Мировая Авиация 175
-
ВВС Канады: F.Mk 3 (83); строились компанией DHC.
ВВС Норвегии: F.Mk 3 (20), FB.Mk 52 (36), T.Mk 55 (6) - самолеты эксплуатировались в 1948-1957 годах.
601-я эскадрилья (County of London, графство Лондон) Королевских вспомогательных ВВС Великобритании получила Vampire F.Mk 3 в декабре 1949 года. Эскадрилья дислоцировалась в Норт-Уилд. На фотографии - самолеты во время тренировки на применение оружия на острове Мальта, лето 1951 года. Красно-черные обозначения эскадрильи видны на хвостовых балках, а крылатый меч - в носовой части фюзеляжа.
Пара швейцарских Vampire (T.Mk 55 и FB.Mk 6 в разведывательном варианте) в полете с Venom (на переднем плане). Ряд швейцарских военных вначале считали, что Hawker Sea Fury лучше подойдет для национальных ВВС, чем Vampire.
N6883D входил в число 150 самолетов Vampire F.Mk 3, построенных "de Havilland Canada" в Даунсвью. В 1958 году самолет списали и в числе 26 машин продали "Formetal Division" компании "Fliteways Inc." в Висконсине, США, для возможного использования в качестве корпоративного самолета и частного такси. Идея оказалась провальной, и N6883D продали пилоту Полу Манцу, работавшему на Голливуд. Самолет был окрашен по приведенной схеме.
В мае 1947 года один Vampire F.Mk 1, TG278, был модифицирован для полетов на больших высотах и изучения вопросов разработки герметизированных кабин. На самолет установили двигатель de Havilland Ghost, кабину герметизировали, на каждой законцовке крыла появились вставки по 1,22 м, а для экономии массы с машины смыли окраску. 23 марта 1948 года Джон Каннингхэм установил на машине новый мировой рекорд высоты - 18120 м.
ВВС Египта: FB.Mk 5 (1), FB.Mk 52 (50), T.Mk 55 (12), плюс переданные Италией (47).
ВВС Франции: F.Mk 1 (30), FB.Mk 5 (296), SNCASE SE.532/535 Mistral (251).
ВВС Новой Зеландии: FB.Mk 5 (29), T.Mk 11 (5), FB.Mk 52 (18), T.Mk 55 (6) - самолеты состояли на вооружении в 1950-1972 годах.
ВВС Швейцарии: F.Mk 1 (3), FB.Mk 6 (181), NF.Mk 10(1), T.Mk 11 (3), T.Mk 55 (46).
Изображенный Vampire FB.Mk 9 принадлежал 607-й эскадрилье (County of Durham, графство Дарем) Королевских вспомогательных ВВС Великобритании и дислоцировался на авиабазе Хоустон в 1956-1957 годах. Эскадрилья отличилась в годы Второй мировой войны: в сражениях Битвы за Францию ее летчики летали на Gladiator, в сражениях Битвы за Британию - на Hurricane, а на Дальнем Востоке - на Spitfire. После войны эскадрилья получила Spitfire FR.Mk 14 и F.Mk 22, а в июне 1951 года - первый реактивный самолет, Vampire FB.Mk 5. В апреле 1956 года на смену Vampire FB.Mk 5 пришли FB.Mk 9, но уже 10 марта 1957 года эскадрильи Вспомогательных ВВС расформировали.
Vampire FB.Mk 5
Выпущенный в огромном количестве F-4 Phantom лишь недавно завершил свою карьеру после почти 30 лет службы.
