Мировая Авиация 185
-
KC-135R из 18-го авиакрыла (база Кадена, Окинава) дозаправляет E-3 из того же авиакрыла. KC-135R остается стандартным заправщиком ВВС США уже 54 года.
Благодаря возможности принимать топливо в воздухе, продолжительность полета E-4B лимитирована только емкостью маслобаков двигателей. На снимке - дозаправка E-4A от McDonnell Douglas KC-10A Extender. В чрезвычайной ситуации в боевую готовность для обеспечения E-4B приводится весь парк заправщиков KC-10A и KC-135. На борту E-4B штатно находится сменный экипаж: командир, второй пилот, штурман и бортинженер.
10-й серийный KC-135A (55-3127) несет на носовой части фюзеляжа эмблему "Млечный путь" САК США. Самолет имеет короткий киль, характерный для ранних KC-135. Верхний "этаж" двухпалубного фюзеляжа предназначен для грузов или пассажиров. Топливо размещается на нижней палубе и между лонжеронами.
Французские C-135FR состоят на вооружении ERV 93 "Bretagne", размещенной на авиабазе Истр. На снимке - самолет осуществляет дозаправку гибридной системой из жесткой штанги и гибкого шланга.
KC-135R из 18-го авиакрыла (база Кадена, Окинава) дозаправляет E-3 из того же авиакрыла. KC-135R остается стандартным заправщиком ВВС США уже 54 года.
Всех вариантов C-135 и не сосчитать. Машины использовались и используются во множестве экспериментальных программ, от испытаний лазеров воздушного базирования до поиска путей снижения массы конструкций. На снимке - самолет-регистратор NC-135A Argus.
Катар заказал шесть Alpha Jet C и 14 Mirage F1 в 1979 году. В 1980-м Alpha Jet поступили на вооружение 11-й эскадрильи авиационной поддержки, дислоцированной в Эль-Удейд. Самолеты используются как учебные и легкие штурмовики.
Эскадрилья VF-17A Атлантического флота стала единственным подразделением первой линии ВМС США, имевшим на вооружении Phantom. 5 мая 1948 года личный состав эскадрильи получил допуск к эксплуатации самолетов с палубы. Освоение базирования на корабле проходило на авианосце "Сайпан". В июне 1950 года эскадрилья VMF-122 КМП США последней списала свои Phantom, однако прежде из таких самолетов сформировали пилотажную группу авиации Корпуса морской пехоты.
Первый Phantom имел заводской номер 111749. После снятия с вооружения ВМС США его использовали для метеорологических исследований на авиабазе Паттерсон.
Самолеты президента. Перевозка президента США повышает престиж Boeing. Два президентских 747-2G4B под обозначением VC-25A состоят на вооружении 89-го транспортного авиакрыла, дислоцированного на базе Эндрюс, штат Мэриленд. VC-25A предназначен для перевозки президента и его штаба. Экипаж самолета состоит из 23 человек, пассажировместимость 70 человек, дальность полета без дозаправки 11490 км. Экипаж включает 10 человек летного состава, трех специалистов связи и десять человек обслуживающего персонала. В чрезвычайной ситуации VC-25A может быть использован как ВКП - самолет оснащен 85 телефонами, 19 ТВ мониторами, 11 видеомагнитофонами, помехоустойчивой шифровальной радиоаппаратурой, факсами. В апартаментах президента оборудованы два спальных места, имеются гардероб и туалет. VC-25A с президентом на борту имеет позывной "Air Force One". Первый VC-25A (82-8000) поступил в 89-е авиакрыло 30 сентября 1990 года, второй (92-9000) - 30 декабря 1990 года. Впервые VC-25A (82-8000) выполнил задачу 6 сентября 1990 года - президент Джордж Буш летал на нем в Топеку, штат Канзас, и Таллахаси, штат Флорида. На следующий день VC-25A доставил Буша в Финляндию.
В середине 1990-х годов "Boeing" оценивала спрос на 80-/120-местные ближнемагистральные авиалайнеры в 2600 самолетов на следующие 20 лет и рассчитывала, что значительную часть от этого количества составят 717-е.
Слева направо - Гюнтер Капплер из компании BMW, Гарри Стоункипхер из "Boeing" и Джон Роуз из "Rolls-Royce" "ударили по рукам" после выбора двигателей BMW Rolls-Royce BR715 для самолета Model 717.
