Ильюшин Ил-2М
Варианты:
Ильюшин - Ил-2М - 1942 - Россия
Страна: Россия
Год: 1942


Двухместный штурмовик
Описание:
Ил-2М
Ил-2
Фотографии:

Ч/б фото (182)

Ил-2М

Бронированный штурмовик. Одномоторный свободнонесущий моноплан с убирающимся шасси. Первый в мире штурмовик, у которого броня включена в несущую конструкцию планера. Спроектирован в ЦКБ под руководством С.В. Ильюшина. На испытания выходили цельнометаллические штурмовики ЦКБ-55 (первый полет - 30 декабря 1939 г.), ЦКБ-55П (29 декабря 1940 г.) и, наконец, ЦКБ-57 (12 октября 1940 г.), ставший прототипом серийного БШ-2 (Ил-2).
Серийное производство Ил-2 начали в марте 1941 г. Его выпускали заводы #18 (Воронеж, затем Куйбышев), #1 (Куйбышев), #30 (Москва), #381 (Ленинград, затем Нижний Тагил). Всего построили 36 163 (по другим данным, 36 154) экз. - это самый массовый самолет Великой Отечественной войны. В это количество включены 1211 учебных Ил-2У.
Двигатель АМ-38/АМ-38Ф. Экипаж самолета 1 - 2 чел. Вооружение - в зависимости от модификации.
В годы войны Ил-2 состоял на вооружении в СССР с мая 1941 г., в Польше - с сентября 1945 г., в Чехословакии - с апреля 1945 г. (в обоих последних случаях имеются в виду авиачасти, сформированные в Советском Союзе).
Основные серийные модификации:
   - Ил-2 одноместный с мотором АМ-38, первоначально цельнометаллический, вооружение 2x20+2x7,62 (заводы #381 и #30)или 2x23+2x7,62 (заводы #1 и #18), бомбы до 600 кг, 8хНУРС (полевые переделки до 16хНУРС, известны машины с установкой двух НУРС для стрельбы назад). С января 1942 г. выпускался с зимним лыжным шасси, первоначально неубирающимся, затем убирающимся. С мая введены крыло смешанной конструкции с полотняной обшивкой элеронов и деревянная хвостовая часть фюзеляжа. Самолеты разных заводов отличались по вооружению, запасу горючего, бронированию. С июня 1942 г. начали усиливать при ремонте фюзеляж наружными стрингерами, на заводах введено подкрепление внутреннего набора хвостовой части. С августа на части машин устанавливались радиополукомпасы. Существовали полевые переделки с неподвижным 12,7-мм пулеметом назад и переделки в двухместный с вооружением 1x7,62, 2x7,62 или 1x12,7 в задней кабине;
   - Ил-2 одноместный с вооружением 2x37+2x7,62,бомбы до 200 кг, 8хНУРС; малая серия;
   - Ил-2 тип 2, двухместный, вооружение 2x23+1x12,7+2x7,62, бомбы до 600 кг, 4хНУРС, выпускался с октября 1942 г.; с января 1943 г. с мотором АМ-38Ф. С мая внедрены фибровые основные бензобаки и подвесные сбрасываемые ПЛГБ-150;
   - Ил-2 тип 2 двухместный с мотором АМ-38Ф и вооружением 2x37+2x7,62, бомбы до 200 кг, без НУРС, выпускался с середины 1943 г. до января 1944 г.;
   - Ил-2 тип 3 с металлическим крылом увеличенной стреловидности, на поздних сериях (тип 3М) вернулись к металлической хвостовой части фюзеляжа, выпускался с апреля 1944 г., с начала 1945 г. в части досылались дополнительные комплекты бронирования, с весны заводы #1 и #30 выпускали самолеты с удлиненным бронекорпусом;
   - Ил-2КР, корректировщик и ближний разведчик на базе типа 2 с мотором АМ-38Ф, установлены фотоаппаратура и более мощная радиостанция вооружение 2x23+1x12,7+2x7,62, бомбы до 600 кг, 4хНУРС, выпускался серийно заводом #30 с апреля 1943 г. Существовали также кустарные переделки в разведывательный вариант Ил-2 различных модификаций.
