Мировая Авиация 237
-
Бе-12. Самолет с номером "синий 42" был стандартным противолодочным Бе-12, состоявшим на вооружении авиации ВМФ СССР в середине 1980-х годов.
Бе-12, 1 апреля 1990г.
Любимый экипажами Бе-12 зарекомендовал себя исключительно надежным патрульным самолетом. ТВД АИ-20 обеспечивали Бе-12 отличную маневренность.
На Дальнем Востоке И-153 хорошо проявили себя в боях с японской авиацией. По соглашению с СССР ВВС Китая получили небольшое количество "Чаек", но плохо обученные китайские летчики вести бои с японскими истребителями Ki-27 оказались не способны.
"Чайка" с белым бортовым номером "24" из 71-го ИАП авиации КБФ командира эскадрильи капитана К. В. Соловьева. 23 октября 1942 года Соловьев стал Героем Советского Союза, сбив пять германских самолетов; он погиб 27 декабря того же года, имея на личном счету семь побед в воздушных боях.
Трофейные И-153 использовались ВВС Финляндии. 4 октября 1942 года летчик Пури на IT-18 сбил советскую "Чайку", а 12 ноября - бомбардировщик Пе-2. В апреле 1943 года его перевели в эскадрилью, вооруженную Brewster 239. Всего за войну ас одержал в воздушных боях 36 побед, последние - на Bf109G.
Фотография И-153 "б/н 10 красный", восстановленного для новозеландской "Alpine Fighter Collection", сделана в сентябре 1997 года во время летных испытаний в России. Организация AFC располагает тремя восстановленными И-153 и шестью И-16. Все самолеты оснащены мотором АШ-62ИР от биплана Ан-2. АШ-62 является несколько модернизированным вариантом мотора М-62.
Пара И-153 из 71-го Краснознаменного ИАП авиации КБФ с подвешенными ракетами РС-82. На переднем плане самолет капитана А. Г. Батурина. "Чайки" выполняют взлет с аэродрома Лавансаари, 22 августа 1942 года. К этому времени Батурин сбил девять самолетов противника, 23 октября 1942 года его удостоили звания Герой Советского Союза.
И-153 в первые дни войны не повезло также, как и любому другому истребителю ВВС РККА. Сотни советских самолетов были уничтожены на земле или захвачены как трофеи германскими войсками на раннем этапе операции "Барбаросса".
Ранний серийный МиГ-25П, который использовался для испытаний системы вооружения. На самолете подвешены четыре УР Р-40. Ракеты запускались залпом по две ракеты для большей вероятности поражения цели, но таким образом перехватчик мог выполнить всего две атаки. МиГ-25ПД стал более эффективным и гибким комплексом перехвата, чем МиГ-25П.
Перехваченный западным истребителем МиГ-25ПД несет стандартное вооружение из двух УР Р-40 и четырех УР Р-60. Установленный под носовой частью фюзеляжа теплопеленгатор позволял МиГ-25ПД обнаруживать и атаковать цель без включения БРЛС в режиме радиомолчания.
The MiG-25MP Foxbat-E, a re-engined and upgraded version of the original MiG-25 Foxbat-A interceptor.
Серийный выпуск МиГ-25ПД завершился в 1982 году. "ПД" вместе с доработанными МиГ-25ПДС стал самым совершенным перехватчиком в семействе. От ранних МиГ-25П его отличали и модернизированные ракеты Р-40, ГСН которых обладали вдвое большей дальностью захвата цели.
Массовое перевооружение полков авиации ПВО с МиГ-17 и МиГ-19 на МиГ-25П началось в 1973 году. МиГ-25П стал настоящей революцией в истребительной авиации ПВО. Хотя самолет полетным данным и особенностям техники пилотирования резко отличался от предшественников, его аварийность была невысокой.
Американские и японские официальные лица окружили почти новый МиГ-25П, на котором Виктор Беленко выполнил посадку в японском аэропорту Хакодате. Детальная инспекция МиГа позволила западным странам выработать меры по борьбе с этим самолетом. Полет Беленко спровоцировал разработку МиГ-25ПД и двухместного МиГ-31.
Демонстрационный проход на МАКС-2011 возглавляет демонстратор МиГ-29К (б/н 941) с четырьмя ПТБ и агрегатом дозаправки в воздухе. Справа сзади от МиГ-29К стоит МиГ-29ОВТ, слева - МиГ-35Д. Внешними ведомыми являются одноместный демонстратор Су-35БМ (б/н 901) и двухместный Су-34.