Испанская "Quantum Air" получила три 717-х в июне - июле 2000 года. Самолеты использовались на внутренних рейсах до начала 2010 года.
Вверху: бюджетный перевозчик "AirTran" является типичным эксплуатантом 717-х. Летом 1999 года 717-й выполнил рекламный тур по Европе, которая считается основным рынком сбыта для самолетов данного типа.
Самым массовым вариантом Destroyer стал RB-66B, он же был первым серийным вариантом. Все Destroyer поступали в части с оборонительным стрелковым вооружением, которое потом на большинстве самолетов заменили аппаратурой РЭБ. В дополнение к станциям постановки помех на нижней поверхности фюзеляжа монтировались устройства отстрела ложных целей (частично видны).
Первый RB-66A с двигателями General Electric CJ805-23 для авиалайнера Convair CV-990.
Вверху: стремительность профиля Destroyer подчеркивают двигатели J71 в длинных гондолах. Однако по характеристикам ТРД J57, стоявшие на флотском A3D, оказались лучше. На снимке - RB-66 с пушечной турелью, но без самих пушек.
Прототипы B-66 не строились. Первым поднялся в воздух первый (52-2828) из пяти RB-66A, собранный как предсерийный бомбардировщик. В носовой части фюзеляжа установлена штанга с датчиками атмосферных параметров.
The twin-jet swept-wing Douglas RB-66B tactical reconnaissance bomber. Aerodynamic troubles have contributed to the delay in deliveries of the Douglas B-66
Всего построили 72 B-66B для вооружения одного авиакрыла. Изначально самолеты поступили в 17-е бомбардировочное крыло, Харлбарт-Филд, Флорида, затем их передали в 17-е авиакрыло, дислоцированное в Великобритании. На бомбардировщиках стояли РЛС K-5, на разведчиках - APS-27. Бомбоотсек был снабжен перфорированным щитком для стабилизации воздушного потока в момент сброса полезной нагрузки.
Самолет можно опознать как разведчик погоды WB-66D по небольшому иллюминатору ниже крыла. 36 WB-66D поступили в следующие эскадрильи: 9-ю тактическую разведывательную (авиабаза Шо), 111-ю (Йокота, Япония) и 42-ю (Шпангдалем, ФРГ).
NRB-66B с ТРДД типа Pratt & Whitney TF33-P-7, разработанными для C-141A Starlifter.
Этот M.H.1521 Broussard принадлежал 44-й связной эскадрилье, базировавшейся в Бланден-Ренье.
Прототип M.H.152 доработали в экспериментальный M.H.153, установив ТВД Turbomeca Astazou. Самолет использовался как летающая лаборатория для испытаний двигателя.
Французский M.H. 1521 сфотографирован в Алжире в конце 1950-х годов. Для войны самолет был малопригоден, так как алжирские партизаны быстро узнавали о его появлении из-за шумности мотора R-985-AN-1.
На снимке - прототип самолета M.H.152. В Вооруженных силах Франции самолет предназначался для использования в качестве связного и наблюдательного.
Здесь представлен Do 335 V1 в окраске на момент своего первого полета, октябрь 1943 года. Охлаждение радиатора переднего мотора не было конструкторской проблемой, а вот для заднего двигателя понадобился подфюзеляжный воздухозаборник.
Dornier Do 335A-0. Подразделение Erprobungskommando 335 Оберпфаффенхофен, май 1945. Здесь изображен седьмой из десяти предсерийных Do 335A-0, большинство из них поступило в Erprobungskommando 335 для эксплуатационных испытаний. Тип A-0 не сильно отличался от серийных Do 335. Самолеты успели прибыть в части Люфтваффе, но в боевых действиях не участвовали - из-за быстрого продвижения войск западных союзников. А на фоне реактивных истребителей любой поршневой самолет выглядел устаревшим.
Предсерийные Do 335A-0 вооружались одной 30-мм пушкой MK103 и двумя 15-мм пулеметами MG 151. На снимке - седьмой из десяти построенных Do 335A-0.
Основные опоры шасси Do 335 убирались в ниши в плоскостях. На Do 335 V1 ниши не закрывались створками, они появились на последующих экземплярах.
Бельгийские Alpha Jet. ВВС Бельгии известны особым отношением к уникальной окраске своих самолетов. Alpha Jet удерживают пальму первенства среди других машин по разнообразию ярких вариантов. Два самолета, на фотографии, получили эту нарядную окраску по случаю 50-летия ВВС Бельгии, которое отмечалось в 1995 году.