F-80C/P-80C. Истребитель F-80C (до 11 июня 1948 года - P-80C) был тяжелее и мощнее, он стал основным вариантом Shooting Star в годы корейской войны. Ранние машины оснащались двигателями J33-A-23 тягой по 20,46 кН, а последний 561-й самолет - ТРД J-33-A-35 тягой 24,02 кН. Элементы конструкции в районе расположения узлов подвески вооружения были усилены, добавлены еще два пилона. Были сохранены пулеметы M3. Фонарь кабины сдвигался назад и оснащался системой аварийного сброса. После принятия на вооружение F-80C претерпевал различные модификации, в частности получил топливные баки "Misawa" емкостью 1003 л и баки "Fletcher" на законцовках крыла - по 871 л каждый. В последнем случае законцовки крыла подрезались, уменьшая его размах. В рамках научно-испытательной работы ВВС был построен один F-80C - позже он получил обозначение NF-80C, в котором в качестве конструкционного материала были использованы магниевые сплавы.
F-86 Sabre, первый реактивный истребитель ВВС США со стреловидным крылом, активно воевал в корейской войне. F-86L находился на вооружении до начала 1960-х годов.
Curtiss P-1 Hawk был первым истребителем, созданным для службы в ВС США.
Некоторые из армейских истребителей Hawk изготовили в виде невооруженных учебно-тренировочных самолетов для углубленной летной подготовки. Они оказались неудачными. Этот самолет Curtiss P-1D летал в учебных частях армейской авиации.
Пилоты F6F Hellcat вступили в яростную схватку с японскими самолетами над просторами Тихого океана, записав на свой счет 4947 побед.
P-51 Mustang был одним из лучших истребителей Второй мировой войны.
Построили только один летный экземпляр XP-58 Chain Lightning. Характеристики и управляемость отставали от предшественников, но зато самолет должен был получить мощное вооружение.
SR-71 (64-17958) поднялся в воздух 15 декабря 1965 года, в июле 1979 года на нем капитан Элдон Уэйн Джоерс и офицер-оператор майор Джордж Т. Морган-младший установили рекорд скорости на дистанции более 25 км - 3529,464 км/ч.
Летно-исследовательский центр НАСА им. Драйдена эксплуатирует два SR-71 для изучения различных вопросов при полетах на больших скоростях и высотах. На фотографии - SR-71B (NASA 831) в полете над горами Сьерра-Невада.
Lockheed AF/YF-12 (1962). Истоки YF-12 лежали в проекте A-12 - носителе беспилотного разведчика D-21. Первый полет самолет выполнил в апреле 1962 года, затем на его базе был создан прототип перехватчика YF-12A, ставший позже SR-71A. Самолету принадлежит абсолютный рекорд скорости - 3331 км/ч, установленный 1 мая 1965 года. ВВС США планировали заказать 93 истребителя, способных летать со скоростью М=3 и предполагавшихся к вооружению УР большой дальности (AIM-47, на базе которой была создана УР AIM-54 Phoenix). Самый быстрый американский истребитель в серию не пошел.
Lockheed YF-12A
Lockheed Martin F-22 - самый современный американский истребитель, совмещающий уникальные конструкторские наработки и самое современное вооружение и БРЭО.
Etendard IVP сняли с вооружения в 2004 году, через 46 лет после первого полета Etendard. Как и ударный IVM, разведывательный IVP поступил на вооружение авиации ВМС Франции в 1962 году (хотя часть IVM позже переоборудовали в IVP - для замены выбывших из строя машин).
Авиация ВМС Франции, начиная с 1962 года, получила 69 серийных истребителей-бомбардировщиков Etendard IVM. Ему на смену затем пришел Super Etendard.
В начале карьеры Etendard окрашивались в серо-голубой верх и белый низ (как на фотографии), но к началу 1990-х годов самолеты получили пятнистый голубовато-серый камуфляж.
В ходе операции "Allied Force" самолеты Super Etendard из авиагруппы авианосца "Фош" решали ударные задачи, a Etendard IVP из флотилии 16F применялись как разведчики.
Палубный истребитель-бомбардировщик Etendard был создан на базе самолетов, спроектированных "Dassault" в середине 1950-х годов. На фотографии - опытный Etendard IV, запечатленный в Ле Бурже и отличающийся от серийных машин обводами носовой части.
