Мировая Авиация 240
-
Этот Snipe (E6809) проходил службу в 56-й эскадрилье. В 1920-1922 годах эта эскадрилья дислоцировалась в Египте, а затем принимала участие в обеспечении полицейских операций против восстания в Константинополе. В конечном итоге эскадрилья на самолетах Snipe обеспечивала ПВО Великобритании.
Sopwith Snipe
Изображен МиГ-29 (модификация "9-12") с полным вооружением 234-го гвардейского Проскуровского ИАП, Кубинка, начало 1990-х годов. На фюзеляже в районе козырька кабины изображен знак "Гвардия". Самолет камуфлирован пятнами серого и серо-зеленого цвета, размер и форма пятен камуфляжа регламентировались лишь ориентировочно и варьировались от самолета к самолету.
Ремонт и модернизация МиГ-29 на протяжении двух десятилетий не относились к числу приоритетных программ, что обернулось значительным сокращением количества пригодных к полетам самолетов данного типа. В последние годы ситуация с Миг-29 изменилась в лучшую сторону. Потенциал МиГ-29 еще далеко не исчерпан. Модернизированные МиГ-29 получили новое вооружение и БРЭО.
Первый относительно качественный снимок МиГ-29 появился на Западе после перехвата советского истребителя в международном воздушном пространстве в 1985-1986 годах. На фотографии - самолет не самой первой производственной серии: отсутствуют фальшкили. Борт "01" голубого цвета несет полный комплект вооружения - две УР "воздух-воздух" Р-27 и четыре Р-60. Под фюзеляжем между гондолами двигателей подвешен ПТБ.
Германские Люфтваффе унаследовали МиГ-29 от ВВС ГДР, самолеты часто принимали участие в учениях НАТО в роли самолетов-"агрессоров". На фотографии: специально окрашенный истребитель командира эскадры JG 73 Steinhoff, учения в США, 2003 год. С 2003 года бывшие германские "Fulcrum" безвозмездно передавались Польше. В немецких ВВС их сменили американские машины.
Шасси МиГ-29 имеет прочную конструкцию и рассчитано на эксплуатацию самолета с грунтовых аэродромов. Колеса шасси снабжены пневматиками большого диаметра с низким давлением. На двухколесной основной опоре установлен грязеотбойный щиток.
Планер имеет так называемую "интегральную" компоновку с несущим фюзеляжем, плавно переходящим в крыло. Нижняя поверхность фюзеляжа между гондолами двигателей выполнена плоской. В хвостовой части фюзеляжа находятся расщепляющийся воздушный тормоз и отсек тормозного парашюта.
МиГ-29 первого поколения имели по шесть подкрыльевых пилонов. На внешние пилоны БДЗ-УМК2Б (по два под каждой консолью) могли крепиться авиационные пусковые устройства АПУ-470, АПУ-73-1Д и АПУ-68-85Э для ракет "воздух-воздух", бомб и блоков НАР.
Верхняя поверхность фюзеляжа одноместного МиГ-29 ВВС Словакии. На фотографии хорошо видны закрытые верхние входы воздухозаборника двигателя и жалюзи отвода пороховых газов пушки ГШ-301.
Перед козырьком фонаря кабины установлены оптолокационная система С-31Э2 КОЛС и лазерный дальномер. КОЛС входит с комплекс ОЭПС-29, в которую также включен нашлемный прицел летчика. Ниже КОЛС смонтирован ПВД.
Приборное оборудование кабины МиГ-29 выполнено в стиле 1980-х годов, с использованием аналоговых приборов с круглыми шкалами. Интерьер кабины МиГ-29 в целом не сильно отличается от интерьера кабин МиГ-21 и МиГ-23, что упрощало переучивание летчиков. На фотографии: кабина модернизированного МиГ-29 ВВС Словакии с новыми российскими многофункциональным индикатором и ИЛС-31.
Изображен МиГ-29 из 234-го гвардейского истребительного авиаполка, Кубинка. Полк был уникален в ВВС тем, что с одной стороны являлся обычной строевой частью, выполнявшей все задачи курса боевой подготовки, а с другой стороны демонстрировал возможности авиационной техники иностранным делегациям, для чего в составе полка была сформирована 4-я "показная" эскадрилья. В июле 1983 года полк первым в ВВС получил на вооружение МиГ-29, а в 1986 году летчики полка выполнили на МиГ-29 первый визит за пределы СССР - в Финляндию. В июне 1990 года в Кубинке с дружественным визитом побывали самолеты Mirage F1 эскадрильи ЕС 2/30 "Нормандия-Неман" ВВС Франции.
