Варианты
- Поликарпов - И-153 - 1938 - Россия
- Поликарпов - И-190 - 1939 - Россия
И-153
Одноместный истребитель, биплан смешанной конструкции с открытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Являлся дальнейшим развитием истребителя И-15бис. Спроектирован под руководством Н.Н.Поликарпова и А.Я.Щербакова в 1937 - 1938 гг. Прошел Государственные испытания в октябре 1938 г. Серийное производство на заводе #1 в Москве с начала 1939 г. Войсковые испытания самолетов первой серии проводились в марте-апреле 1939 г. Всего выпущено 3437 экз. Состоял на вооружении в СССР с весны 1939 г., в Китае - с февраля 1940 г., в Финляндии - с лета 1940 г. Мотор М-25В (на установочной серии), М-62 (основная масса), М-62ТК (малая серия для ПВО в 1940 г.) или М-63 (с осени 1939 г. на части самолетов). Вооружение 4x7,62 или 2x12,7+2x7,62 (с осени 1940 г.) или 2x20 (малая серия в начале 1940 г.); 6 НУРС (со второй половины 1940 г., при усиленной обшивке нижних плоскостей), бомбы до 100 кг. Первое боевое применение - на Халхин-Голе в июле 1939 г. Зимой 1939/40 г. участвовал в войне с Финляндией. В июне 1941 г. занимал второе место по численности в парке советских истребителей. И-153 применялся на всех фронтах до конца 1942 г., в системе ПВО до конца 1943 г. как ночной истребитель, на Северном флоте и Дальнем Востоке сохранялся до 1945 г. В Китае использовался в боях с японцами в 1940-1943 гг. Финны имели небольшое количество трофейных И-153, как захваченных финскими войсками, так и закупленных в Германии. И-153 был снят с производства в феврале 1941 г. Снят с вооружения в СССР - в 1945 г., в Китае - в 1943 г., в Финляндии - законсервированы в феврале 1945 г. и пущены на слом в 1950 г.
И-153||
Размах:||10,0 м
Длина:||6,17 м
Моторы, количество х мощность:||1 х 1000 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||1859 кг
Максимальная скорость:||415 км/ч
Практический потолок:||10700 м
Дальность:||740 км
Описание:
- И-153
- И-153
Фотографии
-
Авиация и Космонавтика 2016-11 / М.Тимин - Первые воздушные победы 22 июня 1941г. /К 75-летию начала Великой Отечественной войны/
Профиль самолета И-153 61-го ИАП
-
Авиация и Космонавтика 2016-07 / М.Тимин - Воздушная схватка над Оранами /К 75-летию начала Великой Отечественной войны/
Самолет из состава 2-й эскадрильи 42-го ИАП 57-й САД.
-
Авиация и Космонавтика 2016-01 / М.Тимин - Воздушное сражение 22 июня 1941г.
И-153 из состава 92-го ИАП.
-
АвиаПарк 2010-04 / М.Тимин - Ответный удар /На фронтах Великой Отечественной/ (3)
И-153 с белыми тактическими номерами "1", "2" и "3" - самолеты из 4-й эскадрильи 61-го ШАП, захваченные немцами на аэродроме Кеданяй
-
АвиаПарк 2010-04 / М.Тимин - Ответный удар /На фронтах Великой Отечественной/ (3)
И-153 замполита 2-й эскадрильи 61-го ШАП старшего политрука Лагутина, совершившего вынужденную посадку на аэродроме Ковно
-
АвиаПарк 2010-04 / М.Тимин - Ответный удар /На фронтах Великой Отечественной/ (3)
И-153 самолет 4-й эскадрильи 61-го ШАП, разбитый в аварии лейтенантом Афанасенко 23 июня 1941 г. на аэродроме Кеданяй
-
Авиация и Космонавтика 2018-06 / М.Тимин - Июнь 1941г. Воздушная битва на южном направлении (1)
И-153 из состава 3-й эскадрильи 55-го ИАП, пилот младший лейтенант Г.А. Речкалов, аэродром Бельцы, март 1941 г.
-
Авиация и Космонавтика 2016-07 / М.Тимин - Воздушная схватка над Оранами /К 75-летию начала Великой Отечественной войны/
И-153 из состава 4-й эскадрильи 42-го ИАП 57-й САД
-
Авиация и Космонавтика 2018-06 / М.Тимин - Июнь 1941г. Воздушная битва на южном направлении (1)
И-153 из состава 3-й эскадрильи 149-го ИАП, пилот младший лейтенант С.Н. Саутин, аэродром Черновцы, апрель 1941 г.
-
АвиаПарк 2010-04 / М.Тимин - Ответный удар /На фронтах Великой Отечественной/ (3)
И-153 из 3-й эскадрильи 62-го ШАП, разбитый в аварии лейтенантом Песоцким еще до войны, в мае 1941 года
-
Авиация и Космонавтика 2017-06 / М.Тимин - Советские "Чайки" против нацистских "берсеркеров"
Штурмовик И-153 из состава 62-го ШАП
-
Авиация и Космонавтика 2016-07 / М.Тимин - Воздушная схватка над Оранами /К 75-летию начала Великой Отечественной войны/
И-153 из состава 3-й эскадрильи 42-го ИАП 57-й САД, оставленный из-за боевых повреждений на аэродроме Вильнюс.
