Мировая Авиация 204
-
Надпись "За Сталина!" под фонарем кабины нанес на свой МиГ-3 летчик 6-го гвардейского истребительного авиаполка 6-го истребительного авиакорпуса ПВО А. В. Шлопов, воевавший зимой 1941-1942 года под Москвой. Верхняя часть самолета была окрашена в белый цвет, нижняя часть - голубая. Под крылом видны 12,7-мм пулеметы.
На этой фотографии военного периода можно видеть истребитель МиГ-3 - в 1942 году их начали постепенно снимать с вооружения строевых частей.
Эти МиГ-3 несут под крылом реактивные снаряды РС-82. Самолеты могли нести до восьми таких PC - взамен 100-кг бомб ФАБ-100.
Истребители МиГ-3 из 120-го авиаполка ПВО Москвы.
По некоторым данным, на момент нападения Германии на СССР наша авиация получила уже 1289 истребителей МиГ-3. Всего же было выпущено 3172 таких самолета.
Один из лучших советских асов Александр Покрышкин весьма лестно отзывался об истребителе МиГ-3, но в целом отношение летчиков к новой машине было не столь однозначным. На фотографии - типичный вид одного из советских аэродромов, где в одном строю можно было видеть МиГ-3 и"ленд-лизовские" Curtiss P-40.
McDonnell Douglas F-4C Phantom II. Экипаж данного Phantom - капитан Кен Кордье и 1 -й лейтенант Боб Лейн - был сбит вьетнамским ЗРК. Нанесенный на киле код "XN" и синяя законцовка киля говорят о том, что машина принадлежит 558-й тактической истребительной эскадрилье, дислоцированной в Камрани. Кордье на тот момент был во Вьетнаме второй раз, после чего должен был перевестись в Германию.
Два F-110A Phantom (действительно переданные из ВМС США истребители F-4H-1) во время тренировочного полета. Хорошо видны эмблемы Тактического авиакомандования ВВС США и "флотская" окраска машин.
Появление Ту-16 рядом с американскими авианосцами не было таким уж редким явлением, но постоянно вызывало "резкую" реакцию - как в этом случае с вылетевшими на перехват двумя F-4 с авианосца "Кити Хок".
Nieuport Type IVG стал одним из основных самолетов, применявшихся в авиации русской Армии на начальном этапе ее формирования. Изображен самолет в зимнем оснащении.
С самого начала своей истории самолеты Nieuport, такие как эта машина образца 1912 года, отличались хорошими аэродинамическими формами и экономичным дизайном.
Nieuport 10 строился в двух вариантах - на 10AV (от "avant") наблюдатель находился в передней кабине, а на 10AR (от "arriere") - в задней.
Хотя французский авиакорпус вначале не выразил интереса к Nieuport 10, британский флот заказал 24 машины. Большая часть самолетов была переоборудована в одноместные, как эта французская машина.
Nieuport 11 авиации русской Армии. Данная машина - одна из построенных по лицензии на заводе "Дукс".
Британский Nieuport 16. Ракеты Le Prieur были созданы для борьбы с германскими дирижаблями и впервые применены на Nieuport 11.
Данный Nieuport 11 принадлежал британскому Королевскому авиакорпусу и обозначался Nieuport Scout. Вооружение его включает два пулемета.
На фотографии самолета Nieuport 11 постройки "Macchi" видно, что пулемет Lewis имеет ограничительную раму, чтобы стрелок не повредил воздушный винт. Всего в Италии построили 450 машин.
Nieuport 18 - дальнейшее развитие Nieuport 11, но самолет в серию так и не пошел. От предшественника он отличался шасси с более широкой колеей и конструкцией подкосов.
Оснащенный лыжным шасси русский Nieuport 17 несет на киле грубоватую красную звезду - самолет принадлежал молодому Рабоче-крестьянскому Красному Воздушному Флоту (РККВФ).
Nieuport 17/le оснащался двигателем Le Rhone мощностью 120 л. с. В некоторый период 1916 года самолеты Nieuport 17 получили все истребительные эскадрильи ВВС Франции и одна эскадрилья ВМС.
Данный Nieuport 21 принадлежал британскому Королевскому авиакорпусу и был приобретен британским правительством во Франции.
Nieuport 21 поставлялся в Великобританию, США и Россию. Данная машина принадлежала авиации русской Армии.
94-я авиаэскадрилья Американского экспедиционного корпуса использовала данный Nieuport 28 во Франции в мае 1918 года.
