Мировая Авиация 244
-
МиГ-25П. Самолет "67 синий" типичный представитель первого варианта истребителя, попавшего в строевые части. До принятия на вооружение частей ПВО в 1973 году пришлось решить ряд технических проблем. Тем не менее освоение самолета в войсках проходило достаточно спокойно, несмотря на его высокие характеристики и сложное оборудование.
Полки ПВО, вооруженные МиГ-25П, специально размещались в западных и северных регионах СССР для защиты важных промышленных и военных объектов. К середине 1970-х годов эти части составляли ядро сил перехватчиков ПВО.
Возможность обнаружения целей на фоне земли резко расширила боевые возможности МиГ-25ПД. Эти самолеты успешно уничтожали низколетящие мишени в ходе учений. Самолет на снимке был перехвачен истребителем НАТО в 1986 году.
ОКБ Микояна, Горьковский авиазавод и ВВС предпринимали серьезные усилия для увеличения ресурса планера МиГ-25 и его двигателей. МиГ-25П (на снимке) завоевал репутацию очень надежного самолета.
Уникальной особенностью Су-47 являлось крыло обратной стреловидности. Экспериментальный самолет продемонстрировал великолепную маневренность на трансзвуковых скоростях, он способен резко менять угол атаки и траекторию полета.
Российские ВВС располагают примерно 50 перехватчиками Су-27СМ3. СМ3 является значительной модернизацией базового Су-27 со значительно повышенной боевой эффективностью. В современной "стеклянной" кабине самолета установлены четыре многофункциональных ЖК-дисплея.
Су-27ПД был дальнейшим развитием самолета "Flanker-B", предназначенным для сверхдальних операций и оснащался заправочной штангой и дополнительным навигационным и связным оборудованием. На снимке: самолет-демонстратор в паре с Ту-134 "Аэрофлота".
Двухместный Су-27УБ пилотажной группы "Русские Витязи" взлетает в паре с одноместным Су-27. Су-27, вероятно, является одним из лучших истребителей в мире. Он сочетает большую дальность полета с высокими летными характеристиками и прекрасной маневренностью, мощной РЛС и большой боевой нагрузкой.
Индия является одним из крупнейших операторов Су-30, располагая самыми совершенными самолетами этого семейства - Су-30МКИ. Самолет на снимке принимал участие в учениях "Red Flag" в августе 2008 года, когда Индия впервые приняла участие в совместных маневрах с США.
В 2003 году Индонезия получила два Су-30МК, близких по конструкции китайским Су-30МКК. В 2008-2009 годах к ним добавилось еще три Су-30МК2 (на снимке), оптимизированных для морских ударных задач.
Су-33 является палубным вариантом перехватчика Су-27, унаследовавшим его ограниченные ударные возможности. На снимке - самолет из 279-го КИАП авиации ВМС России на береговой базе.
Су-27М создавался как усовершенствованный многоцелевой истребитель и во многих аспектах был новым самолетом. Наиболее заметным внешним отличием был новый укороченный радиопрозрачный обтекатель многорежимной РЛС Н-011.
Первые шесть серийных истребителей Су-35С были поставлены российским ВВС в конце 2012 года. ВВС заказали еще 48 самолетов, которые планируется принять на вооружение к 2015 году.
Су-37 служил в качестве демонстратора технологии управления вектором тяги, которую предполагалось использовать на новых машинах семейства Су-27. Часть отработанных на нем решений была применена при создании самолетов Су-30 и Су-35.
Прототип Су-80, RA-82911, стал первым Су-80ГП с удлиненным фюзеляжем. В таком виде он совершил первый полет 29 июня 2006 года. Снимок сделан на авиасалоне МАКС в 2007 году.
Пара ливийских Ту-22 в сопровождении F-4N Phantom из эскадрильи VF-111 ВМС США, вероятно в 1977 году. Эскадрилья "Sundowners" была приписана к Тихоокеанскому флоту США и редко появлялась в Средиземноморье. Ливийские Ту-22 широко использовались в 1980-х годах в военных конфликтах в Уганде, Чаде и Судане. В Чаде Ливия потеряла военного имущества на 1,5 млрд долларов, включая пару сбитых Ту-22.