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
И-153 комиссара 22-го ИАП B.H. Качалова. Халхин-Гол, сентябрь 1939 г.
-
Авиация и Космонавтика 2018-05 / М.Тимин - Таран лейтенанта Василия Книжника
И-153 из 65-го ШАП, реконструкция по фото.
-
Авиация и Космонавтика 2016-07 / М.Тимин - Воздушная схватка над Оранами /К 75-летию начала Великой Отечественной войны/
И-153 из состава 1-й эскадрильи 42-го ИАП 57-й САД.
Внизу: Известные тактические номера истребителей И-153 42-го ИАП. -
Авиация и Космонавтика 2018-07 / М.Тимин - Июнь 1941г. Воздушная битва на южном направлении (2)
И-153 предположительно из состава 247-го ИАП. Захвачен на аэродроме Садагора (Черновцы-Северный) в июле 1941 г.
-
Авиация и Время 2016-02 / С.Вахрушев - Из первых, встретивших войну... (1)
И-153, на котором С. Ячменев был сбит в бою 13 июля 1941 г.
-
Авиация и Космонавтика 2022-01 / А.Пухлов - В бой на "Чайках" /Советские асы начала войны/
И-153 мл. лейтенанта Г. А. Речкалова, 55-й иап
-
История Авиации 29 / М.Быков - От Прута до Днепра /Хроника боевых действий/
Предположительный внешний вид И-153 младшего лейтенанта Григория Речкалова. Согласно его воспоминаниям, он летал на серебристой "чайке" с синим тактическим номером "13"
-
История Авиации 26 / А.Булах - Превосходство относительных величин /Метаморфозы/ (1)
И-153 одного из авиаполков ВВС ЗапОВО, захваченный немцами на аэродроме в первые дни войны.
-
АвиаМастер 2005-04 / М.Морозов - Севастопольский вальс /На фронтах Великой Отечественной/ (1)
Два истребителя И-153 "Чайка" летчика И.В.Филимонова, входившие в состав 32-го иап Черноморского флота, лето 1941г.
-
АвиаМастер 2001-03 / М.Морозов - Несостоявшийся Перл-Харбор или почему потерпела крах операция "Айсштосс" /На фронтах Великой Отечественной/
И-153 71-го ИАП КБФ, весна-лето 1942г.
-
Мировая Авиация 237
"Чайка" с белым бортовым номером "24" из 71-го ИАП авиации КБФ командира эскадрильи капитана К. В. Соловьева. 23 октября 1942 года Соловьев стал Героем Советского Союза, сбив пять германских самолетов; он погиб 27 декабря того же года, имея на личном счету семь побед в воздушных боях.
-
Авиация и Космонавтика 2016-08 / М.Тимин - Система обозначений самолетов ВВС КА накануне Великой Отечественной войны /К 75-летию начала Великой Отечественной войны/
Коллаж смешанной «цвето-числовой» системы обозначений на примере И-153 148-го ИАП.
-
Авиация и Космонавтика 2022-01 / А.Пухлов - В бой на "Чайках" /Советские асы начала войны/
И-153 ст. лейтенанта А.Г. Батурина, 71 -й иап ВВС КБФ
-
Авиация и Время 1996-04 / Д.Хазанов - Вторжение /Аэроархив/ (2)
И-153. Прибалтика, июнь 1941г.
-
Авиация и Космонавтика 2017-06 / М.Тимин - Советские "Чайки" против нацистских "берсеркеров"
Истребитель И-153 из состава 12-го ИАП
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
И-153 м-ра П.И. Бискупа из 71-го ИАП ВВС КБФ. Лавенсаари, август 1942 г.
-
Мировая Авиация 216
И-153 советских ВВС зимой 1940-1941 годов.
-
Авиация и Космонавтика 2016-01 / М.Тимин - Воздушное сражение 22 июня 1941г.
Самолет И-153 46-го ИАП, базирующийся на аэродроме Млынув.
-
Авиация и Космонавтика 2017-06 / М.Тимин - Советские "Чайки" против нацистских "берсеркеров"
Истребитель И-153 из состава 123-го ИАП
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
И-153 (борт P-7261) к-на Oy Яндина из 21-й АЭ ВВС Китая, сбившего в групповом бою японский бомбардировщик над Ланьчжоу 21 мая 1941 г.
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Регистрационный номер: IT-16 И-153 из LeLv6 ВВС Финляндии. Нумелла, осень 1941 г.
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
И-153 из LeLv6 ВВС Финляндии по состоянию на осень 1943 г.
-
Мировая Авиация 237
Регистрационный номер: IT-18 Трофейные И-153 использовались ВВС Финляндии. 4 октября 1942 года летчик Пури на IT-18 сбил советскую "Чайку", а 12 ноября - бомбардировщик Пе-2. В апреле 1943 года его перевели в эскадрилью, вооруженную Brewster 239. Всего за войну ас одержал в воздушных боях 36 побед, последние - на Bf109G.