Не имея своих истребителей, Американский экспедиционный корпус был вынужден приобретать такие машины, как Nieuport 28, который не мог сравняться с Fokker D.VII противника.
На фотографии - один из Nieuport 28, использовавшихся ВМС США в экспериментах по отработке взлета с платформ, сооруженных на орудийных башнях линкоров. К испытаниям привлекли 8 линкоров, включая "Оклахому", "Аризону" и "Пенсильванию".
Ил-76М. В марте 1970 года ОКБ Ильюшина приступило к работам над модернизированным ВТС, получившим обозначение Ил-76М и облетанным 24 марта 1978 года. Самолет отличался модифицированными фюзеляжем и рядом бортовых систем, грузоподъемность самолета была повышена до 42 т. В состав силовой установки включили двигатели Д-30КП-2 тягой 117,7 кН.
Индийские ВВС - один из зарубежных эксплуатантов Ил-76, получивших в Индии обозначение "Gajaraj" ("королевский слон"), ВВС Индии получили 24 самолета Ил-76, а также шесть самолетов-заправщиков Ил-78.
Такую картинку можно наблюдать лишь после окончания холодной войны - российский Ил-76М на авиабазе Рамштайн в ФРГ, 2007 год.
Российский Ил-76 выполняет взлет с авиабазы Мак-Хорд ВВС США во время совместных учений (1995 год).
Самолет ДРЛО. Наиболее интересным вариантом в семействе S-2 был самолет ДРЛО Grumman G-117 Tracer, известный как "Willy Fudd" (от первого обозначения WF-2, в 1962 году измененного на E-1B) или "Stoof with a Roof" (Если S2F получил прозвище "Stoof"(от S-two-F), то Tracer называли "Stoof с крышей" ("Stoof with a roof")). Чтобы закрыть большую антенну РЛС CAPS-82 на WF-2, компания "Grumman" установила неподвижный обтекатель. Самолет ДРЛО создавался для авианосных крыльев и совершил первый полет 17 декабря 1956 года. Построено 88 самолетов. Первой, переоснащенной на новые машины, стала 12-я эскадрилья самолетов ДРЛО, базировавшаяся в Квонсет-Пойнт (январь 1960 года). В апреле 1977 года последняя группа эскадрильи вернулась с боевой службы на борту AB "Франклин Д. Рузвельт", и самолет был снят с вооружения авиации ВМС.
Серийные Як-25М оснастили бортовой РЛС РП-6 "Сокол" вместо РП-7 "Изумруд", установленных на первых Як-25. Всего построено 406 самолетов Як-25М.
Як-25К предназначался для испытаний новых образцов авиационного управляемого вооружения. На снимке - Як-25К-7 с парой УР "воздух-воздух" малой дальности К-7, в данном случае это вариант К-7Л с наведением по лучу РЛС "Алмаз-3".
Як-120 - прототип истребителя-перехватчика Як-25, оснащавшегося БРЛС РП-6 "Сокол" и двумя 37-мм пушками, расположенными по бокам фюзеляжа. Самолет был облетан 19 июня 1952 года под управлением летчика-испытателя В. М. Волкова.
Этот Nieuport 24 (N3961) принадлежит эскадрилье N.91 французских ВВС.
Данный Nieuport 27 принадлежал 1-й эскадрилье британского Королевского авиакорпуса, дислоцированной в 1917 году в Байоле (Франция). Трехтоновый камуфляж - французский, но опознавательные знаки - британские.
Одним из самых известных Nieuport 17 стал данный самолет, на котором летал легендарный французский ас Шарль Нанджессер.
Nieuport 24 французских ВВС. Самолет также эксплуатировался в британском Королевском авиакорпусе и Армии США, а в Японии он строился по лицензии.
Как и многие самолеты, поступившие в британский Королевский авиакорпус, данный Nieuport 27 был приобретен во Франции.
Nieuport 24bis британского Королевского авиакорпуса. В отличие от других эксплуатантов британцы ставили на самолет лишь один пулемет Lewis без синхронизатора и с магазинным питанием.
Одним из интересных вариантов был Nieuport 17bis, отличавшийся большим обтекателем на воздушном винте.
Nieuport 17 (17bis ???)
Парк колумбийских вертолетов семейства Model 500 - один из самых многочисленных в регионе. ВВС Колумбии располагают шестью OH-6A, переданными Армией США (включая FAC 4255, изображенный на фото), а также MD530MG и MD500E.
ВВС Доминиканской Республики получили от Армии США шесть OH-6A, которые в начале 2000-х годов заменили на OH-58.