МиГ-29М
Стандартным вариантом вооружения МиГ-31 являются четыре УР "воздух-воздух" большой дальности Р-33 на подвеске под фюзеляжем и четыре УР "воздух-воздух" малой дальности Р-60, подвешенные попарно на подкрыльевых пилонах. Для торможения такого тяжелого и большого самолета, как МиГ-31, используются сразу два тормозных парашюта.
Обзор из кабины летчика и штурмана МиГ-31 ограничен. Для улучшения обзора вперед и вниз из кабины штурмана на фонаре смонтирован поднимаемый перископ.
МиГ-31 стал первым в мире серийным истребителем, оснащенным РЛС с фазированной антенной решеткой. На модернизированной РЛС "Заслон" увеличена дальность обнаружения и взятия на сопровождение воздушных целей. Слева перед фонарем кабины установлен убираемый топливоприемник системы дозаправки в воздухе (только на МиГ-31ДЗ, Б, БМ).
Отряд из четырех МиГ-31 способен просматривать воздушное пространство шириной 600 км. Все самолеты отряда обмениваются информацией в реальном масштабе времени по помехозащищенной линии передачи данных.
Створки ниш основных опор шасси МиГ-31 выполняют еще и функцию тормозных щитков и могут отклоняться в полете. Других воздушных тормозов, кроме этих створок, самолет не имеет. Гаргрот оканчивается отсеком для двухкупольного тормозного парашюта.
Впервые РЛС С-800 "Заслон" публично продемонстрировали на авиасалоне в Париже в 1991 году, когда с демонстратора МАПО "МиГ" МиГ-31Б был снят носовой обтекатель. Рядом с самолетом на статической стоянке было показано и его вооружение - ракеты Р-33 (на переднем плане), Р-60 (по бокам) и Р-40 (сзади).
Один из 143 самолетов F.1 Camel экспедиционных сил США (AEF, American Expeditionary Force). Истребитель принадлежал 41-й авиационной эскадрилье, одной из двух эскадрилий, вооруженных Camel и действовавших во Франции в 1918 году. В руках американских летчиков Camel оказался не столь эффективен, как SPAD XIII.
Мотор, вооружение, топливо и кабина пилота были размещены на Camel очень компактно, в результате чего самолет обладал очень хорошей маневренностью.
Морской 2F.1 Camel был вооружен одним пулеметом Vickers, установленным перед летчиком и одним пулеметом Lewis над верхним крылом. Lewis для перезарядки в полете можно было развернуть вниз. На фотографии - Camel ВМС Великобритании, Эдинбург, 1919 год.
Sopwith 2F.1 Camels. The fuselage of this version was constructed in two sections for easy stowage on board naval vessels.
Самолеты семейства SPAD, A1 - A5, могут служить примером, когда красивое на бумаге техническое решение на практике оказывается не самым удачным. Тем не менее в эксплуатации эти самолеты показали себя совсем неплохо.
Персональный S.VII командира XXIII группы ВВС Италии, базировавшейся в Лонаде-Поцолло, 1924 год. Хвостовое оперение итальянских самолетов в цвета национального флага стали окрашивать в 1923 году после образования отдельного вида войск - ВВС.
Несколько трофейных французских S.VII использовались истребительными частями Германии и Австро-Венгрии. Ранее этот самолет состоял на вооружении французской 86-й эскадрильи и как трофей использовался в германской летной школе для подготовки летчиков-истребителей.
Этот S.XIII C.1 (S7714) принадлежал капитану Роберту Субирану из 103-й эскадрильи авиакорпуса Армии США, Американские экспедиционные силы во Франции. Истребитель состоял на вооружении знаменитой эскадрильи "Лафайет", фюзеляж украшен эмблемой эскадрильи - изображением головы индейца племени сиу. На руль направления нанесены отметки о победах в воздушных боях.
В июле 1920 года авиация Армии США располагала 393 самолетами S.XIII, а всего США закупили у Франции 893 машины S.XIII. На фотографии - S.XIII из 2-й истребительной группы.
Для защиты от огня с земли на Salamander была установлена бронезащита суммарной массой 295 кг. Броня прикрывала летчика и топливные баки.
"Elilombarda" располагает двумя взятыми в лизинг поисково-спасательными/санитарными AW109SP Grand New. В итальянском регионе Ломбардия высота Альп достигает 2500 м.