В ВВС РККА в годы войны имелись три полностью женских авиаполка, в том числе летавший осенью 1942 года на Як-1 в 586-м ИАП. На фотографии летчицы полка, защищавшие саратовское небо от налетов немецкой авиации, слева направо: Галина Бурдина, Тамара Памятных, Валерия Хомякова и Валентина Лисицына. Аэродром "Анисовка", сентябрь 1942г.
Первые Як-1 производства военного времени поставлялись камуфлированными в черный и зеленый цвета, нижние поверхности были окрашены в голубой цвет. Як-1 и Як-7 отличались технологичностью изготовления и простотой обслуживания.
Новые Як-7А в ожидании отправки на фронт, Каменск-Уральский, август 1942 года. Як-7А стал первым "тяжелым" истребителем в семействе, разработанном на базе Як-1.
Як-7 выруливает на старт. На переднем плане - самолет с изображением акульей пасти, такие рисунки на советских истребителях встречались крайне редко.
Агенты ОАМ авиационного подразделения из Таксона готовы к высадке с UH-60, чтобы начать поиск нелегалов в горах Серро Колорадо, Аризона, 2012 год.
В Канаде особо отмечали прочность конструкции и большую продолжительность полета S-55, пригодного для эксплуатации в условиях низких температур. Изображен H-19 ВВС Канады. ВМС Канады располагали HO4S-1, которые базировались на единственном канадском авианосце.
Sikorsky S-55 стал одним из первых в мире действительно удачных вертолетов. Армия США закупила большую партию Chickasaw, этот вариант был развитием отлично зарекомендовавшего себя в ВВС США H-19.
Дания получала вертолеты H-19 в поисково-спасательном варианте. Вертолеты отличались нанесенными на фюзеляж яркими полосами и наличием спасательной лебедки. Береговая охрана США приобрела 30 аналогичных поисково-спасательных машин под обозначением HO4S-3G.
Один из шести построенных первых МиГ-29М доработали в МиГ-29ОВТ, на котором отрабатывались двигатели РД-133 с отклоняемым в двух плоскостях вектором тяги. "ОВТ" с огромным успехом демонстрировался на различных авиашоу, однако необходимость использования таких двигателей на боевом самолете до сих пор спорна.
Демонстрационный проход на МАКС-2011 возглавляет демонстратор МиГ-29К (б/н 941) с четырьмя ПТБ и агрегатом дозаправки в воздухе. Справа сзади от МиГ-29К стоит МиГ-29ОВТ, слева - МиГ-35Д. Внешними ведомыми являются одноместный демонстратор Су-35БМ (б/н 901) и двухместный Су-34.
За счет размещения над фюзеляжем дополнительного топливного бака удалось существенно повысить дальность полета МиГ-29СМТ. В "СМТ" модернизируются ранее построенные МиГ-29, пакет модернизации включает многие новинки, апробированные на МиГ-29М. МиГ-29СМТ поставляются ВВС РФ. Похожий вариант модернизации предложен для МиГ-29 Индии, Перу и Белоруссии.
Все новые варианты МиГ-29 (включая "СМТ" на фотографии) способны нести широкий ассортимент авиационных средств поражения, включая корректируемые бомбы КАБ-500Л и КАБ-500Кр(ОД), УР "воздух-поверхность" Х-25Л, Х-29Т, Х-29Л, Х-31А, Х-31П, Х-35Э и УР "воздух-воздух".
Два UH-34D Sea Horse КМП США, принимавшие участие в войне во Вьетнаме, ныне восстановлены до пригодного к полетам состояния.
S-58 являлся стандартным транспортным вертолетом ВВС Израиля. В конце Шестидневной войны 1967 года эти машины применялись для преследования отрядов фронта освобождения Палестины в районе границы с Иорданией.
Bell UH-1 Huey II Авиации Управления авиационных и морских сил
Большинство Бе-6 было окрашено по морской маскировочной схеме: оливково-зеленый верх и светло-голубой низ. Первые Бе-6 и несколько самолетов поздней постройки окрасили полностью в светло-серый цвет.
Концептуально Бе-6 схож со многими патрульными летающими лодками, например, американской Martin PBM Mariner. Оба самолета имели крыло типа "чайка", обеспечивавшее достаточный клиренс для воздушных винтов. Силовая установка Бе-6 состояла из двух звездообразных моторов АШ-73ТК мощностью по 2400 л. с.
