Варианты
- Поликарпов - И-153 - 1938 - Россия
- Поликарпов - И-190 - 1939 - Россия
И-153
Одноместный истребитель, биплан смешанной конструкции с открытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Являлся дальнейшим развитием истребителя И-15бис. Спроектирован под руководством Н.Н.Поликарпова и А.Я.Щербакова в 1937 - 1938 гг. Прошел Государственные испытания в октябре 1938 г. Серийное производство на заводе #1 в Москве с начала 1939 г. Войсковые испытания самолетов первой серии проводились в марте-апреле 1939 г. Всего выпущено 3437 экз. Состоял на вооружении в СССР с весны 1939 г., в Китае - с февраля 1940 г., в Финляндии - с лета 1940 г. Мотор М-25В (на установочной серии), М-62 (основная масса), М-62ТК (малая серия для ПВО в 1940 г.) или М-63 (с осени 1939 г. на части самолетов). Вооружение 4x7,62 или 2x12,7+2x7,62 (с осени 1940 г.) или 2x20 (малая серия в начале 1940 г.); 6 НУРС (со второй половины 1940 г., при усиленной обшивке нижних плоскостей), бомбы до 100 кг. Первое боевое применение - на Халхин-Голе в июле 1939 г. Зимой 1939/40 г. участвовал в войне с Финляндией. В июне 1941 г. занимал второе место по численности в парке советских истребителей. И-153 применялся на всех фронтах до конца 1942 г., в системе ПВО до конца 1943 г. как ночной истребитель, на Северном флоте и Дальнем Востоке сохранялся до 1945 г. В Китае использовался в боях с японцами в 1940-1943 гг. Финны имели небольшое количество трофейных И-153, как захваченных финскими войсками, так и закупленных в Германии. И-153 был снят с производства в феврале 1941 г. Снят с вооружения в СССР - в 1945 г., в Китае - в 1943 г., в Финляндии - законсервированы в феврале 1945 г. и пущены на слом в 1950 г.
И-153||
Размах:||10,0 м
Длина:||6,17 м
Моторы, количество х мощность:||1 х 1000 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||1859 кг
Максимальная скорость:||415 км/ч
Практический потолок:||10700 м
Дальность:||740 км
Описание:
- И-153
- И-153
Фотографии
-
Авиация и Космонавтика 2016-11 / М.Тимин - Первые воздушные победы 22 июня 1941г. /К 75-летию начала Великой Отечественной войны/
Профиль самолета И-153 61-го ИАП
-
Авиация и Космонавтика 2016-07 / М.Тимин - Воздушная схватка над Оранами /К 75-летию начала Великой Отечественной войны/
Самолет из состава 2-й эскадрильи 42-го ИАП 57-й САД.
-
Авиация и Космонавтика 2016-01 / М.Тимин - Воздушное сражение 22 июня 1941г.
И-153 из состава 92-го ИАП.
-
АвиаПарк 2010-04 / М.Тимин - Ответный удар /На фронтах Великой Отечественной/ (3)
И-153 с белыми тактическими номерами "1", "2" и "3" - самолеты из 4-й эскадрильи 61-го ШАП, захваченные немцами на аэродроме Кеданяй
-
АвиаПарк 2010-04 / М.Тимин - Ответный удар /На фронтах Великой Отечественной/ (3)
И-153 замполита 2-й эскадрильи 61-го ШАП старшего политрука Лагутина, совершившего вынужденную посадку на аэродроме Ковно
-
АвиаПарк 2010-04 / М.Тимин - Ответный удар /На фронтах Великой Отечественной/ (3)
И-153 самолет 4-й эскадрильи 61-го ШАП, разбитый в аварии лейтенантом Афанасенко 23 июня 1941 г. на аэродроме Кеданяй
-
Авиация и Космонавтика 2018-06 / М.Тимин - Июнь 1941г. Воздушная битва на южном направлении (1)
И-153 из состава 3-й эскадрильи 55-го ИАП, пилот младший лейтенант Г.А. Речкалов, аэродром Бельцы, март 1941 г.
-
Авиация и Космонавтика 2016-07 / М.Тимин - Воздушная схватка над Оранами /К 75-летию начала Великой Отечественной войны/
И-153 из состава 4-й эскадрильи 42-го ИАП 57-й САД
-
Авиация и Космонавтика 2018-06 / М.Тимин - Июнь 1941г. Воздушная битва на южном направлении (1)
И-153 из состава 3-й эскадрильи 149-го ИАП, пилот младший лейтенант С.Н. Саутин, аэродром Черновцы, апрель 1941 г.
