Бериев Бе-12 Чайка
Варианты:
Бериев - Бе-12 Чайка - 1960 - Россия
Страна: Россия
Год: 1960
Летающая лодка

Противолодочный самолет-амфибия с экипажем из шести человек
Описание
Фотографии:

Боковые проекции (10)
Бе-12 "Чайка"

   Опыт, полученный при разработке Р-1 и Бе-10, был использован ЦКБ МС Г. М. Бериева при создании новой летающей лодки, которую в НАТО сначала сочли за модификацию Бе-6, оснащенную ТВД. Фактически, Бе-12 (кодовое обозначение НАТО "Mail") имел мало общего с Бе-6, унаследовав от последнего только крыло типа "чайка" и двухкилевое оперение. Увеличившаяся мощность и меньшая удельная масса ТВД позволил удлинить корпус, обводы хвостовой части которого "позаимствовали" у Бе-10. От последнего новому самолету также достались гасители брызг в носовой части. Но главным изменением стало использование убирающегося шасси, превратившее Бе-12 в настоящий самолет-амфибию, таким образом, сделав его более универсальным, чем предыдущие разработки ЦКБ. Пушечное вооружение с самолета было снято. Вместо хвостовой турели была установлена штанга магнитометра, а в носовой части, в обтекателе-"наперстке", разместили антенну РЛС (вместо выдвижной подфюзеляжной антенны, как на Бе-6). Одним из недостатков высоко расположенного крыла является большая высота расположения двигателей над поверхностью земли/воды. Поэтому створки капотов имели усиленную конструкцию, в открытом положении превращаясь в площадки для работы авиатехников.
   Первый Бе-12 поднялся в воздух 18 октября 1960 года, а первые из 200 самолетов этого типа поступили на вооружение в 1964 году. Позднее некоторое количество Бе-12 было передано ВВС Сирии и Вьетнама. Высокая грузоподъемность Бе-12 была продемонстрирована в 1964, 1968 и 1970 годах, когда машина установила ряд рекордов для самолетов-амфибий.
   Принятие на вооружение противолодочных вертолетов Ми-14, Ка-25ПЛ и Ка-27ПЛ, а также самолета Ил-38, отодвинуло Бе-12 на вторые роли. Тем не менее, еще в конце 1990-х годов эти машины использовались в качестве патрульных, противолодочных и, в варианте Бе-14, поисково-спасательных. Бе-12 также использовался для экологического мониторинга (Бе-12ЭКО), борьбы с лесными пожарами (Бе-12П), научных исследований (Бе-121) и в качестве транспортного (Бе-12НХ). ЦКБ также создало один Бе-12П-200, использовавшийся, главным образом, для отработки системы забора воды для Бе-12. К 2008 году в строю оставалось только девять Бе-12.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Бе-12 "Чайка"

   Тип: противолодочный самолет-амфибия с экипажем из шести человек
   Силовая установка: два ТВД ЗМДБ "Прогресс" АИ-20Д (А. Г. Ивченко), мощностью по 4190 э.л. с. (3124 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость 608 км/ч на оптимальной высоте; скорость патрулирования 320 км/ч на оптимальной высоте; скороподъемность у земли 912 м/мин; потолок 11280 м; дальность полета 7500 км
   Масса: пустого 21700 кг; максимальная взлетная 31000 кг
   Размеры: размах крыла 29.71 м; длина 30.17 м; высота (с выпущенным шасси) 7,00 м; площадь крыла 105,00 м-
   Вооружение: до 5000 кг вооружения, включая бомбы, ракеты или противолодочные торпеды, на пилонах под крылом, а также глубинные бомбы и гидроакустические буи в бомбоотсеке
Первый прототип Бе-12. Таганрог, ноябрь 1961г.
Бе-12 б/н 07 желтый (з/н 0602002) - единственный из балтийских Бе-12, доживший до наших дней. Окраска дана по состоянию на конец 1990-х гг.
Бе-12. Самолет с номером "синий 42" был стандартным противолодочным Бе-12, состоявшим на вооружении авиации ВМФ СССР в середине 1980-х годов.
An early production B-12 of the Soviet Naval Air Force, Pacific Fleet, Yellow 56 was exhibited in this colour scheme at the Domodedovo air display in 1967.
Бе-12 б/н 88 желтый (з/н 6600501) из состава 49-й ОПЛАЭ ДД. На этот самолет были установлены модернизированные двигатели АИ-20ДМ. Первая половина 1970-х гг. (Самолет разделан на металлолом в конце 1990-х гг.)
With the reduced need for Be-12s to operate in the ASW role, a number of aircraft were converted for highspeed SAB duties. Designated Be-12PS, these lack the main weapons bay and MAD sensor. Red 30 is on the strength of the Black Sea Fleet, a number of whose aircraft have been repainted in a much darker blue-grey scheme.
Бе-12ПС б/н 31 желтый (з/н 3602804) единственный самолет этой модификации на Балтике. Середина 1990-х гг. (Самолет разделан на металлолом в 2001г.)
Бе-12ПС б/н 31 желтый (з/н 3602804) после прохождения последнего в своей жизни капитально-восстановительного ремонта получил нестандартную для Бе-12 светло-голубовато-серую окраску. Середина 1990-х гг. (Самолет разделан на металлолом в 2001г.)
Бе-12 в спасательном варианте Морской авиационной группы Украины. Николаев, лето 1996г.
One or two Be-12s were covertly operated in the late 1960s and early 1970s by the Soviet Naval Air Force, from bases in Egypt. 4385 is seen here in Egyptian Air Force markings.