Описание
Страна : Россия
Год : 1998
Единственный экземпляр
Одноместный опытно-экспериментальный самолет
МФИ (МиГ 1.44)
Многофункциональный фронтовой истребитель (МФИ), также известный как "Изделие 1.44" или МиГ 1.44, представляет собой опытно-экспериментальный самолет, одно время рассматривавшийся в качестве прототипа истребителя 5-го поколения для ВВС России.
В ответ на работы США в области создания истребителя 5-го поколения (программа ATF, затем F-22) советское руководство приняло решение ускорить аналогичные работы, которые велись в СССР еще с начала 1980-х годов. Целевая комплексная программа по созданию "истребителей 90-х годов" была утверждена в СССР в 1983 году, и головным разработчиком по ней стало ОКБ им. А. И. Микояна. К 1985 году был готов аванпроект(разрабатывались два варианта - "тяжелый" МФИ и "легкий" ЛФИ, легкий фронтовой истребитель с одним двигателем, оба - с большой степенью унификации; со временем от ЛФИ отказались), а в 1991 году - защищен эскизный проект.
Основные особенности новой машины: высокая маневренность; возможность крейсерского полета на сверхзвуковой скорости на бесфорсажном режиме; малая заметность в РЛ- и ИК-диапазонах; улучшенные взлетно-посадочные и эксплуатационные характеристики; комплекс БРЭО нового поколения и новейшие авиационные средства поражения.
Сборка опытного самолета начата в 1989 году (на тот момент он имел обозначение "изделие 1.42"), в начале 1994 года она была завершена, и в декабре того же года на самолете выполнена скоростная рулежка с отрывом передней стойки шасси. 12 января 1999 года самолет, который уже именовался "изделие 1.44", продемонстрировали широкому кругу специалистов и журналистов.
Самолет спроектирован по аэродинамической схеме "утка" (с передним ПГО), с треугольным адаптивным крылом, что обеспечило повышенное аэродинамическое качество на дозвуковых и сверхзвуковых режимах, возможность полета на сверхбольших углах атаки и высокие значения коэффициента подъемной силы. В состав силовой установки включили двигатели 5-го поколения АЛ-31Ф с электронной системой управления с полной ответственностью (FADEC), с возможностью изменения вектора тяги и сниженным расходом топлива.
Самолет предполагалось оснастить РЛС с неподвижной фазированной антенной решеткой, способной обнаруживать воздушные цели на дальности до 250 км и одновременно сопровождать до 20 целей, обстреливая одновременно шесть из них.
Вооружение должно было включать высокоточные средства поражения классов "воздух-воздух" и "воздух-поверхность", для повышения малозаметности оно должно было размещаться в основном во внутреннем фюзеляжном отсеке (на опытной машине вооружения не было).
Первый полет МФИ состоялся только 29 февраля 2000 года. На сегодня данная программа закрыта, самолет совершил всего два полета - последний 27 апреля 2000 года - и сегодня находится в Жуковском.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
МФИ (расчетные данные)
Тип: одноместный опытно-экспериментальный самолет
Силовая установка: два ТРДДФ АЛ-41Ф тягой по 18 500 кгс
Летные характеристики: макс. скорость на большой высоте 2500 км/ч; максимальная скорость у земли 1500 км/ч; крейсерская скорость - М=1,5; практический потолок 21 000 м; перегоночная дальность 4200 км
Масса: пустого 19 000 кг; нормальная взлетная 29000 кг; максимальная взлетная 37 000 кг
Размеры: размах крыла 17,0 м; длина 21,7 м; высота 6,15 м; площадь крыла 95,0 м2
Вооружение: высокоточные средства поражения классов "воздух-воздух" и "воздух-поверхность", рассматривалась возможность установки встроенной 30-мм пушки
- Описание
Фотографии
-
Мировая Авиация 16
Хотя при создании самолета МиГ 1.44 использование технологии "Стелс" не было основной задачей, утверждается, что для снижения его радиолокационнойзаметности разрабатывается система, создающая вокруг самолета плазменное облако.