Компания "Elilombarda" эксплуатирует Grand в качестве "воздушной скорой помощи", а также как корпоративный и для работы на шельфе. Увеличенный объем кабины вмещает больше необходимого оборудования.
Вертолеты Aerospatiale Alouette II/III и Lama очень популярны у горноспасателей. На фотографии: Alouette III с лыжным шасси из поисково-спасательного подразделения ВВС Швейцарии поднимает на лебедке спасаемого, швейцарские Альпы, конец 1990-х годов. Alouette III используется в качестве транспортного, спасательного и армейского вертолета общего назначения.
Первой Rafale получила эскадрилья 1/7, основной задачей которой является нанесение ударов по наземным целям, в том числе и крылатыми ракетами Scalp (Rafale B с ракетами Scalp слева на фотографии).
В 1949-1950 годах 11-й ИАП ВВС ЧССР получил 21 Як-23 под обозначением S-101. Реактивные Яки заменили на авиабазе Брно-Турани самолеты Spitfire и Avia S.199. Эксплуатировались Як-23 в ВВС Чехословакии до середины 1950-х годов.
В Восточной Европе и России сохранилось несколько Як-23. Як-23 с бортовым номером "06" желтого цвета находится в Военном музее в Дрзноу в восточной Польше.
Польша являлась крупнейшим эксплуатантом Як-23. На фотографии: самолет с подвешенными крыльевыми баками емкостью по 190 л.
Первыми реактивными истребителями ВВС ЧССР стали полученные из СССР 20 Як-23. Як-23 пользовались популярностью в ВВС союзных Советскому Союзу стран.
Серийно двухместные Як-23 не выпускались, однако в СССР в 1950 году в спарки Як-23УТИ доработали не менее трех самолетов. Помимо оборудования второй кабины доработки заключались в увеличении высоты киля, установке перископа в передней кабине и сокращения вооружения. Необычным было расположение членов экипажа: инструктор в передней кабине, а курсант - в задней. В 1956 году в Як-23ДС доработали силами предприятия "ASAM Pipera" четыре самолета, в том числе две машины ВВС Болгарии.
Третий Saab 2000 и Saab 340B (340-й построенный) из "American Eagle", партнера "Simmons Airlines". Saab 2000 не смог повторить успеха своего предшественника.
В 1997 году в составе 237-го гвардейского Проскуровского смешанного авиаполка была сформирована пилотажная группа "Стрижи" на МиГ-29. Группа соответствует по штату эскадрилье (2-я эскадрилья 237-го гвардейского ЦПАТ им. И. Н. Кожедуба), но на практике количество самолетов МиГ-29 и МиГ-29УБ в составе группы может меняться.
Венгерский МиГ-29УБ выполняет проход на малой высоте с большим углом атаки, верхние входы воздухозаборников приоткрыты, обеспечивая дополнительный приток воздуха к двигателям. При закрытых основных входах воздухозаборников МиГ-29 может развивать скорость до 800 км/ч.
МиГ-29 ВВС Польши выруливает на старт на британской авиабазе во время авиашоу 2009 года. Основные воздухозаборники закрыты створками во избежание засасывания с полосы посторонних предметов. Воздух к двигателям подается через открытые верхние входы на наплывах крыла. Основные входы воздухозаборников закрыты створками на рулении, режимах взлета и посадки. Для лучшего обзора вперед из задней кабины на переплете фонаря установлен перископ.
МиГ-29УБ (на фотографии самолет ВВС Польши) обладает ограниченными боевыми возможностями и не оснащен РЛС Н-019, однако на нем установлен блок, имитирующий работу РЛС.
Дальний биплан Wallaby с размахом крыла 14,17 м обладал максимальной взлетной массой 2359 кг. Максимальная скорость - 185 км/ч. Единственный экземпляр с британской регистрацией G-EAKS сфотографирован накануне эпического перелета в Австралию.
THE SOPWITH "TRANSPORT" PASSENGER OR GOODS MACHINE, 375 h.p. ROLLS-ROYCE: This machine is similar to the "Atlantic" and Australian ("Wallaby") machines
"01" голубого цвета - самолет модификации "9-13", в конце 1980-х годов состоявший на вооружении 14-го гвардейского Ленинградского ИАП, дислоцированного на авиабазе Кишкунлацхаза в Венгрии. В Венгрии дислоцировалась только одна советская истребительная авиадивизия, два других ее полка базировались в Текеле и Кундамараше. Самолеты вывели из Венгрии в СССР в 1990 году.