Первые серийные Бе-6 (на фотографии) вооружались двумя 23-мм пушками НС-23 на турели в хвостовой части корпуса, но позже пушки сняли, а взамен установили детектор магнитных аномалий. Кроме хвостовой турели Бе-6 вооружался двумя пушками НС-23 на верхней турели, еще одна такая же пушка была установлена в носовой части корпуса лодки.
SH-3H выпуска 1971 года, переоборудованный из недостроенного раннего SH-3. Изображен вертолет эскадрильи HS-7, дислоцированной на авианосце "Джон Ф. Кеннеди". На авианосцах SH-3H использовались не только как противолодочные, но и в качестве поисково-спасательных и транспортных.
В ВМС США SH-3 являлись основным средством борьбы с подводными лодками. SH-3H предназначался для противолодочной обороны ближней зоны авианосца. На фотографии: SH-3H из эскадрильи HS-9 (с авианосца "Нимиц") и SH-3 эскадрильи HS-1 ВМС Бразилии, учения 1987 года. У обоих вертолетов выпущены ГАС AQS-13.
Демонстрационный проход на МАКС-2011 возглавляет демонстратор МиГ-29К (б/н 941) с четырьмя ПТБ и агрегатом дозаправки в воздухе. Справа сзади от МиГ-29К стоит МиГ-29ОВТ, слева - МиГ-35Д. Внешними ведомыми являются одноместный демонстратор Су-35БМ (б/н 901) и двухместный Су-34.
CH-54A и CH-54B применялись во Вьетнаме в составе 478-й и 291-й авиационных рот. Эвакуируя с мест падения сбитые и выполнившие вынужденные посадки американские летательные аппараты, CH-54 сэкономили США сотни миллионов долларов.
"Erickson Air Crane" стала применять вертолеты S-64 для борьбы с пожарами. На снимке изображен S-64F во время забора воды, Австралия, 2009 год.
Одним из самых экзотичных и интригующих ЛА, используемых СВР, является демилитаризованный вариант БЛА MQ-9 Reaper. БЛА начали выполнять задания в районе границы с Канадой в 2009 году. Reaper, имеющий большую продолжительность полета и оснащенный сложным обзорным оборудованием, отлично подходит для мониторинга обстановки на границе.
К Scorpion с пренебрежением относились не только летчики одноместных истребителей, но даже экипажи бомбардировщиков Стратегического авиационного командования, так как аэродинамически вылизанный B-47 в пологом пикировании развивал скорость большую", чем перехватчик. На фотографии - F-89D из 59-й истребительной эскадрильи, оснащенные торцевыми топливными баками с ракетами и подкрыльевыми ПТБ. В 1952-1966 годах 59-я эскадрилья базировалась в Гус-Бэе на Лабрадоре, Канада.
Изначально Scorpion проектировался как истребитель-бомбардировщик и поэтому получился большим и хорошо вооруженным. В сравнении с эстетичными одноместными истребителями F-89 выглядел громоздким как "большой старый грузовик". Тем не менее до 1956 года "Northrop" построила 1050 самолетов, все на заводе в Палмдейле, Калифорния. На фотографии - новенькие F-89D в ожидании перегона в строевые части на заводском аэродроме.
Изначальный проект Northrop N-24 предполагал вооружение из четырех пушек на уникальной носовой турели. По проекту GUN-VAL два F-89C были вооружены четырьмя пушками (каждый) Oerlikon калибра 30 мм (на фотографии). Испытания показали разочаровывающие результаты, и самолеты вернули к стандартной конфигурации.
В дополнение к шести пушкам на F-89A и B предусматривалась возможность применения до десяти 127-мм (5-дюймовых) ракет HVAR, подвешиваемых на пилонах под крылом. На поздних F-89 количество ракет HVAR (ракета с высокой скоростью полета) уменьшили в пользу управляемых ракет.
На F-89D вооружение из шести пушек, штатное для ранних F-89, заменили 104 НАР калибра 2,75-дюйма со складным оперением; ракеты размещались в торцевых крыльевых топливных баках. При залповом пуске ракет область их поражения соответствовала размерам футбольного поля. Разброс ракет при пуске был весьма высок.