Реагируя на усиливающуюся напряженность к югу от Японии, JASDF перебросили самолеты F-15J для усиления эскадрильи Dai 204 Hikotai на Окинаве. Эти самолеты несут на килях эмблему в виде орла, принадлежащую базирующейся в Комацу 306-й эскадрилье.
На авиабазе Читозе на Хоккайдо размещены две эскадрильи F-15J - Dai 201 и 203 Hikotai. Их самолеты в основном предназначены для предотвращения вторжения авиации России в воздушное пространство Японии и постоянно вступают в контакт с патрульными самолетами и стратегическими бомбардировщиками "северного соседа".
F-15 будут составлять первую линию японской ПВО еще несколько лет. Для сохранения их боеспособности на фоне растущей напряженности в регионе около половины парка проходит модернизацию, которая, помимо прочего, позволит им использовать ракеты с активными радиолокационными ГСН.
Стоянка авиабазы Хякари заполнена F-15J из 204-й эскадрильи и посетившими их с визитом F-15 ВВС США (на заднем плане). Позднее японская эскадрилья была переброшена на авиабазу Наха.
McDonnell Douglas F-15C Eagle
Когда подозрительный самолет пересекает воздушную границу США, DAICC немедленно поднимает перехватчик. DAICC обеспечивает разведку, связь и радиолокационное обеспечение для перехватчика и наземных групп, задействованных в операции. Кроме того, в случае необходимости для радиолокационного обеспечения могут привлекаться самолеты P-3 (на фото), значительно облегчающие слежение за нарушителем.
С 1990-х годов вертолеты UH-60A Black Hawk являются основными дальними всепогодными летательными аппаратами СВР. Типовая дальность полета составляет 1110 км. Шестнадцать UH-60A были модернизированы до стандарта UH-60L.
UH-60 во время задержания пары автомобилей на полевом аэродроме. Black Hawk оснащены дополнительными топливными баками, системой FLIR и прожектором Night Sun. Парк UH-60A/L был с помощью Армии США пополнен новейшими вертолетами UH-60M.
Позирующий на фоне вертолета Black Hawk экипаж таможенной службы состоит из высококлассных специалистов. Экипажи также принимают участие в тщательно спланированных секретных операциях, проводимых в тесном взаимодействии с другими федеральными агентствами США.
Приводимый валом от двигателя, подъемный вентилятор дает около половины тяги на режиме висения. Позади видны створки вспомогательного воздухозаборника двигателя, предназначенного для обеспечения необходимого массового расхода.
24 июня 2001 года X-35B совершил первое установившееся висение на высоте около 7 м, продолжавшееся 35 секунд. В ходе летных испытаний машина совершила 18 вертикальных взлетов и 27 вертикальных посадок.
Предложенный "Lockheed Martin" вариант УКВП требует правильной работы большого количества подвижных элементов. Помимо створок на верхней и нижней поверхностях самолета, здесь хорошо видно управляемое сопло двигателя, слегка отклоненное вниз. Вектор тяги подъемного вентилятора также является управляемым.
Предложенный "Lockheed Martin" вариант УКВП требует правильной работы большого количества подвижных элементов. Помимо створок на верхней и нижней поверхностях самолета, здесь хорошо видно управляемое сопло двигателя, установленное практически вертикально. Вектор тяги подъемного вентилятора также является управляемым.
Оба самолета X-35 были построены с характерным "горбом" за кабиной, необходимым для размещения подъемного вентилятора. У серийных обычного и палубного самолетов "горб" отсутствует, а фонари кабин несколько больше.
Прототип палубного учебно-боевого самолета Су-33КУБ совершил первый полет в апреле 1999 года. Эта машина стала базой для серии многоцелевых морских самолетов.
Французская армейская авиация интенсивно использовала H-21 во время войны в Алжире и в качестве ударной, и в качестве транспортной машины. Вертолет на снимке в 1959 году служил в подразделении GH 2, получившем большую часть H-21 французской армии. Также машина недолгое время использовалась в Алжире Flotille 31F морской авиации Франции.