-
АвиаПарк 2010-04 / М.Тимин - Ответный удар /На фронтах Великой Отечественной/ (3)
И-153 из 3-й эскадрильи 62-го ШАП, разбитый в аварии лейтенантом Песоцким еще до войны, в мае 1941 года
-
Авиация и Космонавтика 2017-06 / М.Тимин - Советские "Чайки" против нацистских "берсеркеров"
Штурмовик И-153 из состава 62-го ШАП
-
Авиация и Космонавтика 2016-07 / М.Тимин - Воздушная схватка над Оранами /К 75-летию начала Великой Отечественной войны/
И-153 из состава 3-й эскадрильи 42-го ИАП 57-й САД, оставленный из-за боевых повреждений на аэродроме Вильнюс.
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
И-153 комиссара 22-го ИАП B.H. Качалова. Халхин-Гол, сентябрь 1939 г.
-
Авиация и Космонавтика 2018-05 / М.Тимин - Таран лейтенанта Василия Книжника
И-153 из 65-го ШАП, реконструкция по фото.
-
Авиация и Космонавтика 2016-07 / М.Тимин - Воздушная схватка над Оранами /К 75-летию начала Великой Отечественной войны/
И-153 из состава 1-й эскадрильи 42-го ИАП 57-й САД.
Внизу: Известные тактические номера истребителей И-153 42-го ИАП. -
Авиация и Космонавтика 2018-07 / М.Тимин - Июнь 1941г. Воздушная битва на южном направлении (2)
И-153 предположительно из состава 247-го ИАП. Захвачен на аэродроме Садагора (Черновцы-Северный) в июле 1941 г.
-
Авиация и Время 2016-02 / С.Вахрушев - Из первых, встретивших войну... (1)
И-153, на котором С. Ячменев был сбит в бою 13 июля 1941 г.
-
Авиация и Космонавтика 2022-01 / А.Пухлов - В бой на "Чайках" /Советские асы начала войны/
И-153 мл. лейтенанта Г. А. Речкалова, 55-й иап
-
История Авиации 29 / М.Быков - От Прута до Днепра /Хроника боевых действий/
Предположительный внешний вид И-153 младшего лейтенанта Григория Речкалова. Согласно его воспоминаниям, он летал на серебристой "чайке" с синим тактическим номером "13"
-
История Авиации 26 / А.Булах - Превосходство относительных величин /Метаморфозы/ (1)
И-153 одного из авиаполков ВВС ЗапОВО, захваченный немцами на аэродроме в первые дни войны.
-
АвиаМастер 2005-04 / М.Морозов - Севастопольский вальс /На фронтах Великой Отечественной/ (1)
Два истребителя И-153 "Чайка" летчика И.В.Филимонова, входившие в состав 32-го иап Черноморского флота, лето 1941г.
-
АвиаМастер 2001-03 / М.Морозов - Несостоявшийся Перл-Харбор или почему потерпела крах операция "Айсштосс" /На фронтах Великой Отечественной/
И-153 71-го ИАП КБФ, весна-лето 1942г.
-
Мировая Авиация 237
"Чайка" с белым бортовым номером "24" из 71-го ИАП авиации КБФ командира эскадрильи капитана К. В. Соловьева. 23 октября 1942 года Соловьев стал Героем Советского Союза, сбив пять германских самолетов; он погиб 27 декабря того же года, имея на личном счету семь побед в воздушных боях.
-
Авиация и Космонавтика 2016-08 / М.Тимин - Система обозначений самолетов ВВС КА накануне Великой Отечественной войны /К 75-летию начала Великой Отечественной войны/
Коллаж смешанной «цвето-числовой» системы обозначений на примере И-153 148-го ИАП.
-
Авиация и Космонавтика 2022-01 / А.Пухлов - В бой на "Чайках" /Советские асы начала войны/
И-153 ст. лейтенанта А.Г. Батурина, 71 -й иап ВВС КБФ
-
Авиация и Время 1996-04 / Д.Хазанов - Вторжение /Аэроархив/ (2)
И-153. Прибалтика, июнь 1941г.
-
Авиация и Космонавтика 2017-06 / М.Тимин - Советские "Чайки" против нацистских "берсеркеров"
Истребитель И-153 из состава 12-го ИАП
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
И-153 м-ра П.И. Бискупа из 71-го ИАП ВВС КБФ. Лавенсаари, август 1942 г.
-
Мировая Авиация 216
И-153 советских ВВС зимой 1940-1941 годов.
-
Авиация и Космонавтика 2016-01 / М.Тимин - Воздушное сражение 22 июня 1941г.
Самолет И-153 46-го ИАП, базирующийся на аэродроме Млынув.
-
Авиация и Космонавтика 2017-06 / М.Тимин - Советские "Чайки" против нацистских "берсеркеров"
Истребитель И-153 из состава 123-го ИАП
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
И-153 (борт P-7261) к-на Oy Яндина из 21-й АЭ ВВС Китая, сбившего в групповом бою японский бомбардировщик над Ланьчжоу 21 мая 1941 г.
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Регистрационный номер: IT-16 И-153 из LeLv6 ВВС Финляндии. Нумелла, осень 1941 г.