Характерная особенность "1.44" - большое количество отклоняемых поверхностей -
Авиация и Космонавтика 2000-03
28 февраля 2000 года опытный истребитель МиГ "1.44" совершил свой первый полет продолжительностью 18 минут, в ходе которого самолет достиг скорости 600км/ч. По заявлению летчика-испытателя А.Горунова, машина в воздухе вела себя великолепно. Представилели прессы на первый полет допущены не были, фото и видеосъемка не производились
-
Jane's All the World Aircraft 2000 / 0-01 - FOREWORD
Long complete, but still unflown, the MiG 1-44 generated great interest when unveiled at the beginning of the year, despite being the prototype of a prototype which will never see service (1999)
-
Jane's All the World Aircraft 2000 / 2-03 - AIRCRAFT - FIXED-WING - MILITARY
MiG 1-44, pictured at its public debut (1999)
-
Авиация и Космонавтика 1999-02
Демонстрационный образец перспективного многофункционального истребителя, представленный объединением МАПО МИГ 12.01.99г.
-
Мировая Авиация 163
Опытный самолет 1.44, разработанный МАПО МиГ, был впервые показан публике в январе 1999 года. Так же как и С-37 ОКБ им. Сухого, эта машина разрабатывалась в рамках программы создания многоцелевого фронтового истребителя - в противовес американскому ATF (будущему F-22).
-
АвиаМастер 2000-02 / В.Марковский - Русский "анти-рэптор" /Здесь и сейчас/
Довольно редкий ракурс: МФИ при виде сверху.
-
Мировая Авиация 75
Новый МиГ. 29 февраля 2000г.: совершил первый 18-минутный полет прототип новейшего многофункционального фронтового истребителя (МФИ) МиГ 1.44, впервые продемонстрированный журналистам в январе того же года. Согласно заявлению главного конструктора ОКБ Николая Никитина, запуска самолета в серийное производство не планировалось из-за отсутствия финансирования. Прототип не имел вооружения и элементов технологии "стелс" и был предназначен для проверки технических решений, которые будут использоваться при создании самолетов следующего поколения.
-
АвиаМастер 2000-02 / В.Марковский - Русский "анти-рэптор" /Здесь и сейчас/
Раньше к подобным снимкам обычно давали патетические подписи типа "устремленный в будущее". Теперь времена изменились и будущее туманно, поэтому просто посмотрите на красивый самолет в красивом ракурсе.
-
АвиаМастер 2000-02 / В.Марковский - Русский "анти-рэптор" /Здесь и сейчас/
Январь 1999г. Первый публичный показ истребителя МФИ вызвал бурный интерес околоавиационной публики и журналистов.
Фюзеляж традиционной конструкции. Основные отличия от МиГ-25 и МиГ-31 состоят в размещении воздухозаборника и наличии отсека вооружения. -
АвиаМастер 2000-02 / В.Марковский - Русский "анти-рэптор" /Здесь и сейчас/
Регулируемые сопла двигателей АЛ-41Ф.
-
АвиаМастер 2000-02 / В.Марковский - Русский "анти-рэптор" /Здесь и сейчас/
ПГО истребителя МФИ оснащено характерным "зубом".
-
АвиаМастер 2000-02 / В.Марковский - Русский "анти-рэптор" /Здесь и сейчас/
Подфюзеляжные кили и подкрыльевые пилоны МФИ снижают эффект малозаметности. Впрочем, пилоны можно демонтировать.
-
АвиаМастер 2000-02 / В.Марковский - Русский "анти-рэптор" /Здесь и сейчас/
Основные стойки шасси перспективной машины. Колеса основных опор шасси имеют пневматики размером 1030x350 мм, аналогичные установленным на Су-27
-
АвиаМастер 2000-02 / В.Марковский - Русский "анти-рэптор" /Здесь и сейчас/
Обтекатели гидроприводов управляющих поверхностей заметно выступают за контур крыла. Над миниатюризацией этих узлов еще предстояло работать.