Итальянская Guardia di Finanza - финансовая полиция - по состоянию на 2000 год располагала парком из 35 вертолетов Model 500 итальянской сборки. В ее распоряжении были модели Nardi NH500M, NH500MC (на фотографии) и NH500D. NH500MC - вариант Model 500M с улучшенными возможностями по работе в жарком климате и в горах.
Подразделения ООН эксплуатируют различную авиационную технику, арендуемую у членов организации для тех или иных миротворческих и других операций. На фотографии - как раз такой арендованный вертолет Model 500D.
Учебная подготовка - одна из важнейших задач, которые решают вертолеты OH-6D японской армейской авиации. На фотографии - вертолеты пилотажной группы "Akeno Rainbows" из летного училища, находящегося на авиабазе Акено.
FAH 903 - один из трех MD500D, находившихся в 2000 году на вооружении ВВС Гондураса. Сегодня вертолетная эскадрилья ВВС эксплуатирует несколько Bell 412SP и один UH-1H.
Вертолеты H-6 из состава Сил специальных операций Армии США известны под названием "Little Birds" ("пташки") и не часто попадают в кадр. Вертолеты закупаются в двух вариантах - легкий боевой AH-6 и многоцелевой MH-6. На фотографии - многоцелевой MH-6H, вероятно, один из 14 машин, переоборудованных из более ранних вертолетов EH- и MH-6E (варианты Hughes Model 500D) и оснащенных, в числе прочего, двигателями по типу Model 500E или MD530F. "Little Birds" - последние вертолеты H-6/Model 500, находящиеся в эксплуатации Вооруженных сил США, на сегодня в их распоряжении осталось 49 машин.
ВВС Кении получили 48 вертолетов Model 500 - они использовались авиаотрядом кенийской армии в Найроби. Этот вертолет с номером 518 стал первым из 15 вертолетов Model 500MD/TOW Defender, поставленных в 1981 году.
Высокая маневренность - одно из главных достоинств вертолетов семейства Model 500, сделавшее их столь популярными. Данный MD500 TOW Defender несет ПТУР TOW и пулеметный контейнер.
Model 500MD/ASW Defender с поисковой РЛС в носовом обтекателе и магнитометром ASQ-81. Полозковое шасси выполнено более высоким для обеспечения подвески под фюзеляжем двух торпед.
Kawasaki OH-6J. Этот OH-6J, JG-1107, в середине 1980-х годов принадлежал авиагруппе Восточной армии Сухопутных сил самообороны Японии и в числе 117 машин был приобретен в 1969-1979 годах. Вертолет являлся вариантом Hughes OH-6A/Model 500M и по лицензии собирался на заводе "Kawasaki". В войсках он использовался в качестве легкого разведывательного и учебного. В последующем компания "Kawasaki" перешла на выпуск модели OH-6D (Model 500D), было собрано 62 машины. По состоянию на 2012 год, на вооружении армейской авиации оставалось некоторое количество вертолетов данного типа - учебные и разведчики для противотанковых подразделений. Несколько вертолетов каждого типа в качестве учебных использовались в Военно-морских силах самообороны Японии. Военные Model 500 также выпускались в Аргентине (компания RACA), Италии (компания "Nardi") и Южной Корее (подразделение "Korean Air Lines" - KAL-ASD).
Model 500MD TOW Defender
Носовая часть самолета-разведчика Ту-16РМ сфотографирована с близкого расстояния с истребителя авиации ВМС США.
Советские Ту-16 стали частыми гостями в местах учебно-боевой деятельности ВМС стран НАТО, как на этой фотографии, Ту-16РМ проходит над британским противолодочным авианосцем "Арк Ройял".
Tupolev Tu-16 reconnaissance bomber ("Badger-D") over HMS "Ark Royal"
Ту-16Р - самолет-разведчик, предназначенный для ведения радиотехнической разведки, а также оснащенный различными аэрофотоаппаратами. Существовало несколько подвариантов, различавшихся устанавливавшимися на них специальными системами. Впоследствии были созданы варианты Ту-16РМ-1 и Ту-16РМ-2.
Обтекатель антенны станции РЭП "Азалия" на месте входного люка оператора на самолете Ту-16Е
Ряд европейских стран также закупили Tracker. ВВС Италии с 1957 года получили 45 самолетов S-2A - партиями по 6, 14,10 и 15 машин. В 1978 году их заменили на Breguet Atlantic.