Ил-2 начал применяться на фронте с конца июня 1941 г. под Бобруйском. В июле они действовали под Оршей, Смоленском и Ельней. Ими были вооружены части ВВС Южного, Юго-Западного и Западного фронтов и Балтийского флота. В августе на фронте насчитывалось уже 15 полков этих машин. В сентябре 1941г. под Москвой сосредоточили пять полков Ил-2. К середине 1942 г. эти самолеты уже широко использовались на всех фронтах и в авиации ВМФ. В мае - июне они участвовали в сражении под Харьковом. Двухместные машины, первоначально кустарно изготовленные (непосредственно в частях), появились весной 1942г. Двухместные Ил-2 заводского изготовления проходили войсковые испытания на Калининском фронте с октября 1942 г. 30 октября они атаковали аэродром в Смоленске. Массовое применение двухместных машин началось в первой половине 1943 г. С ноября 1942 г. Ил-2 эпизодически использовались и ночью. Так штурмовики работали, например, под Сталинградом. На Калининском фронте имелся целый полк, специализировавшийся на ночных вылетах. В некоторых случаях при этом самолеты оснащали пламегасителями на выхлопных патрубках.
Одноместные Ил-2 с 37-мм пушками проходили проверку боем в декабре 1942 г. в 16-й воздушной армии под Сталинградом. Машины типа 3 с 37-мм пушками дебютировали под Курском в июле 1943 г.
Ил-2 с середины войны стал самым массовым самолетом ВВС РККА, участвовавшим во всех крупных операциях советской армии и флота. На море Ил-2 использовался как штурмовик, топмачтовик и самолет ПЛО (на Балтике с 1944 г.).
В некоторых случаях Ил-2 применялся как тяжелый истребитель против бомбардировщиков и транспортных самолетов противника (с октября 1942 г. под Сталинградом, над Рамушевским коридором, в Корсунь-Шевченковской битве).
Ил-2 сняли с производства в 1945 г. Вскоре после окончания войны он был быстро вытеснен новым Ил-10. Но в учебных частях старые штурмовики сохранялись до начала 50-х годов.


Ил-2 тип 3||
Размах:||14,6 м
Длина:||11,6 м
Моторы, количество х мощность:||1x1760 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||6325 кг
Максимальная скорость:||405 км/ч
Практический потолок:||3500 м
Дальность:||765 км

Ил-2

<...>
   Одноместные Ил-2 оказались мощным и эффективным оружием и широко применялись на фронтах. Но при этом они несли значительные потери - в 1941-1942 годах не хватало истребителей для прикрытия, что сложно было предположить в 1940 году. В феврале 1942 года было решено перейти к двухместной версии Ил-2 в соответствии с первоначальной концепцией Ильюшина. На переделанном Ил-2М появилось место стрелка под удлиненным фонарем кабины. Две машины прошли летные испытания в марте 1942 года, в конце лета началось серийное производство.
   На Ил-2 установили более мощный мотор АМ-38Ф. Две 20-мм пушки ШВАК заменили на более мощные 23-мм пушки ВЯ, ввели различные усовершенствования аэродинамики для улучшения характеристик и компенсации возросшей массы (из-за бортстрелка и усиленного вооружения), заменили металлические консоли крыла на деревянные и увеличили запас топлива.
   Новая версия Ил-2 АМ-38Ф впервые появилась над Сталинградом в начале 1943 года. Испытанный в конце 1942 года, самолет имел переконструированное крыло с консолями стреловидностью 15°. Летные данные улучшились. Ил-2 КСС ("крыло со стрелкой") стал самой ценной версией штурмовика.