Камера в носовой части, неубирающаяся штанга топливоприемника и заправочный контейнер позволяют определить ведущий самолет как Etendard IVP. Вторым идет Etendard IVM.
Dassault Etendard IV-M fighter refuelling in flight from a prototype tanker version of the Etendard IV-P.
Для ударных задач применяют УР класса "воздух-поверхность" Nord AS30 с радиокомандной системой наведения (антенна системы управления размещалась в фальшкиле внизу носовой части фюзеляжа - хорошо видна на этом изображении Etendard IVM). Самолет мог также нести бомбы или НАР.
Пара швейцарских Vampire (T.Mk 55 и FB.Mk 6 в разведывательном варианте) в полете с Venom (на переднем плане). Ряд швейцарских военных вначале считали, что Hawker Sea Fury лучше подойдет для национальных ВВС, чем Vampire.
C-130H Hercules австралийских ВВС выполняет посадку на ВПП передовой оперативной базы в Афганистане. В этом регионе старые машины и новые C-130J показали себя с самой наилучшей стороны.
C-130 переоборудуется в противопожарный самолет путем установки специальной системы - MAFFS (Modular Airborne FireFighting System Force). На фотографии - самолет из 302-го авиакрыла Резерва ВВС США.
L-100-30 компании "Southern Air Transport", хорошо виден его удлиненный фюзеляж, который характерен как для гражданских самолетов, так и для военных C-130H-30, C-130J-30 и Hercules C.Mk 3.
Lockheed C-130H Hercules
CV-22 следует на малой высоте над местностью со сложным рельефом. Osprey - слишком скоростная машина для того, чтобы его сопровождали боевые вертолеты, так что рассматривается возможность использования вооруженных конвертопланов BA609.
В 2009 году MV-22B авиации КМП США приняли участие в операции "Bright Star" - совместном американо-египетском учении.
На фотографии не кадр из фантастического фильма, а рутинная операция: MV-22B готовится на полетной палубе УДК LHA 4 "Нассау" к очередному ночному вылету.
MV-22B доставил одного из старших командиров КМП США в Афганистан, 2070 год. Конвертопланы расширили возможности американских войск, они объединяют в себе достоинства самолета и вертолета.
Первый боеготовый CV-22 был передан 1-му авиакрылу специальных операций Командования специальных операций ВВС США в январе 2007 года. Состояния начальной оперативной готовности подразделение достигло в 2009 году, а в 2010 году в Афганистане Osprey понесли первую боевую потерю.
Osprey спешит на помощь. Вновь V-22 оказались на войне в 2011 году - они приняли участие в операции "Odyssey Dawn", имевшей целью поддержку ливийских повстанцев. В рамках одного из заданий два MV-22 (дислоцировались на борту УДК "Кирсардж"), вместе с двумя вертолетами CH-53E Super Stallion были направлены на поиск и эвакуацию экипажа потерянного над Ливией самолета F-15E. Пока AV-8B Harrier II сбросили две УАБ с лазерным наведением, один MV-22 выполнил посадку и подобрал пилота. Второй член экипажа был позже передан американскому командованию ливийскими повстанцами.
Alpha Jet E. Бельгия получила с декабря 1978 по июль 1980 года 33 учебно-тренировочных самолета Alpha Jet. Самолеты были включены в состав 11-й и 7-й эскадрилий, которые обеспечивали, соответственно, начальную и усовершенствованную летную подготовку.
На проводившемся в мае 1996 года в Португалии учении НАТО "Tiger Meet" принял участие и этот Alpha Jet из 307-й эскадрильи "Jaguares" португальских ВВС.
Пилотажная группа ВВС Франции "Patrouille de France" в 1980 году сменила устаревшие Fouga Magister на Alpha Jet. Эффектные выступления группы способствовали росту продаж самолетов на мировом рынке.
ВВС Франции используют Alpha Jet E для усовершенствованной летной подготовки и обучения летчиков применению оружия. Парк насчитывает 140 самолетов, которые базируются в Туре, западная Франция.
