Мировая Авиация 214
-
Один из опытных Ан-70 запечатлен на фоне Ан-225 - самого большого самолета в мире. На заднем плане - Ан-124 и Су-27УБ украинских ВВС.
KC-30A австралийских ВВС заправляет сингапурский F-16. Экипажи австралийских KC-30A, впрочем, чаще заправляют свои F/A-18 посредством подкрыльевых ТЗА.
F-104A Starfighter
На фотографии самолет из 22-й группы 51-го полка, несущий первоначально применявшийся крупный код подразделения. Он выполняет совместный полет с другим самолетом этой же группы, но уже без крупного цифрового кода.
F-104 поставлялись ВВС Италии в естественной металлической окраске, но затем они получили серо-зеленый камуфляж, а после были окрашены в полностью серый цвет.
F-104S из 12-й группы 36-го полка в полете вместе с Tornado IDS из 156-й группы 36-го полка.
По программе ASA бортовую РЛС довели до стандарта R-21G/M1 Setter - добавились возможность скачкообразного изменения несущей частоты, индикатор движущейся цели и режим обнаружения и наведения на фоне земли.
Самолет 9-го полка из Граццанизе несет эмблему подразделения - вставшего на дыбы коня. Подразделение носит имя аса Франческо Баракка.
18-я группа 37-го полка, дислоцированная в Трапани, продолжает эксплуатировать F-104S - они решают задачи ПВО и вооружены УР Aspide 1A и AIM-9L.
28-я группа, входящая в состав 3-го полка вместе с 132-й группой, эксплуатирует самолеты RF-104G, с 1977 года они применяют контейнеры Orpheus.
18-я группа 37-го полка - одно из пяти подразделений ВВС Италии, вооруженных F-104S. Данный F-104S ранее служил в 9-й группе 4-го полка в Гроссето.
Голландский F-104G в специальной окраске во время авиашоу по поводу 65-летия голландских ВВС (1978 год). Голландские ВВС располагали пятью строевыми подразделениями, вооруженными F-104.
Турция получила более 400 самолетов Starfighter, но значительная часть из них находилась на хранении или использовалась на запчасти. Кроме 40 машин F-104S и 52 самолетов F/RF/TF-104G, все они были переданы Турции другими странами НАТО. Дольше всех в эксплуатации находился не F-104S, поставленный компанией «Aeritalia» во второй половине 1970-х годов, а более старый CF-104 из 8-го авиакрыла, дислоцировавшегося в Диярбакыре до 1995 года.
Две греческие эскадрильи, 335-я «Tiger» (Танагра) и 336-я «Olympus» (Араксос), получили свои F-104G из различных источников, включая 79 машин из Люфтваффе. Эскадрильи входили в 1-е тактическое ударное авиакрыло, и до начала 1970-х годов их главной целью было нанесение ядерных ударов. Последний Starfighter был списан в марте 1993 года.
Бельгийский F-104G постройки компании SABCA рядом с греческими Starfighter. В бельгийских ВВС самолеты стояли на вооружении 1-го авиакрыла в Бовешене (всепогодные перехватчики), 10-го авиакрыла в Клейне-Брогеле (тактическое ударное) и группе переподготовки летчиков (подразделения на обеих базах). В период 1963-1983 годов в авариях и катастрофах было потеряно 37% всех FAB/Blu F-104.
Бельгийские, канадские (439-я эскадрилья «Sabre-toothed Tiger»), греческие (335-я эскадрилья «Tiger») и итальянские (21-я группа 53-го полка) Starfighter несли в разное время «тигровый» камуфляж. Этот F-104G принадлежал 31-й эскадрилье «Tiger» 10-го авиакрыла ВВС Бельгии, дислоцировавшегося в Клейн-Брогеле в период с апреля 1964 года по начало 1983 года. Также в крыло входила и 23-я эскадрилья.