   После тщательного изучения опыта боевого применения Ил-2 эффективность их действий в 1944-1945 годах многократно возросла, усилилось и истребительное прикрытие. Вооружение усилили, введя кассеты, содержащие 200 кумулятивных противотанковых бомб ПТАБ, испытали гранатомет ДАГ-10 для борьбы с истребителями. Появилось некоторое количество самолетов Ил-2 с парой 37-мм пушек НС-11 либо П-37, установленных в обтекателях над шасси.
   Штурмовики Ил-2 использовались советским ВМФ для борьбы с вражеским судоходством. Также был разработан торпедоносец Ил-2Т. На суше Ил-2 использовался и для постановки дымзавес и разведки, В конце войны штурмовики Ил-2 появились в польских и чехословацких авиачастях, воевавших в составе советских ВВС. Этот тип самолета оставался на вооружении в СССР в течение нескольких лет после войны, и несколько дольше в ВВС социалистических стран Восточной Европы.
   С сентября 1941 года испытывался опытный Ил-2 со звездообразным мотором М-82, но в серию этот вариант не пошел. Учебные версии Ил-2 обозначались УИл-2 или Ил-2У.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Ил-2

   Тип: двухместный штурмовик
   Силовая установка: один ПД А. А. Микулина АМ-38Ф мощностью 1720 л. с. (1282 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость 410 км/ч на высоте 1500 м; практический потолок 4525 м; практическая дальность полета 765 км
   Масса: пустого в оснащенном виде 4525 кг; макс. взлетная 6360 кг
   Размеры: размах крыла 14,60 м; длина 11,65 м, высота 4,17 м; площадь крыла 38,50 м2
   Вооружение: две 23-мм пушки ВЯ, два 7,62-мм пулемета ШКАС (все в крыле) и один 12,7-мм пулемет УБТ у бортстрелка, плюс 100-кг бомбы (четыре на внутренней подвеске и две под фюзеляжем) либо две 250-кг бомбы (под фюзеляжем), восемь РС-82 или четыре РС-132 под консолями крыла
Наращивание валовых показателей колоссально усиливалось рядом качественных прорывов, достигнутых советской авиапромышленностью. Одним из них был легендарный Ил-2. Ничего подобного Люфтваффе не получили до конца войны!
Сборка штурмовиков Ил-2.
Цех сборки самолетов Ил-2 АМ-32ф, завод N 30
Сборка Ил-2 на московском заводе N 30. Комсомольская бригада (слева направо): А.Бызарь, Н.Гаритовский, Ю.Гагаров, В.Ермилов
Работа женских бригад на заводе №30
В годы войны женщины заменили ушедших на фронт мужчин, в том числе и на авиационных заводах
Конвейер сборки деталей для моторов самолетов Ил-2
Консоли крыла для штурмовика Ил-2, изготовленные на заводе №1
Ил-2 №50897 с пулеметом ШКАС
Серийный Ил-2 зав. №509001 с удлиненным бронекорпусом в ходе контрольных испытаний в ГК НИИ ВВС, сентябрь 1945 г. Хорошо видны «жабры» для продува воздухом подкапотного пространства вместо бронекарманов.
Серийный самолет Ил-2 зав. № 302114 в ходе контрольных испытаний в ЛИИ НКАП, май 1943 г. После этих испытаний самолет поступил в ЦАГИ для исследований в аэродинамической трубе Т-101
Штурмовик Ил-2 АМ-38ф с пушками НС-37 калибра 37 мм
Ил-2 на стоянке
Самолет Ил-2бис (зав. №4434) в НИИ ВВС. Октябрь 1942 г.
Фонарь кабины воздушного стрелка самолета Ил-2бис
Двухместный Ил-2 АМ-38 N 887 производства завода N 30 (N 30887) с крупнокалиберным пулеметом УБТ на турели. Государственные испытания, октябрь 1942г.