-
Мировая Авиация 216
Этот И-153 был захвачен на Восточном фронте и сначала использовался I авиагруппой 1-й транспортно-десантной эскадры (I/Luftlandegeschwader 1) Люфтваффе. В 1942 году самолет был передан ВВС Финляндии.
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
И-153 из 3-й истребительной авиашколы люфтваффе. Вена-Швахайт, 1942 г.
-
Авиация и Космонавтика 2011-09 / А.Юргенсон - Юбилейный МАКС-2011
Регистрационный номер: RA-1562G -
Мировая Авиация 237
Фотография И-153 "б/н 10 красный", восстановленного для новозеландской "Alpine Fighter Collection", сделана в сентябре 1997 года во время летных испытаний в России. Организация AFC располагает тремя восстановленными И-153 и шестью И-16. Все самолеты оснащены мотором АШ-62ИР от биплана Ан-2. АШ-62 является несколько модернизированным вариантом мотора М-62.
-
Мировая Авиация 32
После постройки в Новосибирске шести полноразмерных летающих копий самолетов И-16, первая из которых поднялась в воздух в 1995 году, организация "Коллекция истребителей Alpine", размещающаяся в Ванаке (Новая Зеландия), профинансировала изготовление трех "Чаек". "Красная десятка" была первым законченным экземпляром, на фотографии она совершает испытательный полет в России в сентябре 1997 года.
-
Мировая Авиация 115
Одним из самых ярких и грандиозных проектов, поддержанных фондом AFC, стало восстановление знаменитых самолетов Поликарпова И-16 и И-153 (фото).
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
И-153 (зав. № 6326) в окраске ВВС РККА. Новая Зеландия, Ванака, апрель 2000 г.
-
Aeroplane Monthly 2000-07 / News
The Alpine Fighter Collection Spitfire XVI, which has recently been refurbished, being flown over Lake Hawea by John Lamont, accompanied by Tom Middleton in one of the Polikarpov I-153 Chaikas.
Другие самолёты на фотографии: Supermarine Spitfire Mk.IX / XVI - Великобритания - 1942
-
Aeroplane Monthly 2000-07 / News
Hawker Hurricane P3351/ZK-TPL, a Battle of France survivor, made its first public display at Wanaka. Here Hurricane pilot Keith Skilling leads the salute to event founder Sir Tim Wallis at the conclusion of the Sunday show.
Другие самолёты на фотографии: Hawker Hurricane - Великобритания - 1935
-
Aeroplane Monthly 2000-08 / J.Winchester - Kiwi cavalcade /Airshow report/
A sight that can only be Wanaka: two Polikarpov Chaikas and a Hurricane line up to face the crowd. The smoke in the background is from an airfield attack setpiece.
Другие самолёты на фотографии: Hawker Hurricane - Великобритания - 1935
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
И-153 (зав. № 6316) в окраске ВВС РККА. Новая Зеландия, Ванака, апрель 2000 г.
-
АвиаМастер 2001-02 / М.Маслов - Последние бипланы Поликарпова /Тыловой аэродром/
На Новосибирском авиазаводе им. Чкалова проведено восстановление до летного состояния трех экземпляров истребителя И-153 "Чайка". После облета все три "Чайки" были переданы заказчику - новозеландскому коллекционеру Тиму Уоллесу.
-
Aeroplane Monthly 2000-07 / News
All three I-153 Chaikas and two of the five Ratas fly down the display line. Formations of these pre-war Russian fighters have not been seen since the last of their type were retired from use by the Spanish Air Force in the mid-1950s, where they were used as aerobatic trainers.
Другие самолёты на фотографии: Поликарпов И-16 тип 18 (29) - Россия - 1939
-
Aeroplane Monthly 2000-08 / J.Winchester - Kiwi cavalcade /Airshow report/
A sight that had not been seen for more than 50 years. Three Polikarpov I-153s pursue five Polikarpov I-16s for the formation flypast. Most of these aircraft are for sale, so this sight may never be repeated.
Другие самолёты на фотографии: Поликарпов И-16 тип 18 (29) - Россия - 1939
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
И-153 (зав. № 7027) в окраске ВВС РККА. Новая Зеландия, Ванака 21 января 2007 г.
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
И-153 (зав. № 7277) из коллекции Музея авиации в Ле Бурже, август 1975 г.
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
И-153 (зав. № 7027) в окраске ВВС Китая. Новая Зеландия, Ванака, апрель 2000 г.
-
Aeroplane Monthly 2000-07 / News
A pride of Polikarpovs bask in the sun on the Friday at Wanaka, with a Chinese Nationalist-painted Chaika to the right.
Другие самолёты на фотографии: Поликарпов И-16 тип 18 (29) - Россия - 1939
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Первый опытный И-153 (сер. № 5001) во время заводских испытаний. Осень 1938 г.
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Второй опытный И-153 (сер. № 6005). Весна 1939 г.
И-153 выпуска 1939 года внешне отличался от машин более поздних серий крупным коком винта -
АвиаМастер 2005-07 / В.Антипов, А.Кириндас, И.Уткин - Старейший авиаполк России /Боевой путь/
И-153 из 15-го ИАП в период советско-финской войны 1939-1940гг.