22 мая 1998 года на авиабазе Чуанканг в отставку торжественно был отправлен последний F-104 тайваньских ВВС. Здесь дислоцировалось первое подразделение F-104 (8-я тактическая истребительная эскадрилья). К 1990-м годам ВВС имели три подразделения с F-104. В 1993 году 427-е тактическое истребительное авиакрыло получило F-CK-1 Ching-Kuo, в 1997 году в 499-е авиакрыло поступили Mirage 2000-5, а 8 мая 1998 года 12-я тактическая разведывательная авиаэскадрилья списала последние два TF-104.
НАСА ценило Starfighter за высокие скорость и скороподъемность. На данной фотографии, датируемой 1975 годом, показан один из трех принадлежащих НАСА F-104N и T-38, которые использовались для подготовки астронавтов.
CF-104 Starfighter. Компания «Canadair» построила двести самолетов CF-104, прототипом для них послужил один F-104G, поставленный «Lockheed». Основными отличиями CF-104 от F-104G были двигатель J79 сборки компании «Orenda» и то, что большая часть CF-104 была предназначена только для применения ядерных боеприпасов, а 20-мм пушку заменили на дополнительные 454 кг топлива. РЛС NASARR стояла только на истребителях-бомбардировщиках. В январе 1972 года задачу нанесения ядерных ударов с этих самолетов сняли, переориентировав их только на операции тактического уровня, поэтому пушку вернули на место. Кроме 6-го ударного/разведывательного подразделения, занимавшегося подготовкой летчиков на данные машины, все остальные CF-104 были приданы 1-й канадской авиадивизии, входившей в 4-ю объединенную тактическую Воздушную армию в Европе.
Данный Ki-27b принадлежал 3-й эскадрилье 64-го авиаполка и дислоцировался в Чиангмае, Северный Таиланд. Приведенная схема окраски соответствует марту 1942 года. Ki-27 понесли серьезные потери в боях с современными истребителями противника и были выведены с фронта.
Данный Ki-27 принадлежал 3-й эскадрилье 246-го авиаполка ВВС японской Императорской армии. Позже 246-й полк получил на вооружение Nakajima Ki-44.
Ki-27 был очень маневренным. Японское командование утверждало, что в боях на Халхин-Голе было сбито 1260 советских самолетов, однако это не соответствует действительности - потери советских ВВС были существенно меньше.
Ki-27 (на снимке - прототип) оказался несколько хуже своих аналогов из Великобритании и Германии, но был вполне годен для завоевания господства в небе Китая.
Высокие скорость и маневренность Ki-27 удалось обеспечить лишь за счет слабого бронирования и вооружения.
В 1935 году компании «Kawasaki», «Mitsubishi» и «Nakajima» получили заказ на постройку прототипов перспективного истребителя. Вариант «Nakajima», основанный на проекте Type P.E., оказался самым маневренным и был выбран заказчиком.
P-8 запечатлен вместе с другими летательными аппаратами авиации ВМС США дальнего действия: тремя самолетами БПА P-3 и одним БЛА MQ-4C.
Командир 244-го авиакрыла уинг-коммандер Иэн (Ян) Глид ведет звено истребителей 601-й эскадрильи, которую на Мальту в апреле 1942 года доставил авианосец «Уосп». Глид одержал 13 побед, но погиб в апреле 1943 года - в тот момент он пилотировал изображенный самолет (Spitfire Mk VB AB502). Хорошо виден личный код «IR-G».
По мере продвижения по территории Италии британские ВВС стали все чаще использовать аэродромы итальянских ВВС. На снимке - Spitfire Mk VC из 43-й эскадрильи в Комизо, Сицилия, август 1943г.
Supermarine Spitfire VC at a Sicilian airfield in 1943.
Хотя для отправки за пределы метрополии был предназначен Spitfire Mk VIII, серьезная угроза со стороны Fw 190 и задержки с поставкой новых Spitfire привели к тому, что с декабря 1942 года на Средиземноморский ТВД отправились истребители Mk IX. На снимке - самолеты 241-й эскадрильи над Везувием, 1944 год.