Самолет-разведчик Ил-2 из 10-го ОРАП. Лето 1944 г.
Корректировщик Ил-2 на аэродроме
Серийные машины. Уязвимость при атаке сзади и отсутствие в 1941-1942 годах достаточного числа истребителей для сопровождения штурмовиков привели к тому, что многие Ил-2 прямо на передовой стали переделывать в двухместные. Идя навстречу требованиям фронтовиков, в мае 1942 года конструктор Ильюшин предложил модель двухместной машины Ил-2М, на которой место стрелка было оборудовано позади топливного бака, располагавшегося за спиной пилота. При этом рассматривались не менее пяти вариантов кабины Ил-2. Место стрелка оснастили пушкой УБТ. На этой стадии установили стандартный вес броневой защиты штурмовика в 990 кг. Толщина брони колебалась от 4 до 12 мм. Несмотря на то, что с появлением второго члена экипажа несколько ухудшились технические характеристики самолета (его скорость упала с 396 км/ч у Ил-2 до 370 км/ч у Ил-2М), новая машина хорошо зарекомендовала себя в боях. С июля 1942 года на Ил-2 появились более мощные двигатели АМ-38Ф в 1720 л. с, которые работали на дизельном топливе (прежний двигатель АМ-38 имел мощность 1550 л. с). На Ил-2/АМ-38Ф, известном также под названием Ил-2 тип 3, можно было ставить и двухъярусную подвеску для размещения 32 реактивных снарядов РС-82. Кроме того, угол стреловидности крыла был доведен до 15°. Новая модель Ил-2 прошла испытания в декабре 1942 года, а уже в январе следующего года первые боевые машины поступили на Сталинградский фронт. Последняя серийная модель Ил-2 имела обозначение Ил-2М3.
Сталин зорко следил за выпуском Ил-2. Когда произошел сбой в производстве самолетов, он сказал директору завода: "Ил-2 нужны Красной армии как воздух, как хлеб... это мое последнее предупреждение".
Опытный Ил-2, вооруженный 45-мм пушками НС-45
Штурмовик Ил-2 с 37-мм пушками НС-37
Ил-2 с 37-мм пушками из состава 566-го шап
Ил 2 с 37-мм пушками. Начиная с 1943 года, под крылом некоторых Ил-2М3 стали устанавливать 37-мм автоматические противотанковые пушки НС-37 (ОКБ-16), имевшие боезапас в 50 выстрелов и способные пробить броню даже немецких "Тигров". Появление тяжелых пушек заставило отказаться от ракетного и бомбового вооружения, однако вместо этого на самолете добавились две пушки ШВАК и одна пушка УБТ для стрелка.
Серийный Ил-2, вооруженный 37-мм пушками НС-37
Техники чехлят пушку НС-37
Серийный Ил-2 с 37-мм пушками ШФК-37
Раскапотированная 37-мм пушка ШФК-37
Серийный самолет Ил-2 зав. № 1876767 «крыло со стрелкой» (эталон для серийного производства) в ходе государственных контрольных испытаний в НИИ ВВС. сентябрь 1943 г.
Ил-2 из 8-го ГвШАП ВВС Черноморского флота. Аэродром Саки, апрель 1944г.
Не так уж много советских самолетов в годы Второй Мировой войны было сфотографировано под разными ракурсами, но этому Ил-2 из состава 8-го ГШАП в этом смысле повезло. Но правом борту фюзеляжа самолет нес белую стрелу и надпись "За Родину!".
Эти штурмовики ближней поддержки Ил-2мЗ воевали летом 1944 года на Ленинградском фронте.
Богато разукрашенный штурмовик Ил-2 командира 76-го ШАП подполковника Н.Г.Степаняна, 1944г.