-
История Авиации 29 / М.Быков - От Прута до Днепра /Хроника боевых действий/
Летом 1941г. морально устаревшие бипланы И-153 составляли основу "ударной мощи" 55-го ИАП, привлекаясь в основном к штурмовкам колонн автотранспорта и других наземных целей
-
Авиация и Космонавтика 2016-07 / М.Тимин - Воздушная схватка над Оранами /К 75-летию начала Великой Отечественной войны/
Самолеты 42-го ИАП на аэродроме Ораны, 22 июня 1941 г.
-
Авиация и Космонавтика 2022-01 / А.Пухлов - В бой на "Чайках" /Советские асы начала войны/
"Чайка" зимой 1941-42гг.
-
Авиация и Космонавтика 2016-07 / М.Тимин - Воздушная схватка над Оранами /К 75-летию начала Великой Отечественной войны/
Самолеты 42-го ИАП на аэродроме Ораны, 22 июня 1941 г.
-
Air Enthusiast 1997-01 / A.Walg - Wings over the Steppes (2)
Polikarpov I-153, part of the 39th Brigade’s arsenal during the conflict.
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
И-153 с установленными бомбодержателями. Обрезы пулеметных труб закрыты заглушками
-
Авиация и Космонавтика 2001-04 / В.Перов, О.Растренин - Пехотный самолет /Самолеты поля боя/ (2)
Истребитель Поликарпова И-153 "Чайка". В начале Великой Отечественной войны широко использовался в качестве штурмовика
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
И-153 (сер. № 8019), который использовался для испытаний на штопор. Лето 1940 г.
-
Авиация и Космонавтика 2022-01 / А.Пухлов - В бой на "Чайках" /Советские асы начала войны/
Истребитель конструкции Поликарпова И-153 «Чайка» - основная продукция авиазавода №1 им. Сталина в 1939 г.
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Датчики на рулях И-153 (сер. № 8019) для замера усилий при выполнении штопора
-
Авиация и Космонавтика 2022-01 / А.Пухлов - В бой на "Чайках" /Советские асы начала войны/
"Чайки" на стоянке в боевой готовности
-
Авиация и Космонавтика 2010-09 / Е.Арсеньев - В едином строю (1)
Истребители И-153 с мотором М-25 на войсковых испытаниях
-
Авиация и Космонавтика 2010-09 / Е.Арсеньев - В едином строю (1)
Маневренный истребитель И-153 (изделие 34) с мотором М-63 и лыжным шасси имел максимальную скорость 431 км/ч на высоте 5180 м
-
Air Enthusiast 1971-06 / ??? - End of an Era... Polikarpov's Chaika /Warbirds/
One of the I-153 (alias I-15ter) prototypes photographed during thу winter of 1938-9. This M-25V-powered aircraft was a production prototype, and the radio masts on the starboard wing leading edge and tailfin, and bomb shakles beneath the interplane struts, are noteworthy.
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
И-153 с двигателем М-63 на лыжном шасси
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Головной серийный И-153 (сер. № 6540) с мотором М-63 во время испытаний на лыжном шасси.
-
Air Enthusiast 1971-06 / ??? - End of an Era... Polikarpov's Chaika /Warbirds/
A standard production M-62-powered I-153 on skis. This aircraft was doped high-gloss forest green but the engine cowling remained natural metal and lacked the usual adjustable cooling shutters.
-
Авиация и Космонавтика 2018-05 / М.Тимин - Таран лейтенанта Василия Книжника
Самолет И-153 №12 из 65-го ШАП, зима 1941/1942 г.
-
АвиаМастер 2006-03 / В.Кондратьев - Фанера победила дюраль /Цифры и факты/
Зимнее лыжное шасси ухудшало и без того не очень высокие скоростные данные "чайки"
-
Авиация и Космонавтика 1996-09 / М.Маслов - "Чайки" прошли полпути
"Чайка" на лыжах в стандартной зеленой окраске. Звезда на киле - в черной окантовке и с черным кольцом внутри звезды
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Головной серийный И-153 (сер. № 6540) с мотором М-63 во время испытаний на лыжном шасси. На снимке видна увеличенная выходная щель на заднем обрезе капота двигателя
-
Авиация и Космонавтика 1996-09 / М.Маслов - "Чайки" прошли полпути
Лейтенант В.Книжник рассказывает о проведенном воздушном бое. Карельский фронт, 1942г.
-
Авиация и Космонавтика 2018-05 / М.Тимин - Таран лейтенанта Василия Книжника
Лейтенант Василий Аверкиевич Книжник (второй слева) после боя 24 января 1942 г. делится подробностями с однополчанами
-
Авиация и Космонавтика 2018-05 / М.Тимин - Таран лейтенанта Василия Книжника
Лейтенанты Самохин и Семенихин у И-153, ноябрь-декабрь 1941 г.