Когда ВВС США решили принять на вооружение ракеты "воздух-воздух" с ядерной боевой частью, началась модернизация F-89D в носитель двух неуправляемых ядерных ракет Douglas MB-1 Genie F-89J. Также самолет мог нести под крылом до четырех УР Falcon в неуправляемом варианте. УР Falcon получила обозначение GAM-8, позже измененное на AIM-4. На варианте F-89J торцевые баки с контейнерами НАР заменили просто баками с топливом.
Большой, прочный и надежный Northrop F-89 не отличался высокими летными данными, а потому не мог с должной эффективностью выполнять задачи перехвата. На фотографии - F-89D с подкрыльевыми топливными баками в полете.
Члены экипажей F-89, одетые в теплые костюмы и спасательное снаряжение, с трудом размещались в тесных кабинах самолетов. Обзор из кабины был хорошим, но объем кабины оставлял лишь небольшое пространство для манипуляций руками с органами управления.
Northrop F-89D Scorpion. Изображен F-89D с маркировкой 66-й эскадрильи истребителей-перехватчиков, базировавшейся в 1955-1956 годах в Элмендорфе на Аляске. Несмотря на обозначение "F", самолет не являлся истребителем в традиционном понимании данного термина. Тем не менее Scorpion был эффективным перехватчиком, надежным, с большой продолжительностью полета, способным выполнять задания круглосуточно в простых и сложных метеоусловиях. Интересной особенностью Scorpion являлось наличие стеклоочистителя на лобовом остеклении фонаря - нонсенс для истребителей и перехватчиков!
Northrop F-89D Scorpion
Третий прототип B-992L окрасили в яркие красный, золотой и белый цвета. Хотя в профиль ARJ21 сильно напоминает MD-90, китайский самолет на 13,04 м короче MD-90-30, строившегося в КНР ограниченной серией. По длине ARJ21 ближе к ранним Douglas DC-9-20 и DC-9-30.
B-970L - первый из четырех летных прототипов ARJ21, первый полет он выполнил на аэродроме в Шанхае. Первый и второй (B-991L) самолеты получили одинаковую бело-голубую окраску.
От американского MD90 ARJ21 отличается совершенно новым крылом с суперкритическим профилем, спроектированным в ОКБ им. О. К. Антонова, Украина. Для улучшения аэродинамики крыло стреловидностью 25° снабжено винглетами.
Максимальная взлетная масса ARJ21-700 составляет 40 500 кг. Самолет рассчитан на перевозку 90 пассажиров в конфигурации с салоном одного класса или 78 пассажиров в салонах смешанного класса. Кресла расположены по пять в ряд.
На рынке региональных самолетов ARJ21 является прямым конкурентом самолетов Bombardier и EMBRAER. Окончательная сборка ARJ21 ведется на заводе в Шанхае.
В разработке и производстве ARJ21 принимают участие западные фирмы, такие как "Rockwell Collins", "Honeywell" и "Liebherr Aerospace", поставляющие авионику, ЭДСУ и шасси. Кроме базового варианта, корпорация COMAC разрабатывает удлиненную и грузовую модели, самолет бизнес-класса.
Китай намерен использовать опыт разработки ARJ21 для создания собственных более совершенных коммерческих самолетов. Следующим проектом компании COMAC стал узкофюзеляжный C919, сопоставимый с Airbus A320 и Boeing 737.
Основным поисково-спасательным подразделением ВВС Италии является 15-я эскадрилья, вооруженная Agusta-Sikorsky HH-3F.
На момент начала поставок S-56 являлся самым большим западным вертолетом. На фотографии разведчики морской пехоты охраняют HR2S в обозначенной зоне посадки, учения 2-й дивизии морской пехоты, Пуэрто-Рико, 1961 год.
В исходной конфигурации VS-300 вообще не имел обшивки. Изображен вертолет в конфигурации с дополнительными горизонтальными хвостовыми винтами, которые использовались для управления по крену и тангажу.
На одном из первых в мире практически летавших вертолетов VS-300 Игорь Сикорский опробовал несколько конфигураций винтов. На фотографии: VS-300A в поступательном полете, вертолетом управляет сам Игорь Сикорский.
В 1944 году в Бирме R-4 ВВС Армии США впервые в мире выполнил поисково-спасательную операцию, эвакуировав сбитого летчика из тыла японцев.
Фирма "Kellett" под влиянием разработок испанца Хуана Сиерва начала в 1929 году работы по созданию автожиров. Первые автожиры предназначались для доставки авиапочты из центра Нью-Йорка в аэропорт Гувер. Небольшое количество автожиров для доставки авиапочты также использовала "Eastern Airlines". Интерес к автожирам проявила и Армия США, но военные никогда не использовали автожиры широко.