Нельсон Степанян рядом со своим «разрисованным» Ил-2. Фото предположительно сделано летом-осенью 1944 года
Несмотря на наличие торпедоносной и бомбардировочной авиации в составе ВВС ЧФ, ее главной ударной силой весной 1944г. были именно штурмовые авиаполки. На снимке запечатлены Ил-2 из состава 8-го гвардейского ШАП.
Самолеты из 281-й ШАД. Эстония, Тарту, октябрь 1944 г.
The ubiquitous Ilyushin Il-2 ‘Sturmovik’ interdictor was introduced into Mongolian skies in 1942.
Линейка Ил-2 из 281-го ШАП. Ленинградский фронт, 1944 г.
Истребитель МиГ-3 среди других боевых самолетов ВВС РККА в демонстрационном зале БНТ ЦАГИ
Штурмовики Ил-2, прошедшие капитальный ремонт, 1943г.
Замаскированный Ил-2
Экипаж Ил-2 209-го ОКРАП готовится к вылету, 1944 г.
Ил-2М3 из эскадрильи "Москва". На турели в задней кабине установлен 12,7-мм пулемет УВТ.
Советский летчик-ас Герой Советского Союза капитан В.Ф.Хохлачев возле своей "грозной" машины
"За Ленинград" на борту Ил-2
"За Женю Лобанова" (ВВС Северного флота, Ил-2, 1943г.
На снимке более 65 Ил-2 построены в четкие ряды. Возможно, перед нами торжественное событие, происходящее уже после поражения Германии. Надпись "Чапаевцы" на фюзеляже может относиться как к герою Гражданской войны, так и к городу, поселку или колхозу, носящему его имя, жители которого собрали деньги на постройку самолетов.
Прасковья Васильевна Баринова и ее дочь Евгения Баринова вручают построенный на их сбережения именной штурмовик Ил-2 «Месть Бариновых» комэску 943-го шап Георгию Паршину, 1 июня 1944 года
Командир 15-го Гв. ШАП Гвардии майор Н.И. Свитенко ставит боевую задачу летчику Г. Мыльникову. Осень 1942 года, Ленинградский фронт
Ил-2 использовались очень интенсивно. Летчик-штурмовик С. Брюханов за четыре года войны выполнил 140 боевых вылетов, уничтожил 40 танков, 152 автомобиля и поезд, не считая орудийные и минометные позиции. Пилот погиб в мае 1945 года.
К-н И.Павлов из 6-го Гв.ШАП возле своего именного самолета. Январь 1945 г.
Командир эскадрильи 5-го штурмового полка Герой Советского Союза А.Путин перед боевым вылетом
Иван Драченко (в центре) с боевыми друзьями: слева - Е. Алехнович, справа - Н. Кирток, у штурмовика Ил-2, 140-й гв. шап
Штурмовик Ил-2 «Олег Кошевой» из 766-го ШАП
Двухместный Ил-2 первых серий выпуска. Летчик В.П. Алексухин, стрелок А.Д. Гатаюнов. 617-й ШАП, Харьковское направление, август 1943 г.
Василий Алексухин на крыле своего именного Ил-2 «Александр Суворов», воздушный стрелок - А.Д. Гатаюнов, 617-й шап. Алексухин уничтожил 45 ж/д вагонов противника, что является седьмым результатом среди лучших асов-штурмовиков
От Сталинграда до Берлина
Нет, это не снимок времен войны. И.Кабаков (второй справа) в группе пилотов гражданской авиации у одного из последних действующих Ил-2. Гурьев, 1950г. На черно-белом снимке форма "Аэрофлота" практически не отличается от морской, что и позволило летчикам устроить эту инсценировку. Ил-2 окрашен в светло-серый цвет, характерный для машин поздних серий выпуска.
2-я эскадрильи 566-го полка. Июль-август 1944г.
Заседание партийного бюро полка. Прием в партию Сперанского В.Ф.
Политинформация
9 мая 1945г. На крыле - командир дивизии генерал-майор Хотминский
Летный состав 810-го Режицкого шап, Василий Козловский - четвертый слева. 2-й Прибалтийский фронт, 1944 г.
