Мировая Авиация 187
-
В конце 1990-х годов предпринимались различные попытки повысить заметность боевых самолетов, осуществлявших низковысотные полеты над территорией Германии (на тот момент участились аварии). Яркая окраска килей, как на этом Harrier GR.Mk 7 из 4-й эскадрильи, вряд ли помогла.
Британские GR.Mk 9/9A активно применялись в Афганистане (даже несмотря на отсутствие пушки), но не пережили сокращения военного бюджета и в 2010 году были списаны.
После установки РЛС APG-65 самолет получил новый носовой обтекатель, заметно изменивший конфигурацию носовой части Harrier II Plus.
McDonnell Douglas/BAe AV-8B Harrier II
Голландские ВВС. Fokker D.XXI из 1-й истребительной эскадрильи истребительной авиагруппы 1-го авиаполка. На момент германского вторжения эскадрилья дислоцировалась в Де Кооу. Оранжевый треугольник - знак принадлежности к ВВС нейтральной Голландии, применялся в начале Второй мировой войны.
Финские ВВС. D.XXI FR-97 из 4-го звена 24-й истребительной эскадрильи принадлежал лейтенанту Сарванто и дислоцировался зимой 1939-1940 годов в Имоле. Верхние поверхности окрасили по временному зимнему камуфляжу. Данную машину в апреле 1940 года передали 32-й истребительной эскадрилье, а в 1941-1944 годах он дислоцировался в Хювинкяя и Утти.
D.XXI стал последним в линейке истребителей компании, которая в свое время построила лучший в мире D.VII. Впрочем, простота и надежность конструкции оказались как нельзя кстати для финских летчиков.
Истребители D.XXI оказались весьма мощным оружием в руках финских летчиков во время военных действий между Финляндией и СССР. Залогом успеха были надежность машины и уровень индивидуальной подготовки финских пилотов.
A late-production Twin Wasp Junior-powered D XXI with glazed panelling extended along the rear decking to improve view for the tactical reconnaissance role, D XXI (FR-129) with ski undercarriage.
Канадские CH-149 не остаются без работы - только в октябре 2011 года они участвовали в нескольких поисково-спасательных операциях, эвакуировали больного пассажира с судна и осуществили удачный поиск охотника, пропавшего в западной части провинции Ньюфаундленд.
Работы вместе с ВМС США. Британские Merlin часто можно видеть на палубах кораблей ВМС США, они перевозят личный состав и грузы в рамках совместных операций вооруженных сил разных стран. В 2011 году вертолеты Merlin авиации британских ВМС доставили больного, взятого с борта немецкого судна "Болтик Айленд", на атомный авианосец "Энтерпрайз" ВМС США. Данный Merlin сфотографирован на палубе атомного авианосца "Джон Стеннис" в конце 2011 года.
Массивный Merlin (изображен в цветах британских ВВС) заслужил хорошую репутацию у стран-эксплуатантов. Самый недавний заказ поступил от ВМС Алжира (шесть машин), а вскоре ожидается поступление заказа и от Саудовской Аравии.
RAF battlefield support helicopters are being worked hard, with Chinooks deployed to Afghanistan and Pumas and Merlins in Iraq (one is pictured flying over that country). Indeed, the UK armed forces currently have a shortfall of 38% for battlefield helicopter lift and 67% for amphibious operations. To help reduce the deficit in the former category, six Merlins have been purchased from the Royal Danish Air Force.
Британские Merlin находятся в составе 28-й и 78-й эскадрилий, дислоцированных на авиабазе Бенсон. Планируется к 2016 году передать все Merlin в состав британских ВМС - задачи в интересах ВВС будут решаться вертолетами Chinook и Puma.
Крупногабаритные грузы перевозятся на внешней подвеске. Merlin активно эксплуатировались в Афганистане для грузовых перевозок.
Вертолет ДРЛОиУ Merlin. Компании "AgustaWestland" и "Thales" разработали на базе AW101 проект вертолета ДРЛОиУ - для замены вертолета аналогичного назначения Sea King Mk7, стоящего сегодня на вооружении британских ВМС. Новый вертолет будет базироваться на кораблях, имеющих вертолетную площадку, и перспективных британских авианосцах типа "Куин Элизабет". Главные системы новой машины - РЛС Searchwater 2000 и специализированная система Cerberus.
AW101 японских ВМС окрашены по одной из двух схем: по темно-серой с красными элементами (на фотографии), либо полностью светло-серой (малозаметный камуфляж). Японские ВМС обладают значительным парком вертолетов CH-53 и AW101.
