрилье (Италия, начало 1944 года). Интересно, что на хвостовой части ближнего самолета HS-X видны элементы маркировки ВВС Армии США.
На этом МиГ-17ПФУ хорошо видны пусковые устройства управляемых ракет РС-2-УС (РС-1У ???). На эти же устройства можно было подвешивать НУР АРС-160 и АРС-212М.
На снимке хорошо видно размещение антенн РЛС "Изумруд". Поисковая антенна размещалась на перегородке воздухозаборника, а антенна дальномера - на его верхней части. МиГ-17ПФ получил в НАТО код Fresco-D
Компания "Air Ukraine" располагала в том числе и этим Ил-76МД. Украинские ВВС получили после распада Советского Союза около 100 самолетов семейства Ил-76.
Ил-103 - один из первых отечественных самолетов, предназначенных для продвижения как на внутреннем, так и на зарубежном рынке. На снимке - первый опытный самолет.
Ил-62М поступил в эксплуатацию в 1974 году, на нем стояли более современные и мощные двигатели конструкции П. Соловьева. Всего было выпущено более 250 самолетов.
В 1948 году Ирак получил 30 так называемых "багдадских Fury" (на рисунке, также обозначались как ISS или Iraqi Single-Seater), а в 1950 году - две спарки (IDT-1 или Iraqi Dual Trainer-1). Данные самолеты сухопутного базирования в 1953 году дополнили 25 одноместных и три двухместных самолета, переданных из авиации британских ВМС.
Furias. Кроме Dreadnought, единственным Sea Fury, оснащенным двигателем R-4360, стал Furias, собранный из нескольких машин, включая бывшие британский FB.Mk 11 (WJ290) и голландский FB.Mk 50 (6-14). Еще одним донором стал бывший австралийский FB.Mk 11 (WH589; на снимке), летавший в Канаде и Великобритании и потерпевший аварию в 1979 году.
Miss Merced. Изначально самолет построен для канадских ВМС как WG567, в гражданском же регистре Канады он появился как CF-VAN. В середине 1960-х годов он был продан в США, получил новое крыло и более обтекаемый фонарь кабины, а затем участвовал в гонках в Рино. После аварии в 1971 году (на снимке), Miss Merced был продан, но восстановлен и как Super Chief вновь поднялся в небо в 1988 году, уже с двигателем Centaurus 173, взятым с Blackburn Beverley. Затем Sea Fury вновь поменял собственника, получил двигатель R-3350 и старое имя Miss Merced. В обновленном виде он принял участие в гонках в Рино в 2000 году, заняв 16 место.
Miss Merced. Изначально самолет построен для канадских ВМС как WG567, в гражданском же регистре Канады он появился как CF-VAN. В середине 1960-х годов он был продан в США, получил новое крыло и более обтекаемый фонарь кабины, а затем участвовал в гонках в Рино. После аварии в 1971 году, Miss Merced был продан, но восстановлен и как Super Chief (на снимке) вновь поднялся в небо в 1988 году, уже с двигателем Centaurus 173, взятым с Blackburn Beverley. Затем Sea Fury вновь поменял собственника, получил двигатель R-3350 и старое имя Miss Merced. В обновленном виде он принял участие в гонках в Рино в 2000 году, заняв 16 место.
Furias. После неудачного старта Sea Fury модифицировали, установив увеличенный киль, более обтекаемый фонарь кабины и гаргрот (на снимке). Переименованный в Furias, самолет последний раз принял участие в гонках в Рино в 1997 году, а затем был продан. Но в 2000 году он вновь вернулся в Рино.
Critical Mass стал одним из самых радикально модифицированных для гонок самолетов Sea Fury. Его карьера началась в британском флоте - это была спарка T.Mk 20 (WE820), затем он до 1970-х годов служил в ФРГ в группе из 16 буксировщиков мишеней T.Mk 20S. Оснащенный двигателем Wright R-3350 мощностью 4000 л.с. и четырехлопастным воздушным винтом, взятым с Douglas A-1, самолет имел новое крыло и увеличенный киль. Пилот располагается в бывшей задней кабине, под обтекаемым фонарем. Вначале носил имя Blind Man's Bluff, но после аварии в 1990 году он был восстановлен и получил новые имя и собственников, а в гонках в Рино в 2000 году занял второе место.
Argonaut - еще один собранный из нескольких машин самолет, работы по нему выполняла компания "Sanders Aircraft", создавшая также Dreadnought. Кабина и ряд других компонентов взяты с бывшего британского FB.Mk 11 (TG114), а другие - от списанных западногерманской спарки и иракской машины. Первый полет состоялся в 1994 году, некоторое время машина летала с номером "19" (на снимке), но затем получила окраску в цветах канадских ВМС и номер "BC-L/114". Самолет принял активное участие в гонках в Рино в 2000 году.