Штурмовики Ил-2 ВВС МНР, конец 1940-х гг.
Штурмовик Ил-2 и истребитель Як-9 ВВС Монголии.
Инструктаж техсостава 3-й эскадрильи 537-го ШАП на летном поле пхеньянского аэродрома. Третий слева в заднем ряду - А.Я.Дадуев
Занятия с механиками и мастерами авиавооружения
Обучение механиков авиавооружения
А.Я.Дадуев (справа) с товарищами осматривают поврежденный японским зенитным огнем водорадиатор Ил-2
Сварщик за ремонтом шторки воздушного радиатора самолета Ил-2
Ремонт электрооборудования самолета Ил-2 (957 шап)
Подготовка штурмовика Ил-2 к боевому вылету
Подготовка к боевому вылету штурмовика Ил-2 командира 617-го шап майора Д.Л.Ломовцева.
Обслуживание Ил-2 37-го шап 12-й шад. На счету "Илов" этой части потопление пяти японских транспортов в порту Юки.
Устранение дефектов мотора самолета Ил-2КР после боевого вылета. На бронекапоте мотора видны визирные штыри, предназначенные для бомбометания
Устранение дефектов винтомоторной группы и проведение регламентных работ на самолете Ил-2
Замена мотора АМ-38ф на самолете Ил-2, 872 шап
Зима 1942г., аэродром Борки. Инженер 2-й аэ 7 гшап ВВС ВМФ инженер-капитан Б.Л.Незаметдинов проверяет готовность самолета Ил-2 к вылету
Подготовка Ил-2 к полету
Подготовка Ил-2 к боевому вылету
Подготовка к боевому вылету Ил-2 из 75-го Гв.ШАП. На переднем плане: оружейник протирает от смазки 23-мм снаряд
Осмотр шасси самолета Ил-2
Подготовка Ил-2 к боевому вылету, 62 шап, 1943г.
До 1943 г. ФАБ-100 были наиболее эффективным оружием Ил-2 против бронетехники. Загрузка бомбоотсека одного из первых серийных двухместных Ил-2 штурмовика. Район Сталинграда, конец 1942 г.
Подвеска бомб под Ил-2 76-го гв.ШАП. Таврия, зима 1934/44.
Подготовка Ил-2 к удару по танкам противника - загрузка ПТАБ-2,5-1,5 в крыльевые бомбоотсеки. Ленинградский фронт, 1944г.
Загрузка противотанковых бомб ПТАБ-2,5-1,5
Укладка авиабомб ПТАБ-10-2,5 в бомбоотсеке самолета Ил-2 головной частью вперед (по полету)
Зависание ПТАБ-10-2,5 в универсальном бомбоотсеке самолета Ил-2
Подвеска РС-82 под штурмовик Ил-2 из 46-го шап.
Реактивные осколочно-фугасные снаряды улучшенной кучности РОФС-132 под крылом штурмовика Ил-2.
Две ракеты РС-82 крепились под крылом Ил-2. Этих ракет было выпущено не менее 2,5 миллионов, и они явно стали неожиданностью как для немцев, так и для их союзников, когда подбивали танки Оси в июне 1944 года.
Обслуживание пушки НС-37 на самолете Ил-2
Техническое обслуживание 37-мм пушки НС-37
Подготовка к бою пулеметно-пушечного вооружения Ил-2
Обслуживание пушки ВЯ-23. 7 гшап ВВС ВМФ
Подготовка снарядной ленты к пушке ВЯ-23
Укладка снарядной ленты в патронный ящик самолета Ил-2
Заряжание авиапушек Ил-2 перед боевым вылетом.