Западногерманская "Weser Flugzeugbau" построила по лицензии 32 H-21B. Эти вертолеты в основном использовались Бундесвером (армией ФРГ) с 1957 по декабрь 1972 годов. Вертолет на снимке является экспонатом музея Гатов в Берлине.
В рамках программы стандартизации обозначений авиационной техники, H-21 был переименован в 1962 году в CH-21. Большинство CH-21 было снято с вооружения американской Армии к середине 1960-х годов. Серийный выпуск H-21 завершился после постройки 707 вертолетов.
Двухвинтовой H-21 был одним из первых американских летательных аппаратов, развернутых в Юго-восточной Азии. Использовавшийся во Вьетнаме с декабря 1961 года армейскими транспортными ротами, вертолет прослужил там около двух лет. В 1962-1963 годах по различным причинам во Вьетнаме было потеряно девять машин.
Армия США рассматривала вертолет как многообещающее средство транспортировки войск в боевой обстановке. После снятия ограничения на использование больших вертолетов военные быстро приобрели вариант H-21C, который помог созданию концепции аэромобильности.
К 1964 году H-21 в основном заменили вертолетами Bell UH-1 Iroquois с турбовальными двигателями. Тем не менее они оставались единственными армейскими вертолетами, способными перевезти целое отделение пехоты. Поэтому в операциях позднего периода машины действовали смешанными группами, в которых вооруженные UH-1 сопровождали транспортные H-21 (на снимке).
Как и ВВС США, Канада прежде всего приобретала H-21 для использования в качестве спасательных. Она получила шесть машин, аналогичных H-21A американских ВВС. Они могли эксплуатироваться при температурах до -65°F в условиях полярного климата. H-21 ВВС США и Канады также применялись для обслуживания отдаленных постов системы раннего радиолокационного обнаружения на Севере.
Западная Германия. Люфтваффе получили только три бывших британских бомбардировщика B.Mk 2, использовав их для тестов и испытаний. Этот самолет полностью окрашен в ярко-оранжевый цвет.
Эфиопия. Четыре эфиопских Canberra B.Mk 52 также были доработанными B.Mk 2 из состава британских ВВС. Поставленные в 1968 году, они использовались в качестве бомбардировщиков. Одно время самолеты Canberra были основным источником экспортных доходов корпорации BAC.
Построенные по лицензии австралийские бомбардировщики Canberra B.Mk 20 прослужили достаточно долго, чтобы принять участие в войне во Вьетнаме. Поставленные в варианте B.Mk 2, они позднее получили двигатели Avon 109.
13 мая 1949г.: в Уортоне, графство Ланкашир, совершил полет первый прототип бомбардировщика English Electric Canberra (VN799).
На снимке: первая "Канберра" (VN799) в окончательной конфигурации. Первый прототип не имел остекления в носовой части для бомбардира, так как предполагалось, что на нем будет использоваться радиолокационный прицел. Реализовать эту идею не удалось.
Признанием эффективности Canberra стал заказ от ВВС США на лицензионный вариант Martin B-57. Этот поставленный из Британии самолет (борт WD932) служил в качестве образца. Весна 1951 г. Программа B-57 была одной из самых крупных в американском авиастроении.
Прототип Canberra B.Mk 2 в послевоенном камуфляже Бомбардировочного командования. Вскоре на смену ему пришел пятнистый камуфляж, а позднее самолеты полностью красились в серебристый цвет.
Canberra B.Mk 6 была последним вариантом бомбардировщика, несшим службу в Бомбардировочном командовании британских ВВС. Вариант отличался баками на законцовках крыла и более совершенными ТРД Avon 109. Этот самолет служил в 12-й эскадрилье "Shiny Twelve". Бомбы размещались в отсеке вооружения в центре фюзеляжа.
Среди всех вариантов "Foxbat" наиболее широко использовался МиГ-25РБ. Помимо Восточной Европы он был развернут в Белорусском, Закавказском, Среднеазиатском, Сибирском и Ленинградском военных округах.