-
Авиация и Космонавтика 2022-01 / А.Пухлов - В бой на "Чайках" /Советские асы начала войны/
Летчики 120-го иап у «Чайки»
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Летчик у И-153 с одним верхним пулеметом БС
-
Авиация и Время 1999-02 / С.Богатырев - Советская авиация над морем. Действия ВВС Черноморского флота в устье Дуная летом 1941г. /Аэроархив/
Этот советский летчик, пилотировавший И-153 вполне мог встретится с IAR 80 в бою над Дунаем
-
Авиация и Космонавтика 2022-01 / А.Пухлов - В бой на "Чайках" /Советские асы начала войны/
В.С. Адонкин на фоне самолета И-153
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Летчик позирует на фоне «Чайки», оборудованной подвесными баками
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Летчик Хромов в кабине И-153, на борту которого нанесены 11 звездочек, обозначающих воздушные победы. 1943 г.
-
Авиация и Космонавтика 1996-09 / М.Маслов - "Чайки" прошли полпути
Неизвестный пилот в кабине И-153. Номер «24» явно был нанесен в спешке перед боевым вылетом. 1941 г.
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Комиссар 71-го ИАП ВВС Балтфлота И.И. Сербин поздравляет пилота И-153 В.Ф. Абрамова с успешным боевым вылетом
-
Авиация и Космонавтика 2020-07 / Р.Ларинцев, А.Заблотский - Охотники за "раумботами"
Авиатехник Мороз заправляет топливом «Чайку» м-ра П. И. Бискупа из 71-го ИАП ВВС Балтфлота. Аэродром о. Лавенсаари, август 1942 г.
Хорошо виден храповик на втулке винта, использовавшийся автостартером "Хакс". Под крылом - пусковые балки РС, створки шасси сняты. -
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Механики готовят И-153 к боевому вылету
-
Мировая Авиация 163
И-153 "Чайка". И-153 - последний из серийных истребителей-бипланов, разработанных под руководством Н.Н. Поликарпова, поднялся в небо в конце 1930-х годов. Оснащенная убирающимся шасси, эта машина стала венцом развития боевых самолетов бипланной схемы.
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Сержант-техник Николай Крылов подвешивает реактивный снаряд под крыло истребителя И-153. На переднем плане - бомба ФАБ-50. Июль 1941 г.
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Установка взрывателя на авиабомбе АО-25 перед подвеской на И-153
-
Авиация и Космонавтика 2022-01 / А.Пухлов - В бой на "Чайках" /Советские асы начала войны/
Истребитель И-153 ВВС Балтийского флота укрыт маскировочной сетью. Идет подготовка к запуску двигателя от автомобильного стартера. Сентябрь 1941 г.
-
АвиаМастер 2005-05 / М.Морозов - Севастопольский вальс /На фронтах Великой Отечественной/ (2)
Широко известный постановочный снимок, сделанный фронтовым фотокорреспондентом летом 1941 года: летчики-истребители ВВС ЧФ обсуждают предстоящий боевой вылет на фоне подготовки к запуску двигателя И-153 с помощью автостартера.
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Пара И-153 с авиабомбами АО-25, подвешенными под крыльями, из эскадрильи м-ра Бискупа, входившей в состав 71-го ИАП
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Истребители И-153 71-го авиаполка ВВС Балтийского флота, август 1942 г. (Сентябрь 1941 г. ???) Запуск двигателя стартером, установленным на автомобиле.
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Морские летчики в перерыве между боевыми вылетами играют в нарды рядом с одной из своих «Чаек»
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Летчики бегут по сигналу тревоги к своим самолетам. Район Ленинграда, зима 1941-42 годов
-
Авиация и Космонавтика 1996-09 / М.Маслов - "Чайки" прошли полпути
Осень 1941 года. Взлет по тревоге. Северный флот
-
Авиация и Космонавтика 2022-01 / А.Пухлов - В бой на "Чайках" /Советские асы начала войны/
Пара И-153 из 71-го Краснознаменного ИАП авиации КБФ с подвешенными ракетами РС-82. На переднем плане самолет капитана А. Г. Батурина. "Чайки" выполняют взлет с аэродрома Лавансаари, 22 августа 1942 года. К этому времени Батурин сбил девять самолетов противника, 23 октября 1942 года его удостоили звания Герой Советского Союза.
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
И-153 укрыт от огня противника в капонире
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
«Чайку» 71-го ИАП с бортовым номером «29» выкатывают из замаскированного ангара. Зима 1942 г.
-
АвиаПарк 2009-02 / А.Заблотский, Р.Ларинцев - Целеустремить по транспортам в портах! /На фронтах Великой Отечественной/
Штурмовик И-153 из 71-го ИАП ВВС КБФ. Зима 1943г.
При выруливании техники обычно поддерживали «Чайку» за нижнее крыло -
История Авиации 27 / Ю.Рыбин - "Драться, как Сафонов!" /Расследование/ (2)
В составе ВВС Северного флота бипланы И-153 были основными оппонентами Bf109E летом и осенью 1941г., однако, пилоты Люфтваффе в это время явно не горели большим желанием вступать в поединки с нашими устаревшими, но довольно маневренными истребителями. Истребитель И-153 72-го САП ВВС СФ. Аэродром Ваенга-1, лето 1941г.
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
И-153 из 71-го ИАП ВВС Балтфлота в черно-зеленом камуфляже на острове Лавенсаари. Август 1942 г.