Бельгийские Alpha Jet. ВВС Бельгии известны особым отношением к уникальной окраске своих самолетов. Alpha Jet удерживают пальму первенства среди других машин по разнообразию ярких вариантов. Броско окрашенная машина из 11 -й эскадрильи.
Компания "Dassault" рекламировала доработанные варианты самолета Alpha Jet под несколькими обозначениями. Среди них был и вариант Alpha Jet NGEA или Alpha Jet 2. Ha NGEA установили двигатели Larzac 04-C20, лазерный дальномер, обновили БРЭО и расширили ассортимент вооружения. Покупателей на NGEA не нашлось, но близкий ему вариант MS2 поступил в ВВС Египта и Камеруна. На фотографии - самолет в противокорабельной конфигурации с ПКР Exocet и двумя УР Magic класса "воздух-воздух".
Самые известные в мире самолеты Alpha Jet принадлежат французской пилотажной группе "Patrouille de France", которая является частью демонстрационно-учебного подразделения армейской авиации "Equipes de Presentation de I'Armee de I'Air", база Салон-де-Прованс. Раньше группа "Patrouille de France" долго летала на самолетах Magister, но с мая 1981 года пересела на Alpha Jet. Яркие выступления этой группы на авиашоу способствуют продвижению изделий авиапромышленности Франции на мировом рынке.
Подразделение Jagdbombergeschwader 49 (JBG 49) стало последним эксплуатантом самолетов Alpha Jet. В нем летчики Люфтваффе повышали свою подготовку. Подобно Hawk, Alpha Jet по своим летным данным близок к реактивным истребителям и истребителям-бомбардировщикам. Это очень ценно - обучение летчиков идет с меньшими затратами и лучшей эффективностью.
Катар заказал шесть Alpha Jet C и 14 Mirage F1 в 1979 году. В 1980-м Alpha Jet поступили на вооружение 11-й эскадрильи авиационной поддержки, дислоцированной в Эль-Удейд. Самолеты используются как учебные и легкие штурмовики.
Alpha Jet C используются в ВВС Кот д'Ивуар как учебные и ударные самолеты. Первый из шести поставили в октябре 1980 года. Дополнительный самолет был закуплен в 1983-м. В 2012 году все самолеты находились в летном состоянии.
Того, еще одна бывшая французская колония в Африке, закупила Alpha Jet: пять самолетов получило подразделение Escadrille de Chasse в 1981 году. Позже для замены разбившегося приобрели шестой самолет. В 2012 году в летном состоянии находились четыре Alpha Jet.
Марокко получила в 1979-1981 годах 24 Alpha Jet H, большинство из них используются как учебные, но несколько самолетов состоят в истребительной эскадрилье и выполняют задачи авиационной поддержки. Все самолеты располагаются на базе Мекнес.
Марокко получила в 1979-1981 годах 24 Alpha Jet H, большинство из них используются как учебные, но несколько самолетов состоят в истребительной эскадрилье и выполняют задачи авиационной поддержки. Все самолеты располагаются на базе Мекнес.
В ВВС Бельгии Alpha Jet укомплектованы 7-я и 11-я эскадрильи.
50 Alpha Jet достались Португалии от немецких Люфтваффе. Большинство самолетов прошли ремонт, получили стандартный для ВВС Португалии коричнево-зеленый камуфляж.
ВВС Камеруна эксплуатируют шесть Alpha Jet MS2 с июля 1984 года. Вариант MS2 также поставлялся Египту, самолет оснащен лазерным дальномером.
Первый экс-германский Alpha Jet прибыл в британский Боскомб-Даун 15 марта 2000 года. Самолет предназначался для DERA (впоследствии QinetiQ). Всего исследовательский центр получил семь летных машин и пять как источник запасных частей.
Египет закупил 30 учебных Alpha Jet MS1 (на фотографии) и 30 легких штурмовиков Alpha Jet MS2.
Четыре Alpha Jet в боевом порядке: пара из подразделения повышения летной подготовки ВВС Франции, дислоцированного в Туре, и два самолета ВВС Марокко. Машины из этого подразделения (Ecole de l'Aviation de Chasse 314) используются для базовой и повышенной подготовки летчиков, а также для штурманской подготовки. Alpha Jet ВВС Франции частично прошли модернизацию, в ходе которой в кабинах установили многофункциональные индикаторы, как более адекватные для обучения пилотов истребителей Mirage 2000-5F и Rafale.