Основной отличительной особенностью Ан-70 стали соосные винты противоположного вращения с серповидными лопастями. В отличие от A400M, Ан-70 имеет обычное, а не Т-образное хвостовое оперение.
16 декабря 1994г.: первый полет Ан-70 с четырьмя винто-вентиляторными двигателями. Каждый двигатель работает на противоположно вращающиеся соосные винты - восьмилопастный передний и шестилопастный задний.
Турбовентиляторные двигатели более экономичны на ряде рабочих режимов и более эффективны по сравнению с турбовинтовыми двигателями.
Принадлежащий Береговой охране США вертолет HRP-1G во время очередного полета. Он был создан на базе PV-3 - вероятно, первого в мире вертолета тандемной схемы.
PC-21 может развивать максимальную скорость полета до 685 км/ч и выполнять маневры с перегрузками +8,0/-4,0 g, что делает его одним из лучших одномоторных турбовинтовых самолетов в мире. Скорость же крена может превышать 200° в секунду.
Примененное на PC-21 крыло обеспечило самолету более высокие скорость крена и максимальную скорость полета, чем в случае с PC-9. В итоге PC-21 стал самым совершенным из турбовинтовых УТС.
При проектировании PC-21 специалисты «Pilatus» использовали весь опыт, наработанный по машинам семейства PC. При этом PC-21 почти не имеет недостатков.
Первый PC-21, предназначенный для ВВС ОАЭ, был облетан 22 ноября 2010 года на аэродроме Буокс, Швейцария.
Самолеты для ВВС ОАЭ поставлялись в такой двухтоновой серой окраске. Самолеты PC-21 заменят в национальных ВВС самолеты PC-7.
Pilatus PC-21, по мнению экспертов, уступает по ряду параметров бразильскому EMBRAER EMB-314, но, тем не менее, востребован на рынке. На фотографии - первый самолет, поставленный по контракту с ОАЭ.
Кабина PC-21 оснащена современным приборным оборудованием, причем имеется возможность имитации в полете различных целей.
Находящийся в серийном выпуске уже более 50 лет, самолет PC-6 в последней модификации B2-H4 до сих пор выпускается с темпом 12 машин в год. Данный самолет принадлежит Швейцарии и применяется для подготовки парашютистов.
Установка двигателя Astazou привела к появлению удлиненной носовой части, также видны большой обтекатель втулки винта и массивные выхлопные патрубки.
81-я эскадрилья - одна из первых в британских ВВС на Дальнем Востоке, получившая Spitfire Mk VIII (это произошло в конце 1943 года). Всего в Бирме, Индии и Китае воевало 10 эскадрилий с Mk VIII.
Ан-72 советских ВВС. По состоянию на 2012 год самолеты семейства Ан-72/74 стояли на вооружении Анголы, Египта, Экваториальной Гвинеи, Грузии, Ирана, Ливии, Молдовы, Перу, России и Украины.
Ан-72П вооружен 23-мм пушкой и двумя блоками НАР, а также может брать до четырех 100-кг авиабомб - они сбрасываются с рампы.
Военно-транспортный самолет Ан-74Т-200 отличается составом навигационного оборудования и сокращенным до двух человек экипажем.
Высокорасположенное крыло Ан-72 облегчило погрузку/разгрузку машины, а установленные на крыле двигатели позволили использовать эффект Коанда, они также менее подвержены попаданию посторонних предметов во время рулежки.
Pilatus PC-9 саудовских ВВС.
"Pilatus" предлагает PC-9 с различными вариантами БРЭО. Австралийские PC-9, к примеру, оснащены электронным пилотажным индикатором марки Bendix и пневматиками низкого давления.
Австралия стала первой страной, строившей PC-9 по лицензии, выпустив большую часть из 67 самолетов, поставленных в национальные ВВС. На этих же самолетах выступает австралийская пилотажная группа "Roulettes".
Люфтваффе - один из крупнейших военных операторов PA-18 Super Cub. Такие машины, как на рисунке, применялись для начальной подготовки пилотов.