-
История Авиации 2003-02 / П.Каминский - Il-2?.. Schturmovik?.. Das ist fantastisch!!.. /Игротека/ (1)
С аэродрома Лавенсаари взлетают И-153 из состава 71-го ИАП ВВС Балтийского флота. Осень 1942г.
-
Авиация и Космонавтика 2022-01 / А.Пухлов - В бой на "Чайках" /Советские асы начала войны/
Истребители И-153 и И-16 авиации Балтфлота нередко применялись как штурмовики. На фото: "Чайки" из 71-го ИАП отправляются на задание. Август 1942г.
"Чайки" с белыми бортовыми номерами "102" и "24" из 71-го ИАП авиации КБФ майора П. И. Бискупа и командира эскадрильи капитана К. В. Соловьева, соответственно. 23 октября 1942 года Соловьев стал Героем Советского Союза, сбив пять германских самолетов; он погиб 27 декабря того же года, имея на личном счету семь побед в воздушных боях. -
Авиация и Космонавтика 2022-01 / А.Пухлов - В бой на "Чайках" /Советские асы начала войны/
Основными самолетами советской штурмовой авиации накануне войны были И-15бис и И-153.
Самолеты И-153 с подвешенными под крылом реактивными снарядами РС-82 уходят на штурмовку войск противника -
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Звено «Чаек» вылетает для удара по наступающим немецким войскам. Юго-Западный фронт, июль 1941г.
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Вылет звена «Чаек» на боевое задание. Южный фронт, 1941 г.
-
История Авиации 29 / М.Быков - От Прута до Днепра /Хроника боевых действий/
Истребитель И-153, использовавшийся в начале войны в качестве штурмовика
Во многих передовых подразделениях первой линии приказ № 0043 от 20 июня 1941 г. о маскировочной окраске самолетов просто некогда было выполнять, и «Чайки» так и летали в бой в «серебрянке» -
Авиация и Время 2002-01 / Д.Хазанов, А.Котлобовский - Битва над Киевом (2)
"Чайка" над центром Киева. Лето, 1941г.
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Редкий воздушный снимок "Чаек" над Балтийским морем в годы Великой Отечественной войны. В авиации Прибалтийского военного округа на 22 июня 1941 года имелось 284 И-153. Самолеты состояли на вооружении 15-го, 21-го, 38-го, 42-го, 49-го и 148-го ИАП. Еще 108 И-153 располагала авиация КБФ.
-
АвиаМастер 2005-04 / М.Морозов - Севастопольский вальс /На фронтах Великой Отечественной/ (1)
Истребители И-153 из 32-го иап ВВС ЧФ патрулируют в небе над Севастополем.
-
Авиация и Космонавтика 2022-01 / А.Пухлов - В бой на "Чайках" /Советские асы начала войны/
Летчики истребителей И-153 в начальный период войны сражались с врагом на всех фронтах. «Чайка» над Севастополем
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Пара И-153 в полете
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
«Чайка» производит посадку на полевом аэродроме
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Опытный И-153УД с деревянной хвостовой частью фюзеляжа
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
И-153ТК войсковой серии
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Турбокомпрессор ТК-1
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Приборная доска И-153ТК.
-
Авиация и Космонавтика 2017-11 / С.Мороз - Первый реактивный "Як"
В сентябре 1940г. на один истребитель И-153 установили "дополнительные моторы" - ПВРД ДМ-2
Polikarpov I-153 with underwing booster rockets. -
Авиация и Космонавтика 2017-11 / С.Мороз - Первый реактивный "Як"
Опытный истребитель И-153 с ПВРД ДМ-4 конструкции Меркулова перед испытаниями, 1940 г.
Many readers will be surprised to learn that Russian ram-jet flight tests commenced as early as 1940. Photo: A Polikarpov-designed I-153 fighter with an M-62R radial of 850 h.p. and an experimental Merkulov ramjet under each wing. Between 10 and 15 per cent gains in operational speeds were achieved. The I-153 used to test Merkulov's DM-4 ramjets during August-October 1940. -
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
И-153ГК с герметической кабиной конструкции А. Щербакова на испытаниях. Подлипки, лето 1940 г.
-
Air Enthusiast 1971-06 / ??? - End of an Era... Polikarpov's Chaika /Warbirds/
The I-153V (also known as the I-153GK) employed in 1939 for the testing of Aleksei Shcherbakov's pressurised cockpit.
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
В Китае из-за жары И-153 часто эксплуатировались без лобового диска
-
Авиация и Космонавтика 2001-01 / А.Демин - Авиация великого соседа (Советские истребители в небе Китая. 1937 - начало 1940-х годов) (12)
И-153 "Чайки" 27-й эскадрильи - будущая "добыча" новейших японских A6M "Зеро"
-
Авиация и Космонавтика 1997-11 / К.-Ф.Геуст - Тайны "продолжительной войны"
И-153 с немецкими опознавательными знаками, переданный финнам из Германии
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Захваченные летом 1941 г. истребители И-153 с опознавательными знаками люфтваффе. Немцы не вводили эти самолеты в боевой строй, а использовали в съемках фильма. Позднее эта партия истребителей была передана Финляндии
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Регистрационный номер: VH-101 Этот И-153 поступил на снабжение ВВС Финляндии 18 апреля 1940 г. Был разбит при посадке 24 февраля 1945 г.