В 1980-е годы велись работы по совершенствованию аэродинамики, конструкции, бортовых систем и вооружения МиГ-29. В теории модернизации подлежали даже самолеты модификации "9-12" первых выпусков, не оборудованные устройствами отстрела ложных целей. На фотографии - "9-12" (???) с устройствами отстрела ложных целей перед килями.
Региональная румынская "Carpatair" располагает шестью Saab 2000.
Швейцарская "Crossair" первой заказала и получила как Saab 340, так и Saab 2000. На фотографии: четвертый построенный и первый поставленный "Crossair" региональный Saab 2000. Самолет еще несет регистрацию Швеции.
"Deutsche BA" со штаб-квартирой в Мюнхене получила пять Saab 2000, сделка предусматривала опцион еще на пять самолетов, которые так и не были поставлены. Этот самолет был передан в лизинг французской "Regional Airlines of Nantes".
Компания "Swelink", шведское отделение "Scandinavian Airlines Commuter", использовала шесть Saab 2000, арендованных у компании "Saab". Самолеты выполняли полеты из стокгольмского аэропорта Арланда. Самолет на фотографии с собственным названием "Gerd Viking" - четвертая арендованная компанией машина. В 2004 году "Swelink" вошла в состав национального авиаперевозчика SAS.
Двигатели самолета Saab 2000 оснащены шестилопастными серповидными воздушными винтами. У них меньше частота вращения и уровень шума, чем у воздушных винтов двигателей самолета Saab 340.
Первый полет Triplane выполнил в июне 1916 года. На фотографии: Triplane из 1-й (морской) эскадрильи.
Серийный 5F.1 Dolphin. Радиатор мотора размещен в верхней части фюзеляжа, хорошо видны два стреляющих вверх-вперед пулемета Lewis.
Вертолет Alouette II и его высотная версия Lama спасли много людей в горах, вывозя пострадавших альпинистов с мест, недоступных для любых других средств спасения.
Aerospatiale SA 315B Lama был одним из самых первых горноспасательных вертолетов и широко применялся как военными, так и гражданскими поисково-спасательными службами. Легкий планер в сочетании с мощным ТВаД Artouste IIIB обеспечивал высокую удельную мощность и позволял эксплуатировать вертолет в горах.
Палубный Cuckoo с колесным шасси значительно превосходил полетным данным гидропланы-торпедоносцы, которые к тому же не могли быть использованы при сильном волнении моря.
Эвакуацию тяжелораненых следует выполнить с максимальной осторожностью при минимально возможных перемещениях вертолета. Подъем носилок с раненым на вертолет BK117.
Этот P-35A был построен как EP-1 для ВВС Швеции, но стал одним из 60 истребителей, попавших под действие эмбарго. Все 60 истребителей поступили на вооружение авиации Армии США и были переброшены на Дальний Восток. Изображен самолет командира 17-й истребительной эскадрильи, Лузон, Филиппины, 1941 год.
Изображен J 9 из 3-й эскадрильи 8-й флотилии ВВС Швеции, Баркаби, 1942-1943 годы. Флотилия получила J 9 в 1940 году. Цвет фона, на котором изображен орел, обозначал эскадрилью: красный - 1-я, голубой - 2-я, желтый - 3-я.
P-35 стал первым цельнометаллическим истребителем авиации Армии США с закрытой кабиной, убираемым шасси и винтом с постоянной частотой оборотов. На фотографии - строй самолетов из 27-й истребительной эскадрильи 1-й истребительной группы, 1938 год.
75 P-35 исходной модификации поступили на вооружение трех эскадрилий (1-й, 27-й и 94-й) 1-й истребительной группы авиационного корпуса Армии США (USAAC), дислоцированной в Селфридж-Филд, Мичиган. На фотографии - последние самолеты этой партии, предназначенные для 27-й эскадрильи. Фотоснимок сделан в Лэнгли-Филд в августе 1938 года.
Линейка P-35 из 94-й истребительной эскадрильи, предвоенные учения (предположительно Селфридж-Филд, Мичиган). Истребители камуфлированы по-разному, но на большинство нанесена эмблема в виде головы индейского вождя - символ 1-й истребительной группы.
Характерной особенностью P-35 (а позже и P-47 Thunderbolt) было крыло полуэллиптической в плане формы. В сентябре 1940 года P-35 окрашивались в оливковый цвет, но затем получили камуфляжную окраску.