Разведывательно-ударный МиГ-25РБ выпускался до 1981 года. На его базе были созданы варианты РБВ и РБТ для радиотехнической и радиолокационной разведки. Самолет на снимке несет массивный ПТБ емкостью 5280 л.
Прототип Су-27ИБ ("42 синий") отличался от серийных Су-32/34 старыми одноколесными основными стойками шасси, унаследованными от Су-27
Россия приобретает Су-34 для замены дальних ударных самолетов Су-24. В удлиненном "жале" в хвостовой части установлена РЛС для обзора задней полусферы (вероятно, Н-012 ОАО "Фазотрон-НИИР").
Организация второй кабины несколько снизила максимальную скорость и дальность полета Су-27УБ, но радиус разворота, скороподъемность и взлетно-посадочная дистанция практически не изменились. Небольшое число российских самолетов было доработано до стандарта Су-27УБМ. На снимке - модернизированный белорусский Су-27УБМ1.
После распада СССР наибольшая группировка Ту-22 оказалась в Белоруссии. Правительство этого молодого государства разрешило российским военным управлять стратегическими силами на своей территории, включая полки Ту-22 из состава 15-й ТБАД.
С начала до середины 1990-х годов большинство "Blinder" заменили на Ту-22М. Этот Ту-22ПД с акульей пастью был снят с вооружения и вместе с десятками других Ту-22 ожидал своей судьбы на базе утилизации в Энгельсе в 1995 году.
Эмблема в виде дракона, впервые нанесенная на самолеты 341-го ТБАП во время операций в Афганистане, сохранилась на борту Ту-22П и в последующие годы. Последние Ту-22 пошли на слом в российском Энгельсе, но этот процесс занял несколько лет. В 1997 году разделки ожидало еще 92 самолета.
Ту-22РД "Blinder-C" в основном использовались в качестве морских разведчиков, действующих совместно с ракетоносцами Ту-22К. Самолет также мог нести обычные бомбы или аппаратуру для постановки помех. Морские "Blinder" несли службу в двух полках авиации ВМС на Балтийском и Черноморском флотах.
За 35-летнюю службу было создано несколько вариантов Ту-22: бомбардировщик Ту-22Б, разведчик Ту-22Р (на снимке), ракетоносец Ту-22К, постановщик помех Ту-22П и учебный Ту-22У.
Первый сверхзвуковой бомбардировщик. В 1959 году первый полет совершил отечественный сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22, на базе которого затем было создано большое семейство бомбардировщиков, ракетоносцев, самолетов-разведчиков и самолетов постановки помех, а также учебно-тренировочный вариант самолета.
Несмотря на сложность пилотирования и нелюбовь авиаторов, служба Ту-22 оказалась долгой. Основной их задачей в конце карьеры стала дальняя разведка, с которой они хорошо справлялись после того, как к середине 1970-х годов были устранены основные технические проблемы.
Одними из наиболее опасных особенностей Ту-22 были его высокая посадочная скорость 310 км/ч и минимальная скорость в 290 км/ч. К 1970 году в авариях и катастрофах было потеряно свыше 70 самолетов - около 20% выпущенных машин. Очень высоким был и уровень потерь среди экипажей.
БЛА MQ-9 Predator B используются как для борьбы с перевозчиками наркотиков, так и для патрулирования границы. Продолжительность полета этих аппаратов превышает 20 часов.
Самолет N220 был одним из трех S.5, построенных "Supermarine". Пилотируемый флайт-лейтенантом С. Н. Вебстером, он занял первое место в гонках на Кубок Шнейдера в 1927 году, показав среднюю скорость 453,28 км/ч.
S.6A N247 выиграл Кубок Шнейдеров 1929 году, проводившийся в английском Райде. А 12 сентября 1931 года этот самолет установил новый абсолютный рекорд скорости - 575,6 км/ч.
Было построено три Sea Eagle, получивших регистрацию G-EBFK (на снимке), G-EBGR и G-EBGS. Две машины были потеряны в ходе эксплуатации. Масса снаряженного самолета 2744 кг, размах крыла 14,02 м.