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Регистрационный номер: IT-15 Строй финских И-153 из состава LeLv6. На переднем плане - самолет IT-15 с хвостовым номером «5», который пережил всю войну
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Финская «Чайка» с поджатыми под фюзеляж лыжами проходит над ВПП
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
И-153 с воздушным винтом изменяемого шага ВВ-1
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Мотоустановка и маслобак И-153 (сер. № 6005)
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Два 50-литровых бака
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Убираемое шасси И-153
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Хвостовая опора - костыль
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Кабина пилота И-153.
-
Авиация и Космонавтика 2024-12 / В.Хвощин - Видеть дальше "буратиньего носа" (2)
Крыло по схеме «чайка» обеспечивало прекрасный вид вперед и вверх, но значительно снижало обзор чуть в сторону от линии полета. Этот истребитель И-153 «Чайка» был построен с нуля компанией «Авиареставрация» и теперь является частью экспозиции музея техники Вадима Задорожного (Фото с авиасалона МАКС-2021)
-
Мировая Авиация 237
И-153 в первые дни войны не повезло также, как и любому другому истребителю ВВС РККА. Сотни советских самолетов были уничтожены на земле или захвачены как трофеи германскими войсками на раннем этапе операции "Барбаросса".
-
Авиация и Космонавтика 2016-01 / М.Тимин - Воздушное сражение 22 июня 1941г.
Оставленные в ангарах на аэродроме Млынув исправные И-153 46-го ИАП. Несколько позже самолеты были ободраны на сувениры, поломаны и перевернуты немецкими военнослужащими.
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Поврежденный И-153, оставленный на аэродроме при отступлении
-
Авиация и Космонавтика 2016-07 / М.Тимин - Воздушная схватка над Оранами /К 75-летию начала Великой Отечественной войны/
Самолеты 42-го ИАП, уничтоженные или поврежденные на вильнюсском аэродроме Парубанек, 22 июня 1941 г.
-
Авиация и Космонавтика 2016-07 / М.Тимин - Воздушная схватка над Оранами /К 75-летию начала Великой Отечественной войны/
На этом уникальном снимке (из трофейного немецкого фотоальбома) запечатлен не просто самолет, брошенный на аэродроме, а именно истребитель И-153 4-й эскадрильи 42-го ИАП (тактический №8 белый), совершивший вынужденную посадку с убранным шасси на аэродроме Ораны после боя с самолетами из II/JG52. Предположительно пилот мл. лейтенант М.Ф. Митин
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Советский И-153 с бортовым номером «19» совершил вынужденную посадку на финской территории 3 октября 1941 г. В финских ВВС после ремонта самолет получил бортовой код IT-20. Он утонул вместе с пилотом после воздушного боя 8 января 1943 г.
-
Авиация и Космонавтика 2016-01 / М.Тимин - Воздушное сражение 22 июня 1941г.
Оставленные в ангарах на аэродроме Млынув исправные И-153 46-го ИАП. Несколько позже самолеты были ободраны на сувениры, поломаны и перевернуты немецкими военнослужащими.
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Сгоревший И-153 на краю линейки однотипных самолетов после атаки советского аэродрома истребителями из JG 53. Лето 1941 г.
-
Авиация и Космонавтика 2017-06 / М.Тимин - Советские "Чайки" против нацистских "берсеркеров"
Уничтоженные 22-23 июня 1941 г. И-153 12-го ИАП на аэродроме Боушев
-
АвиаПарк 2010-04 / М.Тимин - Ответный удар /На фронтах Великой Отечественной/ (3)
И-153 из 4-й АЭ 61-го ШАП, уничтоженный на аэродроме Кеданяй
-
Авиация и Космонавтика 2016-11 / М.Тимин - Первые воздушные победы 22 июня 1941г. /К 75-летию начала Великой Отечественной войны/
И-153 из 4-й эскадрильи 61-го ШАП, самолет произвел вынужденную посадку на аэродроме Кеданяй
-
Air Enthusiast 1971-06 / ??? - End of an Era... Polikarpov's Chaika /Warbirds/
An M-62-powered I-153 that had crash-landed at its base after combat during the opening phase of Operation "Barbarossa" (small-calibre bullet holes can be seen immediatelly aft of the engine cowling and in the lower wing/fuselage fillet) and was subsequently found by German forces when the airfield was overrun.
-
АвиаМастер 2005-07 / В.Антипов, А.Кириндас, И.Уткин - Старейший авиаполк России /Боевой путь/
Аварийная посадка истребителя И-153 из 15-го ИАП, 1939г.
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Скапотировавший финский И-153 (борт VH-11)
-
АвиаПарк 2010-04 / М.Тимин - Ответный удар /На фронтах Великой Отечественной/ (3)
И-153 из 4-й АЭ 61-го ШАП, тяжело поврежденный в первый день войны на аэродроме Кеданяй и брошенный при отступлении из-за невозможности эвакуации. Возле самолета стоит немецкий солдат
-
Авиация и Время 1996-05 / Д.Хазанов - Вторжение /Аэроархив/ (3)
Оккупанты позируют у остатков И-153
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Авария И-153 с двигателем М-25В из 70-го ИАП. Халхин-Гол, октябрь 1939 г.