С 1965 года ВМС Бразилии лишились всех самолетов - с борта авианосцев совершали полеты самолеты ВВС. P-16E - бразильское обозначение S-2E.
На фотографии запечатлен S-2E авиации аргентинских ВМС, окрашенный в честь 25-летнего юбилея. Вначале Аргентина получила семь S-2A, а в 1977 году - еще шесть S-2E. В ходе фолклендской войны они использовались в роли самолетов РЭБ.
Авиация ВМС Тайваня до сих пор ограниченно эксплуатирует несколько самолетов S-2T Tracker (133-я и 134-я эскадрильи ПЛО 6-й авиагруппы ПЛО). Эти самолеты являются модернизированными S-2E и первоначально принадлежали ВВС.
После эксплуатации на AB "Бонавентюр" канадские самолеты CP-121 Tracker в 1959-1969 годах передали на сухопутные авиабазы. Планы по ремоторизации самолетов и использованию их для патрулирования эксклюзивной экономической зоны реализованы не были.
TF-1 Trader - транспортный самолет для авианосцев. Первым транспортным самолетом, специально созданным для доставки грузов и личного состава на борт авианосцев ВМС США, стал TF-1 Trader (после 1962 года - C-1A). Фюзеляж машины был переделан и вмещал 9 пассажиров или 1588 кг груза. С 1955 года ВМС получили 87 самолетов, эксплуатировавшихся почти 30 лет. Четыре машины переоборудовали в TF-1Q (EC-1A) для подготовки операторов систем РЭБ. Trader были приписаны к своим авианосцам, а не к корабельному авиакрылу, которое периодически передавалось другим авианосцам. В 2010 году Бразилия объявила о решении приобрести со складов ВМС США восемь C-1 для переоборудования под стандарт S-2T4.
Nieuport-Delage Ni-D 29 французских ВВС периода 1920-х годов.
21 августа 1918г.: Первый полет одноместного истребителя Nieuport-Delage NiD 29, получившего широкое распространение в 1920-е годы.
К 1925 году Ni-D 29 поступил в эскадрильи 1-го и 3-го истребительных авиаполков, дислоцированных в Тьонвиле и Шатору.
The Visitor from France: The Nieuport-Delage single-seater "Avion de Chasse," type 29 C.1, fitted with a 300 Hispano-Suiza.
Данная пара Nieuport Ni-D 29 запечатлена во время учений в середине 1920-х годов.
Данный Nieuport 29V принадлежал Сади Жозефу Леконту, установившему на нем 20 октября 1920 года новый мировой рекорд скорости - 302,54 км/ч.
20 сентября 1922г.: летчик-испытатель Сади Лекойнт установил первый мировой рекорд скорости более 322 км/ч - во французском Вильсаваже он разогнал Nieuport-Delage 29 до 330,28 км/ч.
Дальний высотный разведчик Як-25РВ был создан в конце 1950-х годов на базе истребителя-перехватчика Як-25М и стал как бы "советским ответом" на американский самолет-шпион U-2.
Model 188 AgWagon. Сельскохозяйственные самолеты, выпускавшиеся "Cessna", отличались от своих пассажирских "собратьев" наличием подкосного низкорасположенного крыла. Model AgWagon получил сертификат типа 14 февраля 1966 года, самолет отличался типичным для "Cessna" шасси из пружинной стали и новым фюзеляжем с одноместной кабиной. Предлагалась установка различных двигателей - первые Model A188 AgWagon 300 оснащались моторами Continental IO-520-D мощностью 285 л.с. Позже появились модификации AgPickup, усовершенствованный AgTruck (на снимке), а с 1979 года - AgHusky с двигателем с турбонаддувом. Выпуск сельскохозяйственных самолетов "Cessna" завершился в 1983 году.
Nieuport 12 был увеличенным вариантом Nieuport 10. Полуторапланная конструкция бипланной коробки обеспечивала летчикам хороший обзор вниз. Самолет применялся в авиации русской Армии, французскими ВВС и британским Королевским авиакорпусом.
Nieuport 12bis - усовершенствованный двухместный истребитель, оснащавшийся 130-сильным мотором Clerget 9 и принятый на вооружение французской авиации в 1916 году.
Nieuport 20 в целом был вариантом Nieuport 12 и оснащался ротативным двигателем Le Rhone 9J мощностью 110 л.с.
Сальвадор эксплуатирует некоторое количество Model 500 на протяжении последних 20 лет. В их числе и данный MD500E в ливрее FAS.