Международный дебют Superjet 100, RA-97003 (б/н 185), состоялся на Парижском авиасалоне 2009 году. На рынке пассажирских самолетов Superjet 100 должен противостоять конкурентам из Канады и Бразилии.
Citation II патрулирует в паре с T210N Turbo Centurion. Одномоторные Cessna используются для наблюдения, сопровождения и сбора разведывательной информации. Относительно неприметные эти самолеты часто маскируют свои действия под местные авиаперевозки. Также они используются для быстрой доставки агентов таможенной службы.
Летающая лодка A.D. Boat, экипаж которой включал пилота и наблюдателя, имела размах крыла 15,34 м и массу снаряженного самолета 1618 кг.
Когда перевозчики взяты на сопровождение, пилот СВР может вызвать вертолет UH-60, который будет следовать за самолетом-нарушителем, вынудит его к посадке и приземлится рядом. При поддержке местных или федеральных агентов экипаж Black Hawk должен арестовать перевозчика (ов) и задержать нелегальный груз. На снимке офицеры воздушного перехвата СВР во время задержания Beech King Air в ходе учений.
Поставки израильских F-15 Baz ("орел" на иврите) включали как F-15A/B и F-15C/D новой постройки, так и самолеты из запасов ВВС США. Одноместные и двухместные машины были доработаны, получив возможность нести оружие класса "воздух-поверхность". Они способны применять новейшие боеприпасы, такие как JDAM, что было продемонстрировано во время конфликта в Ливане. На снимке вооруженный ракетами Python 3 F-15C из 133-й эскадрильи взлетает с авиабазы Овда.
McDonnell Douglas/Mitsubishi F-15DJ Eagle. Когда ВВС Сил самообороны Японии (JASDF) получили достаточное количество самолетов F-15, появилась возможность создать небольшое специализированное учебное подразделение. Им стала учебная эскадрилья тактических истребителей (Hiko Kyodo-tai), чей F-15DJ представлен на рисунке. Эскадрилья базируется на аэродроме Нютабару на самом южном из Японских островов - Кюсю и располагает семью F-15DJ, пришедшими на смену тренировочным Mitsubishi T-2. Самолеты F-15 часто используются для имитации Су-27, состоящих на вооружении ВВС России и Китая.
Самолет X9556 - это Walrus I, построенный компанией "Saro", служивший в 700-й эскадрилье авиации ВМС и в начале 1940-х годов базировавшийся на крейсере "Белфаст". На носовой части самолет несет небольшое изображение адмиральского вымпела.
Этот Walrus, рулящий по заливу Порт Филип на юге Австралии, в 1939 году был приписан к легкому крейсеру"Leander" ВМС Новой Зеландии.
Быстрые и грузоподъемные, вертолеты AgustaWestland AW139 используются в дальних всепогодных миссиях по задержанию наркоторговцев. Вертолеты также обеспечивают воздушную безопасность крупных мероприятий, наподобие международных конференций и финалов спортивных состязаний в США.
В августе 1998 года пилоты Citation Таможенной службы сопровождали перевозчика наркотиков, летевшего на Cessna 421 (на фото) из Калифорнии в Техас. Когда перевозчик сделал остановку в аэропорту для заправки, экипаж СВР обыскал Cessna и обнаружил 100 брикетов кокаина рыночной стоимостью 9 млн долларов. Пилот-перевозчик и его пассажир были арестованы.
Sea Lion I (G-EALP) принимал участие в гонке 1919 года в английском Борнмуте. Гонке помешал туман, и самолет был снят с дистанции после первого круга.
Т-50 продолжает российскую традицию создания самолетов с великолепной аэродинамикой. Большое число рулевых поверхностей в сочетании с управлением вектором тяги, вероятно, делают Т-50 самым маневренным истребителем в мире. Поворотные части корневых наплывов работают подобно ПГО.
Способный перевозить семь/восемь пассажиров, PA-31 Navajo стал базой для создания всех остальных удачных больших двухмоторных самолетов "Piper".
