Авиация и Время 2017-06
-
М.Маслов - Скоростной бомбардировщик
Этот СБ 2 М-100 республиканской Испании был захвачен франкистами. Севилья, аэродром Таблада, весна 1937 г.
СБ 2М-100 авиации Юго-Западного фронта. Июль 1941г.
СБ 2 М-100 из состава ВВС франкистов в камуфляже "германского" образца
СБ 2 М-100 из состава ВВС послевоенной Испании
СБ 2 М-100 из 137-го БАП - участник противоаэродромных рейдов в районе Киркинеса. Зима 1941-42 годов
B.71 из 5-го БАП ВВС Болгарии. Июнь 1941г.
Подвеска 50-кг бомбы старого образца на центропланный держатель ДЕР-19. Северный Кавказ, 1942 г.
АНТ-40РЦ незадолго до первого вылета. Октябрь 1934 г.
Опытный самолет АНТ-40ИС с двигателями «Испано-Сюиза»
АНТ-40ИС на аэродроме НИИ ВВС в Щелково
СБ 2 М-103 на неубираемом лыжном шасси из состава 10-го Гвардейского БАП перед ночным вылетом. Необходимо обратить внимание на редко встречающееся сочетание зеркала заднего обзора и мачтовой радиоантенны, установленных в верхней части козырька кабины пилота. Зима 1942-43 годов
Участвовавший в советско-финляндской войне СБ 2 М-103 96-й серии из состава ВВС 7-й армии. Под крылом видны черные идентификационные полосы. Интересно также, что самолет эксплуатируется с колес.
На момент начала Великой Отечественной войны СБ являлся основным советским фронтовым бомбардировщиком, но к концу 1941 года в строевых частях таких самолетов осталось совсем немного.
Бомбардировщик СБ 2 М-100 на аэродроме Раменское. Зима 1943-44 годов
«Катюшка», доставшаяся франкистам на аэродроме Таблада
Летчики республиканских ВВС позируют перед своим СБ
Республиканский СБ. 1939 г.
Республиканский СБ, приземлившийся на пахоту
Четкая шеренга "Катюшек" бывшей 24-й бомбардировочной группы на аэродроме Таблада после поражения республиканцев. Временные обозначения нанесены на самолеты, видимо, накануне перелета в Севилью. К широким красным полосам добавлены узкие желтые линии, составив традиционный набор цветов испанских опознавательных знаков, и наполовину закрывшие прежнюю республиканскую маркировку. Фиолетовая полоса республиканского флага на руле закрашена красной краской. Апрель 1939 г.
Посадка СБ 2 М-103, предположительно из 44-го СБП, на лыжном шасси. Зима 1939-40 годов
Штурман перед боевым вылетом опробует пулеметы ШКАС
СБ 2 М-103 на неубираемом лыжном шасси из состава 10-го Гвардейского БАП перед ночным вылетом. На крыле стоит ст. л-т В.С.Ефремов. Зима 1942-43 годов
АНТ-40ИС во время очередных испытаний в феврале 1936 г. Надпись на измененном вертикальном оперении «АНТ 40 2 ЦАГИ» позволяет предположить, что это не реконструированный первый АНТ-40ИС, а второй, заново построенный экземпляр с крыльевым профилем NACA-230
Опытный самолет АНТ-40РЦ в сборочном цехе
Первый головной СБ 2 М-103 96-й серии (зав. № 1/83). Госиспытания, лето 1938 г.
Старший техник-лейтенант A.A. Акинфиев осматривает двигатель М-100А самолета СБ. Северо-Западный фронт, 1942 г.
СБ 2 М-100А с турелью МВ-3 с прозрачным колпаком и нижней люковой пулеметной установкой, оборудованной перископическим прицелом
Опытный самолет СБ 2 М-100 (зав. № 2255) отличался общим фонарем летчика и штурмана, экранированной верхней турелью и выступающей за контур фюзеляжа нижней оборонительной установкой. 1937 г.
Подвеска авиабомбы ФАБ-250 на центропланный держатель ДЕР-19 (без обтекателя) при помощи лебедки БЛ-3, укрепленной на вилке колеса шасси
Один из первых поступивших в Чехословакию самолетов B-71. Начало 1938 г.
B.71 из состава 5-го бомбардировочного полка ВВС Болгарии.
СБ республиканских ВВС с бортовым обозначением на фюзеляже BK-43 внутри недостроенного ангара
Замена воздушных винтов ВИШ-2 на СБ 2 М-100. Зима 1939-40 годов
Флагманский штурман эскадрильи к-н С.И. Юрченко перед своим СБ
Экипаж СБ из 150-го СБАП. Слева направо: пилот А.П.Чурилин, стрелок-радист А.С.Анисимов, штурман А.В.Егоров. Халхин-Гол, лето 1939 г.