Нигерия получила 24 Alpha Jet N, эксплуатация 14 из них продолжается.
В период войны в Персидском заливе 1991 года Alpha Jet неожиданно привели в состояние боеготовности. В то время как боевые самолеты США и НАТО были задействованы в войне с Ираком, перед немецкими Alpha Jet поставили задачи по обороне Турции. Alpha Jet из 2./JBG 49 сфотографированы на турецкой авиабазе Эрхак.
Alpha Jet A. У ВВС Франции появилась потребность в учебно-тренировочном и легком ударном самолете. Первоначально такой машиной виделся англо-французский Jaguar, но он получался чрезмерно сложным и дорогим. Поэтому французы и немцы объединили свои усилия для создания нового самолета. Результат совместной работы стал популярен не только во Франции и в ФРГ, но и шел на экспорт. Самолет строился в двух основных вариантах: учебный Alpha Jet E (от Ecole, школа) с закругленной носовой частью фюзеляжа и Alpha Jet A (от Appui, поддержка) с заостренной носовой частью. Новые Alpha Jet A закупили только Люфтваффе в количестве 175 экземпляров. Вариант Alpha Jet A предназначался для нанесения ударов по наземным целям, борьбы с вертолетами и отработки применения авиационных средств поражения. Несколько самолетов, принадлежавших ВВС Германии до июня 1997 года, состоят на вооружении Португалии и Таиланда, а также используются испытательным подразделением британского военно-исследовательского центра "QineteQ".
Alpha Jet E
МиГ-23БН ВВС Ирака участвовали в ирано-иракской войне. Несколько самолетов доработали для несения контейнеров ATLIS и применения управляемого оружия с лазерным наведением. Другие оснастили неубираемыми штангами системы дозаправки топливом в полете, эти машины выполняли дальние рейды для ударов по иранским нефтепромыслам в Персидском заливе.
МИГ-2ЗБН. МиГ-23БН/МиГ-27 в советских ВВС получили прозвища "Утконос" и "Крокодил Гена". Летчикам нравились их хорошая управляемость на больших скоростях у земли и высокая боевая эффективность. Все МиГ-23БН/МиГ-27 ВВС стран Варшавского договора могли нести ядерное оружие.
МиГ-27 поступили на вооружение ВВС Шри-Ланки в 2000 году. В последующие годы самолеты широко использовались в противопартизанских действиях. В 2007 году ПВО "Тигров освобождения Тамил-Илама" сбила один МиГ-27, когда тот наносил удар по базе повстанцев в Иранаймаду.
На фотографии один из 72 RJ100 бельгийской "Brussels Airlines". Вместимость самолета - 97 пассажиров в салоне одного класса. Парк "Brussels Airlines" также включает девять меньших по размерам RJ85.
Самым коротким в семействе RJ является RJ70, но большого спроса на данный вариант не возникло в силу его малой пассажировместимости. Многие эксплуатанты используют свои RJ, как и 146-е, выполняя полеты в аэропорты, расположенные прямо в городской черте.
В марте 1986 года неокрашенный самолет с бортовым номером E2056 перегнали из Хатфилда в Дотан, Алабама, где фирма "Pemco" впервые переоборудовала машину в грузовой вариант. В хвостовой части фюзеляжа прорезали грузовой люк, усилили пол кабины, установили ролики для перемещения груза и систему пожаротушения. Вариант Series 200QT (Quiet Trader) мог перевозить грузы массой 10206 кг, a Series 300QT (на фото) - 11 512 кг.
Турецкая национальная компания "Turkish Airlines" в числе первых закупила RJ 100, заказав девять самолетов (все перепроданы к 2008 году) и четыре RJ70 (перепроданы в 2007 году).
"Ansett New Zealand" приобрела шесть -300, три -200 и два -200QT. Эти "тихие" авиалайнеры очень пригодились для полетов в аэропорты Куинстоун и Веллингтон, где действовали жесткие ограничения уровня шума.
Хотя F.4 и превосходил по своим характеристикам Snipe, широкого распространения в истребительных частях британских ВВС этот самолет не получил.
Было заказано два прототипа XP-67, но построили только один - №211677.
Из-за характерных обводов самолет XP-67 называли "Moon bat". При планируемой большой дальности полета и расчетном составе вооружения из шести 37-мм пушек XP-67 мог стать самым мощным истребителем своего времени.