Оружейник К. Ефимова загружает боекомплект к пушке
Подготовка Ил-2 к боевому вылету
Снаряжение пулемета УБТ на Ил-2
Экипажи Ил-2КР получают задание
Ил-2КР, дооборудованный аэрофотоаппаратом АФА-3С
Установка кинофотоаппарата под крылом Ил-2
Зарядка фотоаппарата. 209-й ОКРАП. 1944 г.
Заправка Ил-2 из 141-го ГШАП горючим
Механик самолета докладывает летчику А.И.Ефимову о готовности Ил-2 к боевому вылету
Выруливание Ил-2
Ил-2 на полевом аэродроме
Двухместные Ил-2 из состава 140-го гв. шап на старте, лето 1943 года
Штурмовики Ил-2 предположительно из состава 7-го шап ВВС Балтийского флота. Ближняя машина с бортовым номером «14» представляет собой полевую переделку одноместного Ил-2 в двухместный, с воздушным стрелком. Стрелок вооружен пулеметом ШКАС. Второй самолет на фото - двухместный серийный Ил-2, весна-лето 1943 г.
Штурмовики вылетают на боевое задание. Сталинградская битва, январь 1943 г.
Боевая тревога на аэродроме 943-го ШАП 13-й ВА
Группа Ил-2 из 17-й ВА готова к боевому вылету.
Ил-2 вылетают на боевое задание с полевого аэродрома, ориентировочно 1942 год. Эти одноместные штурмовики вооружены пушками ШВАК, за исключением самолета на переднем плане, оснащенного пушкой ВЯ (с более длинным стволом, чем у ШВАК).
Штурмовики 8-й Воздушной Армии перед ударом по войскам противника в районе Севастополя.
Вооруженный 37-мм пушками Ил-2М3. Пушками такого калибра вооружались самолеты позднего выпуска. Эти самолеты обладали как достоинствами (повышенная бронепробиваемость 37-мм снарядов), так и недостатками (худшая устойчивость самолета при стрельбе).
Шасси Ил-2 убирались назад в обтекатели под крылом. Створки частично закрывали убранное шасси, так что часть колеса оставалась снаружи для минимизации повреждений при вынужденной посадке с убранным шасси.
Взлет Ил-2, 1943 год
Один из основных топмачтовиков ВВС флота: Ил-2
Ил-2 с крылом «со стрелкой» (Ил-2КСС). В кабине - летчик-испытатель В.К. Коккинаки Это фото стало классикой жанра. Москва, 1944 г.
Ил-2 - штурмовик, которого боялись больше чем немецких Stuka и британских Typhoon, - стал одним из величайших военных самолетов всех времен и народов. Он остается непревзойденным и по массовости производства. На иллюстрации Ил-2М3.
Ил-2 наносит удар
Пара Ил-2 в зимнем камуфляже. Ленинградский фронт, 1943 г.
Штурмовики 17-й воздушной армии в районе Будапешта
В полете "соседи" пара Ил-2 75-го гв.ШАП. Кадры кинохроники, снятые из кабины стрелка одного из "илов" 76-го гв.ШАП. Май-июнь 1944г. На фото хорошо видна отличительная особенность самолетов 75-го гв.шап - белая полоса под фюзеляжной звездой. Дальняя машина (N 32) вооружена 37-мм пушками. Это едва ли не единственное фото точно идентифицированного стревого Ил-2 с НС-37.
Выход из атаки, снятый из кабины воздушного стрелка Ил-2
IL-2 two-seat "Stormovik" Assault Bombers of the Red Air Force.
"Илы" над тундрой Кольского полуострова, 1943г.
Снимок сделан на Воронежском фронте во время Курской битвы в июле 1943 года. В этот период, как и во всех других операциях с его участием, Ил-2 был очень опасен для немецкой брони. Обратите внимание на 37-мм пушку, ведущую огонь.