СБ 2 M-100 из 34-го БАП, входившего в 10-ю авиабригаду ВВС Тихоокеанского флота
Выруливает на взлет СБ 2 М-103 из состава 72-го САП авиации Северного флота. Под центропланом на держателях ДЕР-19 подвешены ротативно-рассеивающие авиабомбы РРАБ-3 снаряженной массой 250 кг
Второй головной СБ 2 М-103 N 1/83 96-й серии (зав. N° 2/83), выпущенный 25 июня 1938 г., входе испытания подвесных топливных баков в НИИ ВВС. Сентябрь-октябрь 1938г.
Опытный самолет СБ 2 М-100 (зав. № 2255) отличался общим фонарем летчика и штурмана, экранированной верхней турелью и выступающей за контур фюзеляжа нижней оборонительной установкой. 1937 г.
Стрелок-радист 367-го БАП H.C. Королев у пулемета ШКАС. Погиб 4 февраля 1942 г.
Самолет из 38-го СБАП, совершивший вынужденную посадку с невыпущенным шасси. Монголия, лето 1939 г.
Авария АНТ-40РЦ в районе Центрального аэродрома. 31 октября 1934 г.
СБ 2 М-103 с явными признаками боевых повреждений стал трофеем немцев
Наполовину сгоревший СБ. Фигуэрас, 6 февраля 1939 г.
Авария болгарского B.71
Вероятно, это один из первых потерянных над Финляндией СБ. Самолет уже частично разобран. 2 декабря 1939 г.
Разгромленный советский аэродром в Прибалтике. Неизвестный немецкий фотограф заснял останки этого СБ с цифрой «3» на руле направления. Судьбе было угодно, чтобы фотография через несколько лет стала трофеем Красной Армии и впоследствии вошла в трофейный фонд Архива кинофотодокументов в Красногорске
УСБ 2М-103 из состава 15-го ЗАП. 1942г.
Первый опытный учебный самолет УСБ. Март 1938 г.
Учебный УСБ 2 М-100 на полевом аэродроме. Зима 1939-40 годов
Этот СБ 2 М-103 из 34-й ДРАЭ был сбит в ходе Советско-Финляндской войны. 7 марта 1940 г. Экипаж погиб
СБ 2 М-103 из 52-го СБАП 62-й БАД. Юго-Западный фронт. Лето 1941 г.
СБ 2 М-103 из 2/LeLv 6 ВВС Финляндии. Малми, октябрь 1942г.
Наземный экипаж закатывает СБ 2М-103 на замаскированную в лесу стоянку
Бомбардировщики СБ летом 1941г. составляли основу фронтовой бомбардировочной авиации ВВС Красной армии. В первые дни войны на их долю выпали самые большие испытания огнем.
Загрузка листовок в кабину стрелка-радиста через открытый экран турели МВ-3. Северо-Западный фронт, январь 1943 г.
Пара финских СБ перелетает из Нуммела в Пори. 21 октября 1944 г.
Tupolev's SBs were used to search for German submarines over the Baltic Sea. SB-20 of PLeLv 6 in transit from Nummela to Pori on October 21, 1944.
Пара СБ 2 М-103 авиации Западного фронта в боевом полете. 30 июля 1941 г.
СБ (зав. № 5/0), на котором отрабатывали шасси с носовым колесом
Финский СБ перед вылетом
Перед боевым вылетом у самолета СБ. Слева направо: мл. сержант Н. Дуритко, мл. л-т Д.Селезнев, л-т Н. Овчинников. Осень 1941 г.
Пять самолетов СБ Высшей авиашколы пилотов, прилетевших из Энгельса в Москву для участия в авиационном параде. Август 1945 г.
СБ 2 М-103, окрашенный светло-серой эмалью, выпуска конца 1939 г.- начала 1940 г. Еще один немецкий трофей лета 1941 г.
Обслуживание двигателей М-103.
Заправка топливом СБ 2 М-105 из состава 137-го БАП. Северный фронт, зима 1941-42 годов
Подготовка к ночному боевому вылету СБ 2 М-103 211-й серии. Южный фронт, зима 1942 г.
Линейка финских СБ из 2-й эскадрильи авиаполка LeLv.6. Аэродром Малми, 3 октября 1942 г.
В полете - пара СБ, оснащенных двигателями М-103
СБ-бис-3 в ходе контрольных испытаний. Май 1938 г.
Техник-оружейник осматривает прицел одинарного пулемета ШКАС, высунувшись из астролюка штурмана
Дальний истребитель АНТ-46 с динамо-реактивными пушками АПК-4