McDonnell XP-67 можно назвать настоящим произведением авиационного искусства. Фюзеляж, мотогондолы и крыло плавно сопрягаются друг с другом. И этот истребитель планировалось вооружить целой батареей пушек.
Последний боевой вылет этот самолет Heja совершил в 1944 году. Данный самолет использовался для защиты авиазавода "Danube" в Будапеште от налетов авиации союзников. Предположительно, на этом истребителе было сбито от 6 до 12 самолетов ВВС Армии США.
Lockheed PV-2 Harpoon эскадрильи VPB-142 ВМС США, Марианские о-ва, 1945 год. В июне 1940 года компания "Vega Aircraft", субсидируемая "Lockheed", заключила контракт с британской закупочной комиссией на поставку 875 экземпляров бомбардировщика, созданного на базе авиалайнера Lockheed Lodestar. Lockheed V-146, или Vega 37, оснастили более мощными моторами Hudson, удлинили носовую часть фюзеляжа и установили оборонительное вооружение. Самолеты, известные как PV-1 Ventura, B-34/B-37 Lexington и PV-2 Harpoon, имели схожую компоновку. Модификация PV-2 (на рисунке) стала одной из самых массовых. Вооружение: пять неподвижных пулеметов в носу, два вверху и три внизу. На самолетах поздних выпусков количество носовых пулеметов довели до восьми. Значительно отличался от Ventura более крупный Harpoon - общими были лишь часть фюзеляжа, внутренние секции крыла и мотогондолы. Обозначение B-34/B-37 Lexington использовалось в ВВС США для первых ленд-лизовских PV-1, предназначавшихся для морского патрулирования.
С увеличением размаха крыла и площади хвостового оперения улучшилась управляемость, выросла масса полезной нагрузки, но ухудшились летные данные машины. На снимке - первый экземпляр PV-2 Harpoon, проходивший испытания на "Vega Aircraft" в Бербанке.
С 1954 года PV-2 Harpoon состояли на вооружении ВВС Португалии в подразделении Esquadra de Reconhecimento Maritime, базировавшемся на Монтихо. В 1960-е годы несколько морских самолетов-разведчиков привлекались для борьбы с партизанами в Анголе.
Lockheed PV-2 Harpoon из резерва ВМС США. В носовой части фюзеляжа стоят два 12,7-мм пулемета Colt. Первые 69 самолетов начали эксплуатировать в марте 1944 года. Эти самолеты выполняли боевые вылеты в районе Курильских островов. Выпуск PV-2 свернули в пользу производства более совершенных P2V Neptune.
В серии самолетов M.120 основным вариантом являлся M.123. На фотографии хорошо виден очень большой для подобного аппарата размах крыла, который напоминает пропорции планеров Mauboussin.
RC-135S Cobra Ball. Во избежание бликов плоскость крыла и установленные на этой консоли двигатели окрашены в черный цвет. Самолет оснащен фотоаппаратурой, он использовался для слежения за испытаниями советских МБР. Обычно Cobra Ball работали с аэродромов Аляски.
Основу парка разведчиков ВВС США составляют RC-135V/W Rivet Joint. Самолет на снимке был выпущен в варианте RC-135B, затем модернизирован в RC-135C, а уже потом в RC-135V.
Всего построили 300 истребителей Martinsyde G.100/102 Elephant. 133 из них поступили в эскадрильи на Западном фронте, 64 - на Ближний Восток, оставшиеся распределили между дислоцированными в Великобритании учебными частями.
На фотографии - Maule M-4-210C с британской регистрацией G-BAWL.
Данный M-5-235C Lunar Rocket был построен в 1979 году. Планер имеет очень большой ресурс, самолет оставался в летном состоянии, как минимум, до 2006 года.
Вверху: на этом MX-7 установлено поплавковое шасси Edo, подобным шасси можно оснастить любой самолет компании "Maule".
Гидросамолет Maule MMT-7-420 оснащался ТВД Rolls-Royce 250-B17C мощностью 420л. с.
Прототип M-4 (N40001) отличала чистота аэродинамики и элегантность внешнего облика.
Maule M-5
16 из 47 построенных Hansa были поставлены Люфтваффе. Восемь из них использовались исключительно как транспортные и были списаны в 1988 году. Остальные доработали в учебно-тренировочные самолеты РЭБ (на рисунке) и эксплуатировали до 30 июня 1994 года.
На фотографии - четвертый построенный самолет Hansa. Эту машину часто использовали в рекламных фотосъемках, а позже передали Люфтваффе.