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
И-153 из LeLv6 ВВС Финляндии по состоянию на осень 1943 г.
-
Мировая Авиация 237
Регистрационный номер: IT-18 Трофейные И-153 использовались ВВС Финляндии. 4 октября 1942 года летчик Пури на IT-18 сбил советскую "Чайку", а 12 ноября - бомбардировщик Пе-2. В апреле 1943 года его перевели в эскадрилью, вооруженную Brewster 239. Всего за войну ас одержал в воздушных боях 36 побед, последние - на Bf109G.
-
Мировая Авиация 216
Этот И-153 был захвачен на Восточном фронте и сначала использовался I авиагруппой 1-й транспортно-десантной эскадры (I/Luftlandegeschwader 1) Люфтваффе. В 1942 году самолет был передан ВВС Финляндии.
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
И-153 из 3-й истребительной авиашколы люфтваффе. Вена-Швахайт, 1942 г.
-
Авиация и Космонавтика 2011-09 / А.Юргенсон - Юбилейный МАКС-2011
Регистрационный номер: RA-1562G -
Мировая Авиация 237
Фотография И-153 "б/н 10 красный", восстановленного для новозеландской "Alpine Fighter Collection", сделана в сентябре 1997 года во время летных испытаний в России. Организация AFC располагает тремя восстановленными И-153 и шестью И-16. Все самолеты оснащены мотором АШ-62ИР от биплана Ан-2. АШ-62 является несколько модернизированным вариантом мотора М-62.
-
Мировая Авиация 32
После постройки в Новосибирске шести полноразмерных летающих копий самолетов И-16, первая из которых поднялась в воздух в 1995 году, организация "Коллекция истребителей Alpine", размещающаяся в Ванаке (Новая Зеландия), профинансировала изготовление трех "Чаек". "Красная десятка" была первым законченным экземпляром, на фотографии она совершает испытательный полет в России в сентябре 1997 года.
-
Мировая Авиация 115
Одним из самых ярких и грандиозных проектов, поддержанных фондом AFC, стало восстановление знаменитых самолетов Поликарпова И-16 и И-153 (фото).
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
И-153 (зав. № 6326) в окраске ВВС РККА. Новая Зеландия, Ванака, апрель 2000 г.
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
И-153 (зав. № 6316) в окраске ВВС РККА. Новая Зеландия, Ванака, апрель 2000 г.
-
АвиаМастер 2001-02 / М.Маслов - Последние бипланы Поликарпова /Тыловой аэродром/
На Новосибирском авиазаводе им. Чкалова проведено восстановление до летного состояния трех экземпляров истребителя И-153 "Чайка". После облета все три "Чайки" были переданы заказчику - новозеландскому коллекционеру Тиму Уоллесу.
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
И-153 (зав. № 7277) из коллекции Музея авиации в Ле Бурже, август 1975 г.
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
И-153 (зав. № 7027) в окраске ВВС РККА. Новая Зеландия, Ванака 21 января 2007 г.
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
И-153 (зав. № 7027) в окраске ВВС Китая. Новая Зеландия, Ванака, апрель 2000 г.
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Первый опытный И-153 (сер. № 5001) во время заводских испытаний. Осень 1938 г.
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Второй опытный И-153 (сер. № 6005). Весна 1939 г.
И-153 выпуска 1939 года внешне отличался от машин более поздних серий крупным коком винта -
АвиаМастер 2005-07 / В.Антипов, А.Кириндас, И.Уткин - Старейший авиаполк России /Боевой путь/
И-153 из 15-го ИАП в период советско-финской войны 1939-1940гг.
-
История Авиации 29 / М.Быков - От Прута до Днепра /Хроника боевых действий/
Летом 1941г. морально устаревшие бипланы И-153 составляли основу "ударной мощи" 55-го ИАП, привлекаясь в основном к штурмовкам колонн автотранспорта и других наземных целей
-
Авиация и Космонавтика 2016-07 / М.Тимин - Воздушная схватка над Оранами /К 75-летию начала Великой Отечественной войны/
Самолеты 42-го ИАП на аэродроме Ораны, 22 июня 1941 г.
-
Авиация и Космонавтика 2022-01 / А.Пухлов - В бой на "Чайках" /Советские асы начала войны/
"Чайка" зимой 1941-42гг.
-
Авиация и Космонавтика 2016-07 / М.Тимин - Воздушная схватка над Оранами /К 75-летию начала Великой Отечественной войны/
Самолеты 42-го ИАП на аэродроме Ораны, 22 июня 1941 г.
-
Air Enthusiast 1997-01 / A.Walg - Wings over the Steppes (2)
Polikarpov I-153, part of the 39th Brigade’s arsenal during the conflict.
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
И-153 с установленными бомбодержателями. Обрезы пулеметных труб закрыты заглушками
-
Авиация и Космонавтика 2001-04 / В.Перов, О.Растренин - Пехотный самолет /Самолеты поля боя/ (2)
Истребитель Поликарпова И-153 "Чайка". В начале Великой Отечественной войны широко использовался в качестве штурмовика
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
И-153 (сер. № 8019), который использовался для испытаний на штопор. Лето 1940 г.