"Си Фьюри" Mk.X над авианосцем "Формидейбл"
Самолеты Sea Fury из 802-й эскадрильи и Firefly из 825-й эскадрильи на палубе авианосца "Оушн", следующего из Японии к берегам Кореи (июль 1952 года). Авианосец ходил к берегам Кореи дважды - в 1952 и 1953 годах.
Sea Fury поступили на вооружение ВМС и ВВС шести зарубежных стран. Первую партию из десяти самолетов варианта Mk 50 в октябре 1946 года заказали Нидерланды (фото), до 1948 года они базировались на АВ "Наирана". Затем с 1950 года были поставлены еще 12 самолетов, и 26 машин по лицензии выпустила компания "Fokker". Самолеты входили и в состав авиагруппы АВ "Карел Дорман" (бывший британский "Венерэйбл"), полученного в 1948 году и проданного Аргентине в 1969 году.
Египет получил в 1950-1951 годах 12 самолетов (на фотографии - один из таких самолетов перед поставкой), два из них дослужили до Суэцкого кризиса 1956 года. Два самолета варианта ISS были переданы Ираком.
Пакистан разместил самый крупный зарубежный заказ на Sea Fury - 98 самолетов FB.Mk 60 поставлены в 1949-1954 годах, включая пять FB.Mk 11, переданных из авиации британских ВМС, и пять спарок. Выше приведен фотоснимок варианта Mk 60 из 9-й эскадрильи, но самолеты также состояли на вооружении 5-й и 14-й эскадрилий, они активно применялись в Афганистане. Большинство к 1955 году были заменены на F-86 Sabre, хотя часть машин в качестве буксировщиков мишеней служила до 1963 года.
Австралия получила британский АВ "Террибл" в конце 1948 года, после чего корабль получил имя "Сидней". К нему была приписана 20-я корабельная авиагруппа - самолеты Fairey Firefly и Sea Fury FB.Mk 11 из 805-й аэ. "Сидней" вышел к берегам Австралии в 1949 году, но в 1950 году вернулся в Великобританию и принял на борт 21-ю корабельную авиагруппу, имевшую те же типы машин (Sea Fury из 808-й аэ). Австралийцы получили около 100 самолетов Sea Fury, которые поступили также в 850-ю аэ и ряд других подразделений. На верхнем снимке - самолет, приписанный к авиабазе Ноура и окрашенный в цвет "синий ВМС Австралии" ("RAN Blue").
803-я и 883-я эскадрильи авиации британских ВМС были расформированы в 1946 и 1948 годах, соответственно, а затем были воссозданы в составе авиации ВМС Канады. Получив самолеты Sea Fury, они были переименованы в 870-ю и 871-ю эскадрильи.
Канадские ВМС, как и австралийцы, получили Sea Fury, снятые после войны с вооружения британских ВМС. Всего было получено около 40 самолетов. Канадский флот также получил два легких авианосца - "Уорриор" (с самолетами Firefly и Sea Fury Mk 11 из 803-й аэ) и "Магнифисент" (с Sea Fury из 883-й аэ). В 1951 году эскадрильи получили новые номера - 870-я и 871 -я.
Двухместный учебный Sea Fury изначально создавался для Ирака, но были поставлены лишь два таких IDT-1 (Iraqi Dual Trainer-1). Спарка вначале имела отдельные фонари для каждой кабины (фото), но после проведенных по заказу командования авиации ВМС Великобритании исследований оба фонаря были соединены специальной вставкой. T.Mk 20 получил также зеркало, установленное над фонарем кабины инструктора - это позволило ему наблюдать за тем, что делает курсант. Также с машины сняли две пушки.
Двухместный учебный Sea Fury изначально создавался для Ирака, но были поставлены лишь два таких IDT-1 (Iraqi Dual Trainer-1). Спарка вначале имела отдельные фонари для каждой кабины, но после проведенных по заказу командования авиации ВМС Великобритании исследований оба фонаря были соединены специальной вставкой. T.Mk 20 (фото) получил также зеркало, установленное над фонарем кабины инструктора - это позволило ему наблюдать за тем, что делает курсант. Также с машины сняли две пушки.
Sea Fury FB.Mk 11
В 1998 году Россия и Узбекистан договорились о совместной поддержке программы Ил-114, вскоре эксплуатацию машин начала узбекская авиакомпания "Узбекистон хаво йуллари".
К августу 2008 года "Аэрофлот" получил два грузовых Ил-96Т, каждый из которых может доставлять груз массой 92 000 кг на расстояние не менее 5200 км.