Самолет MBB HFB 320 Hansa спросом на рынке не пользовался - в том числе и из-за необычности внешнего облика. Хотя аварийность самолета была довольно высока (семь из 47 построенных самолетов разбились, но главным образом из-за ошибок летчиков), его конструкция отличалась прочностью. Тем не менее тревожную статистику игнорировать сложно, и это послужило еще одной причиной низкого спроса на Hansa.
На авиасалоне в Париже самолет M.H.250 в варианте с поршневыми моторами демонстрирует способность полета на одном работающем двигателе.
M.H.250 с ТВД выглядит более элегантным, чем сельскохозяйственный M.H.250 с поршневыми моторами.
В надфюзеляжном обтекателе E-4B находятся антенны спутниковой и СВЧ связи для радиообмена по каналам, защищенным от прослушивания. Несмотря на окончание холодной войны, один E-4B всегда сопровождает президента США в его заокеанских вояжах. Самолет поддерживается в постоянной готовности к использованию по предназначению вне зависимости от положения дел в мире.
Благодаря возможности принимать топливо в воздухе, продолжительность полета E-4B лимитирована только емкостью маслобаков двигателей. На снимке - дозаправка E-4A от McDonnell Douglas KC-10A Extender. В чрезвычайной ситуации в боевую готовность для обеспечения E-4B приводится весь парк заправщиков KC-10A и KC-135. На борту E-4B штатно находится сменный экипаж: командир, второй пилот, штурман и бортинженер.
К счастью, E-4B ни разу не был реально использован по предназначению. Несмотря на улучшение отношений США и России и окончание холодной войны, четыре E-4B в обозримом будущем останутся в строю ВВС США. В ходе не столь давней модернизации на каждый установили низкочастотные выпускные антенны (в хвостовой части) и еще 46 антенн на фюзеляже. По оснащенности радиосвязью E-4B является одним из самых совершенных.
Внушительный вид E-4B соответствует назначению - в случае большой войны с борта самолета должно осуществляться управление Вооруженными силами США. E-4 спроектирован на основе Boeing 747-200. За более чем 10-летнюю эксплуатацию самолет зарекомендовал себя надежным и безопасным.
Надежная развединформация крайне важна для нанесения ответного ядерного удара, поэтому на E-4 стоит совершенный комплекс радиосвязи. Установленную на E-4A (на снимке) аппаратуру существенно модернизировали на E-4B. Все бортовое оборудование устойчиво к электромагнитному импульсу, возникающему при ядерном взрыве.
На Martinsyde F.1 летчик сидел за наблюдателем, такое размещение членов экипажа сложно назвать удачным.
The sole prototype Martinsyde F.1 two-seat fighter
Первый прототип M80 установлен на автоприцеп. Сертификат летной годности для M80 получить не удалось.
Принципиально концепция ЛА с поворотным фюзеляжем хотя и несколько экзотична, но не так уж и сложна. Но очевидно, что задача создания подобного пилотируемого аппарата будет намного сложнее, чем беспилотного.
Этот самолет M202 разработан на основе M200. Считается, что несколько таких самолетов, возможно, использовались в германских ВВС в годы войны.
M.H.52 представлял собой двухкилевой низкоплан с трехопорным шасси с носовой стойкой. Каплеобразный фонарь обеспечивал отличный обзор из кабины.
Max Holste M.H.53 отличался от M.H.52 менее мощным мотором и шасси с хвостовой опорой.
Этот самолет варианта BO 209-160 имел крыло размахом 8,40 ми мог развивать максимальную скорость в 274 км/ч. Его дальность полета составляла 1200 км.
На снимке - броско раскрашенный MD-90 из авиакомпании "Japan Air System". Схему окраски разработал знаменитый кинорежиссер Акира Куросава.
Первым заказчиком стала "Delta Air Lines", в 2012 году компания эксплуатировала 29 самолетов MD-90-30. Ожидается пополнение парка еще шестью лайнерами из "Japan Air System".
Эксплуатанты из Саудовской Аравии получили последний из 29 заказанных MD-90 весной 2000 года, эта машина имела следующую конфигурацию: 18 мест в первом классе и 103 в экономическом.
Martinsyde A.Mk II с собственным именем "Big fella" стал первым самолетом Авиационного корпуса Ирландии. По назначению самолет был транспортом для экстренных ситуаций ирландского лидера Майкла Коллинза.