Британская компания "QinetiQ" эксплуатирует ряд бывших немецких самолетов, причем Alpha Jet в сравнении с Hawk отличаются лучшими характеристиками на малых высотах полета, имеют лучшие начальную скороподъемность и угловую скорость крена.
Alpha Jet NGEA - усовершенствованная ударная версия, оснащенная навигационно-прицельной системой, разработанной для египетского варианта MS2. Самолет на фотографии вооружен парой УР класса "воздух-воздух" Matra Magic и одной ПКР Exocet.
General Dynamics/Grumman F-111B (1965). Программа экспериментального тактического истребителя (TFX) изначально предполагала создание единого базового самолета, на основе которого можно было бы получить специализированные варианты: для ВВС - истребитель-бомбардировщик, а для ВМС - истребитель ПВО корабельных соединений. Выбор пал на F-111: для ВВС предполагался вариант F-111A, а для флота - F-111B. Однако последний оказался очень перетяжелен, имел ряд других недостатков и в итоге уступил дорогу F-14. Предназначенные для F-111B двигатель TF30 (изначально предполагался для F6D Missileer) и система вооружения AWG-9/AIM-54 были интегрированы в Tomcat. Было построено семь F-111B, два из них потеряны в летных происшествиях.
Самолет Ан-8, прямой предшественник Ан-12, был разработан согласно Постановлению Совета Министров 1953 года на создание загружаемого с хвостовой части двухдвигательного транспортного самолета. Собрали около 150 таких машин. Конструкция Ан-8 стала основой для пассажирского Ан-10.
В 1960-х годах Ан-8 уступил место основного тактического военно-транспортного самолета Ан-12, хотя многие считали более дешевый Ан-8 лучшим вариантом, а Ан-12 - неоправданной роскошью.
Ан-8 располагал хвостовой стрелковой установкой с двумя дистанционно управляемыми 23-мм пушками АМ-23. В грузовой кабине можно было перевозить груз или личный состав (60 солдат или 40 парашютистов).
Ан-10 киевского 86-го отряда на перроне аэропорта Внуково.
Элегантный Ан-10 создавался на базе Ан-8, причем в 1962 году в классе турбовинтовых машин он установил мировой рекорд - на замкнутом 500-км маршруте развил среднюю скорость 730 км/час.
На этом серийном самолете хорошо видны вертикальные шайбы, размещенные на стабилизаторе, и киль увеличенной площади.
"Peashooter" был принят на вооружение истребительных эскадрилий Армии США, первые машины стали поступать в войска в 1934 году. P-26 оставался на вооружении вплоть до начала Второй мировой войны.
Galaxy стал основой парка военно-транспортной авиации ВС США. На рисунке изображен C-5A.
C-5M - новейший вариант семейства Galaxy с двигателями General Electric CF6-80C2 и новой авионикой. Его первый полет состоялся в 2002 году. Модернизировать по стандарту C-5M решено все оставшиеся C-5B и C-5C, а также часть C-5A. На фотографии - проходящий испытания C-5M с красной штангой с приборно-измерительным оборудованием.
Lockheed C-5 Galaxy
YF-17 №2, LWF/ACF Joint Test Force. Построено два YF-17. Изображен второй самолет - 72-1570, первый - 72-1569. Сегодня эта машина находится в Мемориальном парке линкора "Алабама".
YF-17A был облетан в июне и августе 1974 года, а после проигрыша в тендере ВВС США был передан на оценочные испытания ВМС США, которым требовался новый истребитель-бомбардировщик. В конечном итоге на базе Cobra компании "McDonnell Douglas" и "Northrop" создали палубный F/A-18 Hornet, отличавшийся рядом необычных элементов конструкции, включая хвостовое оперение с двумя разваленными килями и крыло с большими наплывами.