Португальские ВВС эксплуатируют AW101 с 2004 года для решения задач поиска и спасения (включая и операции на поле боя), а также в интересах национального рыболовства. Вертолеты выполнили уже сотни вылетов, сохранив жизни более 650 человек. Большие дальность и продолжительность полета AW101 обеспечивают португальским ВВС возможность эффективно решать задачи в своей зоне ответственности - самой большой в Европе.
Кабина оснащена шестью цветными многофункциональными дисплеями и опционально дополнительным индикатором пилота для отображения полетного задания (поставщик оборудования - компания "Northrop Grumman"). Штатный экипаж - пилот и второй пилот, но управление этим вертолетом легко может осуществляться и одним пилотом. Экипаж противолодочного варианта также включает наблюдателя и оператора систем вооружения (ГАС и пр.).
Упавший Merlin. В 2010 году в Афганистане упал вертолет Merlin британских ВВС - его эвакуировали при помощи американского CH-53E Super Stallion. В мире существуют только два вертолета, которые могут совершить такую операцию - российский Ми-26 и американский CH-47.
Merlin HC.Mk 3. Изображенный на рисунке вертолет совершил первый полет 24 декабря 1998 года с аэродрома в Йовиле, графство Сомерсет, Великобритания. Он стал первым из серийных вертолетов Merlin, поставленных британским ВВС, - машина поступила в 28-ю эскадрилью, располагавшуюся на авиабазе Бенсон. 13 февраля 2008 года над Южной Англией этот ZJ117 первым среди британских вертолетов выполнил дозаправку топливом в полете - от самолета-заправщика C-130) итальянских ВВС.
Закрытие программы VH-71 Kestrel (приведено компьютерное изображение машины) стало ударом для компании "AgustaWestland". Зато она получила заказ на VIP-вариант Merlin от Индии. ВВС Индии заказали 12 вертолетов AW101 в 2010 году для правительственного авиаотряда. В середине 2011 года несколько планеров VH-71 отправили в Канаду для использования при постройке CH-149.
AgustaWestland AW101
Внутренняя компоновка. На данном рисунке хорошо видны пульты управления системы Cerberus и комплекса ДРЛО, а сама РЛС Thales Searchwater показана в убранном положении. В полете РЛС, имеющая круговой обзор, выдвигается.
В 1964-1969 годах 142-я истребительная эскадрилья "Ghostriders", располагавшая F-4B, совершила четыре боевые командировки в Тонкинский залив. Три из них - на борту авианосца "Констеллейшн".
Пара F-4B из 513-й истребительно-штурмовой эскадрильи КМП "Flying Nightmares" в полете с полной боевой нагрузкой, 1963 год.
Второй но Атлантическом флоте самолеты F-4B Phantom получила 102-я истребительная эскадрилья "Diamondbacks", ушедшая на ABMA "Энтерпрайз" на его первую боевую службу в начале 1962 года. На снимке - три F-4B на борту авианосца "Индепенденс".
Первой в КМП США получила "фантомы" 314-я эскадрилья всепогодных истребителей "Black Knights" (F-4B в 1962 году). В 1979 году она перевооружилась на F-4N и летала на них 19 лет.
F-15 одно время считался лучшим истребителем в мире. Модернизация и обеспечение применения новых средств поражения и оборудования, например УР AIM-9X и комплексных нашлемных систем целеуказания JHMCS, позволили им длительное время соответствовать
Пока F-15C остается на вооружении ВВС США, хотя он уже уступает более современным истребителям.
Япония получила 141 самолет F-15J. Все, кроме двух - выпущены по лицензии компанией "Mitsubishi". На сегодня F-15J остаются основой парка истребительной авиации японских ВВС.
McDonnell Douglas F-15C Eagle
Самолеты 4-го поколения могут нести различные контейнеры РЭБ - этот F-16 несет на центральном пилоне контейнер с системой РЭП Raytheon AN/ALQ-184.
Первоначально Do 217 сохранил "тонкий фюзеляж" Do 17/215, что хорошо видно на показанном здесь четвертом прототипе. Самолет, как видно, уже имеет вооружение и оснащен двигателями Jumo 211.
Этот Do 217E-4, сфотографированный в конце 1942 года, принадлежал II группе 40-й бомбардировочной эскадры. Самолеты Do217E этой группы первыми получили боевое крещение, начав атаки на британское судоходство. Хорошо виден пулемет МG 15 в задней части кабины.
Do 217E-2 готовится к ночному вылету. Звездный час бомбардировщиков Do 217 наступил в январе 1944 года, когда проводилась операция "Steinbock" - рейды на южную часть Великобритании.
Прототип V9 отличался переработанным фюзеляжем - большей высоты, что позволило увеличить бомбовую нагрузку. Do217E - первая бомбардировочная модификация, позже его подварианты были приспособлены под носители управляемых планирующих бомб Hs 293.