-
Авиация и Космонавтика 2022-01 / А.Пухлов - В бой на "Чайках" /Советские асы начала войны/
Истребитель конструкции Поликарпова И-153 «Чайка» - основная продукция авиазавода №1 им. Сталина в 1939 г.
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Датчики на рулях И-153 (сер. № 8019) для замера усилий при выполнении штопора
-
Авиация и Космонавтика 2022-01 / А.Пухлов - В бой на "Чайках" /Советские асы начала войны/
"Чайки" на стоянке в боевой готовности
-
Авиация и Космонавтика 2010-09 / Е.Арсеньев - В едином строю (1)
Истребители И-153 с мотором М-25 на войсковых испытаниях
-
Авиация и Космонавтика 2010-09 / Е.Арсеньев - В едином строю (1)
Маневренный истребитель И-153 (изделие 34) с мотором М-63 и лыжным шасси имел максимальную скорость 431 км/ч на высоте 5180 м
-
Air Enthusiast 1971-06 / ??? - End of an Era... Polikarpov's Chaika /Warbirds/
One of the I-153 (alias I-15ter) prototypes photographed during thу winter of 1938-9. This M-25V-powered aircraft was a production prototype, and the radio masts on the starboard wing leading edge and tailfin, and bomb shakles beneath the interplane struts, are noteworthy.
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
И-153 с двигателем М-63 на лыжном шасси
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Головной серийный И-153 (сер. № 6540) с мотором М-63 во время испытаний на лыжном шасси.
-
Air Enthusiast 1971-06 / ??? - End of an Era... Polikarpov's Chaika /Warbirds/
A standard production M-62-powered I-153 on skis. This aircraft was doped high-gloss forest green but the engine cowling remained natural metal and lacked the usual adjustable cooling shutters.
-
Авиация и Космонавтика 2018-05 / М.Тимин - Таран лейтенанта Василия Книжника
Самолет И-153 №12 из 65-го ШАП, зима 1941/1942 г.
-
АвиаМастер 2006-03 / В.Кондратьев - Фанера победила дюраль /Цифры и факты/
Зимнее лыжное шасси ухудшало и без того не очень высокие скоростные данные "чайки"
-
Авиация и Космонавтика 1996-09 / М.Маслов - "Чайки" прошли полпути
"Чайка" на лыжах в стандартной зеленой окраске. Звезда на киле - в черной окантовке и с черным кольцом внутри звезды
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Головной серийный И-153 (сер. № 6540) с мотором М-63 во время испытаний на лыжном шасси. На снимке видна увеличенная выходная щель на заднем обрезе капота двигателя
-
Авиация и Космонавтика 1996-09 / М.Маслов - "Чайки" прошли полпути
Лейтенант В.Книжник рассказывает о проведенном воздушном бое. Карельский фронт, 1942г.
-
Авиация и Космонавтика 2018-05 / М.Тимин - Таран лейтенанта Василия Книжника
Лейтенант Василий Аверкиевич Книжник (второй слева) после боя 24 января 1942 г. делится подробностями с однополчанами
-
Авиация и Космонавтика 2018-05 / М.Тимин - Таран лейтенанта Василия Книжника
Лейтенанты Самохин и Семенихин у И-153, ноябрь-декабрь 1941 г.
-
Авиация и Космонавтика 2022-01 / А.Пухлов - В бой на "Чайках" /Советские асы начала войны/
Летчики 120-го иап у «Чайки»
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Летчик у И-153 с одним верхним пулеметом БС
-
Авиация и Время 1999-02 / С.Богатырев - Советская авиация над морем. Действия ВВС Черноморского флота в устье Дуная летом 1941г. /Аэроархив/
Этот советский летчик, пилотировавший И-153 вполне мог встретится с IAR 80 в бою над Дунаем
-
Авиация и Космонавтика 2022-01 / А.Пухлов - В бой на "Чайках" /Советские асы начала войны/
В.С. Адонкин на фоне самолета И-153
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Летчик позирует на фоне «Чайки», оборудованной подвесными баками
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Летчик Хромов в кабине И-153, на борту которого нанесены 11 звездочек, обозначающих воздушные победы. 1943 г.
-
Авиация и Космонавтика 1996-09 / М.Маслов - "Чайки" прошли полпути
Неизвестный пилот в кабине И-153. Номер «24» явно был нанесен в спешке перед боевым вылетом. 1941 г.
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Комиссар 71-го ИАП ВВС Балтфлота И.И. Сербин поздравляет пилота И-153 В.Ф. Абрамова с успешным боевым вылетом
-
Авиация и Космонавтика 2020-07 / Р.Ларинцев, А.Заблотский - Охотники за "раумботами"
Авиатехник Мороз заправляет топливом «Чайку» м-ра П. И. Бискупа из 71-го ИАП ВВС Балтфлота. Аэродром о. Лавенсаари, август 1942 г.