Northrop YF-17 Cobra (1974 год). Самолет создавался в инициативном порядке как Northrop P-600 на базе не пошедшего в серию P.530 (на снимке, 1968 год). Cobra был представлен на тендер ВВС США по программе легкого истребителя (1974 год), но в следующем году проиграл General Dynamics YF-16 Fighting Falcon.
Нереализованный штурмовик. Northrop YA-9A (на фото) проиграл в 1972-1973 годах тендер на экспериментальный штурмовик (A-X) более современному YA-10 (предшественник A-10), а проект F-16XL компании "General Dynamics" в 1984 году уступил в рамках программы усовершенствованного тактического истребителя (ETF) самолету F-15E. F-16XL поступил в НАСА, где использовался как летающая лаборатория.
The Northrop A-9A close air support aircraft, built in competition with the Fairchild A-10A for USAF evaluation.
Построили около 40 JetStar II, отличавшихся увеличенной на 4111 л - в сравнении с JetStar I - емкостью топливной системы. Крыльевые баки на JetStar II были вынесены насколько возможно вперед.
VC-140 - вариант VIP-транспортного самолета, принадлежал ВВС США и на закате своей карьеры эксплуатировался 89-м транспортным авиакрылом, дислоцированным на авиабазе Эндрюс. К 1986 году самолет был отправлен на авиабазу Дэвис-Монтан на хранение.
Cheyenne имел уникальную для своего времени конструкцию, причем хвостовой толкающий винт на реверсе работал как мощный воздушный тормоз.
C-27J Spartan - средний военно-транспортный самолет, один из лучших в своем классе. Особенно впечатляющими выглядят его выступления на авиашоу, когда самолет выполняет различные фигуры высшего пилотажа, включая даже бочку и петли.
Нереализованный штурмовик. Northrop YA-9A проиграл в 1972-1973 годах тендер на экспериментальный штурмовик (A-X) более современному YA-10 (предшественник A-10), а проект F-16XL компании "General Dynamics" (на фото) в 1984 году уступил в рамках программы усовершенствованного тактического истребителя (ETF) самолету F-15E. F-16XL поступил в НАСА, где использовался как летающая лаборатория.
Новозеландские ВВС для замены своих Hudson приобрели 116 самолетов PV-1 и 23 самолета B-34A, переданных из ВВС Армии США (включая и этот NZ4600). Самолеты поступили в 1-ю, 2-ю, 3-ю, 4-ю и 8-ю эскадрильи.
Истребитель для НАТО? В начале 1954 года в Париже был образован комитет НАТО, возглавляемый профессором фон Карманом (на то время Франция была членом военной организации НАТО, затем вышла из нее, а при президенте Н. Саркози - вновь вернулась в военную организацию). Задачей комитета было изучение предложений европейских компаний в рамках стартовавшей тогда программы создания легкого многоцелевого истребителя, способного завоевывать превосходство в воздухе и решать ударные задачи. Согласно требованиям НАТО, NBMR-1 (NATO Basic Military Requirement No.1), самолет должен был иметь массу 3629-4536 кг и способность действовать с небольших и даже грунтовых аэродромов. "Dassault" предложила Etendard VI, а НАТО в рамках NBMR-1 финансировала разработку двигателя Bristol Orpheus, из-за которого пришлось удлинить машину на 1 м до 12,9 м. Для сравнительных испытаний отобрали Breguet Taon, Fiat G.91 и Etendard VI (на фотографии). Построенные два Etendard VI совершили первые полеты 15 марта и 14 сентября 1957 года соответственно. Самолет испытывали британские, французские, итальянские и американские летчики, но в итоге выбор пал на G.91 - возмущенные французы, правда, отказались покупать последний. В то же время совершивший первый полет в июле 1956 года самолет Etendard IV, оснащенный двигателем Atar 101E4, проиграл в тендере ВВС Франции самолету Mirage III, но зато был выбран командованием ВМС Франции в качестве палубного истребителя-бомбардировщика. Был заказан "полуморской" вариант, получивший обозначение Etendard IVM, который поднялся в воздух в мае 1958 года.
