Бериев Бе-12 Чайка
Варианты:
Бериев - Бе-12 Чайка - 1960 - Россия
Страна: Россия
Год: 1960
Летающая лодка

Противолодочный самолет-амфибия с экипажем из шести человек
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (68)
Бе-12 "Чайка"

   Опыт, полученный при разработке Р-1 и Бе-10, был использован ЦКБ МС Г. М. Бериева при создании новой летающей лодки, которую в НАТО сначала сочли за модификацию Бе-6, оснащенную ТВД. Фактически, Бе-12 (кодовое обозначение НАТО "Mail") имел мало общего с Бе-6, унаследовав от последнего только крыло типа "чайка" и двухкилевое оперение. Увеличившаяся мощность и меньшая удельная масса ТВД позволил удлинить корпус, обводы хвостовой части которого "позаимствовали" у Бе-10. От последнего новому самолету также достались гасители брызг в носовой части. Но главным изменением стало использование убирающегося шасси, превратившее Бе-12 в настоящий самолет-амфибию, таким образом, сделав его более универсальным, чем предыдущие разработки ЦКБ. Пушечное вооружение с самолета было снято. Вместо хвостовой турели была установлена штанга магнитометра, а в носовой части, в обтекателе-"наперстке", разместили антенну РЛС (вместо выдвижной подфюзеляжной антенны, как на Бе-6). Одним из недостатков высоко расположенного крыла является большая высота расположения двигателей над поверхностью земли/воды. Поэтому створки капотов имели усиленную конструкцию, в открытом положении превращаясь в площадки для работы авиатехников.
   Первый Бе-12 поднялся в воздух 18 октября 1960 года, а первые из 200 самолетов этого типа поступили на вооружение в 1964 году. Позднее некоторое количество Бе-12 было передано ВВС Сирии и Вьетнама. Высокая грузоподъемность Бе-12 была продемонстрирована в 1964, 1968 и 1970 годах, когда машина установила ряд рекордов для самолетов-амфибий.
   Принятие на вооружение противолодочных вертолетов Ми-14, Ка-25ПЛ и Ка-27ПЛ, а также самолета Ил-38, отодвинуло Бе-12 на вторые роли. Тем не менее, еще в конце 1990-х годов эти машины использовались в качестве патрульных, противолодочных и, в варианте Бе-14, поисково-спасательных. Бе-12 также использовался для экологического мониторинга (Бе-12ЭКО), борьбы с лесными пожарами (Бе-12П), научных исследований (Бе-121) и в качестве транспортного (Бе-12НХ). ЦКБ также создало один Бе-12П-200, использовавшийся, главным образом, для отработки системы забора воды для Бе-12. К 2008 году в строю оставалось только девять Бе-12.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Бе-12 "Чайка"

