Бериев А-40 Альбатрос
Страна: Россия
Год: 1989
Летающая лодка

Военный гидросамолет-амфибия с экипажем из восьми человек
Описание
Фотографии
А-40 и Бе-42 "Альбатрос

  Разработка будущего гидросамолета-амфибии А-40 "Альбатрос" (обозначение НАТО "Mermaid") началась еще в 1972 году. Перспективный самолет предназначался для замены в авиации ВМФ СССР самолетов-амфибий Бе-12 и самолетов Ил-38. Основной задачей "изделия "В", как вначале обозначался А-40, должны были стать патрулирование морских акваторий, поиск и уничтожение субмарин, а в отдельных случаях - и поражение надводных целей противника. Кроме того, на него могли возлагаться задачи по постановке морских минных заграждений и осуществлению поисково-спасательных операций.
  Техническое задание Таганрогский машиностроительный завод получил в 1976 году, постановление же правительства СССР о создании самолета-амфибии А-40 вышло 12 мая 1982 года. Закладка первого прототипа на стапеле состоялась в июне 1983 года, 9 сентября 1986 года его выкатили из цеха, а первый полет прототип выполнил 8 декабря 1986 года.
  На Западе о появлении в СССР новой амфибии стало известно в 1987 году, а в 1 988 году военно-морская разведка США дала гидросамолету кодовое обозначение TAG-D, это был четвертый экспериментальный самолет, впервые обнаруженный в Таганроге (амфибия была сфотографирована американским спутником). А уже 20 августа 1989 года А-40 был показан в Тушино во время воздушного парада по случаю Дня Воздушного флота. Статьи о самолете и фотографии появились в советской прессе. Второй прототип был показан на авиакосмическом салоне в Париже в 1991 году, самолет демонстрировали как спасательный А-42, сняв с него все спецоборудование.
  А-40 стал самым большим гидросамолетом-амфибией в истории авиации и представляет собой цельнометаллический моноплан с высокорасположенным крылом и Т-образным хвостовым оперением. Нижняя часть корпуса - двухреданная лодка. Впервые в мировой практике для А-40 разработано днище переменной килеватости, что позволило улучшить устойчивость и управляемость самолета при движении по воде, а также уменьшить перегрузки при взлете и посадке. На пилонах в хвостовой части корпуса установлены два двухконтурных турбореактивных двигателя, при этом крыло защищает их воздухозаборники от попадания воды при взлете и посадке.
  Противолодочный А-40 оснащен поисковой и навигационной РЛС, антенна которой размещена под большим обтекателем в носовой части корпуса, ниже штанги топливоприемника системы дозаправки в воздухе. В контейнерах, установленных на законцовках крыла, размещена аппаратура РЭБ. Шасси - трехстоечное, убираемое. Основные четырехколесные опоры убираются в корпус.
  Кроме противолодочных самолетов планировалось строить и поисково-спасательные самолеты Бе-42. Однако серийное производство налажено так и не было. Построено всего два прототипа А-40.


Планируемые варианты

  А-40П/ПМ (Бе-40П/ПМ): пассажирский самолет с двигателями Д-30КП/СРМ56-5С4 и вместимостью до 105/121 пассажиров
  А-40ПТ (Бе-40ПТ): грузопассажирский вариант
  А-42/42ПЭ (Бе-42/42ПЭ): поисково-спасательный и патрульный, поисково-спасательный экспортный варианты. Экипаж - до девяти человек; в состав бортового оборудования включались два спасательных плота, станция переливания крови и другое медицинское оборудование. Самолет мог принять до 54 спасенных через два бортовых люка, оснащенных механическими рампами. Для поиска планировалось использовать прожекторы и тепловизионную аппаратуру. Постройка первого Бе-42 началась незадолго до распада СССР, но потом была прекращена


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  А-40 "Альбатрос"

  Тип: военный гидросамолет-амфибия с экипажем из восьми человек
  Силовая установка: два двухконтурных турбореактивных двигателя Д-30КПВ тягой по 117,68 кН и два стартовых турбореактивных двигателя РД-60К тягой по 24,52 кН
  Характеристики: максимальная скорость на высоте 6000 м - 800 км/ч; крейсерская скорость на высоте 6000 м - 720 км/ч; скороподъемность при одном работающем двигателе 1800 м/мин; практический потолок 13 000 м; дальность 5500 км
  Масса: максимальная взлетная 86000 кг
  Размеры: размах крыла 41,62 м; длина с топливоприемником 43,84 м; высота 11,00 м; площадь крыла 200,00 м1
  Вооружение: противокорабельные ракеты, торпеды, бомбы, глубинные бомбы и морские мины массой до 6500 кг
The A-40 is competing with the Tu-214P for Russia’s new maritime patrol aircraft requirement.
Бе-103 и "Альбатрос" на Геленджикском авиасалоне.

1-5 июля 1998г. в Геленджике состоялся второй международный гидроавиасалон
А-40

Самолет-амфибия А-42ПЭ
Крупнейший и, пожалуй, красивейший в мире турбореактивный самолет-амфибия А-42 "Альбатрос" так же, как и его "младший брат" Бе-200, ежедневно совершал демонстрационные полеты на гидроавиасалоне. К сожалению, это единственный на сегодняшний день летный экземпляр данной машины
Ни один из двух прототипов А-40 не был оснащен полным комплектом бортового оборудования. В случае реализации проекта в полном объеме из "Альбатроса" вполне мог получиться очень эффективный морской авиационный комплекс.
Летающие лодки ОКБ им. Бериева, сверху вниз - Бе-12, Бе-200 и А-40. ОКБ им. Бериева лидирует в области разработки реактивных гидросамолетов. Бе-200 выпускается серийно, не исключено и возобновление работ по А-40.
The A-40 flying with a Be-200 in 2008. Russia has signed a contract for the delivery of six further Be-200s.
1-5 июля 1998г. в Геленджике состоялся второй международный гидроавиасалон
А-40
Взлет с воды А-40 - захватывающее зрелище
А-40
BERIEV A-40 ALBATROSS
Jet-engined amphibious heavy flying-boats are not the sort of thing you see every day, so the appearance of the USSR’s Beriev Be-42 Mermaid at this year’s Paris Air Show in June 1991 kept many heads turning. Although Paris, where the photographs on these pages were taken, marked the Mermaid’s international debut, the aircraft had already been displayed in Russia - as the Beriev A-40 Albatross - at Moscow’s Tushino airshow in 1989.
Designed for anti-submarine warfare, the Be-42 has a span and length of 138ft - very roughly half as big again as a Short Sunderland - and stands 36ft high. It can operate from water in waves up to 6ft high, or from land with its wheeled undercarriage (on runways at least 1,976yd long).
Самолет-амфибия А-10 "Альбатрос".
The Mermaid’s twin turbofan engines, understood to be 26,300lb-thrust Soloviev D-30s, are mounted on top of the fuselage just aft of the wing, a position which gives them good protection from water ingestion during take­off and landing.
Beriev brought the Be-42 to Paris in order to help drum up interest in planned civilian derivatives - including a cargo transport, a 100-seat airliner and a water-bomber for tackling forest fires. In the firefighting configuration, says the company, the aircraft’s 25-ton capacity water tanks could be refilled via a scoop as the aircraft skims over a lake - a method to which the shape of the Mermaid’s bottom is eminently suited.
Бе-42 "Альбатрос"