Первый прототип G222TCM запечатлен на аэродроме в Ле Бурже. Калибровочные отметки хорошо видны на носовой и хвостовой частях фюзеляжа и руле направления.
По особой схеме окраски, включая оранжевые полосы на фюзеляже и хвосте, можно идентифицировать этот самолет как G222RM, который принадлежал 8-й эскадрилье 14-го авиаполка 9-й авиабригады, дислоцированной в Пратика-ди-Маре.
Модификация G222T была создана после того, как США отказались продавать Ливии двигатели T64. Взамен самолет получил двигатели Tyne, и часть БРЭО была заменена. Этот прототип, I-OAIT, переоборудованный из 34-го G222, совершил первый полет 15 мая 1980 года. 20 ливийских G222 поступили в транспортный авиаполк в Бенгази.
Одним из заказчиков "базового" G222 стала аргентинская армия - три самолета закуплены с 1977 года.
Основной эксплуатант G222 - итальянские ВВС. Самолеты показали себя надежными и регулярно выступают на различных авиашоу.
EC-130 - одна из самых секретных машин ВВС США. В составе семейства - вариант EC-130E(RR) Rivet Rider, оснащенный системами приема/передачи радио- и телевизионной информации в интересах сил специальных операций и при чрезвычайных ситуациях.
Тайваньская "EVA Air" предпочла грузовой, а не пассажирский вариант MD-11. В эксплуатации у нее находятся восемь MD-11F.
"World Airways" из Чарльстона, штат Южная Каролина, на 2011 год располагала девятью MD-11 и четырьмя MD-11F. Все были взяты в долгосрочный лизинг.
Немецкая чартерная авиакомпания "LTU International Airways" эксплуатировала четыре MD-11, оснащенные двигателями Pratt & Whitney PW4462. Первый был заказан в 1988 году, в конце 1990-х их продали "Swissair".
После покупки у LTU четырех MD-11 парк "Swissair" вырос до 19 самолетов (на 1999 год), но затем в рамках реорганизации компания продала их "Federal Express" (самолеты переоборудовали в MD-11F).
В 1996 году "Lufthansa Cargo" заказала пять MD-11F, с опционом еще на семь машин (стоимость контракта составила 550 млн долларов). Было поставлено 14 самолетов, все - с двигателями General Electric CF6-80C2D1F.
Бразильская компания VARIG взяла в лизинг 13 самолетов MD-11 и использовала их на дальних маршрутах. Самолеты эксплуатировались до 2007 года, но после приобретения "Gol Transposes Aereos" авиакомпания их уже не использовала.
В 1936 году постройку XC-35 заказало Министерство обороны - это был опытный самолет, оснащенный двигателями XR-1340-43 с турбонагнетателями.
Авиакорпус Армии США получил в 1937 году Кубок Кольера - так был оценен вклад создателей XC-35 в развитие аэронавтики.
Пара швейцарских Vampire (T.Mk 55 и FB.Mk 6 в разведывательном варианте) в полете с Venom (на переднем плане). Ряд швейцарских военных вначале считали, что Hawker Sea Fury лучше подойдет для национальных ВВС, чем Vampire.
Три Vampire T.Mk 11 запечатлены в 1956 году в полете над училищем британских ВВС в Кранвелле, к которому был приписан свой собственный T.Mk 11, использовавшийся для повышенной подготовки курсантов вплоть до марта 1962 года.
ВВС Австралии: F.Mk 30 (80), FB.Mk 31 (29), F.Mk 32 (1), Mk 33/35A (36); ВМС - T.Mk 22 (4), T.Mk 34/34A (5), T.Mk 35 (68).
ВВС Австрии - J28A (3), T.Mk 11 (3), T.Mk 55 (5).
ВВС Бирмы (Мьянмы): T.Mk 55 (8), серийные №№ UB 501 - UB 508.