На самолете Typhoon установлена интегрированная бортовая система контроля технического состояния. Для контроля состояния двигателя и планера она получает данные от 20 датчиков. Использование системы значительно повысило безопасность полетов, а также упростило жизнь наземному персоналу.
L-410UVP-E Turbolet. Принадлежащий "Аэрофлоту" L-410UVP-E легко отличим по пятилопастному винту. Самолеты эксплуатировались в СССР наравне с Ан-28.
Военная служба. Успех L-410 на гражданском рынке побудил военных ряда стран обратить внимание на самолет. Около пятидесяти L-410M и UVP были поставлены военным в вариантах легких транспортных и как связные. Среди заказчиков оказались ВВС Болгарии, Чехословакии, Венгрии и Ливии, а также Армия Чехословакии. Восточная Германия приобрела четыре L-410 UVP для 14-й эскадрильи связи (VS14) и еще восемь для Воздушной академии имени Отто Лилиенталя для переподготовки летчиков на многодвигательные самолеты. После объединения Германии часть этих L-410 вошла в состав Люфтваффе, другие - сняты с эксплуатации, а один - продан ВВС Латвии. Словацкие военные эксплуатируют один транспортный самолет и один - для фоторазведки, другие военизированные машины применяются в Болгарии, Колумбии (в аренде), Союзе Коморских Островов, Чехии, Джибути (последний самолет получен в январе 2011 года), Ливии, Литве (на фотографии), Словении и Тунисе. Советские и российские ВВС были в свое время одним из крупнейших эксплуатантов L-410UVP, но сегодня, как считается, в летной годности находится чуть более 10 машин.
Выпуск L-410 завершился в 1997 году, построено было более 1 000 самолетов. Компания предлагает услуги по капремонту самолетов, а также поставляет собранные из заделов новые L-410UVP-E.
Строился ряд специализированных вариантов L-410. Например, L-410FC предназначался для фоторазведки и заменил в этой роли в Чехословакии самолет Ил-14. Самолет привлекался к полетам по программе "Открытое небо".
Ил-78М из 230-го авиаполка самолетов-заправщиков, дислоцирующегося в Энгельсе, отрабатывает подготовку к дозаправке самолетов в воздухе. В рабочее положение приведены все три заправочных агрегата УПАЗ-1М.
Единственный построенный Ил-102 продемонстрировали широкой публике во время Московского авиасалона в 1992 году. Однако программа успеха не имела.
Значительная часть вертолетов семейства Ми-4 поступила в гражданскую эксплуатацию. Несущий надпись "Аэрофлот" вертолет СССР-35278 - это пассажирская модификация Ми-4П. Заметно отсутствие подфюзеляжной гондолы.
В сравнении с военным Ми-4А пассажирский Ми-4П имел прямоугольные окна в салоне (вместо круглых в военном варианте) и обтекатели шасси. Отсутствовали подфюзеляжная гондола и задний грузовой люк.
На снимке - Ми-4П поздних серий. Отличительная особенность - увеличенные иллюминаторы
Harbin Z-5: китайский Ми-4. В то время как лицензионный выпуск МиГ-19 был организован на заводе в Шэньяне, сборку вертолета Ми-4 поручили предприятию в Харбине. Машина получила обозначение Z-5 (Zhishengji-5), это был первый вертолет, который строился на данном заводе. Необходимая документация была передана китайским авиастроителям в 1958 году, первый опытный вертолет китайской сборки был облетан 14 декабря 1959 года, а сертификация была завершена в конце того же месяца. По имеющейся информации, первая партия китайских Ми-4 оказалась настолько плохого качества, что почти все были быстро сняты с эксплуатации. После перевооружения предприятия дела пошли лучше, и 20 августа 1963 года в воздух поднялся первый "приемлемый" вертолет Z-5. Первоначально лопасти несущего винта китайского Ми-4 изготавливались из китайской ели, а не из сосны, но вскоре стали выпускать металлические лопасти - первая такая машина поднялась в воздух 22 июня 1966 года. Вертолет Z-5 находился в производстве около 20 лет.
Успех L-410 побудил LET разработать более крупный вариант L-610 - 40-местный региональный авиалайнер, схожий с предшественником, но имевший ряд важных усовершенствований. Продаж не было, и программу закрыли.
Необходимость разработки национального самолета N-250 стала ясна индонезийской компании IPTN в ходе совместного выпуска с испанской CASA самолета Airtech CN.235.
Второй предсерийный Challenger во время летных испытаний. В носовой части установлена штанга с датчиками воздушных сигналов.
Благодаря удачному проекту и многообещающим характеристикам, Challenger на момент первого полета набрал достаточно большой портфель заказов.
Кроме Канады военизированный вариант CL-600 Challenger приобрели лишь Королевские ВВС Малайзии - один самолет варианта CL-600SE.