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Еще одна пострадавшая в аварии «Чайка» из 70-го ИАП. Халхин-Гол, октябрь 1939 г.
-
АвиаПарк 2010-04 / М.Тимин - Ответный удар /На фронтах Великой Отечественной/ (3)
Еще один пострадавший в довоенном летном происшествии: И-153 в оригинальном камуфляже из 1-й эскадрильи 232-го ШАП 29 мая 1941 года скапотировал при посадке на аэродроме Федоровка
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Авария И-153 из 71-го ИАП ВВС Балтфлота. Лето 1943 г.
-
АвиаПарк 2010-04 / М.Тимин - Ответный удар /На фронтах Великой Отечественной/ (3)
Этот И-153 с тактическим номером "9" из 3-й АЭ 62-го ШАП не дожил до войны. 4 мая 1941 года он потерпел аварию на аэродроме Стрый и был списан
-
АвиаПарк 2009-02 / М.Тимин, И.Злобин - Тайна бобруйского аэродрома /Неизвестные страницы истории/
На бобруйском аэродроме
Другие самолёты на фотографии: Архангельский, Туполев СБ / АНТ-40 - Россия - 1934Поликарпов И-16 тип 18 (29) - Россия - 1939
-
Авиация и Космонавтика 2018-07 / М.Тимин - Июнь 1941г. Воздушная битва на южном направлении (2)
Румынские офицеры позируют на фоне поврежденного И-153, лето 1941 г.
-
Авиация и Космонавтика 2018-07 / М.Тимин - Июнь 1941г. Воздушная битва на южном направлении (2)
Самолеты 55-го ИАП, уничтоженные на аэродроме Бельцы 22 июня 1941 г.
Другие самолёты на фотографии: Поликарпов И-15бис / И-152 - Россия - 1937
-
Авиация и Космонавтика 2018-07 / М.Тимин - Июнь 1941г. Воздушная битва на южном направлении (2)
Истребители И-153 55-го ИАП, уничтоженные на аэродроме Бельцы. Июнь 1941 г. В составе этого полка встретил войну А.И. Покрышкин. Фото сделано после захвата аэродрома противником
-
АэроХобби 1992-01 / Аэроархив /Коллекция "АХ"/
Самолет-разведчик ХАИ-5 (P-10) конструкции профессора И.Г.Немана на захваченном венгерскими войсками аэродроме. Июль 1941 года, Юго-Западный фронт. Окраска самолета - светло-серая, капот двигателя - черный, на белом руле направления красный номер 11. На заднем плане - остатки истребителей И-153 "Чайка".
Другие самолёты на фотографии: Неман Р-10 / ХАИ-5 / ПС-5 - Россия - 1936
-
Авиация и Космонавтика 2000-12 / А.Демин - Авиация великого соседа (Советские истребители в небе Китая. 1937 - начало 1940-х годов) (11)
Так японский художник изобразил воздушный бой в Китае между "чайкой" и A5M ("тип 96"). Но такие бои происходили лишь на Халхин-Голе, а в Китае в 1941г. И-153 просто попали под "каток" A6M "Зеро"
Другие самолёты на фотографии: Mitsubishi A5M / Ki.18 - Япония - 1935
-
Авиация и Космонавтика 2018-05 / М.Тимин - Таран лейтенанта Василия Книжника
Рисунок, изображающий таран лейтенанта Книжника, из «Истории 17-го Гвардейского штурмового авиаполка», ЦАМО РФ
-
Air Enthusiast 1971-06 / ??? - End of an Era... Polikarpov's Chaika /Warbirds/
The Polikarpov I-153
-
Авиация и Время 2005-06 / Ю.Гугля - Истребитель И-190: биплан в эпоху монопланов
1. И-16 тип 5, И-15 (ЦКБ-3); 2. И-16 тип 10, И-15бис (И-152); 3. И-16 тип 24, И-153; 4. И-17 бис, И-170 (проект); 5. И-180-3, И-190; 6. И-185 (01), И-195 (проект)
Другие самолёты на фотографии: Поликарпов И-15 - Россия - 1933Поликарпов И-15бис / И-152 - Россия - 1937Поликарпов И-16 тип 10 (17) - Россия - 1937Поликарпов И-16 тип 18 (29) - Россия - 1939Поликарпов И-16 тип 5 (6) - Россия - 1934Поликарпов И-17 - Россия - 1934Поликарпов И-170 - Россия - 1939Поликарпов И-180 - Россия - 1938Поликарпов И-185 - Россия - 1940Поликарпов И-190 - Россия - 1939Поликарпов И-195 - Россия - 1940
-
Авиация и Космонавтика 2022-01 / А.Пухлов - В бой на "Чайках" /Советские асы начала войны/
И-153 М-62 (тип 34 завода N 1)
Тип фотографий
- Все фото (190)
- Боковые проекции (41)
- Цветные фото (18)
- Ч/б фото (91)
- Кабина (2)
- Обломки (29)
- Рисунки, схемы, чертежи (9)