ВВС Финляндии: FB.Mk 52 (6), T.Mk 55 (4), все списаны к 1965 году.
ВВС Индонезии: T.Mk 55 (8), поставлены в 1956 году, в 1958 году проданы ВВС Индии.
ВВС Ирака: FB.Mk 52 (9), T.Mk 55 (7) - один T.Mk 55 позже оснащен катапультными креслами.
ВВС Иордании: FB.Mk 9 (10), FB.Mk 52 (7), T.Mk 11 (3).
ВВС Японии: T.Mk 55 (1), оснащены катапультными креслами.
ВВС Италии: FB.Mk 5 (5), FB.Mk 52 (61), построенные по лицензии FB.Mk 52A (150), NF.Mk 54 (14).
ВВС Португалии: T.Mk 55 (2) - эксплуатировались в 1952-1961 годах.
ВВС ЮАР: FB.Mk 5 (10), FB.Mk 9 (30), FB.Mk 52 (10), T.Mk 55 (27).
ВВС Швеции: J28A (F.Mk 1) (70), J/A/Sk 28B (FB.Mk 50) (310), J/Sk 28C (T.Mk 55) (35).
ВВС Венесуэлы: FB.Mk 5 (24), T.Mk 55 (6).
Первый предсерийный учебно-боевой Vampire для британских ВМС, WW458, был передан заказчику для оценочных испытаний в январе 1952 года. После испытаний в 759-й и 781-й эскадрильях он был снят с летной эксплуатации и с начала 1954 года стал использоваться для наземного обучения.
Northrop F-5G/F-20 Tigershark (1982 год). F-20, при создании которого в начале 1980-х годов были потеряны два прототипа, представлял собой однодвигательный вариант F-5E Tiger. Он полностью соответствовал ТТЗ, но так и не нашел зарубежных заказчиков, которые предпочли ему F-16, принятый на вооружение ВВС США. F-20 оснащался БРЛС APG-67 и силовой установкой на 80% большей мощности, чем у F-5E, и развивал скорость до М=2.
Пуск УР AGM-65 "Майверик" с F-20
McDonnell Douglas/General Dynamics A-12 Avenger II (на фото) был амбициозным проектом палубного стелс-штурмовика, построенного по схеме "летающее крыло", но программу закрыли в 1991 году ввиду технических проблем и перерасхода бюджета.
Самолет Model 33 имел хорошие взлетно-посадочные характеристики и был легок в пилотировании. Но Армия США потеряла к Air Trooper интерес, а гражданский вариант Little Dipper так и не появился.
Big Dipper имел хорошие характеристики. Планировалось, что самолет станет базой для создания следующего варианта Super Dipper.
P-49 имел большое сходство с P-38, но существенно превосходил его. Этот истребитель большой дальности так и не пошел в серию, поскольку P-51D после оснащения подвесными топливными баками оказался весьма неплохим самолетом сопровождения.
Saturn совершил первый полет 17 июня 1946 года. Проявившиеся вначале проблемы удалось решить путем замены двигателей Continental GR-9A на Wright 744C-7BA-1.
Второй и последний опытный самолет Lockheed R6O Constitution показан здесь в рекламной окраске для ВМС США. Изначально самолет проектировался под требования авиакомпании "Pan American" к вместительному самолету большой дальности, но обе построенные опытные машины эксплуатировались только в 44-й авиатранспортной эскадрилье (VR-44). На двух палубах самолет мог перевозить 168 военнослужащих, максимальная взлетная масса составляла 83 461 кг, однако последующие заказы не последовали - ввиду прекращения разработки ТВД Wright Typhoon.
Constitution имел недостаточно мощную силовую установку, было построено всего два самолета. Разработчиком был предложен и противолодочный вариант, но интереса у ВМС США он не вызвал.
Ожидается, что F-35 Lightning II станет первым созданным по стелс-технологиям боевым самолетом, который поступит в массовое производство. Программа F-35 считается самой дорогостоящей в истории.