Базировавшаяся в британском Плимуте "Air Care" была одной из множества небольших авиакомпаний, посчитавших Navajo экономически выгодным и надежным приобретением. В конце 1990-х годов она эксплуатировала три самолета этого семейства, включая этот Navajo B с дополнительными багажными отсеками в удлиненных мотогондолах.
Самолеты семейства PA-31 служили у военных операторов по всему миру. В испанских ВВС PA-31P, получивший обозначение E.18, использовался в качестве легкой связной машины. Возможно, и сегодня несколько Navajo продолжают нести военную службу.
Семейство PA-31T и PA-42 Cheyenne. Оснащение PA-31P Pressurised Navajo ТВД Pratt & Whitney PT6A позволило "Piper" получить самолет, способный конкурировать с Beech King Air. Первый вариант (на снимке), взлетевший в 1969 году, получил обозначение PA-31T Cheyenne (позднее измененное на Cheyenne II) и выпускался в стандартном и удлиненном вариантах. В дальнейшем был создан вариант с Т-образным оперением PA-42 Cheyenne III, к началу поставок в 1984 году переименованный в Cheyenne 400LS.
Navajo Chieftain был самым удачным в семействе Navajo - было построено 1942 самолета этого типа, большинство из них на специально сооруженном заводе а Лейкленде, Флорида.
"West Coast Airlines" стала первой компанией в континентальных США, в 1967 году поставившей PA-31 Navajo на регулярную линию между Сиэтлом и Порт Анджелес.
PA-31P-350 Mojave. В 1982 году "Piper" начала разработку преемника Pressurized Navajo. Носивший обозначение PA-31P-350 Mojave, он получил фюзеляж от PA-31T Cheyenne (турбовинтового варианта PA-31P), двигатели и оперение от PA-31-350 Chieftain. Крыло также позаимствовали у Chieftain, правда, усилив конструкцию и увеличив размах. Выпускался Mojave недолго, до 26 июня 1984 года, когда был построен 50-й самолет.
Рассчитанный на перевозку 10 пассажиров и имевший грузовой люк, Chieftain пришелся по вкусу многим авиакомпаниям, включая "British Caledonian", эксплуатировавшей его на линии между Бирмингемом и лондонским аэропортом Гатвик.
PA-31 Navajo Chieftain G-SCOT inaugurated B.CAL's London-Gatwick feeder service on March 1, 1978.
Бомбардировщик Canberra B(I).Mk 12 был вариантом британской Canberra B(I).Mk 8, строившимся для ВВС Новой Зеландии и ЮАР (на снимке). Canberra из Южной Африки и Родезии использовались в затянувшихся войнах в буше на протяжении 1970-х годов.
Большинство Southampton Mk I, принадлежавших британским ВВС, были доработаны до стандарта Mk II (на снимке), получив более эффективный металлический корпус.
Су-27СКМ предлагается в основном в качестве варианта модернизации базовых экспортных "Flanker-B". Он оснащен цифровой кабиной и доработанной РЛС Н-1001ВЕ, а его возможности по борьбе с воздушными и наземными целями значительно увеличены.
Базовый одноместный вариант Су-27 широко поставлялся на экспорт. Среди крупных покупателей можно отметить Китай, который не только получил самолеты, построенные в России (на снимке), но и выпускает их по лицензии в Шеньяне под обозначением J-11.
Southampton Mk I начали поступать на вооружение 480-го (CR) звена британских ВВС в Калшоте с августа 1925 года. Самолет быстро стали использовать для различных известных групповых перелетов на большие дистанции. Так, в ходе экспедиции на Дальний Восток в 1927-1928 годах самолеты преодолели свыше 43450 км.
В Британии Seagull несли службу в 440-м звене (Fleet Reconnaissance) ВВС. Самолет действовал с борта авианосца "Игл".
Supermarine Seagull III.
Scapa начали поступать на вооружение 202-й эскадрильи на Мальте в мае 1935 года; позднее этими самолетами оснастили 204-ю, 228-ю и 240-ю эскадрильи британских ВВС.