Авиакомпания AEA окрасила все свои самолеты VS-44 в те же цвета, в которые были окрашены морские круизные лайнеры фирмы-учредителя "Four Aces shipping line". Интерьер лодок был выполнен на высоком уровне, с полноценными спальными местами и кухней. Изображен самолет NC41881 Excambian в окраске военного времени.
Последним самолетом Игоря Сикорского стала 40-местная летающая лодка VS-44, обладавшая беспрецедентными летными данными и на протяжении почти всей Второй мировой войны перевозившая людей и грузы через Атлантику.
Значительный заказ на МиГ-29К от ВМС Индии существенно улучшил положение РСК "МиГ". В 2012 году ВМФ России заказал 20 одноместных МиГ-29К и четыре двухместных МиГ-29КУБ, самолеты будут базироваться на ТАКР "Адмирал Кузнецов", где дополнят или заменят Су-33.
Демонстратор РСК "МиГ" МиГ-29К (б/н 941) и МиГ-29К ВМС Индии в 2009 году проходили испытания на ТАКР "Адмирал Кузнецов". Предполагается, что в 2013 году 24 МиГ-29К/КУБ начнут выполнять полеты с авианосца "Викрамадитья", модернизированного из ТАКР "Адмирал Горшков" типа "Киев".
Демонстрационный проход на МАКС-2011 возглавляет демонстратор МиГ-29К (б/н 941) с четырьмя ПТБ и агрегатом дозаправки в воздухе. Справа сзади от МиГ-29К стоит МиГ-29ОВТ, слева - МиГ-35Д. Внешними ведомыми являются одноместный демонстратор Су-35БМ (б/н 901) и двухместный Су-34.
Одним из направлений развития МиГ-29 стали одноместный МиГ-29М и двухместный МиГ-29М2 (на фотографии). Это второе поколение МиГ-29М, первый "М" был разработан в начале 1990-х годов и отличался конструктивно новым планером, обновленным БРЭО и расширенным ассортиментом вооружения.
Демонстрационный проход на МАКС-2011 возглавляет демонстратор МиГ-29К (б/н 941) с четырьмя ПТБ и агрегатом дозаправки в воздухе. Справа сзади от МиГ-29К стоит МиГ-29ОВТ, слева - МиГ-35Д. Внешними ведомыми являются одноместный демонстратор Су-35БМ (б/н 901) и двухместный Су-34.
HO3S-1 ВМС США использовались как патрульные на авианосцах и больших кораблях, таких как линкоры. Изображен вертолет 3-го звена эскадрильи HU-2, базировавшейся во время войны в Корее на авианосцах.
Первые R-5 отличались прозрачной кабиной и шасси с хвостовой опорой. В кабине тандемом размещались инструктор и курсант, летчик и наблюдатель или летчик и пассажир. Доступ в кабину осуществлялся через сдвижную дверь.
В 1947 году пять S-51 из компании "Los Angeles Airways" открыли первую в мире вертолетную линию по доставке почты (а позже и пассажиров) из международного аэропорта Лос-Анджелеса в пригороды.
ВВС Канады с 1947 года использовали H-5 как поисково-спасательные, но вертолеты закупались, прежде всего, для приобретения опыта эксплуатации винтокрылой техники.
R-6 отличался от R-4 новым аэродинамически более чистым фюзеляжем, обзор из кабины улучшили. На фотографии - R-6 из музея ВВС США в Огайо.
Карьера HO5S-1G в Береговой охране США получилась короткой в силу небольших размеров вертолета и недостаточной продолжительности полета; в апреле 1954 года вертолеты поставили на хранение.
Sikorsky S-52-2, flown by the US Navy and Coast Guard as the HO5S-1.
Дальность полета XH-39 составляла 451 км, максимальная взлетная масса - 1525 кг.
Eurocopter AS 350 AStar Авиации Управления авиационных и морских сил
Beechcraft-12 Авиации Управления авиационных и морских сил
Управление авиационных и морских сил СВР располагает 270 летательными аппаратами и 280 кораблями и катерами. На фотографии: AW139 и пара скоростных патрульных катеров "Midnight Express" сфотографированы в районе Тампа, Флорида, операция по обеспечению безопасности 43-х соревнований "Super Bowl", 2009 год.