Сразу после удара по Перл-Харбору японцы начали широкомасштабное наступление на всем Тихоокеанском ТВД, в том числе и на Филиппинах. На фотографии - P-35, уничтоженные ударом с воздуха на аэродроме Николас-Филд, Лузон, 10 декабря 1941 года.
После запрета правительством США поставки 50 двухместных 2PA-204L Швеции эти самолеты как AT-12 поступили на вооружение авиации Армии США. На самолетах остались приборы, проградуированные в метрической системе. AT-12 ограниченно использовались как учебные в начальный период Второй мировой войны.
Первые МиГ-29К проходили испытания в морской авиации еще в конце 1980-х годов, но выбор тогда был сделан в пользу Су-33. В настоящее время ВМФ России предполагает закупить партию МиГ-29К второго поколения, планируется, что корабельный полк ТАКР "Адмирал Кузнецов" будет полностью перевооружен на МиГ-29К к 2017 году.
Авиация ВМФ России планирует закупить 20 МиГ-29К и четыре спарки МиГ-29КУБ. Многоцелевой МиГ-29К должен прийти на смену Су-33, обладающих ограниченными возможностями в части поражения наземных и надводных целей. МиГ-29К может нести широкий ассортимент управляемого вооружения класса "воздух-поверхность", в том числе ПКР Х-31
Развитием великолепного истребителя S.VII стал S.XII, вооруженный 37-мм пушкой и оснащенный мотором Hispano-Suiza мощностью 220 л. с.
Вулканические горы Японии представляют особую привлекательность для альпинистов, поэтому горно-спасательной службе приходится быть начеку постоянно. На фотографии - японский спасательный BO 105.
Diamond IA с увеличенной взлетной массой и ТРДД большей тяги обладает большей дальностью полета, может эксплуатироваться в условиях жары и высокогорья. "Mitsubishi" безуспешно пыталась продать Diamond IA Воздушным силам самообороны Японии в качестве поисково-спасательного, связного и разведывательного самолета.
В 1990 году стандартным гражданским вариантом Beechjet стала модель 400A. Самолет на снимке запечатлен у штаб-квартиры "Raytheon", которая 8 февраля 1980 года приобрела компанию " Beech".
Помимо коммерческих Beechjet, компания "Beech" (ныне "Raytheon Aircraft Company") построила 189 военных самолетов Model 400T для ВВС США по контракту стоимостью 755 млн долларов на создание Тренировочной системы для транспортных самолетов и самолетов-заправщиков (IMS). В ВВС машина получила наименование T-1A Jayhawk. Beechjet 400T отличается от гражданского 400A усиленным шасси, третьим креслом в кабине летчиков для инструктора/наблюдателя, меньшим числом иллюминаторов, БРЭО и увеличенной до 2998 л емкостью топливных баков (за счет установки дополнительного фюзеляжного бака). Топливная система получила централизованную систему заправки, также усилена стойкость лобового остекления кабины и Т-образного оперения к столкновению с птицами. Поставки Jayhawk начались в январе 1992 года, контракт выполнен 23 июля 1997 года. Jayhawk используются для тренировок летчиков транспортных C-5 Galaxy и C-17 Globemaster III, заправщиков KC-135 Stratotanker и KC-10 Extender.
Японские воздушные Силы самообороны также эксплуатируют военный вариант Beechjet 400A (японское обозначение T-400). 13 самолетов поставлено для использования в качестве тренировочных.
"Nextant Aerospace" из Кливленда разработала вариант Nextant 400XT с увеличенной дальностью полета, в который возможно дорабатывать 400A и 400XP. Установленные на Nextant 400XT ТРДД Williams FJ44 обладают лучшей, чем ТРДД JT15D, топливной эффективностью. К середине 2013 года поставлено более 25 Nextant 400XT.
Всего построено более 700 самолетов Diamond, Beechjet 400 и Hawker 400, включая военные варианты. Заказчикам в настоящее время предлагается Hawker 400XPR - доработанный 400XP.
Hawker 400XP отличался от более ранних Diamond и Beechjet 400 пятью иллюминаторами по левому и шестью по правому борту. На фотографии: самый последний вариант - 400XPR, с винглетами, ТРДД FJ44 и новым приборным оборудованием кабины.
Франция была одним из пионеров в деле создания вертолетной горно-спасательной службы, начав использовать вертолеты во французских Альпах и Пиренеях для эвакуации раненых альпинистов. На фотографии: EC135 из коммерческой организации "SAF Helicopteres", располагающей внушительным парком вертолетов и выполняющей поисково-спасательные и санитарные задачи в интересах правительства Франции.