Do 217K-2 и схожий с ним K-3, специализированные носители управляемых авиабомб "Fritz-X", легко идентифицируются за счет крыла большего размаха.
Do 217K-1 оснащался двигателями BMW 801D и имел новую, полностью остекленную носовую часть. Данная машина несет опознавательные знаки 2-го Воздушного флота.
Do 217M-1 оснащался двигателями DB 603A, а в остальном был идентичен варианту K-1. Самолет строился в небольших количествах, большинство машин в 1943-1944 годах совершали рейды через Ла-Манш. Построены один M-5, носитель Hs 293, и один M-11, носитель FX 1400.
На снимке - самолет Meteor F.Mk III из состава 616-й эскадрильи, запечатленный в Любеке, Германия, несет стандартный дневной камуфляж.
В мае 1945 года, когда война в Европе близилась к концу, Meteor Mk IV начали поступать в строевые части британских ВВС. Самолет хорошо отличим по новым мотогондолам с турбореактивными двигателями Derwent IV.
Самолеты Meteor F.Mk I/III из состава 616-й эскадрильи на авиабазе Колерн перед отправкой в Европу, январь 1945 года. Эскадрилья стала первой, получившей Meteor в июле 1944 года.
Meteor F.Mk I, EE210/G, стал первым "экспортным" Meteor - в феврале 1944 года его передали ВВС Армии США для оценочных испытаний на авиабазе Мурок. Взамен британцы получили Bell YP-59A Airacomet.
The first Meteor I after delivery to the USA in exchange for a Bell XP-59 Airacomet.
Испытания двигателей Metro-Vick F.2 с осевым компрессором проводились на прототипе Meteor, DG204/G, с ноября 1943 года по апрель 1944 года, причем мотогондолы монтировались под крылом.
F. Mk III - второй вариант Meteor, поступивший в войска. В январе 1945 года эти самолеты получила 616-я эскадрилья. Звено F.Mk III было направлено в Бельгию с целью борьбы с немецкими реактивными истребителями Me 262, они окрашивались в белый цвет.
Китайские контейнеры. Сегодня мало что известно о работах Китая в области средств РЭБ, включая и подвесные контейнеры радиоэлектронной борьбы. Самолет JF-17 может нести подвесной контейнер РЭБ BM/KG300G, хотя это, вероятно, не самая совершенная система. JH-7 (справа) изображен с несколькими подвесными контейнерами.
Второй C-133A в испытательном полете, его сопровождает T-33A из состава ВВС США.
Конструкция Explorer содержит большое количество композиционных материалов и кевлара. Шасси машины - полозковое (лыжное).
20 сентября 1945 года Meteor F.Mk I, получивший двигатели Rolls-Royce Trent, стал первым в мире самолетом с турбовинтовой силовой установкой. Обратно в вариант Mk I его переоборудовали в конце 1948 года.
Опытный экземпляр семейства "E" представлял собой вот такой M5K, модифицированный путем установки пулемета и синхронизатора. Фоккер и кронпринц Вильгельм сфотографированы во время посещения 62-го авиаотряда около Дуэ (Франция).
Металлическая обшивка этого E III покрыта характерным камуфляжем. Внизу двигатель был открытым, без капота - для удаления подтекающего топлива.
На фотографии, запечатлевшей испытание E III, хорошо видна конструкция ротативного двигателя Oberursel - для испытаний металлический капот двигателя сняли.
Фюзеляж E III - сварная ферма из стальных труб прямоугольного сечения, с внутренними перекрестными расчалками. Металлическая обшивка - только до кабины: две металлические пластины по бортам и металлический капот двигателя.
Прочность крыла E III обеспечивалась четырьмя парами расчалок - две пары крепились сверху к трубчатой пирамиде наверху фюзеляжа и две внизу к тележке шасси. Поперечная управляемость осуществлялась за счет крутки крыла.
Освальд Бельке позирует на фоне своего Fokker Е IV. Эта машина оказалась неудачной - не могла на равных противостоять новейшим истребителям противника. Бельке затем воевал на Albatros, а знаменитый Макс Иммельман - на E III, на котором и погиб.
Данный самолет - второй TF-15A, изображен в окраске, специально разработанной по случаю 200-летия образования США, 1976 год.
ВВС Дании. Данный Fokker C.V в середине 1930-х годов принадлежал 3-й эскадрилье Королевских ВВС Дании (Haerens Flyvertropper).