Базирующаяся в Цюрихе компания "Swiss Air-Ambulance Service", один из первых заказчиков CL-600, ее самолеты оснащены двумя блоками интенсивной терапии и могут перевозить дополнительно еще шесть больных на носилках.
CL-600 Challenger должен был завоевать значительную долю рынка деловых самолетов с большой дальностью полета, но ряд недостатков привел к необходимости разработки новой модификации - CL-601.
Министерство обороны Канады приобрело 12 самолетов Challenger 600, шесть из них - учебные CE-144A для подготовки пилотов и операторов самолетов РЭБ, а остальные - VIP-транспортные CC-144.
Компания "Canadair" переоборудовала один CL-600 в прототип CL-601. Главными отличиями стали замена силовой установки и установка концевых крылышек.
Одним из основных преимуществ бизнес-джета Challenger стало новое цельное двухлонжеронное крыло с суперкритическим профилем.
Эти Tomahawk Mk IIB из 112-й эскадрильи с нарисованными акульими "улыбками" дислоцировались в Египте в 1941 году и регулярно вылетали в рейды над Западной пустыней.
На фотографии - самолеты Tomahawk Mk IIB канадской 414-й аэ. Британцы поставили 100 таких машин в Китай - на них летали пилоты Американской добровольческой группы "Летающие тигры" (AVG "Flying Tigers"), а еще 195 самолетов в 1941 году получил СССР. Небольшое количество поступило в Египет и Турцию.
Способность Arava садиться и взлетать с неподготовленных аэродромов в жарком климате привела к тому, что его активно закупали страны Латинской Америки, включая ВВС Колумбии.
Arava стал очень популярен у южно-американских заказчиков. Данный самолет предназначен для эквадорской армии, но временно несет израильскую регистрацию.
IAI 201 Arava
БЛА Heron сегодня находятся на вооружении вооруженных сил 10 стран мира, включая ВМС США, хотя крупнейшим их эксплуатантом являются ВВС Индии. Впрочем, самые совершенные БЛА Heron принадлежат Турции, они оснащены системой разведки и целеуказания ASELFLIR-300T Airborne Thermal Imaging and Targeting System, применяемой также на боевых вертолетах T129.
На фотографии - демонстрировавшийся в Европе вариант для пограничной охраны.
БЛА Harfang европейского концерна EADS создан на базе БЛА Heron, он принят на вооружение ВВС Франции в 2008 году. По результатам первичной эксплуатации выявлена недостаточная мощность силовой установки, аппарат также чувствителен к обледенению и высокой влажности. Французские военные имеют сегодня на вооружении три таких БЛА.
В 1995 году в воздух поднялся QA86 - первый из 12 самолетов 2000-5, заказанных Катаром. Всего катарские ВВС заказали девять одноместных 2000-5EDA и три спарки 2000-5DDA которые существенно повысили их боевой потенциал. Однако к 2004 году Катар решил продать самолеты - наиболее вероятным покупателем считается Индия.
Управляемая авиабомба GBU-22 сочетает мощность 227-кг авиабомбы Mk 82 и высокую точность лазерной системы наведения Paveway III. Белый контейнер - это предыдущий прицельный контейнер Atlis, на смену которому пришел Damocles.
Благодаря модернизированной РЛС RDY 2 истребитель Mirage 2000-5 Mk II стал действительно многофункциональной машиной. Самолет получил новейшую УР MICA с тепловой ГСН (видна на внешних подкрыльевых пилонах). Данный самолет также несет УР MICA с радиолокационной ГСН и четыре бомбы калибра 250 кг.
Вначале получивший от авиакорпуса Армии США обозначение XO-63, самолет после испытаний и сдачи в серию получил обозначение L-6. Восемь S-1A (армейское обозначение L-8) были переданы Боливии.
Indraero Aero 110 был практичен, но строился в малых количествах.
Легкий автожир А-002 стал первым опытом компании "Иркут" в данной сфере.
Система ограничения критических режимов. Современные гражданские самолеты оснащаются специальными цифровыми системами, задачей которых является не допустить выход ЛА на режимы, угрожающие безопасности полета. В частности ими отслеживается максимально допустимая для воздушного судна перегрузка и выход на критические углы атаки. Европейский концерн "Airbus" впервые применил эту систему на лайнерах семейства A320, эксплуатирующихся с 1988 года (на снимке - A321). Аналогичные системы устанавливаются и на лайнеры компании "Boeing". Подходы "Airbus" и "Boeing", правда, различаются: европейская система жестко ограничивает режимы полета, тогда как на американской машине можно продолжить выполнение маневра, приложив дополнительные усилия к органам управления.