Штурмовики над побережьем Крыма
Полет Ил-2 в боевом порядке
Это Ил-2М3 в своем лучшем варианте. У всех 37-мм пушки и, по крайней мере, у второго самолета под крылом остаются ракеты РС-82. У всех четырех машин одинаковая форма фонаря кабины, но всего насчитывалось пять основных разновидностей конструкции фонаря, имеющих мелкие отличия. Это разнообразие было результатом изменений в ходе производства и местных фронтовых переделок.
Штурмовик Ил-2 играл в небе такую же важную роль, как танк Т-34 на земле. Этот самолет являлся символом наступательной мощи советских ВВС.
Штурмовики Ил-2 из состава 4-1 воздушной армии над Берлином. 30 апреля 1945г.
Два звена штурмовиков идут на средней высоте
Эти, запечатленные в 1944 году, двухместные Ил-2М3 можно было увидеть над всем Восточным фронтом, который к тому времени перешел довоенные границы СССР и углубился в Польшу и Румынию.
Ст. л-т С. Федяков из 872-го ШАП покидает свой Ил-2 после 150-го боевого вылета. Осень 1944 г.
Воздушный стрелок Ил-2 сержант Анисимов рассказывает о боевом вылете
Командир 3-й аэ капитан Агеев после 104 боевого вылета
Винт АВ-5л-158
И.Кризай осваивает Ил-2. Начало 1945г.
Полевой ремонт радиооборудования самолета Ил-2 (828 шап)
Экипаж двухместного Ил-2, воздушный стрелок с 12.7-мм пулеметом УБТ
Гвардии капитан Василий Емельяненко в кабине своего Ил-2, август 1943 г.
Момент съемок документального фильма о жизни летчиков-штурмовиков. Готовится к исполнению песня Василия Емельяненко. Сам автор песни рядом с крылом своего Ил-2 в пилотке и с балалайкой, рядом Иван Чернец с гитарой, август 1943 г.
Ил-2 №50897 с пулеметом ШКАС
Ил-2 №30887 с закрытым и открытым фонарем стрелка
Кабина двухместного Ил-2 производства завода № 30. На турельной установке ВУБ-3 - пулемет УБТ. Октябрь 1942 г.
Штурмовик Ил-2 с прицелом ПШ-3
Размещение фильтра ЦАГИ на самолете Ил-2
Маслорадиатор в бронекоробке
Основные опоры шасси
Хвостовое оперение и хвостовая опора шасси
Ил-2 из состава Воздушных сил Чехословакии. 1948 г.
Штурмовики из состава 2-й авиадивизии ВВС Югославии. Начало 1950-х годов
Летчики 8-го польского штурмового авиаполка и советский офицер на фоне Ил-2, 1944 г.
Дополнительная броня воздушного стрелка производства завода №30: слева - вид сверху, справа - вид снизу.
Узел крепления консоли крыла Ил-2
Ил-2 зав. №502114 в ходе испытаний в аэродинамической трубе ЦАГИ Т-101, август 1945 г. (вверху - угол атаки 6°, внизу - угол атаки 24°)
Ил-2 N 7005 производства завода N 1 на статиспытаниях в ЦАГИ. Май 1943г.
Статиспытания серийного самолета Ил-2 зав.№17005 производства завода №1. ЦАГИ, май 1943 г.
Статиспытания серийного самолета Ил-2 зав. №302263 производства завода №30. ЦАГИ, май 1943 г.
Поперечная трещина на носке крыла в месте стыковки дюралевой обшивки с фанерной на Ил-2 N 2263 при нагрузке в 65-70% от расчетной
Разрушение стрингеров крыла самолета Ил-2 N 2263 производства завода N 30, вызванное появлением волн в обшивке, на статиспытаниях в ЦАГИ. Май 1943г.
Крышка патронного ящика самолета Ил-2 N 301850 конструкции завода N 30.
Крышка патронного ящика самолета Ил-2 N 7005 конструкции завода N 1.
Разрушение крышки патронного ящика конструкции завода N 30 при нагрузке, соответствующей 60% расчетной.