Люфтваффе. Данный Fokker C.V-Е принадлежал 2-й эскадрилье 11-й ночной авиагруппы, действовавшей в августе 1944 года с аэродрома Ракла (Эстония). В октябре 1944 года перебежчики перелетели на самолете, принадлежавшем ранее датским ВВС, в Швецию. В 1947 году его вернули Дании.
Самолеты C.V-E финских ВВС в 1935 году. C.V-E - самый многочисленный вариант данного семейства.
Датские ВВС эксплуатировали C.V-E голландской постройки. Модификации D и E - полуторапланы, нижнее крыло имело меньший размах.
На самолетах C.V ставились рядные и звездообразные двигатели. На снимке голландский CV-D.
C-133A Cargomaster. В августе Cargomaster поступил в 39-ю авиатранспортную эскадрилью 1607-го авиатранспортного крыла восточной транспортной Воздушной армии (авиабаза Довер). Самолетами были оснащены три эскадрильи, в том числе одна - на западном побережье.
Транспортные самолеты ВВС США совершают полеты и в районы Северного полюса. Этот редко встречающийся C-133 Cargomaster отличается тем, что на нем отсутствуют характерные для полярной авиации яркие "вставки".
Cargomaster был востребован буквально по всему миру - даже в самых негостеприимных районах. Размеры машины можно определить по данной фотографии.
Последние два C-133A получили двухстворчатые грузовые люки. Аналогичным образом оснащались и 15 самолетов C-133B - сфотографирован третий самолет данного варианта.
Заднюю грузовую дверь с рампой существенно упростили, что значительно ускорило загрузку Cargomaster.
Шесть Cargomaster получили гражданскую регистрацию, из них четыре приобретались для "Foundation for Airborne Relief" - как этот N136AR (бывший 54-136).
Конфигурация Nightfox может применяться для моделей MD 500 и MD 530G (на фотографии)
Построенный по стандарту NOTAR, базовый MD 600N в 1999 году стоил 1,2 млн долларов.
MD Helicopters MD 520N
YC-15 имел традиционную для военно-транспортных самолетов компоновку - хвостовой грузовой люк с рампой, усиленное шасси и Т-образное хвостовое оперение. Фотография сделана, вероятно, в 1975 году.
После устранения технических проблем ВВС США с энтузиазмом приветствовали C-130J. Впрочем, регулярные части получили первые машины только в марте 2007 года - первыми самолеты получали Национальная гвардия, подразделения Резерва и учебные эскадрильи.
Первый C-130J для ВВС США поднялся в воздух 4 июня 1996 года. Он принял участие в мировом турне C-130J Hercules.
Авиация КМП США выполнила первую "боевую" дозаправку в воздухе от танкера KC-130J в рамках операции "Iraqi Freedom" в апреле 2005 года, после чего они стали использоваться очень активно - в том числе и для дозаправки MV-22B Osprey.
C-130J из боевого состава австралийских ВВС. Хорошо видны новые шестилопастные воздушные винты Dowty с композитными лопастями.
В июле 2003 года данный C-130J британских ВВС стал первым военным самолетом, совершившим посадку в международном аэропорту Багдада после завершения первой фазы операции "Iraqi Freedom". Позже один самолет был потерян во время посадки в Ираке, а другой - подорвался в Афганистане.
Оснащенный двигателями V2500 авиалайнер MD-90 был менее шумным, чем MD-80. Компания "Reno Air" эксплуатировала пять MD-90 до 1999 года, после чего влилась в компанию "American Airlines".
Meridionali EMA 124 - практичная итальянская разработка на базе Bell Model 47.
Компания "AirCal" была региональным авиаперевозчиком, работавшим преимущественно в Калифорнии. Компания модернизировала свой парк в 1981 году, приобретя и этот MD-82.
MD-83 - вариант с увеличенной дальностью, оснащенный двигателями JT8D-219, имеющими на 2% лучшую топливную экономичность, чем JT8D-217. Данная машина принадлежала "Republic Airlines" из Миннеаполиса. Ныне компания уже не существует.
Американская "Republic Airlines" - один из первых эксплуатантов MD-82. Хотя MD-80 и продавался достаточно хорошо, он, как и его предшественник Douglas DC-9, уступил в конкурентной борьбе Boeing 737.
Компания "Transworld Airlines" эксплуатировала самый большой парк лайнеров семейства MD-80, она же получила самолеты последних двух модификаций MD-80 (в 1999 году получен MD-83).
114-я иаэ "Aardvarks" стала в 1962 году первой в авиации Тихоокеанского флота ВМС США боеготовой эскадрильей с Phantom, а в 1970 году - перевооружилась на F-4J (на снимке).
Британские летчики считали свои T.Mk 10 недостаточно тяговооруженными. На фотографии - вариант TAV-8B.