Хорошо виден храповик на втулке винта, использовавшийся автостартером "Хакс". Под крылом - пусковые балки РС, створки шасси сняты. -
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Механики готовят И-153 к боевому вылету
-
Мировая Авиация 163
И-153 "Чайка". И-153 - последний из серийных истребителей-бипланов, разработанных под руководством Н.Н. Поликарпова, поднялся в небо в конце 1930-х годов. Оснащенная убирающимся шасси, эта машина стала венцом развития боевых самолетов бипланной схемы.
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Сержант-техник Николай Крылов подвешивает реактивный снаряд под крыло истребителя И-153. На переднем плане - бомба ФАБ-50. Июль 1941 г.
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Установка взрывателя на авиабомбе АО-25 перед подвеской на И-153
-
Авиация и Космонавтика 2022-01 / А.Пухлов - В бой на "Чайках" /Советские асы начала войны/
Истребитель И-153 ВВС Балтийского флота укрыт маскировочной сетью. Идет подготовка к запуску двигателя от автомобильного стартера. Сентябрь 1941 г.
-
АвиаМастер 2005-05 / М.Морозов - Севастопольский вальс /На фронтах Великой Отечественной/ (2)
Широко известный постановочный снимок, сделанный фронтовым фотокорреспондентом летом 1941 года: летчики-истребители ВВС ЧФ обсуждают предстоящий боевой вылет на фоне подготовки к запуску двигателя И-153 с помощью автостартера.
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Пара И-153 с авиабомбами АО-25, подвешенными под крыльями, из эскадрильи м-ра Бискупа, входившей в состав 71-го ИАП
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Истребители И-153 71-го авиаполка ВВС Балтийского флота, август 1942 г. (Сентябрь 1941 г. ???) Запуск двигателя стартером, установленным на автомобиле.
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Морские летчики в перерыве между боевыми вылетами играют в нарды рядом с одной из своих «Чаек»
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Летчики бегут по сигналу тревоги к своим самолетам. Район Ленинграда, зима 1941-42 годов
-
Авиация и Космонавтика 1996-09 / М.Маслов - "Чайки" прошли полпути
Осень 1941 года. Взлет по тревоге. Северный флот
-
Авиация и Космонавтика 2022-01 / А.Пухлов - В бой на "Чайках" /Советские асы начала войны/
Пара И-153 из 71-го Краснознаменного ИАП авиации КБФ с подвешенными ракетами РС-82. На переднем плане самолет капитана А. Г. Батурина. "Чайки" выполняют взлет с аэродрома Лавансаари, 22 августа 1942 года. К этому времени Батурин сбил девять самолетов противника, 23 октября 1942 года его удостоили звания Герой Советского Союза.
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
И-153 укрыт от огня противника в капонире
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
«Чайку» 71-го ИАП с бортовым номером «29» выкатывают из замаскированного ангара. Зима 1942 г.
-
АвиаПарк 2009-02 / А.Заблотский, Р.Ларинцев - Целеустремить по транспортам в портах! /На фронтах Великой Отечественной/
Штурмовик И-153 из 71-го ИАП ВВС КБФ. Зима 1943г.
При выруливании техники обычно поддерживали «Чайку» за нижнее крыло -
История Авиации 27 / Ю.Рыбин - "Драться, как Сафонов!" /Расследование/ (2)
В составе ВВС Северного флота бипланы И-153 были основными оппонентами Bf109E летом и осенью 1941г., однако, пилоты Люфтваффе в это время явно не горели большим желанием вступать в поединки с нашими устаревшими, но довольно маневренными истребителями. Истребитель И-153 72-го САП ВВС СФ. Аэродром Ваенга-1, лето 1941г.
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
И-153 из 71-го ИАП ВВС Балтфлота в черно-зеленом камуфляже на острове Лавенсаари. Август 1942 г.
-
История Авиации 2003-02 / П.Каминский - Il-2?.. Schturmovik?.. Das ist fantastisch!!.. /Игротека/ (1)
С аэродрома Лавенсаари взлетают И-153 из состава 71-го ИАП ВВС Балтийского флота. Осень 1942г.
-
Авиация и Космонавтика 2022-01 / А.Пухлов - В бой на "Чайках" /Советские асы начала войны/
Истребители И-153 и И-16 авиации Балтфлота нередко применялись как штурмовики. На фото: "Чайки" из 71-го ИАП отправляются на задание. Август 1942г.