Прототип Lansen имел цвет неокрашенного металла; носовая часть фюзеляжа и верх киля окрашивались в голубой цвет. Буква "U" на киле и фюзеляже обозначает utveckling, опытный.
Изображен всепогодный истребитель Saab J 32B Lansen из флотилии F21, дислоцировавшейся на севере Швеции в Лулео. Силовая установка J 32B была на 50% мощнее, чем у других вариантов Lansen, самолет был оснащен современным БРЭО и мощным вооружением. Оборотной стороной большей тяги двигателя RM6 стала необходимость внесения изменений в конструкцию планера и увеличение сечения воздухозаборников.
Самолеты Lansen существенно повысили боевой потенциал шведских ВВС. Буксировщик мишеней J 32D - модификация J 32B. Самолеты также использовались для подготовки специалистов РЭБ.
Lansen эксплуатировались даже в начале 21-го века. Самолеты флотилии F13M использовали для буксировки мишеней, обучения ведению радиоэлектронной борьбы, радиоактивной разведки местности. На фотографии - взлет пары J 32E.
Штатным тактическим подразделением ВВС Швеции являлась эскадрилья из восьми самолетов (четыре пары). Основным средством борьбы с надводными целями являлись ПКР Rb 04, но для уничтожения небольших кораблей и катеров Lansen мог использовать четыре встроенные пушки Hispano.
A 32A вырулили из укрытия в лесу на автостраду (на заднем плане видны тележки с бомбами). Рассредоточение авиации на замаскированных площадках являлось частью стратегии Швеции на случай войны.
Благодаря крылу стреловидностью в 39° Lansen мог в горизонтальном полете развивать скорость, близкую к звуковой. Характеристики самолета в области малых скоростей исследовались с 1 марта 1950 года с использованием Saab 202. Этот модернизированный Safir изначально задействовали в работах по J 29 под обозначением Saab 201.
MD600N пограничной охраны, на фотографии хорошо видно специализированное оборудование вертолета - FUR и мощный прожектор, отлично подходящие для выполнения заданий ночью. Вертолеты, подобные Huey, также оборудованы специально доработанными РЛС и ножами для резки проводов. Карьера MD600N в пограничной охране близка к завершению.
СВР располагает небольшими вертолетами общего назначения. Эти машины обладают высокой скоростью и хорошей маневренностью. Обзор из кабин, особенно на MD 500E, очень хороший, а это важно при визуальном поиске нелегальных иммигрантов. На фотографии: MD 500E в окраске бывшей пограничной охраны.
HH-52 Береговой охраны США базировались на крупных кораблях Береговой охраны и ледоколах. На фотографии хорошо видны спасательная лебедка и спасательная корзина.
Pilatus PC-12 Авиации Управления авиационных и морских сил
Як-1Б майора Алексея Решетова из 31-го гвардейского ИАП 4-го Украинского фронта, 1943 год. За годы войны Решетов одержал 22 победы лично и 11 в группе. Изображенный истребитель был подарен асу колхозниками Запорожской области.
Як-1М 1-й эскадрильи переформированного полка "Нормандия-Неман", Монастырщина, октябрь 1943 года.
Як-1. На этом истребителе в ноябре 1943 года сражался капитан С.Д. Луганский из 270-го ИАП 203-й ИАД 2-го Украинского фронта. Число "32" обозначает количество сбитых самолетов противника, всего же ас лично одержал 37 побед в воздушных боях.
Як-1Б майора Сергея Даниловича Луганского из 152-го гвардейского ИАП 2-го Украинского фронта, май 1944 года. Луганский сбил 38 самолетов лично и шесть в группе.
Як-1 эскадрильи "Нормандия" в воздухе.
Фонари кабин ранних Яков были изготовлены из мутного плексигласа и часто заклинивали при пикировании, поэтому летчики предпочитали летать с открытыми фонарями. Конструкцию фонарей Як-1Б и Як-1М (на снимке) изменили, а качество изготовления повысили.
XV-2 стал одной из первых попыток спроектировать конвертоплан. Благодаря несущему винту в режимах висения и полета на малых скоростях аппарат летал как вертолет.
"New York Helicopter" располагала небольшим парком вертолетов S-58ET, который эксплуатировала в 1980-1990-х годах. Машины использовались для перевозок пассажиров с вертолетной площадки на 34-й улице в Манхэттене в аэропорт им. Джона Ф. Кеннеди.