Этот PA-18 Super Cub в традиционной для Cub желтой окраске остается в состоянии летной годности до сих пор.
Голландские военные по американской программе военной помощи получили военные варианты Super Cub модификаций L-18C, L-21A и L-21B. Поставки были начаты в феврале 1955 года.
Самолеты Super Cub активно поставлялись за рубеж - как в Европу, так и в более удаленные районы. На фотографии - израильский самолет.
Super Cub в варианте PA-18A применялся в качестве сельскохозяйственного. Бак с химикатами ставился в задней части кабины, а на этой машине виден подфюзеляжный распылитель.
Компания «Airbus» присвоила A400M название «Grizzly», а в британских ВВС он стал именоваться «Atlas».
Единственным достойным конкурентом A400M является российско-украинский Ан-70. Интересно, что первоначально Германия рассматривала возможность закупки Ан-70.
Боливия получила 26 самолетов PC-7, которые использовала в качестве УТС. Данная машина эксплуатировалась в боливийской пилотажной группе, находившейся на авиабазе Санта-Роза.
Среди заказчиков PC-7 были Голландия (на фотографии), Абу-Даби (ОАЭ), Ангола, Австрия, Боливия, Мьянма, Чад, Чили, Франция, Гватемала, Иран, Ирак, Малайзия, Мексика, Нигерия, Швейцария и Суринам.
В 1980-х годах для компании "Pilatus" лучшей рекламой стали выступления швейцарской гражданской пилотажной группы "Team Martini".
Supermarine Spitfire F.Mk XIVE. MV349 - это Spitfire F.Mk XIVE, построенный «Supermarine» и переданный заказчику в конце 1944 года. По опознавательным знакам видно, что самолет сразу был отправлен в состав ВВС Дальнего Востока, - сначала доставлен на корабле в Бомбей (ныне Мумбай), а затем совершил перелет в Бирму и в составе 28-й эскадрильи британских ВВС воевал на малайском направлении до конца войны.
Компания «De Havilland of Canada Ltd» импортировала и собрала 11 Hornet Moth, на самолетах применялось металлическое поплавковое шасси марки «Fairchild». Авиационное министерство получило в опытную эксплуатацию четыре машины.
G-ADMT Curlew оказался в числе десятка Hornet Moth, сохранившихся до настоящего времени.
На снимке изображен G-AFPN - хорошо заметен характерный для Moth Minor большой перфорированный воздушный тормоз под центропланом, позволявший в том числе сократить посадочную дистанцию.
Часть Moth Minor строилась в варианте «купе» с откидным фонарем кабины, другие самолеты были переоборудованы по стандарту Moth Minor Coupe. G-AFNG - представитель последнего типа, его переоборудование было выполнено в 1954 году в Великобритании.
Первое обозначение военных Cub было O-59, но затем самолет переклассифицировали в связные, обозначив L-4, а с 1942 года - как наблюдательный самолет. Многие самолеты летают и сегодня.
Самолет с регистрационным номером CF-CUB - модель PA-11 Cub Special образца 1947 года. Он был первым в семействе Cub с полностью закрытым двигателем.
L-4 Grasshopper воевал на всех ТВД, где находились американские войска. На снимке - два L-4B только что вылетели на разведку с аэродрома в джунглях где-то в Бирме.
Piper L-4 Grasshopper применялся Армией США практически в каждой военной кампании и на всех фронтах Второй мировой войны.
Один из самых необычных экспериментов военных - посадочная система «Brodie», разработанная для посадки машин в джунглях и горах. Самолет зацепляется гаком за нейлоновую уздечку и по тросу опускается на аэродром.
Первый Voyager был поставлен британским ВВС в 2011 году. Это самый крупный самолет, когда-либо находившийся у них в эксплуатации. Самолеты базируются на авиабазе Брайз Нортон.
Опытный самолет Boeing P-8A Poseidon, T-1,во время летных испытаний (25 апреля 2009 года). Полет продолжался 3 часа 31 минуту, T-1 достиг высоты 7620 м.