"Чайки" с белыми бортовыми номерами "102" и "24" из 71-го ИАП авиации КБФ майора П. И. Бискупа и командира эскадрильи капитана К. В. Соловьева, соответственно. 23 октября 1942 года Соловьев стал Героем Советского Союза, сбив пять германских самолетов; он погиб 27 декабря того же года, имея на личном счету семь побед в воздушных боях. -
Авиация и Космонавтика 2022-01 / А.Пухлов - В бой на "Чайках" /Советские асы начала войны/
Основными самолетами советской штурмовой авиации накануне войны были И-15бис и И-153.
Самолеты И-153 с подвешенными под крылом реактивными снарядами РС-82 уходят на штурмовку войск противника -
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Звено «Чаек» вылетает для удара по наступающим немецким войскам. Юго-Западный фронт, июль 1941г.
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Вылет звена «Чаек» на боевое задание. Южный фронт, 1941 г.
-
История Авиации 29 / М.Быков - От Прута до Днепра /Хроника боевых действий/
Истребитель И-153, использовавшийся в начале войны в качестве штурмовика
Во многих передовых подразделениях первой линии приказ № 0043 от 20 июня 1941 г. о маскировочной окраске самолетов просто некогда было выполнять, и «Чайки» так и летали в бой в «серебрянке» -
Авиация и Время 2002-01 / Д.Хазанов, А.Котлобовский - Битва над Киевом (2)
"Чайка" над центром Киева. Лето, 1941г.
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Редкий воздушный снимок "Чаек" над Балтийским морем в годы Великой Отечественной войны. В авиации Прибалтийского военного округа на 22 июня 1941 года имелось 284 И-153. Самолеты состояли на вооружении 15-го, 21-го, 38-го, 42-го, 49-го и 148-го ИАП. Еще 108 И-153 располагала авиация КБФ.
-
АвиаМастер 2005-04 / М.Морозов - Севастопольский вальс /На фронтах Великой Отечественной/ (1)
Истребители И-153 из 32-го иап ВВС ЧФ патрулируют в небе над Севастополем.
-
Авиация и Космонавтика 2022-01 / А.Пухлов - В бой на "Чайках" /Советские асы начала войны/
Летчики истребителей И-153 в начальный период войны сражались с врагом на всех фронтах. «Чайка» над Севастополем
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Пара И-153 в полете
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
«Чайка» производит посадку на полевом аэродроме
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Опытный И-153УД с деревянной хвостовой частью фюзеляжа
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
И-153ТК войсковой серии
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Турбокомпрессор ТК-1
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Приборная доска И-153ТК.
-
Авиация и Космонавтика 2017-11 / С.Мороз - Первый реактивный "Як"
В сентябре 1940г. на один истребитель И-153 установили "дополнительные моторы" - ПВРД ДМ-2
Polikarpov I-153 with underwing booster rockets. -
Авиация и Космонавтика 2017-11 / С.Мороз - Первый реактивный "Як"
Опытный истребитель И-153 с ПВРД ДМ-4 конструкции Меркулова перед испытаниями, 1940 г.
Many readers will be surprised to learn that Russian ram-jet flight tests commenced as early as 1940. Photo: A Polikarpov-designed I-153 fighter with an M-62R radial of 850 h.p. and an experimental Merkulov ramjet under each wing. Between 10 and 15 per cent gains in operational speeds were achieved. The I-153 used to test Merkulov's DM-4 ramjets during August-October 1940. -
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
И-153ГК с герметической кабиной конструкции А. Щербакова на испытаниях. Подлипки, лето 1940 г.
-
Air Enthusiast 1971-06 / ??? - End of an Era... Polikarpov's Chaika /Warbirds/
The I-153V (also known as the I-153GK) employed in 1939 for the testing of Aleksei Shcherbakov's pressurised cockpit.
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
В Китае из-за жары И-153 часто эксплуатировались без лобового диска
-
Авиация и Космонавтика 2001-01 / А.Демин - Авиация великого соседа (Советские истребители в небе Китая. 1937 - начало 1940-х годов) (12)
И-153 "Чайки" 27-й эскадрильи - будущая "добыча" новейших японских A6M "Зеро"
-
Авиация и Космонавтика 1997-11 / К.-Ф.Геуст - Тайны "продолжительной войны"
И-153 с немецкими опознавательными знаками, переданный финнам из Германии
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Захваченные летом 1941 г. истребители И-153 с опознавательными знаками люфтваффе. Немцы не вводили эти самолеты в боевой строй, а использовали в съемках фильма. Позднее эта партия истребителей была передана Финляндии
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Регистрационный номер: VH-101 Этот И-153 поступил на снабжение ВВС Финляндии 18 апреля 1940 г. Был разбит при посадке 24 февраля 1945 г.
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Регистрационный номер: IT-15 Строй финских И-153 из состава LeLv6. На переднем плане - самолет IT-15 с хвостовым номером «5», который пережил всю войну
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Финская «Чайка» с поджатыми под фюзеляж лыжами проходит над ВПП
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
И-153 с воздушным винтом изменяемого шага ВВ-1
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Мотоустановка и маслобак И-153 (сер. № 6005)
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Два 50-литровых бака
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Убираемое шасси И-153
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Хвостовая опора - костыль
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Кабина пилота И-153.