AW139 из итальянской "Elilombarda", член экипажа вертолета готовит к работе спасательную лебедку. От вертолетчиков требуется особое искусство управлять машиной в условиях гор, где зачастую зазор между лопастями винта и склоном горы бывает совсем небольшим.
Этот G-AAYX с мотором Armstrong-Siddeley Genet Major мощностью 100 л. с. в 1960 году купил в свою коллекцию фонд Шаттлуорта. После длительной и сложной реставрации аэроплан в 1988 году восстановили до летного состояния.
Несмотря на ненадежный мотор, S.XI строился большой серией. На фотографии - S.XI A2 бельгийской 4-й эскадрильи, 1920 год.
Этот G-ABWP - последний построенный Spartan Arrow, самолет оснащен мотором Cirrus Hermes II мощностью 105 л. с. Взлетная масса - 839 кг, максимальная скорость - 171 км/ч.
Dassault Rafale B. Самолет 302 - один из двух эталонных Rafale B, переданных ВВС Франции. Оба самолета соответствовали Standard F1, но затем использовались по программе отработки Standard F2. Самолет изображен на момент передачи испытательному центру в Истре в 2002 году. Показан типовой вариант нагрузки при выполнении задачи по поражению наземных целей на большом удалении от базы: три ПТБ, две УР "воздух-поверхность" Scalp EG и две пары УР "воздух-воздух" MICA.
Rafale принимали участие в операциях против Ливии и Мали. На фотографии: Rafale B "113-HO" из эскадрильи 2/92 "Аквитания" дозаправился от американского танкера, операция "Сервал", март 2013 года. Номер "113" закреплен за самолетами Rafale, базирующимися в Сен-Дизье.
Один из двух прототипов бомбардировщика B.1, январь 1918 года. На прототипах стояли моторы Hispano-Suiza. Во внутреннем отсеке самолет мог нести бомбы массой до 254 кг.
Sopwith B.1 single-seat bomber of 1917, powered by a 149 kW (200 hp) Hispano-Suiza engine. Although flown on several operational missions on the Western Front, it was not adopted by the RNAS and remained a prototype.
На самолете Dragon, разработанном на основе Snipe, стоял ненадежный мотор Dragonfly IA мощностью 360 л. с. (268 кВт).
Bee был построен в 1916 году и являлся персональным самолетом старшего летчика-испытателя компании "Sopwith". Самолет имел очень небольшие размеры: длина - 4,34 м, размах крыльев - 4,95 м.
Необычный трехместный триплан Long-Range Tractor Triplane предполагалось использовать в качестве эскортного истребителя. Место стрелка находилось в гондоле на верхнем крыле, откуда обеспечивался круговой сектор обстрела для пулемета Lewis.
Sparrow - небольшой биплан, очень похожий на ранний Sopwith Land Tractor Biplane. На фотографии - экземпляр с 2-цилиндровым мотором Gnat.
Планер Sparrow переделали в беспилотный Aerial Target Robot, но этот проект оказался тупиковым.
8F.1 Snail, призванный заменить Camel, выполнил первый полет в апреле 1918 года. На Snail стоял звездообразный мотор ABC Wasp мощностью 170 л.с.
Рекомендации по замене Camel привели к разработке компанией "Sopwith" сразу двух самолетов: Snark (на фотографии, первый полет в июле 1919 года) и Snapper. Испытания проходили три Snark, но у них очень сильно нагревались двигатели.
"Sopwith" построила три биплана Snapper, первый из которых поднялся в воздух в мае 1919 года. Подобно Snark, на Snapper стоял ненадежный мотор Dragonfly. Вооружение - два пулемета Vickers.
Невооруженный Scooter стал первым монопланом компании "Sopwith". В конструкции самолета сочетались фюзеляж и мотор от Pup и крыло-парасоль. Scooter послужил прообразом вооруженного разведчика Swallow.
Гарри Хоукер должен был в 1919 году на этом самолете (G-EAKI) принять участие в гонках на Кубок Шнейдера.
На Grasshopper стоял мотор Anzani мощностью 100 л. с. Размах крыльев составлял 10,09 м, максимальная скорость - 144 км/ч.
Последним самолетом компании "Sopwith" стал Gnu, один из первых в мире самолетов с закрытой кабиной для пассажиров. В начале 1920-х годов несколько Gnu использовали для развлекательных полетов.