   Тип: противолодочный самолет-амфибия с экипажем из шести человек
   Силовая установка: два ТВД ЗМДБ "Прогресс" АИ-20Д (А. Г. Ивченко), мощностью по 4190 э.л. с. (3124 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость 608 км/ч на оптимальной высоте; скорость патрулирования 320 км/ч на оптимальной высоте; скороподъемность у земли 912 м/мин; потолок 11280 м; дальность полета 7500 км
   Масса: пустого 21700 кг; максимальная взлетная 31000 кг
   Размеры: размах крыла 29.71 м; длина 30.17 м; высота (с выпущенным шасси) 7,00 м; площадь крыла 105,00 м-
   Вооружение: до 5000 кг вооружения, включая бомбы, ракеты или противолодочные торпеды, на пилонах под крылом, а также глубинные бомбы и гидроакустические буи в бомбоотсеке
Впервые Бе-12 поднялся в воздух с грунтового аэродрома
Первый прототип Бе-12 во время заводских испытаний
Второй прототип Бе-12 во время испытаний
Самолет Бе-12 в ангаре а/с "Коса, 1971г.
Панорама базы хранения аэродрома "Храброво". Конец августа 2001г. На снимке шесть оставшихся на тот момент самолетов Бе-12. Крайний слева - Бе-12ПС б/н 31, в этот день на нем уже шли работы по "утилизации".
Амфибия Бе-12
Yellow 65, framed by the distinctive nose of another ASW Be-12 from Pacific Fleet Naval Aviation, on the Taganrog fight line in April 1992.
Серийный Бе-12 на заводском аэродроме в Таганроге
Бе-12, 1960 г
Бе-12. Первый, полученный авиацией ВМФ в 1966 году. 33-й Центр боевого применения. Аэродром Очаков.
Амфибия Бе-12 на стоянке в аэропорту "Геленджик"
Самолет Бе-12 б/н 26 перед полетом, около 1971г.
Бе-12 из 7057-й АвБ морской авиации
Участник инцидента на Балтике 16 октября 1996г.: Амфибия Бе-12 "26 желтый".
Fuelling a Beriev M-12 (Be-12) Tchaika (two 4,000 shp Ivchenko AI-20D turboprop engines) of the Red Banner Northern Fleet
Подготовка к очередному вылету поисково-спасательного Бе-12 ВМС Украины. Николаев, 11 апреля 1996г.
A great advantage of the Be-12’s amphibious capabilities is that it combines the flexibility of operating from land or sea, with the relative ease of maintenance at land bases.
Взлеты группой на Бе-12 были характерны, в основном, для показов
Бе-12 выходит на слип
Бе-12 в акватории Калиниградского залива. На заднем плане справа видны ангары аэродрома Neutief.
Taken some years ago, this photo shows a Beriev M-12 (Be-12) Tchaika ("Seagull") maritime patrol amphibian of the Soviet Naval Air Force, coded "78", taxi-ing past its piston-engined predecessor, the Be-6, which was preserved on a rock at the entrance to a Fleet base. Location is unknown, but perhaps readers can supply further information
Бе-12 б/н 26 (з/н 0601703) в акватории Калининградского залива.
Бе-12 б/н 87 на воде.
Взлет Бе-12 с воды
Бе-12, 1960 г
Взлет с воды. Гидроаэродром Донузлав. 1968г.
Взлетает Бе-12 авиации ТОФ
Beriev M-12 (Be-12) Tchaika maritime patrol amphibian flying-boat, in service with the Red Banner Black Sea Fleet
Бе-12 на вираже
Противолодочный Бе-12
Бе-12 из 318-го ОПЛАП ДД над Керчью
BERIEV BE-12 “MAIL”
Самолет Бе-12 б/н 90 в полете. Вероятно, 1970г.
Beriev M-12 (Be-12) Tchaika maritime patrol amphibian flying-boat of the Soviet Naval Air Force
На снимке этого Бе-12 хорошо видны обтекатель РЛС в носовой части и штанга магнитометра - в хвостовой. На Бе-14 штанга магнитометра отсутствовала, а под крылом размещались контейнеры с оборудованием.
Бе-12 б/н 89 в полете.
Бе-12 б/н 01 в полете над морем. Узкая полоса суши под самолетом - Балтийская коса.
Пара Бе-12 Качинского САП в демонстрационном полете над Севастополем.
Противолодочный Бе-12 ведет поиск
Hunter and prey - a classic photograph of an ASW Be-12 overflying a submarine with which it was presumably exercising. With the ability of American strategic submarines to operate at greater distances from the Soviet coast, the Be-12’s ASW tasking declined in importance from 1970 onwards.
Бе-12 б/н 88 заходит на посадку в Калининградском заливе.
Бе-12 в посадочной конфигурации
Совершает посадку Бе-12 из 318-го ОПЛАП ДД. Донузлав, 70-е гг.
Подготовка Бе-12 к вылету
Первая перегонка самолета с завода в Таганроге завершена, м-р Татарников Ю.В. выходит из самолета. А/с "Коса", 20 октября 1970г.
Первая перегонка самолета с завода в Таганроге завершена, м-р Татарников Ю.В. выходит из самолета. А/с "Коса", 20 октября 1970г.
8 августа 1970г. Встреча на а/с "Коса" первых экипажей, прибывающих на новой технике после переучивания в 33-м ЦБПиПЛС АВМФ в Николаеве и Очакове. Командир отряда и командир корабля Бе-12 N 87 к-н Лежненко Д.Г. докладывает о выполнении поставленных задач начальнику политотдела генерал-майору Борисову. В строю: штурман отряда Липатов С.Ф., правый летчик Севастьянов Д. и радист Курзов Ю.
Экипаж Бе-12ПС б/н 31 в морских спасательных костюмах МСК-3 на фоне своего самолета после выполнения полета над Балтикой. Слева направо: помощник командира корабля ст.л-т Александр Кремлев, штурман л-т Юрий Мадюдя, воздушный радист пр-к Сергей Лейбук и командир корабля к-н Константин Бобков. Вероятно, 1990г.
М.Левтеров перед Бе-12 (борт N 32) - самолетом с трагической судьбой
1996(?) год. Ветераны 17-й эскадрильи с семьями приехали на а/с "Коса". В это время ожидающий разделки самолет Бе-12 б/н 88 оставался чуть ли не единственным напоминанием о недавней дислокации авиационной противолодочной части. Первый ряд слева направо: штурман Чернецов В.В., командир корабля Татарников Ю.В., правый летчик Ковальчук С.З. (с ребенком на руках), штурман Липатов С.Ф., штурман Никитин; второй ряд: первый слева борттехник Павленко П.А., третий слева командир корабля Паутов В.
Личный состав эскадрильи в ангаре рядом с Бе-12 б/н 88. Снимок сделан по случаю проводов в запас ветерана эскадрильи начальника ТЭЧ отряда Толмачева Н.И. (в парадной форме, 7-й в первом ряду), рядом с ним командир эскадрильи п/п-к Бойко П.И. (6-й слева в первом ряду). 1973г.
Бе-12НХ на заводской стоянке в Таганроге
Бе-12 с опознавательными знаками ВВС Египта во время патрульного полета над Средиземным морем
One of only two known air-to-air photographs released of the Black Sea Fleet Be-12s that operated from Egypt (and possibly Syria) during the period 1968-1972.
Prior to the mid-1972 expulsion of Soviet personnel from Egypt, the Soviet Naval Air Force operated a detachment of Beriev Be-12 amphibious flying boats from an Egyptian base for surveillance of the US 6th Fleet in the Mediterranean. Although crewed by Soviet personnel, these aircraft displayed Egyptian insignia as seen above.
На спасательном варианте Бе-12 рядом с кормовой входной дверью имеется люк для приема пострадавших
Раскапотированный двигатель АИ-20Д
Основная опора шасси
Close up of the starboard main undercarriage unit, illustrating its simple, sturdy construction. Immediately forward of the undercarriage (to the right in this photograph) is the forward crew access door.
Хвостовая опора шасси
Стойка хвостовой опоры шасси
Радиогидроакустические буи РГБ-Н "Ива" и РГБ-НМ "Чинара"