-
Авиация и Космонавтика 2024-12 / В.Хвощин - Видеть дальше "буратиньего носа" (2)
Крыло по схеме «чайка» обеспечивало прекрасный вид вперед и вверх, но значительно снижало обзор чуть в сторону от линии полета. Этот истребитель И-153 «Чайка» был построен с нуля компанией «Авиареставрация» и теперь является частью экспозиции музея техники Вадима Задорожного (Фото с авиасалона МАКС-2021)
-
Мировая Авиация 237
И-153 в первые дни войны не повезло также, как и любому другому истребителю ВВС РККА. Сотни советских самолетов были уничтожены на земле или захвачены как трофеи германскими войсками на раннем этапе операции "Барбаросса".
-
Авиация и Космонавтика 2016-01 / М.Тимин - Воздушное сражение 22 июня 1941г.
Оставленные в ангарах на аэродроме Млынув исправные И-153 46-го ИАП. Несколько позже самолеты были ободраны на сувениры, поломаны и перевернуты немецкими военнослужащими.
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Поврежденный И-153, оставленный на аэродроме при отступлении
-
Авиация и Космонавтика 2016-07 / М.Тимин - Воздушная схватка над Оранами /К 75-летию начала Великой Отечественной войны/
Самолеты 42-го ИАП, уничтоженные или поврежденные на вильнюсском аэродроме Парубанек, 22 июня 1941 г.
-
Авиация и Космонавтика 2016-07 / М.Тимин - Воздушная схватка над Оранами /К 75-летию начала Великой Отечественной войны/
На этом уникальном снимке (из трофейного немецкого фотоальбома) запечатлен не просто самолет, брошенный на аэродроме, а именно истребитель И-153 4-й эскадрильи 42-го ИАП (тактический №8 белый), совершивший вынужденную посадку с убранным шасси на аэродроме Ораны после боя с самолетами из II/JG52. Предположительно пилот мл. лейтенант М.Ф. Митин
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Советский И-153 с бортовым номером «19» совершил вынужденную посадку на финской территории 3 октября 1941 г. В финских ВВС после ремонта самолет получил бортовой код IT-20. Он утонул вместе с пилотом после воздушного боя 8 января 1943 г.
-
Авиация и Космонавтика 2016-01 / М.Тимин - Воздушное сражение 22 июня 1941г.
Оставленные в ангарах на аэродроме Млынув исправные И-153 46-го ИАП. Несколько позже самолеты были ободраны на сувениры, поломаны и перевернуты немецкими военнослужащими.
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Сгоревший И-153 на краю линейки однотипных самолетов после атаки советского аэродрома истребителями из JG 53. Лето 1941 г.
-
Авиация и Космонавтика 2017-06 / М.Тимин - Советские "Чайки" против нацистских "берсеркеров"
Уничтоженные 22-23 июня 1941 г. И-153 12-го ИАП на аэродроме Боушев
-
АвиаПарк 2010-04 / М.Тимин - Ответный удар /На фронтах Великой Отечественной/ (3)
И-153 из 4-й АЭ 61-го ШАП, уничтоженный на аэродроме Кеданяй
-
Авиация и Космонавтика 2016-11 / М.Тимин - Первые воздушные победы 22 июня 1941г. /К 75-летию начала Великой Отечественной войны/
И-153 из 4-й эскадрильи 61-го ШАП, самолет произвел вынужденную посадку на аэродроме Кеданяй
-
Air Enthusiast 1971-06 / ??? - End of an Era... Polikarpov's Chaika /Warbirds/
An M-62-powered I-153 that had crash-landed at its base after combat during the opening phase of Operation "Barbarossa" (small-calibre bullet holes can be seen immediatelly aft of the engine cowling and in the lower wing/fuselage fillet) and was subsequently found by German forces when the airfield was overrun.
-
АвиаМастер 2005-07 / В.Антипов, А.Кириндас, И.Уткин - Старейший авиаполк России /Боевой путь/
Аварийная посадка истребителя И-153 из 15-го ИАП, 1939г.
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Скапотировавший финский И-153 (борт VH-11)
-
АвиаПарк 2010-04 / М.Тимин - Ответный удар /На фронтах Великой Отечественной/ (3)
И-153 из 4-й АЭ 61-го ШАП, тяжело поврежденный в первый день войны на аэродроме Кеданяй и брошенный при отступлении из-за невозможности эвакуации. Возле самолета стоит немецкий солдат
-
Авиация и Время 1996-05 / Д.Хазанов - Вторжение /Аэроархив/ (3)
Оккупанты позируют у остатков И-153
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Авария И-153 с двигателем М-25В из 70-го ИАП. Халхин-Гол, октябрь 1939 г.
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Еще одна пострадавшая в аварии «Чайка» из 70-го ИАП. Халхин-Гол, октябрь 1939 г.