ВМС Индии заказали 12 самолетов P-8I, плюс имеется опцион еще на 72 машин. В настоящее время ВМС Индии эксплуатируют противолодочные самолеты Ту-142М и Ил-38.
P-8 спроектирован на базе планера надежного авиалайнера Boeing 737, что снизило риски и стоимость создания новой машины.
На снимке, сделанном в 1995 году, запечатлен G-ACEJ - хорошо заметна схожесть Fox Moth с Tiger Moth, с которого была взята часть элементов конструкции.
G-ADHA - последний построенный в Великобритании Fox Moth, вначале получивший новозеландскую регистрацию. В 1985 году он оказался в Великобритании, но в 1996 году вернулся обратно. Он окрашен в цвета по типу DH.83, купленного принцем Уэльским.
DH.83C канадской постройки в гавани. Обратите внимание на закрытый фонарь кабины типа «купе» - отличительная особенность Fox Moth, строившихся в Даунсвью, Торонто.
Fox Moth, в отличие от Tiger Moth, имел новый фюзеляж, выполненный из ели и фанеры.
Этот C.P.301A Emeraude от более поздних вариантов C.P.301 внешне отличался откидывающимся, а не сдвижным фонарем кабины.
Этот Pilatus P-3 принадлежал Флюгваффе (швейцарским ВВС).
Pilatus P-3 имел менее мощный двигатель, чем P-2, и был предназначен для начальной и повышенной летной подготовки.
Самолеты Pilatus P-2 были оснащены двигателями Argus чешского производства. Эти учебные машины длительное время эксплуатировались в швейцарских ВВС в основном в условиях высокогорья.
Четырехместный Piper PA-16 Clipper был более привлекательным для покупки. Эта машина летает и в наши дни. Самолет на фотографии принадлежит владельцу из Канады.
В совокупности "Piper" собрала 585 самолетов PA-15 и Vagabond (на фотографии).
После первых же полетов на PC-12 было решено установить законцовки крыла, винглеты. На фотографии - прототип модификации PC-12/45 High Gross Weight.
Благодаря опыту, полученному по проекту PC-6, взлетно-посадочные характеристики PC-12 оказались просто превосходными.
Pilatus PC-8 Twin-Porter - двухмоторный вариант в семействе PC-6 Porter. Изображенный здесь прототип был облетан 28 ноября 1967 года, но лишь незначительно превосходил Porter и Turbo-Porter, а потому в серию не пошел.
В совокупности было выпущено 1507 трехместных самолетов семейства J-5 Cruiser.
100 самолетов Piper J-5C Cub в варианте санитарных HE-1 поступили в ВМС США. Задняя часть фюзеляжа откидывалась на шарнирах для погрузки носилок.
Всего было построено 3760 трехместных PA-12 Super Cruiser, оснащавшихся двигателем Lycoming O-235-C мощностью 100 л. с. и модифицированным обтекаемым капотом.
Оснащенный двигателем O-235-C мощностью 100 л. с., PA-12 Super Cruiser развивал на уровне моря максимальную скорость 183 км/ч.
Четырехместный PA-14 большого интереса у покупателей не вызвал.
Норвегия получила лишь шесть двухместных Starfighter - здесь запечатлен один из четырех TF-104G, построенных «Lockheed». F-104 стоял на вооружении двух подразделений норвежских ВВС, включая 334-ю эскадрилью в Ригге, получившую бывшие канадские CF-104, модифицированные для применения ПКР Bullpup. Вторая эскадрилья, 331-я в Будё, являлась тактической разведывательной и имела на вооружении RF-104G.
Дания получила 40 самолетов F-104G и 11 двухместных TF-104G/ CF-104D, большая часть из которых прибыла из Канады. Сине-белый орел - эмблема 723-й эскадрильи. Данный двухместный самолет - один из семи бывших канадских CF-104D, полученных в сентябре 1971 года.