Парк колумбийских вертолетов семейства Model 500 - один из самых многочисленных в регионе. На фото - FAC 4251 - вероятно MD500E.
Парк колумбийских вертолетов семейства Model 500 - один из самых многочисленных в регионе. На фото - FAC 4301 модели MD530F.
Сальвадор эксплуатирует некоторое количество Model 500 на протяжении последних 20 лет. В их числе и данный MD500 в армейской окраске и с экранно-выхлопным устройством "Black Hole".
В 1997 году компания "Hughes" разработала вертолет MD530MG Defender. Созданный на базе MD530F Lifter (в свою очередь - вариант MD500), прототип, N530MG (на фотографии), был облетан в 1984 году. Опционально можно установить надвтулочный прицел, турель с ИК-станцией переднего обзора, оборудование госопознавания, лазерный дальномер и пр.
MD530MG Defender - вооруженный вариант вертолетов 530-й серии. Он может нести ПТУР TOW2, пулеметные контейнеры FN Herstal и блоки НАР. В перспективе возможна установка ЗУР Stinger и 7,62-мм пулеметов Chain Gun.
В 1983 году появился MD530F Lifter - усовершенствованный вариант MD500E, в целом напоминавший последний, но имевший двигатель Allison 250-C30 мощностью 425 л. с. На фотографии - один из вертолетов во время испытаний, он оснащен надвтулочным прицелом.
Зарубежная сборка. Многие одномоторные модели "Cessna" выпускались за границей. В феврале 1960 года она приобрела "Avions Max Holste", затем переименованную в "Reims Aviation", и создала во Франции линию по выпуску своих самолетов для Европы, Ближнего и Среднего Востока. "Reims Aviation" выпускала Cessna 150, 152 и Acrobat, Model 172, 172 Powermatic и Reims Rocket, а также Model 177RG, Skylane и Skylane RG. Вначале сборка осуществлялась из машинокомплектов, поставлявшихся с завода в Уичите, после чего компания переходила на самостоятельный выпуск моделей. "Cessna" продала свою долю в "Reims" французскому концерну в 1989 году, но осталась дистрибутором во Франции Model 172, 182 и 206.
На снимке - модель Model 150F, строившаяся в большом количестве компанией "Reims Aviation". Обратите внимание на скошенную хвостовую часть фюзеляжа и стреловидное хвостовое оперение, придавшее самолету консервативной конструкции современный облик и улучшившее его аэродинамику - особенности 150-й модели после 1966 года, когда "Cessna" заключила соглашение с аргентинской "Dinfia" по сборке Model 150,182 и A188B AgWagon.
До появления турбовинтового Model 208 Caravan самым большим одномоторным самолетом компании "Cessna" был Model 207 Stationair 8.
N3754C - представитель Model 210 образца середины 1960-х годов. Созданный на базе Model 182, четырехместный Model 210 отличался стреловидным килем и убирающимся шасси.
Model P210 Pressurised Centurion предназначался для полетов на большую дальность и в базовом варианте оснащался 310-сильным двигателем с турбонаддувом и метеорадаром.
Первый экземпляр Nieuport Triplane. Его особенность - среднее крыло вынесено вперед. Самолет испытывался военными, но официального обозначения не получил.
Единственный экземпляр Nieuport Triplane, приобретенный Королевским авиакорпусом (Великобритания). Характеристики самолета признали неудовлетворительными.
Второй экземпляр Nieuport Monoplane отличался от первого крылом обратного сужения.
Ni-D 42 был оптимизирован в качестве высотного истребителя, но также установил ряд рекордов дальности и скорости.
The Ni-D 42 was an advanced fighter for its time and progenitor of a long series of fighters.
На фотографии - единственный построенный Ni-D 43. Самолет прошел интенсивные испытания в 1925 году, но уступил в конкурсе Levasseur P.L.5.
Developed to meet a two-seat shipboard fighter requirement, the Ni-D 43 competed unsuccessfully with the Levasseur P.L.5.
На Nieuport-Delage Ni-D 48 компания продолжила практику применения Y-образных подкосов, соединявших крыло и шасси. Каждый подкос состоял из двух половин и изготавливался методом листовой штамповки.
The Ni-D 48 was a 1926 programme lightweight fighter conceptually similar to the larger and heavier Ni-D 42.
Model 177/177 Cardinal стремительными внешними формами чем-то напоминал спортивный автомобиль. Он предназначался для замены Model 172, но ее оставили в производстве. Выпуск Model 177 и Model 177RG прекратили в 1978 году.