-
АвиаПарк 2010-04 / М.Тимин - Ответный удар /На фронтах Великой Отечественной/ (3)
Еще один пострадавший в довоенном летном происшествии: И-153 в оригинальном камуфляже из 1-й эскадрильи 232-го ШАП 29 мая 1941 года скапотировал при посадке на аэродроме Федоровка
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Авария И-153 из 71-го ИАП ВВС Балтфлота. Лето 1943 г.
-
АвиаПарк 2010-04 / М.Тимин - Ответный удар /На фронтах Великой Отечественной/ (3)
Этот И-153 с тактическим номером "9" из 3-й АЭ 62-го ШАП не дожил до войны. 4 мая 1941 года он потерпел аварию на аэродроме Стрый и был списан
-
АвиаПарк 2009-02 / М.Тимин, И.Злобин - Тайна бобруйского аэродрома /Неизвестные страницы истории/
На бобруйском аэродроме
Другие самолёты на фотографии: Архангельский, Туполев СБ / АНТ-40 - Россия - 1934Поликарпов И-16 тип 18 (29) - Россия - 1939
-
Авиация и Космонавтика 2018-07 / М.Тимин - Июнь 1941г. Воздушная битва на южном направлении (2)
Румынские офицеры позируют на фоне поврежденного И-153, лето 1941 г.
-
Авиация и Космонавтика 2018-07 / М.Тимин - Июнь 1941г. Воздушная битва на южном направлении (2)
Самолеты 55-го ИАП, уничтоженные на аэродроме Бельцы 22 июня 1941 г.
Другие самолёты на фотографии: Поликарпов И-15бис / И-152 - Россия - 1937
-
Авиация и Космонавтика 2018-07 / М.Тимин - Июнь 1941г. Воздушная битва на южном направлении (2)
Истребители И-153 55-го ИАП, уничтоженные на аэродроме Бельцы. Июнь 1941 г. В составе этого полка встретил войну А.И. Покрышкин. Фото сделано после захвата аэродрома противником
-
АэроХобби 1992-01 / Аэроархив /Коллекция "АХ"/
Самолет-разведчик ХАИ-5 (P-10) конструкции профессора И.Г.Немана на захваченном венгерскими войсками аэродроме. Июль 1941 года, Юго-Западный фронт. Окраска самолета - светло-серая, капот двигателя - черный, на белом руле направления красный номер 11. На заднем плане - остатки истребителей И-153 "Чайка".
Другие самолёты на фотографии: Неман Р-10 / ХАИ-5 / ПС-5 - Россия - 1936
-
Авиация и Космонавтика 2000-12 / А.Демин - Авиация великого соседа (Советские истребители в небе Китая. 1937 - начало 1940-х годов) (11)
Так японский художник изобразил воздушный бой в Китае между "чайкой" и A5M ("тип 96"). Но такие бои происходили лишь на Халхин-Голе, а в Китае в 1941г. И-153 просто попали под "каток" A6M "Зеро"
Другие самолёты на фотографии: Mitsubishi A5M / Ki.18 - Япония - 1935
-
Авиация и Космонавтика 2018-05 / М.Тимин - Таран лейтенанта Василия Книжника
Рисунок, изображающий таран лейтенанта Книжника, из «Истории 17-го Гвардейского штурмового авиаполка», ЦАМО РФ
-
Air Enthusiast 1971-06 / ??? - End of an Era... Polikarpov's Chaika /Warbirds/
The Polikarpov I-153
-
Авиация и Время 2005-06 / Ю.Гугля - Истребитель И-190: биплан в эпоху монопланов
1. И-16 тип 5, И-15 (ЦКБ-3); 2. И-16 тип 10, И-15бис (И-152); 3. И-16 тип 24, И-153; 4. И-17 бис, И-170 (проект); 5. И-180-3, И-190; 6. И-185 (01), И-195 (проект)
Другие самолёты на фотографии: Поликарпов И-15 - Россия - 1933Поликарпов И-15бис / И-152 - Россия - 1937Поликарпов И-16 тип 10 (17) - Россия - 1937Поликарпов И-16 тип 18 (29) - Россия - 1939Поликарпов И-16 тип 5 (6) - Россия - 1934Поликарпов И-17 - Россия - 1934Поликарпов И-170 - Россия - 1939Поликарпов И-180 - Россия - 1938Поликарпов И-185 - Россия - 1940Поликарпов И-190 - Россия - 1939Поликарпов И-195 - Россия - 1940
-
Авиация и Космонавтика 2022-01 / А.Пухлов - В бой на "Чайках" /Советские асы начала войны/
И-153 М-62 (тип 34 завода N 1)
Тип фотографий
- Все фото (184)
- Боковые проекции (41)
- Цветные фото (12)
- Ч/б фото (91)
- Кабина (2)
- Обломки (29)
- Рисунки, схемы, чертежи (9)