-
Air International 2021-10 / A.Mladenov - After the burn
The original AL-41F, still a classified design, is an afterburning turbofan in the 44,080lb st (19.62kN) class, developed in the 1990s for the Mikoyan 1-44 fifth-generation fighter prototype seen here
-
Air International 2015-10 / News
The MiG 1.44 appeared at MAKS more than 15 years after its last flight.
-
Авиация и Космонавтика 1999-03 / В.Бакурский, В.Ильин - Рождение "МиГа"
На рулежке новый "МиГ"
-
Авиация и Время 2000-01 / В.Глазков, А.Совенко - "1.42" и "1.44": вопросы остаются /Авиасалон/
ПГО самолета имеет характерный "зуб", наиболее вероятное назначение которого - генерация вихря над верхней поверхностью потока
-
Авиация и Время 2000-01 / В.Глазков, А.Совенко - "1.42" и "1.44": вопросы остаются /Авиасалон/
Традиционно за фонарем кабины пилота тянется гаргрот, который заканчивается обтекателем контейнера тормозного парашюта
-
Авиация и Космонавтика 1999-03 / В.Бакурский, В.Ильин - Рождение "МиГа"
Презентация в самом разгаре...
-
Авиация и Время 2000-01 / В.Глазков, А.Совенко - "1.42" и "1.44": вопросы остаются /Авиасалон/
Плоский регулируемый воздухозаборник с горизонтальным клином торможения расположен снизу, под кабиной
-
Авиация и Время 2000-01 / В.Глазков, А.Совенко - "1.42" и "1.44": вопросы остаются /Авиасалон/
С целью снижения заметности кили самолета целиком изготовлены из композиционных материалов
-
Авиация и Космонавтика 1999-03 / В.Ильин - МФИ - многофункциональный истребитель
Вид на двигатели АЛ-41 и оперение
-
Авиация и Время 2000-01 / В.Глазков, А.Совенко - "1.42" и "1.44": вопросы остаются /Авиасалон/
Сообщается, что силовая установка состоит из двух двигателей АЛ-41Ф
-
Авиация и Время 2000-01 / В.Глазков, А.Совенко - "1.42" и "1.44": вопросы остаются /Авиасалон/
На хвостовых балках расположены дополнительные поверхности управления
-
Авиация и Космонавтика 1999-03 / В.Ильин - МФИ - многофункциональный истребитель
Вид на основные стойки шасси
-
Авиация и Время 2000-01 / В.Глазков, А.Совенко - "1.42" и "1.44": вопросы остаются /Авиасалон/
Консоли крыла крепятся к фюзеляжу посредством стандартных соединений "ухо-вилка" аналогично МиГ-25 и МиГ-31. Стык закрыт обтекателями, образующими плавный переход.
-
Авиация и Время 2000-01 / В.Глазков, А.Совенко - "1.42" и "1.44": вопросы остаются /Авиасалон/
Крыло балочной конструкции с тремя лонжеронами, передней и задней стенками. Практически весь его внутренний объем занят топливным баком. Законцовка крыла выполнена из радиопрозрачного материала и предназначена для размещения антенн бортового комплекса обороны.
-
Авиация и Космонавтика 2000-04 / "МиГ" - 60 лет в воздухе
29 февраля 2000 года - первый полет опытного самолета "1.44"
-
Авиация и Космонавтика 2003-09 / Новости мировой авиации
В полете опытно-экспериментальный самолет 1.44, разработанный РСК "МиГ" для отработки концепции истребителей 21 века
-
Авиация и Космонавтика 1996-05 / А.Смоляров - Со стороны виднее или недаром слово молвится
Предположительный вид новейшего истребителя "1-42", приведенный в зарубежной печати
-
Мировая Авиация 192
МФИ (МиГ 1.44)
-
Jane's All the World Aircraft 2000 / 2-03 - AIRCRAFT - FIXED-WING - MILITARY
MiG 1-44 proof-of-concept multirole fighter (1999)
-
Авиация и Космонавтика 1999-03 / В.Бакурский, В.Ильин - Рождение "МиГа"
Прототип многофункционального фронтового истребителя (МФИ) - самолет "1.44"
- Фотографии